НОД по развитию речи на тему: «Драматизация русской народной сказки «Жихарка»» Средняя группа «Жемчужинка»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Я провела театрализованную деятельность  в средней  группе. Программное оформление  соответствуют возрастным особенностям  детей 4-5 лет. Занятие состояло из трех этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых   дети поэтапно выполняли различные действия.  Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО.  Для достижения цели  создана  образовательная среда, задачи  сформулированы конкретно  и соответствуют уровню развития детей. Занятие построено на основе накопленного опыта по разделу «Речевое развитие» и проведено в форме игры с показом  драматизации  сказки «Жихарка». При  планировании занятия я использовала разнообразные методы и приемы: Словесный это - беседа, отгадывание загадок, поощрение, вопросы к детям; Наглядно – демонстрационный рассматривание иллюстраций  сказок. Игровые приемы физкультминутка д/и. «Калейдоскоп сказок» д./ игра «Волшебный клубочек»                                        Старалась вызвать интерес у детей к виду деятельности, разнообразить материал и задания,  создать доброжелательную атмосферу в процессе занятия, а также побуждала детей к активной речевой деятельности. Материал был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психическим и возрастным особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Дети - артисты  с желанием сыграли свою роль сказочного персонажа с помощью взрослого, согласовывая  действия с другими героями сказки. Дети – зрители старались быть доброжелательными, внимательными следили за ходом  развития событий в сказке. Театрализованная игра также повлияла на речевое развитие детей – это освоение выразительности речи и совершенствование диалогов и явилась средством самовыражения и самореализации ребенка. Я старалась быть для детей  помощником, соблюдала нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания  детей,  побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла достижения детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatral_sredniy_vozrast_zhiharka.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №8 « Родничок»

НОД по развитию речи  на  тему:  «Драматизация  русской народной сказки «Жихарка»»

Средняя группа «Жемчужинка»

Воспитатель 1 категории:

Гнутова  Л. В.

г. Морозовск 2017 г

Цель. Порадовать детей, повторяя с ними знакомые произведения художественной литературы,  совершенствовать  диалогическую и связную речь. Драматизация детьми   русской народной сказки «Жихарка».                                                                                                                              

Задачи:

Речевое развитие:

Продолжать учить детей строить полные и выразительные ответы на вопросы по содержанию сказок;  узнавать знакомые сказки по отдельным фразам и иллюстрациям, закрепить прозвище  сказочных лесных зверей, вызвать желание у детей участвовать в драматизации произведения;  развивать мимику, движения, умственную активность, творческие способности, собственную речь. Совершенствовать интонационную   выразительность речи.  

Социально-коммуникативное развитие:

Развивать память, внимание, воспитывать гуманные чувства (доброта отзывчивость, сопереживание любимым героям).

Предварительная работа.

Чтение русских народных сказок («Заюшкина избушка», «Теремок»,  «Коза и семеро козлят», «Три медведя» и другие. Рассматривание книг и иллюстраций к сказкам. Словесные игры: «Доскажи словечко», «Скажи наоборот» Игры инсценировки, игры драматизации.

Материал и оборудование: Клубочек, маски для драматизации (петушок, кот, лиса), иллюстрации из серии "Любимые сказки", магнитофон, кассета с русской народной песней, лопата, ложки, блюдца с кружками, самовар, домик, нора лисы, печь, ружья.

Приемы и методы: Беседа, отгадывание загадок, инсценировка отрывка из сказки (Лиса крадет Жихарку из дома), игровые приемы (физкультминутка), д/ игра «Калейдоскоп сказок», д/игра «Волшебный клубочек».

Словарная работа:  «Мал, да удал» или «Маленький, да удаленький»

 

Ход занятия.

Д /игра «Волшебный клубочек»

Воспитатель: Поздоровайтесь с гостями ребята. Давайте, ребята встанем в круг. Посмотрите, что это такое? (клубочек). Как вы думаете, какой он? (волшебный) Да ребята, это волшебный клубочек, сила которого увеличивается от добрых и ласковых слов. Можно сказать доброе пожелание, ласковое слово, комплимент.

Дети, стоя в кругу, и передавая «волшебный клубочек» друг другу, говорят приятные слова 

Воспитатель: Вот и опять клубочек дошел до меня. Каким он стал большим от добрых слов. Ему, как и мне очень приятно, что вы так много знаете. А  сейчас клубочек ты  не много  отдохни да на деток погляди. (стоит на подставке на столе)

Затем детям предлагается сесть на стулья.

д/игра «Калейдоскоп сказок»

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? (Ответы детей). Любите ли их слушать? (Ответы детей). А много сказок вы знаете? (Ответы детей). А вот мы сейчас и поглядим. Я приготовила вам небольшие путаные задания. Посмотрим, какие вы сообразительные. Справитесь ли вы? (Ответы детей). А сейчас я загадаю вам необычные загадки-загадки о сказках.

Слушайте внимательно.

1. Мышка дом себе нашла

Мышка добрая была

В доме том, в конце концов

Стало множество жильцов /ТЕРЕМОК/

2. Ах, дорога - далека

Ах, корзина – нелегка.

Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок /МАША И МЕДВЕДЬ/

3. Отворили дверь козлята

И пропали все куда - то! /ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ/

4. Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок. /ТЕРЕМОК/

5. «Тянут, потянут, вытянуть не могут». /РЕПКА/

6. «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел, а от тебя заяц и подавно уйду» /КОЛОБОК/

7.  Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная, Попросилась Лиса ко мне, да меня, же и выгнала». /ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА/.

Воспитатель: хвалит детей и говорит что дети такие же сообразительные как Жихарка из сказки. Затем воспитатель задает индивидуальные вопросы детям:

- А у тебя какая самая любимая сказка? (Ответы детей)

Воспитатель: А  сейчас я буду вам показывать картинки из сказок, а вы должны будете угадать из какой это сказки эпизод. Воспитатель показывает карточки из сказок (колобок, Маша и медведь, Заюшкина избушка, Теремок, Жихарка, Репка, три медведя). При ответах детей воспитатель использует слова «маленький», «удаленький» Ребята, а в сказках все лесные звери носят свое прозвище,  я начну а вы продолжите: мышка – норушка, лягушка….  квакушка, зайчик…. побегайчик, лисичка…. сестричка, волк….зубами  -щелк.   А теперь наоборот: я назову прозвище, а вы догадаетесь о ком идет речь :  косолапый – медведь, косой – заяц, кумушка – лиса, патрикеевна - лиса, быстрые ноги, короткий хвост – заяц, топтыгин  - медведь.                                                                                                          

Физкультурная минутка:  «Дружный круг»

Если вместе соберемся

Если за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Хлоп – хлоп!

Топ – топ!

Прыг – прыг!

Шлеп – шлеп!

Прогуляемся, пройдемся

Как лисички, медвежата

Как зайчата и мышата.

Затем детям предлагается сесть на стулья.

Воспитатель: Дети, вы большие или маленькие? (Ответы детей)

Значит, вы еще маленькие. Иногда про маленького человека говорят: «Мал, да удал» или «Маленький, да удаленький». Что это значит? (Ответы детей)

Воспитатель: Это означает, что мальчик или девочка хоть и маленькие, но отличаются сообразительностью, смелостью. Помните, мы с вами читали сказку про одного удальца. Его зовут Жихарка, что и означает «удалец». Давайте мы с вами разыграем сценку из этой сказки. (Ответы детей)

Драматизация сказки

Входят Жихарка, Кот, Петух.

Воспитатель: Жили-были в избушке Кот, Петух да маленький мальчик — Жихарка. А почему Жихарка? Да потому, что он маленький, да удаленький.

Кот и Жихарка прибирают избу.

Воспитатель: Каждое утро Кот с петухом на охоту ходили (Кот и Петух берут ружья и уходят), а Жихарка дома оставался, домовничал: обед варил, стол накрывал, ложки раскладывал. Жихарка раскладывает ложки, да приговаривает:

Жихарка: — Эта простая ложка — котова, эта простая ложка — Петина, а это не простая — точёная, ручка золочёная, — это Жихаркина. Никому её не отдам.

Воспитатель: Вот прослышала лиса, что в избушке Жихарка один хозяйничает, и захотелось ей Жихаркиного мясца попробовать! (Около избы появляется лиса. Ходит вокруг, принюхивается)

Лиса: Жихарка, выйди ко мне.

Жихарка: Да некогда! Я обед готовлю. Скоро Кот и Петух придут.

Лиса: Жихарка! Да посмотри в окно, там гости идут, песни поют.

(Играет музыка русская народная)

Воспитатель: Открыл Жихарка окно, чтобы посмотреть, кто же там поет, а Лиса тут как тут. Схватила Жихарку, утащила его домой, печь жарко истопила.

Лиса: Обманула, я тебя Жихарка! Теперь я тебя съем. А ну садись на лопату, я тебя в печке изжарю!

(Жихарка садится на лопату, неуклюже расставив руки и ноги.)

Жихарка: Так ли я сел, Лиса?

Лиса: Да что ты, не умеешь, что ли?

Жихарка: Нет, не умею. Покажи, Лиса!

(Лиса показывает, как мальчик должен сесть на лопату, а Жихарка толкает лопату в печь и закрывает заслонкой.)

Лиса: Ой, спасите, помогите!

Жихарка: Сиди, Лиса, жарься, Лиса! Будешь знать, как маленьких обижать!

(Жихарка сам убегает домой, а дома Кот лапкой слезы утирает, Петя крылышком подбирает. А Жихарка бежит, громким голосом кричит)
Жихарка:А вот и я! А лиса в печке сжарилась!

(Кот и Петух обнимают Жихарку и целуют)

Воспитатель: Обрадовались кот да петух. Ну, Жихарку целовать! Ну, Жихарку обнимать! И сейчас кот, петух и Жихарка в этой избушке живут, нас в гости ждут. Дети вам понравилась сказка  про Жихарку?

Воспитатель: Какие вы ребята молодцы, замечательные маленькие артисты. Ой, кто-то меня зовет? Волшебный  клубочек, он хочет сказать вам (слушаю, что мне говорит клубочек на ушко), Что вы самые хорошие дети, много знаете сказок, умеете определять по картинкам сказки и  даже не забыли прозвище лесных зверей. Клубочек дарит вам новую книгу сказки и вы все вместе рассмотрите картинки и прочтете новые сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ОД по познавательно-речевому развитию "Знакомство с русской народной сказкой "Жихарка"

Конспект ОД по познавательно-речевому развитию для средней группы ДС...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с элементами театрализации. Образовательная область"Речевое развитие" Тема: "Путешествие по сказочной стране"(театрализация русской народной сказки "Теремок") (средняя группа)

Цель: активизировать умственные и развивать творческие способности детей посредством театрализованной деятельности.1) Закреплять знания детей по прочитанным сказкам;2) Учить детей драматизировать знак...

Конспект оод по речевому развитию на тему:"Наши любимые сказки " в средней группе.

Конспект оод  по речевому развитию  на тему: " Наши любимые сказки". Дети отправляются  вместе с воспитателем в литературную гостиную.Проводится  интересная игра-викторина "Наши лю...

Конспект ОД по образовательной области познавательное развитие на тему: «Путешествие в сказку» в средней группе

ЗадачиОбучающие:-  Обогащать и систематизировать знания детей по формированию элементарных математических представлений.-  Создавать условия для развития логического мышления, сообразительно...

Интегрированное занятие по познавательному развитию на тему: «День народного единства» в средней группе

Интегрированное занятие по познавательному развитию на тему: «День народного единства» в средней  группеЦель: закреплять представление детей об истории возникновения праздн...

Конспект по развитию речи "Театрализация русской народной сказки "Жихарка" в средней группе

Конспект по развитию речи "Театрализация русской народной сказки "Жихарка" в средней группе...

НОД по познавательному развитию (ФЭМП) Тема: «Путешествие по сказке «Теремок» ( средняя группа)

НОД  по познавательному развитию (ФЭМП) Тема: «Путешествие по сказке «Теремок»( средняя группа)...