Главные вкладки

    Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Зима. Пингвины.»
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

    Перекотий Ольга Николаевна

    методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка

    образовательной деятельности по речевому развитию

     Тема: Обучение детей связному последовательному пересказу сказки

     «Зима. Пингвины.». Т.Д.Надеждиной 

    Автор: Перекотий Ольга Николаевна, воспитатель МБДОУ детский сад

     № 2 ст.         Каневской  МО  Каневской район

    Возраст воспитанников: старший дошкольный (седьмой год жизни) с ОВЗ.

    Виды деятельности: речевая, коммуникативная, познавательная.

    Образовательные области: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие

    Цель: развитие любознательности и инициативности в речевой деятельности.

    Образовательные задачи:

    1.Способствовать развитию самостоятельности, целенаправленности и творческой активности, пересказывать прослушанный текст с использованием в качестве опоры серий сюжетных картин.

    2. Создать условия для реализации творческой (речевой) деятельности, связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль.

    3. Продолжать формировать позитивные установки к речевому творчеству, активизировать словарь по теме «Зима. Птицы и животные Севера».

    4.Формирование грамматических представлений и обобщений на основе работы с языковым материалом пересказываемого произведения.

    Развивающие задачи :

    1.Развивать связную монологическую речь и самоконтроль за речью детей, высшие психические функции.

     Воспитательные задачи:

    1.Воспитывать внимание, интерес к образовательной деятельности посредством включения практических игровых упражнений и занимательных моментов.                              

    Предварительная работа:  создание 4 цветных сюжетных картинок(мультимедийная установка),фишки-слова.

    1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности

    Содержание

    Обратная связь на высказывание детей

    -Ребята, очень хочу с вами посекретничать… Нам будет здесь удобно? (дети: да, тут будет уютно).

    (дети с воспитателем размещаются на пуфиках полукругом перед доской.)

    - Завтра   мы пойдём в гости к малышам .  Я совершенно не знаю, чтобы придумать интересное для них? Поможете? (выслушиваются варианты)

    - Сколько интересных вариантов вы придумали. - Я точно знаю, что все ребята любят слушать сказки. Но хотелось бы рассказать такую сказку, которую ребята ещё не знают… Где же можно её найти?

    Дети высказывают свои предложения (взять книгу в библиотеке, посмотреть в интернете, спросить у взрослого…)

    - А что если нам придумать сказку.

    - Какая сказка будет интереснее малышам?

    - О зиме, птицах?

    (Да!)

    Почему вы так думаете?

    - Отлично!

    - Я думаю нам будет удобно.

    - Согласна, замечательно, может быть, возможно, интересно, необычно

    - Маша так думает.

    - А ты как думаешь?

    - Может быть, у кого-нибудь еще есть идеи?

    - Еще есть идеи?

    -Мне очень приятно было узнать ваше мнение, ребята!

    - Отличная идея!

    Если дети отвечают неверно:

    -Интересный вариант!

    -Кто еще как думает?

    Если дети отвечают правильно:

    -Точно!

    -Именно так! Как здорово, что ты это знаешь!

    - Кто согласен с Сашей?

    - Кто-нибудь считает по-другому?

    - Я уже представляю, как интересно будет нашим малышам услышать новую сказку!

    2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности

    Содержание

    Обратная связь на высказывание детей

    -А как вы думаете, друзья, что нужно, чтобы пересказать сказку? (услышать, прочитать)

    - Что нам может помочь? (сюжетные картинки)-Давайте решим, с чего начнем?

    - Что нам для этого понадобиться?

    - Как именно лучше это сделать?

    -Согласен, это важно! А еще?

    - Здорово! Интересно! Как необычно! Вот это да! Отличная мысль!

    - Ты уверен, докажи!

    -Это будет чудесно! Думаю, получится здорово! Как интересно! Как необычно! Ух ты! Класс!

    - Отгадайте загадку.

    В Антарктиде я живу,

    И по снегу я хожу.

    Птица я, да не летаю,

    Но прекрасно я плыву (пингвин)

    Воспитатель: Что вы знаете о пингвинах?

    Предварительные ответы детей: Они живут в Антарктиде, это морские птицы. Пингвины не летают, вместо крыльев у них лапы-ласты, которые помогают плавать, пингвины – водоплавающие птицы.

    У меня как раз есть сюжетные картинки, которые надеюсь помогут вам запомнить новую сказку и  её последовательность. Предлагаю выбрать и рассмотреть их.

