Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Зима. Пингвины.»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Перекотий Ольга Николаевна

методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

образовательной деятельности по речевому развитию

 Тема: Обучение детей связному последовательному пересказу сказки

 «Зима. Пингвины.». Т.Д.Надеждиной 

Автор: Перекотий Ольга Николаевна, воспитатель МБДОУ детский сад

 № 2 ст.         Каневской  МО  Каневской район

Возраст воспитанников: старший дошкольный (седьмой год жизни) с ОВЗ.

Виды деятельности: речевая, коммуникативная, познавательная.

Образовательные области: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие

Цель: развитие любознательности и инициативности в речевой деятельности.

Образовательные задачи:

1.Способствовать развитию самостоятельности, целенаправленности и творческой активности, пересказывать прослушанный текст с использованием в качестве опоры серий сюжетных картин.

2. Создать условия для реализации творческой (речевой) деятельности, связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль.

3. Продолжать формировать позитивные установки к речевому творчеству, активизировать словарь по теме «Зима. Птицы и животные Севера».

4.Формирование грамматических представлений и обобщений на основе работы с языковым материалом пересказываемого произведения.

Развивающие задачи :

1.Развивать связную монологическую речь и самоконтроль за речью детей, высшие психические функции.

 Воспитательные задачи:

1.Воспитывать внимание, интерес к образовательной деятельности посредством включения практических игровых упражнений и занимательных моментов.                              

Предварительная работа:  создание 4 цветных сюжетных картинок(мультимедийная установка),фишки-слова.

1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности

Содержание

Обратная связь на высказывание детей

-Ребята, очень хочу с вами посекретничать… Нам будет здесь удобно? (дети: да, тут будет уютно).

(дети с воспитателем размещаются на пуфиках полукругом перед доской.)

- Завтра   мы пойдём в гости к малышам .  Я совершенно не знаю, чтобы придумать интересное для них? Поможете? (выслушиваются варианты)

- Сколько интересных вариантов вы придумали. - Я точно знаю, что все ребята любят слушать сказки. Но хотелось бы рассказать такую сказку, которую ребята ещё не знают… Где же можно её найти?

Дети высказывают свои предложения (взять книгу в библиотеке, посмотреть в интернете, спросить у взрослого…)

- А что если нам придумать сказку.

- Какая сказка будет интереснее малышам?

- О зиме, птицах?

(Да!)

Почему вы так думаете?

- Отлично!

- Я думаю нам будет удобно.

- Согласна, замечательно, может быть, возможно, интересно, необычно

- Маша так думает.

- А ты как думаешь?

- Может быть, у кого-нибудь еще есть идеи?

- Еще есть идеи?

-Мне очень приятно было узнать ваше мнение, ребята!

- Отличная идея!

Если дети отвечают неверно:

-Интересный вариант!

-Кто еще как думает?

Если дети отвечают правильно:

-Точно!

-Именно так! Как здорово, что ты это знаешь!

- Кто согласен с Сашей?

- Кто-нибудь считает по-другому?

- Я уже представляю, как интересно будет нашим малышам услышать новую сказку!

2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности

Содержание

Обратная связь на высказывание детей

-А как вы думаете, друзья, что нужно, чтобы пересказать сказку? (услышать, прочитать)

- Что нам может помочь? (сюжетные картинки)-Давайте решим, с чего начнем?

- Что нам для этого понадобиться?

- Как именно лучше это сделать?

-Согласен, это важно! А еще?

- Здорово! Интересно! Как необычно! Вот это да! Отличная мысль!

- Ты уверен, докажи!

-Это будет чудесно! Думаю, получится здорово! Как интересно! Как необычно! Ух ты! Класс!

- Отгадайте загадку.

В Антарктиде я живу,

И по снегу я хожу.

Птица я, да не летаю,

Но прекрасно я плыву (пингвин)

Воспитатель: Что вы знаете о пингвинах?

Предварительные ответы детей: Они живут в Антарктиде, это морские птицы. Пингвины не летают, вместо крыльев у них лапы-ласты, которые помогают плавать, пингвины – водоплавающие птицы.

У меня как раз есть сюжетные картинки, которые надеюсь помогут вам запомнить новую сказку и  её последовательность. Предлагаю выбрать и рассмотреть их.

