«Речевая готовность к школе»
консультация по развитию речи на тему

Каким должно быть речевое развитие ребёнка при поступлении в первый класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_gotovnost_k_shkole.docx14.14 КБ

Предварительный просмотр:

«Речевая готовность к школе»

Приходя в первый класс, у ребенка должен быть соответствующий уровень речевого развития.

На что необходимо обратить внимание:

• Речевая коммуникация

• Связная речь

• Словарь

• Грамматика

• Произношение

Речевая коммуникация - это когда ребёнок достаточно активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли.

Связная речь. К 7-ми годам у ребенка хорошо развита связная речь. Он должен уметь пересказывать небольшие по объему незнакомые рассказы и сказки.

Он должен правильно формировать основную мысль, последовательно и точно строить пересказ, уметь использовать сложные предложения, должны отсутствовать подсказки по ход у пересказа.

Словарный запас. К 7 - ми годам у ребенка достаточно большой словарный запас. В своей речи он должен активно использовать антонимы, т. е. подбирать противоположные по смыслу слова (вход - выход, хороший - плохой, быстро - медленно, говорит – молчит,

подбирать прилагательные к существительным (Какой может быть дождь? Холодный, сильный, грибной, мелкий, кратковременный, подбирать наречия к глаголам (Как может говорить мальчик? Быстро, хорошо, медленно, четко, тихо, громко) и т. д.

Грамматика. К 7-ми годам ребенок должен уметь понимать различать грамматические конструкции.

Пример: Папа прочёл газету после того, как позавтракал. Что он сделал вначале?

Охотник бежит за собакой. Кто бежит впереди?

А также правильно образовывать слова.

Пример: Варенье из слив - сливовое, шапка из соломы - соломенная.

У лисы - лисята, у льва - львята.

Однако в речи ребенка всё ещё встречаются грамматические ошибки. Грамматическая правильность речи ребёнка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на ошибки своих детей, исправляют их, давая правильный образец.

Звукопроизношение. Приходя в школу, ребенок не должен пропускать, искажать, заменять звуки другими звуками.

В 7 лет ребенок в норме произносит все звуки родного языка в словах, во фразовой речи.

Помните, что правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения чтения и письма.

Овладение навыками письма для первоклассников представляет немало трудностей. Графические движения осуществляются мелкими мышцами кисти рук, которые ещё недостаточно развиты. Для детей такая работа трудна и утомительна. Для правильной работы мозга при письме очень важен массаж подушечек пальцев. Поэтому хорошо если место «хватки» карандаша или ручки покрыто пупырышками, они были трехгранными. Ясность, внятность речи во многом зависит и от того, как быстро говорит ребёнок. У детей говорящих быстро, как правило, речь менее отчетлива. Дети с ускоренной речью часто не произносят в словах отдельные звуки, недоговаривают окончания, «проглатывают» даже отдельные слова. Дефекты в строении артикуляционного аппарата или недостаточная подвижность языка могут быть причиной неправильного произношения звуков.

Смена молочных зубов на постоянные нередко отражается на произносительной стороне речи.

Поэтому вся моя индивидуальная работа, которая проводится 2-3 раза в неделю, и направлена на развитие подвижности артикуляционного аппарата, фонематического восприятия, на постановку звуков или их закрепление и введение их в речь.

Итак, к моменту поступления ребенка в школу он овладевает правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносит, имеет определенный словарный запас. Строит различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже, свободно пользуется монологической речью. Пересказывает небольшие по объему сказки, рассказы.

Всё это даёт возможность ребёнку при поступлении в школу успешно овладеть программным материалом.

А сейчас давайте вновь вернемся к компонентам школьной готовности.

- Примерили их к своему ребенку?

Не стоит отчаиваться, если что-то ещё пока развито недостаточно, ещё есть время наверстать упущенное.

Во-первых, нужно задаться вопросом “почему так получилось?”, т. е. какова причина школьной незрелости?

Во-вторых, наметить конкретные действия по ликвидации проблем.

Причинами школьной незрелости могут быть:

• Недостатки в воспитательной среде (пропуски) (необходимы: систематические занятия с ребенком)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание по теме: «Речевая готовность к школе». «Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении в школе».

Уважаемые родители!  Цель выступления: Привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтени...

Образовательный проект по обучению детей подготовительной к школе группы "Обучение грамоте детей как речевая готовность к школе"

Долгосрочный проект  формирует речевую школьную готовность детей подготовительной к школе группы. Проект представлен планированием, мониторингом. ...

Речевая готовность к школе. Задания, игры и упражнения для подготовки детей к школе

Чтобы ускорить и облегчить процесс усвоения ребёнком необходимых навыков, необходимо совместить в своей работе по подготовке ребёнка три одинаково важных и взаимно связанных компонента — общение...

Речевая готовность к школе.Пора в школу.

Презентация для родителей детей подготовительной группы...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».

привлечь внимание родителей к недостаткам речи детей, раскрыть их влияние на успеваемость в дальнейшем в школе...

Презентация «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении».

Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении...

Консультация для родителей "Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении" + презентация

Готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется   уровнем речевого развития ребенка. Ведь именно при помощи речи, устной и письменной, ребенку предстоит усвоить всю сис...