Мнемотехника в развитии речи дошкольников.
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Крайнова Ольга Васильевна

Мнемотехника – это  система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

 отличительные особенности:

  • она имеет чёткое теоретическое и экспериментальное  обоснование;
  • приемы запоминания индивидуализированы;
  • широко используются образные коды, обеспечивающие быстрое запоминание;
  • введено понятие ”навык запоминания” и разработана точная система контроля навыка запоминания.

         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

«Мнемотехника
в развитии связной речи у дошкольников»

(сообщение из опыта работы воспитателя МАДОУ «Детский сад № 76» Крайновой Ольги Васильевны).

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Мнемотехника – это  система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Константин Дмитриевич  Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он  будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Мнемотехника имеет свои отличительные особенности:

  • она имеет чёткое теоретическое и экспериментальное  обоснование;
  • приемы запоминания индивидуализированы;
  • широко используются образные коды, обеспечивающие быстрое запоминание;
  • введено понятие ”навык запоминания” и разработана точная система контроля навыка запоминания.

         Мнемотехника помогает развивать у дошкольников:

  • ассоциативное мышление;
  • зрительную и слуховую память;
  • зрительное и слуховое внимание;
  • воображение.

Мнемо-таблицы (карточки – схемы) можно использовать как на занятиях, так в режимных моментах в течение пребывания воспитанника в детском саду. Их используют:

  • для обогащения словарного запаса;
  • при обучении составлению рассказов;
  • при пересказах художественной литературы;
  • при отгадывании и загадывании загадок;
  • при заучивании стихов.

Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов.
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор схем, изображенных на таблице;  

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов  (схем) в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.

Последовательность работы с мнемотаблицами:

1. Знакомство дошкольников с символами (формы, величины, действия).  

2. Использование опорных схем  на всех видах деятельности (для выработки у ребёнка привыкания, понимания, что символ универсален).

3. Введение отрицаний.

4. Сочетание символов, чтение цепочки их.

5. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. (Задача этого этапа - активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.)

6. Творческое создание детьми опорных схем.

Используя мнемо-таблицы  в работе с воспитанниками своей группы, хочу отметить положительный результат:

  • у детей увеличился круг знаний об окружающем мире;
  • появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • проявился интерес к заучиванию стихов и потешек;
  • увеличился словарный запас;
  • застенчивые дети преодолели  робость и  учатся свободно держаться перед аудиторией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотаблица – один из видов мнемотехники в развитии речи дошкольников

Обзорная консультация для педагогов и спользованием ИКТ, знакомящая с одним из видов МНЕМОТЕХНИКИ - мнемотаблицами. Ссылка для скачивания: http://files.mail.ru/TKT6SW...

Консультация и презентация для педагогов «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»

Консультация и презентация для педагогов «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»...

Использование инновационной технологии "мнемотехника" для развития речи дошкольников

Использование инновационной технологии «мнемотехника» для развития речи дошкольников.Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Г...

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников.

Материал полезен для педагогов дошкольных учреждений для развития речи, памяти, мыслительных процессов старших дошкольников.Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) — сис...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

МНЕМОТЕХНИКА – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, т.к. мысли...

Мнемотехника в развитии речи дошкольника

Уважаемые педагоги и родители!В современном мире очень актуальна проблема речевого развития ребенка, а особенно дошкольника. Подавляющее большинство детей имеют очень низкий уровень коммуникативного...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников"

Актуальность использования мнемотехники в развитии речи дошкольников заключается в современном подходе к проблеме развития речи детей дошкольного возраста. ...