- О чем рассказывают вам  сюжетные картинки?

- А что вы видите  на них?

- как вы думаете о ком сказка?

 (рассматриваются все картинки)

- Нам достаточно этих картинок для создания сказки? Как бы их интереснее использовать? Есть идеи? (варианты детей). (картинки выставляются последовательно по ходу чтения сказки)

Чтение авторской сказки. Рассказ-сказка  (адаптированный вариант) по рассказу Т.Д.Надеждиной «Пингвины»

Жили-были, в далекой, холодной Антарктиде пингвины – морские птицы. Они не умели летать, так как у них вместо крыльев были ласты, которые помогали им плавать, и добывать себе пищу – рыбу, крабов, рачков.

У пингвинов не было пуховых перьев, но был толстый слой жира под кожей, который спасал их от сильных морозов и ветров, и вылезший из моря мокрый пингвин не замерзал, не превращался в сосульку, «не погибал». Хотите верьте, хотите нет, а дело было так.

В самый разгар морозов пингвиниха отложила одно яйцо. Отец-пингвин хватал яйцо и прятал в жировую складку на брюшке. Стоял он один-одинешенек на трескучем морозе, согревая будущего пингвиненка.

Все это время пингвин ничего не ел и жил только за счет жира, который накопил летом, а мамаша-пингвиниха в этом время плавает и нагуливает жир. Но вот появляется птенец, такой красавец, ни в сказке сказать, ни пером описать. Всю нежность и ласку отдает мама. Как только пингвиненок встает на ножки, его отправляют в пингвиний детский сад. Веселые, игривые, радостные они находятся под присмотром взрослых.

Предполагаемые вопросы:

  1. Кто жил в холодной Антарктиде? (Пингвины)
  2. Что помогало им плавать? (Лапы-ласты)
  3. Что их спасало от сильных морозов? (Толстый слой жира под кожей).
  4. Кто и когда откладывал яйца? (Пингвиниха, в разгар морозов.)
  5. Кто и куда прятал яйцо? (Отец-пингвин прятал яйцо в жировую складку)
  6. Куда потом родители отводили пингвиненка? (В детский сад).
  7. Чем закончился рассказ? (За ними присматривают взрослые)

-Какие вы догадливые!

-Интересный вариант

-Мне очень приятно было узнать твоё мнение!

-Ты уверен, докажи!

Если дети молчат:

 Они живут в Антарктиде, это морские птицы. Пингвины не летают, вместо крыльев у них лапы-ласты, которые помогают плавать, пингвины – водоплавающие птицы.

-Ты уверен, докажи!

-Отличная идея!

 

Ответы детей: 

  Как необычно!

-.Как интересно!

- Ух ты! Класс!

 

-Как необычно!

- Здорово

- Как интересно!

-Это будет чудесно!

3 этап: способствуем реализации детского замысла

Содержание

Обратная связь на высказывание детей

- К игровому панно.

- (после паузы): Кто готов вспомнить слова?

Самостоятельная коммуникативная практика детей по  придумыванию слов к сказке  с помощью слов-полосок

Игра на панно (на столе в розетке слова-полоски).На каждый вопрос дети ставят слово-полоску Кто? Что?

  1. Что и кого вы видите на первой картинке? (пингвинов)
  2. Что было далеким и холодным? (Антарктида)
  3. Что помогало им плавать? (ласты)
  4. Что добывали? (рыбу, крабы, рачки)
  5. Что у них под кожей? (жир)
  6. Что откладывала пингвиниха? (яйцо)
  1. Что отдает птенцу мама? (ласку 
  2. Какой, Какая, Какие? 
  3. В какой Антарктиде жили пингвины? (далекой, холодной)
  4. Какой был у них слой жира? (толстый)
  5. От каких морозов спасал жир пингвинов? (сильных)
  6. Какая складка была у отца-пингвина? (жировая)
  7. На каком морозе стоял отец-пингвин? (трескучем)

 8.Какого ребенка-пингвина он согревал? (будущего) 

Что делает(ют)?

  1. Что делали в Антарктиде пингвины? (жили)
  2. Что они не умели делать? (летать)
  3. Что они умели делать? (плавать, нырять)
  4. Что случилось с мокрым пингвиненком? Он что делал? (не замерзал, не превращался)

Что делает мать-пингвиниха? (плавает, накапливает) Под присмотром взрослых что делают пингвины? (находятся)

Массаж фаланг пальцев.

