Конспект занятия по речевому развитию "Подарки от волшебницы Зимы"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Данилюк Раиса Петровна

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podarki_ot_zimy.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД  для средней группы

 «Подарки от волшебницы Зимы».

 

Цель: Развитие  связной,  грамматически  правильной  диалогической  и монологической речи.

Задачи: 

-Способствовать формированию представлений о зиме, об  изменениях в природе зимой.

-Способствовать формированию навыков связно-речевых высказываний,  умению выслушивать сверстников   при обсуждении проблемных  ситуаций. 

-Способствовать формированию умения правильно использовать в речи грамматические формы, умения согласовывать  существительные  с  прилагательными, образование слов с уменьшительно - ласкательными суффиксами.

-Побуждать детей отвечать на вопросы полным предложением.

-Содействовать развитию внимания, памяти, воображения, логического мышления.

-Содействовать развитию интереса к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности.

Методы и приемы:

Словесные:  художественное слово - загадки о зиме «Дел у меня немало – я белым одеялом…», сосульке «Белая морковка зимой растет?», снежинке «С неба падают зимою …», снежке « Холодный кругленький комок. ..», снеговике «Три шара, ведро, морковка…»; 

Вопросы проблемного характера: «А хотите узнать?», «А  как вы догадались?»,  «Почему ты так думаешь?»;

Беседа о признаках зимы

Наглядные: мультимедийная презентация, подарки от зимы – сосулька, снежинка, снежок, снеговик

Игровой момент – коробка - подарок  с письмом от Зимушки- зимы 

Игра «Приветствие»

Игра «Ласковая снежинка»

Артикуляционная  гимнастика «Звуки зимы»

Физкультминутка «Снежки»

Продуктивная деятельность «Блины»

Рефлексия

Средства: мультимедийное оборудование; мультимедийная презентация; магнитофон, аудиозапись «Вьюга», коробка с подарками, письмо, атрибуты –сосулька, снежинка, снежок, сковородка.

Предварительная работа:

      Чтение произведений о зиме: С. Есенин. «Поет зима - аукает...», И. Суриков. «Зима», Я. Аким. «Первый снег», Н. Носов «На горке», русские народные сказки «Зимовье зверей», «Снегурочка», знакомство с пословицами, народными приметами о зиме, разгадывание загадок о зимних явлениях, разучивание  пальчиковых игр «Зима»,  «Снежинка», рассматривание иллюстраций на тему «Зима», «Зимние забавы», репродукций художников с изображением зимней природы (И. И. Суриков «Зима», И. Левитан «Зимой в лесу», И. И. Шишкин «Зима», И. Попов «Первый снег»), наблюдение неживой и живой природы во время прогулок; беседы о зиме, о сезонных изменениях в зимний период;  малоподвижные игры: «Снежинки», «Морозная зима», дидактические игры «Цепочка слов», «Что лишнее», «Доскажи словечко». 

Ход занятия.

Организационный момент. Дети собираются в круг на ковре.

Игра «Приветствие».

-Здравствуй, небо голубое,                       - руки поднять вверх

Здравствуй, солнце золотое,                    - нарисовать в воздухе солнце ладошками

Здравствуй, легкий ветерок,                   -  машем руками над головой

Здравствуй, беленький снежок,              - машем руками впереди себя

Здравствуй, утро,

Здравствуй, день,

Нам здороваться не лень!

Воспитатель: Ребята,  у меня для вас сюрприз! Сегодня утром, когда я пришла в группу, то на окне увидела коробочку, а на ней записка. Интересно вам узнать, что в ней? Тогда давайте прочитаем записку.

«Дорогие ребята! Пишет вам Волшебница. Имя я свое вам не скажу, а отгадать его вам предложу. Если загадку отгадаете, то коробочка откроется, и вы найдете в ней мои подарки.

Загадка:

Дел у меня немало – я белым одеялом

Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,

Белю поля, дома, а зовут меня … »

Дети: Зима.

Слайд. Волшебница Зима.  

Воспитатель: Ребята, а  как  вы догадались, что это зима? Что за белое одеяло укрыло землю? (ответы детей) 

Воспитатель: Давайте теперь проверим, правильно ли вы отгадали загадку и откроем коробочку. Молодцы, вы справились с заданием!

- Ребята, отгадайте, что я первым достану из сундучка:

 «Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Лишь солнце ее припечет,
Заплачет она и умрет?»