    - О чем рассказывают вам  сюжетные картинки?

    - А что вы видите  на них?

    - как вы думаете о ком сказка?

     (рассматриваются все картинки)

    - Нам достаточно этих картинок для создания сказки? Как бы их интереснее использовать? Есть идеи? (варианты детей). (картинки выставляются последовательно по ходу чтения сказки)

    Чтение авторской сказки. Рассказ-сказка  (адаптированный вариант) по рассказу Т.Д.Надеждиной «Пингвины»

    Жили-были, в далекой, холодной Антарктиде пингвины – морские птицы. Они не умели летать, так как у них вместо крыльев были ласты, которые помогали им плавать, и добывать себе пищу – рыбу, крабов, рачков.

    У пингвинов не было пуховых перьев, но был толстый слой жира под кожей, который спасал их от сильных морозов и ветров, и вылезший из моря мокрый пингвин не замерзал, не превращался в сосульку, «не погибал». Хотите верьте, хотите нет, а дело было так.

    В самый разгар морозов пингвиниха отложила одно яйцо. Отец-пингвин хватал яйцо и прятал в жировую складку на брюшке. Стоял он один-одинешенек на трескучем морозе, согревая будущего пингвиненка.

    Все это время пингвин ничего не ел и жил только за счет жира, который накопил летом, а мамаша-пингвиниха в этом время плавает и нагуливает жир. Но вот появляется птенец, такой красавец, ни в сказке сказать, ни пером описать. Всю нежность и ласку отдает мама. Как только пингвиненок встает на ножки, его отправляют в пингвиний детский сад. Веселые, игривые, радостные они находятся под присмотром взрослых.

    Предполагаемые вопросы:

    1. Кто жил в холодной Антарктиде? (Пингвины)
    2. Что помогало им плавать? (Лапы-ласты)
    3. Что их спасало от сильных морозов? (Толстый слой жира под кожей).
    4. Кто и когда откладывал яйца? (Пингвиниха, в разгар морозов.)
    5. Кто и куда прятал яйцо? (Отец-пингвин прятал яйцо в жировую складку)
    6. Куда потом родители отводили пингвиненка? (В детский сад).
    7. Чем закончился рассказ? (За ними присматривают взрослые)

    -Какие вы догадливые!

    -Интересный вариант

    -Мне очень приятно было узнать твоё мнение!

    -Ты уверен, докажи!

    Если дети молчат:

     Они живут в Антарктиде, это морские птицы. Пингвины не летают, вместо крыльев у них лапы-ласты, которые помогают плавать, пингвины – водоплавающие птицы.

    -Ты уверен, докажи!

    -Отличная идея!

     

    Ответы детей: 

      Как необычно!

    -.Как интересно!

    - Ух ты! Класс!

     

    -Как необычно!

    - Здорово

    - Как интересно!

    -Это будет чудесно!

    3 этап: способствуем реализации детского замысла

    Содержание

    Обратная связь на высказывание детей

    - К игровому панно.

    - (после паузы): Кто готов вспомнить слова?

    Самостоятельная коммуникативная практика детей по  придумыванию слов к сказке  с помощью слов-полосок

    Игра на панно (на столе в розетке слова-полоски).На каждый вопрос дети ставят слово-полоску Кто? Что?

    1. Что и кого вы видите на первой картинке? (пингвинов)
    2. Что было далеким и холодным? (Антарктида)
    3. Что помогало им плавать? (ласты)
    4. Что добывали? (рыбу, крабы, рачки)
    5. Что у них под кожей? (жир)
    6. Что откладывала пингвиниха? (яйцо)
    1. Что отдает птенцу мама? (ласку 
    2. Какой, Какая, Какие? 
    3. В какой Антарктиде жили пингвины? (далекой, холодной)
    4. Какой был у них слой жира? (толстый)
    5. От каких морозов спасал жир пингвинов? (сильных)
    6. Какая складка была у отца-пингвина? (жировая)
    7. На каком морозе стоял отец-пингвин? (трескучем)

     8.Какого ребенка-пингвина он согревал? (будущего) 

    Что делает(ют)?

    1. Что делали в Антарктиде пингвины? (жили)
    2. Что они не умели делать? (летать)
    3. Что они умели делать? (плавать, нырять)
    4. Что случилось с мокрым пингвиненком? Он что делал? (не замерзал, не превращался)

    Что делает мать-пингвиниха? (плавает, накапливает) Под присмотром взрослых что делают пингвины? (находятся)

    Массаж фаланг пальцев.