Раз – красиво в Антарктиде,

Два – моржи лежат на льдине,

Три – гагары закружились,

Четыре – снегом все укрылось,

Пять – галдят, шумят пингвины,

Шесть – олени скачут мимо,

Семь – медведи наконец,

Восемь – вьюга вновь кружится,

Девять - альбатрос к воде садится,

Десять – резвились.

Языковой (лексический) разбор текста (направлен на воспроизведение детьми в своих ответах языкового материала, необходимо для полноценной передачи содержания произведения).

Предлагаемые вопросы-задания:

  1. Вспомните, что говорится в рассказе об Антарктиде, какая она? (активизируются слова: далекая, холодная – там везде льды, снега…)
  2. Кто жил в Антарктиде? (что делали пингвины)
  3. Что и где они себе добывали?
  4. Что делала мама-пингвиниха?
  5. Сколько яиц откладывала пингвиниха?
  6. Почему в холодной воде не погибают пингвины? Что их спасает?
  7. Вспомните, что говорится в рассказе об отце-пингвине? Зачем он стоял на трескучем морозе без пищи?
  8. Что делала в это время мама-пингвиниха?
  9. Как описывается в рассказе пингвиненок?
  10. До какого времени пингвиненка-малыша воспитает мама?
  11. Куда потом отправляют пингвиненка

Чтение сказки. Пересказ по каждой картинке, и полностью.

-Ксюша, тебе нужна помощь? 

В случае, если все дети захотят:

-Какие вы нетерпеливые…Поскорее хочется назвать слова? Понимаю…

Интересный вариант.

Кто ещё как думает?

Какая необычная идея!Ни у кого такой нет!

Ответы детей: 

  Как необычно!

-.Как интересно!

- Ух ты! Класс!

 

-Как необычно!

- Здорово

- Как интересно!

-Это будет чудесно!

- Согласна, замечательно, может быть, возможно, интересно, необычно

- Маша так думает.

- А ты как думаешь?

- Может быть, у кого-нибудь еще есть идеи?

- Еще есть идеи?

-Мне очень приятно было узнать ваше мнение, ребята!

- Согласна, замечательно, может быть, возможно, интересно, необычно

- Маша так думает.

- А ты как думаешь?

- Может быть, у кого-нибудь еще есть идеи?

- Еще есть идеи?

-Мне очень приятно было узнать ваше мнение, ребята!

4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности

Содержание

Обратная связь на высказывание детей

- Поделись позитивным настроением со сверстниками. Что на вас произвело наибольшее впечатление? Ребята, напомните, для чего мы это делали? Получилось ли у нас? Что позволило нам добиться результата, составить пересказ сказки? Что нам помогло? Важно ли то, что мы сегодня узнали? Для чего это пригодиться вам в жизни? Что было для вас самым трудным? Почему? 

воспитатель: Давайте все вместе выразим свои положительные эмоции от нашего игрового путешествия. Психологический этюд  «Весёлый стаканчик». А  теперь поставь свой цветочек в вазу «Букет настроения». Если хорошее настроение поставь в вазу жёлтый цветочек, если плохое синий.

 

В случае, если дети будут недовольны результатом:

-Какая необычная идея! Ни у кого такой нет! Ты настоящий оригинал!

В случае, если дети довольны:

-Мне очень нравится твоя сказка! Я думаю, что малышам интересно будет послушать именно тебя!

- Стеша, ты очень здорово придумала, как…

.- Маша рассказала замечательную интересную сказку меняя интонацию голоса-это очень понравиться малышам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи с использованием ИКТ, здоровьесберегающих, игровых технологий и ТРИЗ для детей средней группы по теме «Такой разный транспорт»

Уточнить и закрепить у детей представления о транспорте, умение  четко дифференцировать виды транспорта: наземный, водный, воздушный....

Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи для разновозрастной группы «Река и речные обитатели»

Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи  «Река и речные обитатели»...

Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Волшебница-зима»

Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Волшебница-зима»...

Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «В гостях у Лесовичка»

Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «В гостях у Лесовичка»...

Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Транспорт»

Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Транспорт»...