Дети: Сосулька.

Слайд. Сосулька. 

Воспитатель: Сосулька -  какая? 

Дети: Длинная, короткая, холодная, прозрачная, звонкая, круглая, хрупкая… 

Слайд. Зима. 

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, зима – это красивое время года?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте  опишем разными словами, какая зима бывает.  А помогут вам в этом картинки на экране.

Проводится дидактическая игра «Опиши словами».

Воспитатель:   Зима какая?

Дети: Снежная, холодная, морозная, долгая, вьюжная… 

Слайд .Снег.

Воспитатель:  Снег  какой? 

Дети: Белый, холодный, рыхлый, искристый… 

Слайд. Снежинка.

Воспитатель: Снежинка  какая? 

Дети: Красивая, маленькая, ажурная, легкая… 

Воспитатель: Вот какими красивыми словами мы описали Зиму. Молодцы! Давайте еще раз заглянем в сундучок. Что здесь? Отгадайте:

С неба падают зимою 

И кружатся над землею 

Легкие пушинки, 

Белые... 

Дети: Снежинки

Воспитатель достает снежинку.

Воспитатель: А сейчас ребята я предлагаю вам  игру «Ласковая снежинка». Я вам даю снежинку с простым словом, а вы возвращаете ее мне с ласковым словом. (Дети становятся в круг, воспитатель в круге.) 

Игра «Ласковая снежинка»

Зима – зимушка, 

Заяц – зайчик

Снег – снежок

Снежинка - снежиночка

Лиса – лисичка

Белка – белочка

Снеговик- снеговичок

Лед- льдинка

Елка- елочка

Звезда- звездочка

Санки- саночки

Шарф- шарфик

Подарок- подарочек

Сосулька- сосулечка

Воспитатель: Здорово! Вижу, что вы любите зиму! Ребята, скажите,  если снег падает тихо, не спеша, как называется это явление?

Дети: Снегопад.  

Воспитатель: Ветер сильно дует, снег летит, кружится. Как называется это явление? 

Дети: Метель, вьюга.

Слайд .Метель. 

Воспитатель: Давайте послушаем, как воет вьюга. 

Воспитатель включает звукозапись с завыванием вьюги.

Артикуляционная  гимнастика «Звуки зимы».

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие еще звуки  можно услышать  зимой  на  улице, в  лесу, во  дворе? Как завывает вьюга?

Дети: УУУУУУУУУУ (с различной силой  голоса).

Воспитатель: Как морозным днем хрустит под ногами снег?

Дети: ХР-ХР-ХРХР!

Воспитатель: Как дворник сметает с порога снег?

Дети: Ш-Ш-Ш-Ш!

Воспитатель: Какой звук издают скользящие по лыжне лыжи?

Дети: С – С - С - С!

Воспитатель: Вот сколько мы вспомнили звуков зимы! Теперь посмотрим, что еще есть в сундучке: « Холодный кругленький комок. Как же зовут его?» 

Дети: Снежок. 

Слайд .  Физкультминутка «Снежки»:

Раз, два, три, четыре                            дети шагают на месте

Мы с тобой снежок слепили.                  руками лепят снежки

Круглый, крепкий, очень гладкий            имитируют движения

И совсем, совсем не сладкий.                грозят пальчиком

Раз – подбросим,                                  прыжки вверх

Два – поймаем                                      приседают

Три – уроним                                        наклон

И…. сломаем.                                        топают

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Понравилось вам играть со снежком? Хороший подарок  дала нам зима! Давайте еще заглянем в сундучок! Слушайте загадку:

Что на сковородку наливают,

Да вчетверо сгибают?

Дети: Блины.

-Древние считали блин символом солнца, поскольку он, как и солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества.

-С пылу с жару подаются блины на стол.

Масленица — это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди испокон веков воспринимали весну,  как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому.

-Но самое главное — это блины!  Зимушка-то тесто налила, а испечь позабыла. Как же она будет сырыми блинами угощать? Как мы можем помочь Зимушке?

(Предложить детям присесть за столы и раскрасить блины краской.  Звучит русская народная песня «Мы давно блинов не ели»).

Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь давайте зимушку  отблагодарим и скажем ей «Спасибо»

 Итоги. Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, вы сегодня все молодцы, давайте еще раз вспомним, что мы делали сегодня на занятии? Какие подарки получили от зимы? Что вам понравилось? (ответы детей)