Мастер – класс по развитию речи для педагогов ДОУ на тему: «Творческое рассказывание «Придумывание сказки»
материал по развитию речи на тему

Бойченко Олеся Олеговна

Мастер – класс по развитию речи

 для педагогов ДОУ на тему:

 «Творческое рассказывание «Придумывание сказки»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 26 «Маячок» г. Воркуты

(МБДОУ «Детский сад № 26» г. Воркуты)

Мастер – класс по развитию речи

 для педагогов ДОУ на тему:

 «Творческое рассказывание «Придумывание сказки»

        

Бойченко  О. О.

воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 26»

Тема Творческое рассказывание «Придумывание сказки».

Цель: Формировать умение придумывать сказку на заданную тему.

Задачи: 1. Учить сочинять сказку в соответствии с требованиями к структуре сюжетного повествования (присказка, зачин, развитие событий, кульминация, концовка).

2. Повторить характерные особенности жанра сказки.

3. Развивать творческое воображение.

4. Развивать интонационную выразительность речи.

5. Развивать литературно – словесное творчество.

6. Воспитывать любовь и чувство патриотизма к своей Родине.

План:

1. Орг. Момент.

2. Проблемная ситуация.

3. Планирование деятельности.

4. Повторение изученного (Д/и «Узнай героя»).

5. Новый материал.

6. Совместное творчество.

7. Рефлексия.

8. Орг. Момент.

Содержание

1. Здравствуйте, ребята! Сегодня утром я получила письмо из Сказочной Пармы с неба от Бога Солнца Ена. И адресовано оно нам группе «Северянка». Прочитаем?!

2.                                                

Здравствуйте, ребята!

Я, Бог Солнца Ен из Сказочной Пармы. Я живу на небе, а моя дочь на земле, где живут и другие герои Коми сказок.

Я хотел объединить всех героев коми сказок и отпраздновать Новый Год. Но герои разных сказок не хотели встречаться. Богатыри считали себя сильнее всех и не хотели дружить с нечестью. Я хотел всех сдружить, а получилось наоборот – поссорились все.

Помогите, пожалуйста, их помирить. Я не могу это сделать, потому что наступает Полярная ночь. Придумайте сказку, в которой участвовали все герои коми сказок. Они узнают какие они есть и это их помирит.

Заранее, спасибо!

С уважением Бог Солнца Ен.

- Ребята, поможем Богу солнца Ену?

- Как мы можем ему помочь?

- Какой должна быть сказка?

- Кто в ней должен участвовать?

3. – Давайте подумаем, что мы будем делать по порядку.

- Сначала, ответим на вопрос, что такое сказка. Чтобы придумать сказку надо знать её особенности.

- Затем? Вспомним: из каких частей состоит сказка. С чего она начинается и чем завершается. Сказка имеет свои составные части.

- Что дальше? Приступаем к придумыванию сказки. Придумывать будем все вместе.

- Что в конце? Запишем сказку и отправим письмо.

4. - Это план наших действий. Мы будем действовать по данному плану. Но прежде всего я хочу узнать знаете ли вы героев коми сказок, а поможет нам игра «Узнай героя». Я буду читать вам описание героя – внешность или поступки, или подвиг, а вы должны угадать и назвать героя.

Начнём!?

  • «Ужасную образину имел он: лицо чёрным волосами заросло, глаза, налитые кровью, одежда из медвежьей шкуры.  Ростом был с добрую сосну, по голосу, по виду дикий зверь. Лицо обросло чёрной, как смоль бородою, глаза, налитые кровью, дико сверкали из - под густых бровей, одевался он в косматую одежду из под невыделанной медвежьей шкуры». ЯГ-МОРТ
  • Леший. Не любил людей. Делал пакости охотникам. Одет был в шкуры зверей, со спутанными волосами и бородой. Умел колдовать. ВЭРСА
  • Старуха: горбатая нечесаная. Живёт в лесу. Любит колдовать и обманывать людей. БАБА – ЁМА
  • Водяной владыка. Живёт в подводном царстве. Пакостит рыбакам и воюет с лешим. ВОДЯНОЙ –ВАСА
  • Сильный и справедливый коми охотник. Победил лешего Вёрсу. Помог Пермскому князю победить иноземных врагов. Получил в подарок от князя грамоту и шёлковую сеть. ПЕРА – БОГАТЫРЬ
  • Богатырь рождённый от брака женщины и медведя. Взявший в жёны красавицу Костэ. КУДЫМ – ОШ
  • Прекрасная дочь бога Ена. Жила над землёй на небе с отцом. Стала женой Перы. ЗАРАНЬ
  • Огнедышащее, трёхглавое чудовище. Страшное, покрыто чешуёй. ГУНДЫР
  • Сильный охотник, обладающий лыжами скороходами, сделанными из дерева-двойника, подаренным лешим Вэрса. ЙИРКАП.
  • Богатырь, жених красавицы Райды. Удалой воин, собравший войско, которое расправилось с Яг – Мортом. ТУГАН.

