Педагогическая технология по развитию речи
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Васильева Елена Владимировна

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Влияние педагогических технологий на развитие речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая технология по развитию речи

Васильева Елена, воспитатель

Аннотация: Развитие речи детей дошкольного возраста растет пропорционально накоплению нового опыта и наблюдений. Ребенку необходимо освоить правильное произношение слов и пополнять словарный запас. Это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических технологий и собственных речевых упражнений ребенка. Данная статья направлена на ознакомление одной из видов педагогической технологии по развитию речи. Статья может быть рекомендована руководителям ДОУ разных видов и практическим работникам, интересующимся проблемами совершенствования воспитательно-образовательной работы в детском саду.

Ключевые слова: развитие речи, технология, занятия по развитию речи.

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу разные технологии, по которым они работаю. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. [1] Технология предполагает описание совокупности действий, операций и процедур, обеспечивающих на основе разработки определенного алгоритма педагогических действий прогнозируемый результат в изменяющихся условиях образовательного процесса. Для этого требуется выделение четких критериев оценки педагогических действий и действий воспитанников не только на этапе предварительной и заключительной диагностик, но и на каждом этапе воспитания и обучения детей. Кроме то, необходимо предусмотреть варианты действий педагога в случае отклонения от данных результатов на каждом этапе работы, позволяющие скорректировать данный процесс. Таким образом, технология предполагает обязательное достижение запланированных результатов. Для этого образовательный процесс и педагогическое взаимодействие должны стать полностью или почти полностью управляемыми. Это очень сложно, в особенности по отношению к вопросам воспитания, а не обучения.

В общем виде становление педагогической технологии С.Д. Поляков предлагает рассматривать как процесс, включающий в себя возникновение новых практических идей, объяснение их в педагогической практике конкретных воспитателей, рефлексию практики педагогической деятельности и формулирование ее алгоритма, апробацию данного алгоритма в новой практике. Разработку критериев промежуточной и итоговой аттестации; распределение новшество, коррекцию, устранения негативных факторов, влияющих на снижение ее эффективности. [3] Обратимся в качестве примера к описанию, технологии по развитию речи, которая базируется на методике О.С. Ушаковой. [4] Целью технологии является обеспечение своевременного и эффективного развития речи как средства общения, познания, становления разных видов детской деятельности. Для этого необходимо развивать у дошкольников связную, диалоговую и монологическую речь. Расширять словарный запас, обеспечивать лексическую выразительность. Воспитывать у ребенка звуковую культуру речи, а именно, развивать речевой слух, воспитывать чистого и правильного звукопроизношения. Формировать грамматический строй речи и обеспечить элементарного представления явлений языка и речи, обеспечивающие подготовку детей к обучению грамоте, чтению и письму.

Развитие речи осуществляется в разных видах деятельности детей: на всех видах занятий, в игровой и художественной деятельности, а так же в повседневной жизни. В основе занятий по развитию речи лежит комплексный подход, направленный на решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач, охватывающие разные стороны речевого развития. Основных принципом разработанной системы является взаимосвязь разных речевых задач, которая на разных возрастных этапах выступает разных сочетаниях. Решение каждой речевой задачи осуществляется, прежде всего, линейно, с взрослением ребенка постепенно усложняется материал внутри каждой задачи. Последовательность в обучении позволяет не только опираться на прошлое, но и ориентироваться на последующее развитие речевых умений и навыков. Таким образом, важной становиться проблема вычленение приоритетных линий развития каждой речевой задачи на разных возрастных этапах.

Большинство занятий построено по тематическому принципу, т.е. упражнения и высказывания детей начинают, продолжают одну тему. Тематика занятий очень разнообразна: это времена года, мир животных и растений, любовь к природе. Со многими темами дети знакомятся сначала на занятиях по расширению представлений об окружающем жизни, а затем на занятиях по развитию речи закрепляют полученные знания и учатся выражать свои впечатления и отношение к окружающему сначала отдельных лексических и грамматических упражнениях, а в дальнейшем в связных высказываниях. И тогда переход от выполнения задания на подбор синонимов и антонимов к составлению рассказа или сказки становиться естественным.

Список литературы:

1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)

2. Микляева Н.В. Авторские методики и программы ДОУ: технология разработки и описания. Методическое пособие.- М.: Сфера, 2011. – 128 с.

3. Поляков С.Д. Технологии воспитания: Учеб.-метод. пособие. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 144 с.

4. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.

5. http://минобрнауки.рф.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование педагогических технологий в развитии связной речи старших дошкольников.

Использование педагогических технологий в развитии связной речи старших дошкольников.Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент...

Обучающая педагогическая технология по развитию речи детей с использованием интеллектуальных карт

Развитие речевых способностей старших дошкольников посредством вариативного использования интеллектуальных карт...

Программа инновационной деятельности детского сада "Использование эффективных педагогических технологий в развитии речи детей дошкольного возраста"

Речевое развитие ребенка - один из главных факторов становления личности в дошкольном детстве, определяющих уровень социальных и познавательных достижений дошкольника - потребностей и интересов, знани...

Презентация "Современные педагогические технологии по развитию речи и коммуникативным навыкам"

В презентации представлены виды образовательной деятельности, технологии по развитию общения и речи и многое другое...

Современные педагогические технологии по развитию речи и коммуникативным навыкам

Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования....