Конспект НОД по коммуникативной деятельности \ развитие речи\
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Рогачева Людмила Александровна

Конспект ОД по развитию речи на тему: "Составление описательного рассказа на тему "Зима".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_razv.rechi_.docx21.57 КБ

Предварительный просмотр:

Составление описательного рассказа на тему «Зима».
Цель: развитие навыков творческого рассказывания.
Задачи: 
1.Развивать умение детей при составлении описательного рассказа использовать образные слова и выражения, опираясь на полученные ранее знания и представления.
2. Содействовать совершенствованию навыков монологической речи детей.
3. Создать условия для развития умений детей подбирать определения к заданным словам.
4. Совершенствовать умение составлять предложение в игре «Живые слова».
5. Воспитывать любовь к родной природе.
Предварительная работа: 
• рассматривание картин и иллюстраций на тему «Зима», 
• просмотр слайдов по теме занятия, 
• рисование, аппликация на тему «Зима»
• наблюдения за зимними явлениями во время прогулок,
• беседы о корме для птиц, изготовление кормушек, угощение пернатых друзей, наблюдение за птицами;
• экскурсия в зимний лес, 
• экспериментирование с водой, снегом и льдом ,
• чтение рассказов о зиме, 
• повторение загадок, пословиц, народных примет о зиме.


Материалы и оборудование:   выставка репродукций картин И. И. Шишкин «Зима»,      « Зима в лесу» («Иней»), В. Г. Цыплаков  «Мороз и солнце»; 

выставка иллюстраций на тему «Зимняя природа»;
схемы составления рассказа (несколько вариантов);
магнитофон, аудиозапись Классика малышам А. Вивальди «Времена года. Зима. Февраль»;
маленькая пушистая снежинка, игрушки заяц и белка; 
блокнот и ручка для записей рассказов.


Ход занятия:
Воспитатель: Дети, предлагаю вам несколько минут послушать музыку, затем каждый из вас выскажет своё мнение: о чём рассказывает вам музыка, что услышали вы в звуках музыки.
Ответы детей: зима, ветер, метель, снег кружится..
Воспитатель: верно, это произведение так и называется -  «Времена года - Зима – Февраль», написал зимнюю музыку композитор Антонио Вивальди. 
О зиме написано много волшебной музыки, красивых картин и стихотворений. Предлагаю вам одно из стихотворений русского поэта Ивана Сурикова прочитать и обыграть. 
Белый снег, пушистый - «фонарики» - вращение кистями рук вверх
В воздухе кружится
И на землю тихо – руки ладонями вниз опускаем плавно
Падает, ложится.
И под утро снегом - руки вперёд ладонями вниз, «разглаживаем» перед собой поле
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес что шапкой - руки поднять вверх, сложить над головой «треугольником»
Принакрылся чудной
И заснул под нею - ладошки под щёку, глаза закрыть
Крепко, непробудно...

Стали дни короче - руки перед собой, ладони слегка разводим
Солнце светит мало - пальцы раскрыты веером (солнце), руки поднимаем верх, и  быстро опускаем 
Вот пришли морозы – пальцы рук «шагают» вперед
И зима настала - "добро пожаловать": руки вытягиваем вперёд открытыми ладонями вверх
(на каждую строчку дети изображают руками то, о чём говорится в стихотворении, можно импровизировать) 
Воспитатель: Сегодня мы будем придумывать красивые рассказы о зиме. Давайте уточним, чем отличается зима от других времён года?  (зимой холодно, землю покрывает белый пушистый снег, везде видны  снежные сугробы, деревья стоят голые, дни короткие хмурые, часто идёт снег...)
Воспитатель: Что происходит в морозы с водой в реках, озёрах и прудах?  

(превращается в толстый прозрачный лёд, замерзают реки, укрыты снегом и льдом...)
Воспитатель: Какими словами можно сказать о погоде зимой? Погода какая?
(холодная, морозная, снежная, вьюжная, метельная, ветреная, солнечная, пасмурная...)
Воспитатель: А что вы можете сказать о растительном мире, о деревьях в зимнее время? (деревья грустные, прячутся от мороза в снежные шубы и шапки, спят под снегом, укрывшись снегом, отдыхают...)
Воспитатель: Как живут зимой птицы и звери?   (птицам и животным в большой мороз холодно, животные добывают себе корм, много двигаются... Птиц надо подкармливать обязательно)
Воспитатель: Вы правы, в народе говорят: «Не так страшен птицам холод, как голод». 
Снег плотным покрывалом укрывает траву и кустарники,  на которых  всегда было для птиц угощение – семена и ягоды.  Поэтому многие птицы в поисках корма перебираются ближе к жилью человека. Вы молодцы, не забываете добавлять в кормушки угощение для наших пернатых друзей.


Воспитатель: достаёт снежинку, которую предварительно спрятала так, чтобы дети не сразу её заметили. Ой, смотрите-ка, снежинка! Мне кажется, что она нам о чём – то нам говорит. Как вы думаете о чём нам может рассказать снежинка?(О снеге, о зиме…).

Снег какой?  Мое слово – искристый. Передаю снежинку вам, а вы друг другу. 
Снег какой? (холодный, блестящий, пушистый, мокрый, липкий, мягкий, твёрдый, рыхлый, разный, хрустящий, белый, разноцветный...)
Воспитатель: Ах, какие умницы, сколько слов назвали, пусть снежинка остаётся с нами. А вам предлагаю встать и «погулять по снегу». Представьте: снег только что выпал глубокий, мягкий пушистый, шагаем по сугробам. Легко идти? Весело или грустно? (ответы детей) 
Воспитатель: Погода поменялась, небо ясное, выглянуло солнце, ударил морозец, шагаем по расчищенным дорожкам, представили? Что слышите, когда шагаете по снегу в ясную морозную погоду ? 
Ответы детей: снег хрустит, скрипит, «поёт» песенку...


Воспитатель: Какими словами вам хочется сказать о зиме, какая она?  (снежная, морозная, холодная, вьюжная, красивая, сверкающая, блестящая, печальная, грустная, весёлая, длинная, скучная...)
Воспитатель: Много назвали разных красивых слов о зиме, о зимней погоде. Попробуем придумать интересные рассказы.

Смотрим на схему.

Кто хочет сам, составляет рассказ без подсказки.

Обязательное условие: в рассказе описать какая погода, какое солнце, какой ветер, какой снег. Используйте в своих рассказах те слова, которые мы с вами подобрали, говоря о снеге, о погоде, о зиме.
Посмотрите, что это у меня?
Ответы детей: блокнот, ручка.
В этот блокнот  я буду записывать ваши красивые рассказы. Самые лучшие рассказы напечатаем, нарисуем к ним рисунки и оформим в книжечку для родителей, чтобы мамы и папы увидели, как много вы умеете, какие вы талантливые. 
Дети составляют рассказы: один ребёнок рассказывает, остальные слушают, если требуется, помогают, подсказывают красивые слова.

В ваших рассказах вы упоминали  разных животных. А теперь представьте, что вы превратились, например, в зайца. Расскажите, что вы видите, что слышите, где находитесь, что будете делать? Ваня повернулся, покружился, в зайца превратился. (Рассказ).

Воспитатель: дети, кто не успел рассказать о зиме, не огорчайтесь, я обязательно вас выслушаю и запишу все рассказы. Предлагаю немного отдохнуть.


Динамическая пауза «Зима»
На улице зима – разводим руки в стороны
Ух, стало холоднее – поглаживаем себя, «дрожим»
Одежда нам нужна значительно теплее - грозим указательным пальцем 
Чьи варежки? - руки вперёд, поглаживаем
Мои! – руки к себе
Чья шапочка? – руки к голове 
Моя! – руки к себе
Чей шарфик? - руки к шее
Мой! - руки к себе
Пойдём гулять скорей с тобой - находим пару и шагаем, "гуляем" по группе 
Хорошо зимой гулять 
В зимнем лесу тишина и покой
А нам пора возвращаться домой.
Воспитатель: возвращаемся на свои места, нас ждёт следующая

игра «Подскажи словечко».
Вы назвали много разных слов о зиме, и о снеге. Послушайте и постарайтесь догадаться о чём я буду говорить: снежная, холодная, морозная, вьюжная… (зима, погода)
Воспитатель: искристый, хрустящий, холодный…(снег, иней)
Воспитатель:  северный, ледяной, сильный …(ветер)
Воспитатель: огромные, пушистые, мягкие …(сугробы)
Воспитатель: толстый, прозрачный, холодный … (лёд)
Воспитатель: отлично справились с заданиями. Для вас ещё одна знакомая

 

игра «Живые слова».  
Воспитатель: Кто хочет быть словом? Кто первым поднял руку, тот выбирает себе ещё двух товарищей для игры.
Воспитатель «раздаёт» детям слова: « деревья» «покрыты» «снегом» 
и предлагает построить предложение. Далее воспитатель предлагает малоактивному ребёнку проверить, правильно ли построились живые слова. Игра проводится два раза. Если живые слова допускают ошибку, дети с мест их исправляют. 

А теперь присаживаемся за столы и будем рисовать снежинки необычным способом.

Снежинки падают с неба. Как еще можно сказать? Что делают? (летают, кружатся).

О ком или о чем еще можно сказать, что он кружится? (юла, балерины, бабочки).

Снежинки, падая с неба, кружатся. Балерины в танце кружатся.

Можно сказать, что снежинки кружатся как балерины? Значит снежинки это кто? Снежинки – балерины неба.

Вот такое красивое предложение мы с вами составили. Приступаем к рисованию.

Перед вами листы бумаги и голубая краска. С помощью кисточки добавляем несколько капель краски на лист бумаги и  раздуваем краску, используя трубочку.  На листе бумаги появляются снежинки.
Воспитатель: Ваши рисунки мы используем для оформления книги рассказов. Дети, вы доставили мне сегодня радость своими красивыми рассказами. Мне приятно было играть с вами в речевые игры.
Что было самым интересным сегодня для вас? Какое задание было самым трудным? (ответы детей) 
Воспитатель:  Спасибо всем за работу на занятии.