5. Приступим к плану.

- Ребята, кто помнит, что мы называем сказкой?

- Сказка – это произведение о вымышленных событиях и героях, с участием волшебных сил и предметов.

- Что значит вымышленные события? Герои?

- Какие волшебные силы и предметы вы знаете?

- Каких вымышленных героев коми сказок вы знаете

- Какая главная особенность сказок? Добро всегда побеждает зло.

Молодцы!

- Вспомните: из каких частей состоит сказка? Сказка отличается своей структурой от других произведений.

Присказка – приводит нас к началу сказки. Послушайте одну присказку.

Мы промеж собой уговор положим такой: не любо - не слушай, а врать не мешай. Да и не вру я вовсе, это сказка голову морочит, добрых людей порочит, а со сказки взятки гладки.

- Далее зачин, то с чего начинается сказка. Сказка «Репка» - «посадил дед репку выросла репка большая пребольшая…» - зачин.

- Затем развитие событий – сама сказка.

- Кульминация – самый главный момент в сказке.

- Концовка – развязка – конец сказки, как и присказка подводит к концу сказки.

 

- Наша сказка должна быть такой структуры - иначе это не сказка.

- Наша сказка должна быть о всех героях коми сказок. Каждый из вас выберет героя и опишет его – это описание войдёт в сказку. Я помогу вам придумать присказку, зачин и концовку.

6. Послушайте присказку.

Парма с морем – окияном разлилась, ёлки сосенки плещются, берёзовые водоверти на дно утягивают. Корабли лесами плывут, нигде им берега нету, куда ни глянь, везде мокро. А там, где сухо жили поживали Пера – богатырь, сын женщины и медведя Кудым-Ош, охотник Йиркап, дочь Бога Ена – Зарань, дракон – Гундыр и нечисть лесная: Яг – Морт, Вэрса, Васа, Чукля, Баба – Ёма. Собрались они вместе, в Парме и решили выяснить кто из них самый главный в Сказочной Парме. Сначала вперёд вышел Пера – богатырь…

Каждый ребёнок описывает одного из героев коми сказок и легенд. Описывает так, что именно его персонаж должен быть главным. Это описание включается в содержание сказки.

Спорили они спорили, кто главный и совсем поссорились. Зарань сказала, что скоро Новый Год и его надо праздновать всем вместе. Зарань знала, что если герои вместе будут что – то делать это их объединить. Герои решили вместе готовиться к Новому Году.

Дети совместно решают какой герой и как готовился к Новому Году и помогал другим.

- Молодцы, ребята!! Хорошая сказка у нас получилась. Но не хватает концовки. Я помогу вам её написать.

На том и сказка повершилась, а ты думай да гадай, где серёдка, где край, С какого бока - дураки, с какого – разумники. Ежели скумекал, сиди не мекай – дай другим поразмыслить.

7. - Ну, что теперь получилась   у нас сказка?

Мы сказку запишем и отправим в Сказочную Парму, чтобы она помирила всех героев.

- Помогли мы Богу Ену?

- Как?

- Понравилось вам сочинять скаку? Почему? Чем?

- Что больше всего в сказке понравилось?

- Какой герой больше понравился? Почему? Чем?

- Какой вывод можно сделать из нашей сказки?

- Правильно! Надо жить дружно и не ссориться.

8. Молодцы, дети! Занятие окончено.

   

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческое рассказывание. Придумывание сказки "Гном и гром"

Развитие связной и речи и творческого воображения....

Мастер – класс: «Методика развития навыков рассказывания у детей дошкольного возраста»

Методика развития навыков рассказывания у детей дошкольного возраста....

Мастер-класс по сказкотерапии для педагогов «Путешествие в сказку»

Мастер-класс по сказкотерапии для педагогов «Путешествие в сказку»...

Конспект НОД развитию речи в средней группе Тема: Творческое рассказывание по картине «Заяц и морковь.»

Конспект НОД развитию речи в средней группеТема: Творческое рассказывание по картине «Заяц и морковь.»Программное содержание Продолжать учить составлять описательный рассказ по сюжетной ка...

Мастер-класс по развитию речи для педагогов «Путешествие в сказку»

Использование сказки не только как средство обучения, но и как средства развития личности....

Мастер-класс по развитию речи для педагогов «Путешествие в сказку»

Использование сказки не только как средство обучения, но и как средства развития личности....