    Раз – красиво в Антарктиде,

    Два – моржи лежат на льдине,

    Три – гагары закружились,

    Четыре – снегом все укрылось,

    Пять – галдят, шумят пингвины,

    Шесть – олени скачут мимо,

    Семь – медведи наконец,

    Восемь – вьюга вновь кружится,

    Девять - альбатрос к воде садится,

    Десять – резвились.

    Языковой (лексический) разбор текста (направлен на воспроизведение детьми в своих ответах языкового материала, необходимо для полноценной передачи содержания произведения).

    Предлагаемые вопросы-задания:

    1. Вспомните, что говорится в рассказе об Антарктиде, какая она? (активизируются слова: далекая, холодная – там везде льды, снега…)
    2. Кто жил в Антарктиде? (что делали пингвины)
    3. Что и где они себе добывали?
    4. Что делала мама-пингвиниха?
    5. Сколько яиц откладывала пингвиниха?
    6. Почему в холодной воде не погибают пингвины? Что их спасает?
    7. Вспомните, что говорится в рассказе об отце-пингвине? Зачем он стоял на трескучем морозе без пищи?
    8. Что делала в это время мама-пингвиниха?
    9. Как описывается в рассказе пингвиненок?
    10. До какого времени пингвиненка-малыша воспитает мама?
    11. Куда потом отправляют пингвиненка

    Чтение сказки. Пересказ по каждой картинке, и полностью.

    -Ксюша, тебе нужна помощь? 

    В случае, если все дети захотят:

    -Какие вы нетерпеливые…Поскорее хочется назвать слова? Понимаю…

    Интересный вариант.

    Кто ещё как думает?

    Какая необычная идея!Ни у кого такой нет!

    Ответы детей: 

      Как необычно!

    -.Как интересно!

    - Ух ты! Класс!

     

    -Как необычно!

    - Здорово

    - Как интересно!

    -Это будет чудесно!

    - Согласна, замечательно, может быть, возможно, интересно, необычно

    - Маша так думает.

    - А ты как думаешь?

    - Может быть, у кого-нибудь еще есть идеи?

    - Еще есть идеи?

    -Мне очень приятно было узнать ваше мнение, ребята!

    - Согласна, замечательно, может быть, возможно, интересно, необычно

    - Маша так думает.

    - А ты как думаешь?

    - Может быть, у кого-нибудь еще есть идеи?

    - Еще есть идеи?

    -Мне очень приятно было узнать ваше мнение, ребята!

    4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности

    Содержание

    Обратная связь на высказывание детей

    - Поделись позитивным настроением со сверстниками. Что на вас произвело наибольшее впечатление? Ребята, напомните, для чего мы это делали? Получилось ли у нас? Что позволило нам добиться результата, составить пересказ сказки? Что нам помогло? Важно ли то, что мы сегодня узнали? Для чего это пригодиться вам в жизни? Что было для вас самым трудным? Почему? 

    воспитатель: Давайте все вместе выразим свои положительные эмоции от нашего игрового путешествия. Психологический этюд  «Весёлый стаканчик». А  теперь поставь свой цветочек в вазу «Букет настроения». Если хорошее настроение поставь в вазу жёлтый цветочек, если плохое синий.

     

    В случае, если дети будут недовольны результатом:

    -Какая необычная идея! Ни у кого такой нет! Ты настоящий оригинал!

    В случае, если дети довольны:

    -Мне очень нравится твоя сказка! Я думаю, что малышам интересно будет послушать именно тебя!

    - Стеша, ты очень здорово придумала, как…

    .- Маша рассказала замечательную интересную сказку меняя интонацию голоса-это очень понравиться малышам


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи с использованием ИКТ, здоровьесберегающих, игровых технологий и ТРИЗ для детей средней группы по теме «Такой разный транспорт»

    Уточнить и закрепить у детей представления о транспорте, умение  четко дифференцировать виды транспорта: наземный, водный, воздушный....

    Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи для разновозрастной группы «Река и речные обитатели»

    Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи  «Река и речные обитатели»...

    Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Волшебница-зима»

    Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Волшебница-зима»...

    Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «В гостях у Лесовичка»

    Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «В гостях у Лесовичка»...

    Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Транспорт»

    Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Транспорт»...