Конспект по речевому развитию
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Иванова Наталья Антоновна

На данном занятии дети составляют рассказы используя мнемотехнику

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл -konspekt_-sostavlenie_rasskazavesna_idet.docx17.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  «Подснежник»

Конспект  образовательного события в старшей группе по речевому развитию.

 Составление рассказа «Весна идет»

Составитель:

 Иванова Н.А.

Воспитатель высшей категории.

С.Бичура

Программные задачи:


Обучающие задачи:
-закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна»;
-совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными);
-упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием мнемотаблицы, связно, в логической последовательности;
-формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы.


Развивающие задачи:
-развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;

-продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.

 Воспитательные задачи:
-воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, помочь, утешить;
-воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.

Наглядный материал: мнемотаблицы «Весна» (разные варианты), игрушка – пингвиненок , мяч.

 Предварительная работа:


-экскурсии и наблюдения в природе;
чтение книг о Севере, Антарктиде и нахождение ее на карте и на глобусе;
чтение потешек, стихов, рассказов, сказок о весне;
рассматривание альбомов, иллюстраций по теме «Весна»;
рисование по теме «Весна»;
разучивание стихотворения с одним из детей;
разучивание поговорок, пословиц, народных примет о весне, о птицах;
дидактические игры: «Когда это бывает?», «Нарисуй портрет весны», «В гости к весне».


Ход занятия

Дети стоят полукругом.

Педагог. Ребятки, отгадайте загадку.

Светает рано по утрам. Проталины и тут, и там. Ручей шумит как водопад, Скворцы к скворечнику летят, Звенят под крышами капели, Медведь с еловой встал постели. Всех солнышко тепло ласкает. Кто это время года знает?
Дети. Это время года — весна.
Педагог. Правильно, это весна. Мы сегодня с вами поговорим о весне. А весной хочется говорить только ласковые слова. Я скажу — солнце, а вы ласково — солнышко, ветка.., ручей...
 (Дети называют слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.)
Игровая мотивация:
  показ игрушки-пингвина.
Педагог: Ребятки, к нам в гости пришел необыкновенный гость. Вот он. Кто это?
Дети: Это пингвин.
Педагог. Этого маленького пингвиненка привезли с его родины на большом теплоходе. Ребятки, где живут пингвины?
Дети: Пингвины живут в Антарктиде.

Пингвиненок.. Здравствуйте, ребятки! Правильно, я живу в Антарктиде, где круглый год снега. Я слышал, как вы рассказывали про весну. Я никогда не видел вашей весны. Что это такое? Расскажите мне о ней. А то я ничего не понимаю.
Педагог. Конечно, ребятки тебе помогут. Расскажите ему — какая бывает весна? Игра с мячом «Какая бывает весна?»…
А еще давай- те пингвиненку покажем картинки о весне, но их нужно выбрать из кучи только те ,которые относятся к весне .Дети выбирают и доказывают ,что это весенние картинки.
А теперь давайте немного поиграем. Встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним слова «весенний», «весенняя», «весеннее», например: день — весенний день, погода — весенняя погода, солнце — .., настроение — .., проталины — гроза — .., месяц — .., лучи — дерево — .., листва — .., цветы — ...
 (Дети называют словосочетания.)
Пингвиненок . Молодцы, ребятки, много придумали красивых слов про весну.

Педагог. Ребятки, а почему в народе говорят: «Вода с гор потекла, весну принесла»? Потому что весной пригревает солнышко, и снег от его тепла тает, превращаясь в бурные ручейки.

Физкульминутка : «Вышел Мишка из берлоги».

Педагог. Молодцы, правильно! А сейчас я предлагаю вам составить рассказ о весне, чтобы пингвиненок запомнил его и рассказал о ней своим друзьям в Антарктиде. В этом нам поможет  наши помощница-таблица. Рассматриваем

каждый фрагмент о чем дети будут рассказывать.
Рассказывание по мнемотаблице «Весна».

Пингвиненок.. Спасибо, ребятки. Я запомнил ваши рассказы о весне и могу рассказать своим друзьям. Мне нужно торопиться на теплоход. Я побежал, до свидания!

Педагог. А сейчас сядьте спокойно, руки свободно положите на колени, закройте глазки... и слушайте... Положите ладонь на живот и почувствуйте, как он поднимается, когда вы делаете вдох, и опускается, когда вы выдыхаете; плечи не поднимайте. Вдох-выдох.
 (Дети выполняют движения 3 раза.) Весной природа пробуждается от зимнего снега, и мы с вами сейчас откроем глазки, опустим руки, встряхнем ими...(Дети открывают глаза и выполняют движения.) Весной появляются первые цветочки, они тянутся к солнышку. И мы с вами медленно поднимаем руки вверх, встаем и потянемся... (Дети потягиваются.) Опустите ручки, сядьте. Молодцы. Итог Занятия:

А теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии. Говорили о приметах весны. Составляли предложения и рассказы о весне. Играли с мячом. Играли в игру «Назови ласково». Учились правильно дышать.
Что нового и интересного вы узнали?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по речевому развитию

Конспект занятия по развитию речи (группа ЗПР)...

Конспект познавательно-речевого развития для детей с ОНР старшего возраста "Транспорт. Приключения в лесу"

Конспект для НОД в старшей группе детского сада для детей с ОНР по развитию речи....

КОНСПЕКТ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ С КАПЕЛЬКОЙ».

Занятие направлено на закрепление знания детей о свойствах воды (вкус, цвет, запах); развитие навыка последовательно изложение своих мыслей;а также на воспитание  бережного отношения к воде....

Конспект по речевому развитию Тема: Дидактическая игра "Лето - осень"

Формировать у детей навыки связной речи с опорой на наглядный материал....

Конспект занятия Речевое развитие (развитие речи) Тема: «Заповеди казаков».

Задачи:- развивать интерес  к  изучению  культуры  своих  предков,  любовь  кродному  краю,  гордость  за  культуру  кубанского  казаче...

Конспект НОД Речевое развитие Развитие речи с детьми подготовительной группы "Защитники Отечества"

Расширять знания детей о Российской армии, формировать у них первые представления об особенностях военной службы, о родах войск. Развивать сообразительность, смекалку, логическое мышление, память...

Конспект по речевому развитию с элементами художественно-эстетического развития «Два мышонка»

- Познакомить детей со сказкой «Два мышонка»; - Развивать знание о северных народах и их образе жизни. - Воспитывать желание помогать младшим. - Учить детей понимать основные виды эмоций (...