Главные вкладки

    Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и изучению нового материала с детьми 5,5 – 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития.
    методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

    Келепури Светлана Валерьевна

    Лексическая тема: «овощи и фрукты».

    Грамматическая тема: суффиксальное образование прилагательных от существительных, согласование прилагательных с существительными в роде.

    Цель: развивать навык суффиксального образования прилагательных от существительных, согласования прилагательных с существительными в роде.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл onr3ur_portal0318.odt21.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и изучению нового материала с детьми 5,5 – 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития.

    Лексическая тема: «овощи и фрукты».

    Грамматическая тема: суффиксальное образование прилагательных от существительных, согласование прилагательных с существительными в роде.

    Цель: развивать навык суффиксального образования прилагательных от существительных, согласования прилагательных с существительными в роде.

    Задачи:

    - развитие артикуляционной моторики;

    - развитие психических функций: слухового и зрительного внимания, логического мышления;

    - развитие навыка классификации и обобщения;

    - развитие ручной моторики.

    - развитие графомоторных навыков;

    - развитие пространственной ориентировки;

    - актуализация, уточнение и расширение словаря по лексической теме «овощи и фрукты»;

    - развитие умения правильно образовывать прилагательные от существительных при помощи суффиксов, согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

    - развитие связной речи;

    - воспитание самостоятельности и активности на занятии;

    - воспитывать интерес к занятиям, формировать положительную учебную мотивацию.

    Оборудование: настольные зеркала, карандаши, предметные картинки (лук, морковь, огурцы, банан, огурец, апельсин, помидор, яблоко, картофель), картинки с изображением лабиринтов.

    Ход занятия:

    Деятельность логопеда

    Деятельность детей

    1. Организационный момент

    - Здравствуйте, ребята!

    Садитесь.

    - Раздайте, пожалуйста, зеркала.

    (один из учеников раздает всем зеркала.)

    Артикуляционная гимнастика

    Развитие артикуляторной моторики, связной речи, слухоречевой памяти.

    - Сейчас мы с вами расскажем нашу сказку про Язычок.

    - Давайте попробуем вспомнить, с чего начинается наша  сказка.

    Сколько секунд мы выполняем каждое упражнение?

    - вокруг домика был заборчик;

    - в заборчике были воротики;

    - как-то проснулся утром Язычок и решил испечь себе лепёшечку;

    - замесил тесто и положил на окно остывать;

    - не остывает лепёшка, надо на неё подуть.

    - давайте намажем лепёшку вареньем

    - позавтракал Язычок и пошёл гулять во двор и качаться на качелях

    - а потом поехал в зоопарк. Кого она там встретил?

    - посмотрел на часы Язычок и увидел там стрелки. Сколько и какие?

    - купил себе Язычок бублик

    - когда язычок вернулся домой. Там его встретил котик. Язычок налил ему молока в блюдце, и тот стал лакать

    - поел язычок и пошёл в ванну помыть руки. Включил горячую воду

    - потом включил холодную воду

    - после обеда язычок поехал в лес. На ком?

    - в лесу он собирал грибы

    - и тут он увидел, как на большом грибе сидит огромный жук

    - а дальше в лесу он встретил белку, которая грызла орехи

    - на дереве кричала птица. Кто это был?

    1. Введение в тему занятия

    Молодцы! У вас очень хорошо получалось!

    Ребята, я приготовила для вас загадки. Если вы будете внимательны, вы легко разгадаете их. - Готовы?

    - Тогда слушайте:

    Обезьяна утром рано
    В зоопарке ест ...

    Желтый цитрусовый плод
    В странах солнечных растёт.
    Но на вкус кислейший он,
    А зовут его ...

    С виду он как рыжий мяч,
    Только вот не мчится вскачь.
    В нём полезный витамин -
    Это спелый ...

    Заставит плакать всех вокруг,
    Хоть он и не драчун, а 
    ...

    Красна девица
    Сидит в темнице,
    А коса на улице.

    Летом – в огороде,
    Свежие, зелёные,
    А зимою – в бочке,
    Жёлтые, солёные.
    Отгадайте, молодцы,
    Как зовут нас?
     

    (Логопед выставляет на доску картинки с изображением фруктов и овощей.)

    - Молодцы! Всё отгадали. А что изображено на картинках?

    - Правильно. Посмотрите на доску, какие еще картинки я выставила. Назовите их.

    - Вы уже догадались, о чём мы будем говорить сегодня?

    1. Основная часть.

    - А зачем нужно есть фрукты и овощи?

    - А чем отличаются овощи от фруктов? Где растут фрукты? А овощи?

    - Выращивают овощи не только в огородах, но и на полях. Огород – это небольшой участок земли, чаще всего он находится около дома, а поле – находится за городом. На каждом поле растет обычно что–нибудь одно: или картофель, или капуста, или еще что–либо. Поле, на котором растет картофель, - это картофельное поле.

    - А как называется поле, на котором растет капуста?

    Морковь?

    Свекла?

    Кабачок?

    - Молодцы. А где выращивают фрукты?

    - На чем вырастают фрукты?

    Дерево, на котором выросли фрукты, - это фруктовое дерево.

    - Дерево, на котором выросли ананасы, называют ананасовым. А как называется дерево, на котором выросли лимоны (мандарины, абрикосы, яблоки)?

    - Молодцы! А что обязательно нужно сделать с фруктами и овощами перед приготовлением, или перед тем как есть?

    1. Развитие  навыка классификации и обобщения.

    - Посмотрите внимательно на доску (на доске изображения фруктов, овощей и 2 корзин). В одну корзину нам надо собрать только фрукты, а в другую только овощи.

    2. Развитие слухового внимания.

    Логопед дает инструкцию: если услышите название фрукта, то хлопните в ладоши, если название овоща – топните ногами.

    1. Развитие пространственной ориентировки.

    Предъявляется ряд овощей и фруктов. Логопед дает инструкцию:

    - Что под чем? Что над чем?

    - Где находится помидор (огурец, апельсин)?

    - Что слева от него? Что справа?

    - Что между апельсином и яблоком?

    - Между чем апельсин?

    - Что после картошки? и т.п.

    - Закройте глаза. (Логопед меняет картинку с изображением груши на картинку с изображением другой груши).

    - Открывайте глаза. Что изменилось?

    - Закройте еще раз глаза. (Логопед меняет местами картинки).

    - Открывайте глаза. Что изменилось?

    (Логопед 3-4 раза меняет расположение картинок).

    4. Развитие логического мышления.

    - Посмотрите внимательно на доску. Что здесь лишнее?

    (На доске висят изображения фруктов и овощей.)

    Яблоко, помидор, апельсин, морковь.

    Морковь, мандарин, редиска, баклажан.

    Апельсин, яблоко, картофель, ананас.

    1. Развитие графомоторных навыков.

    Учащимся раздаются листы, с изображением лабиринтов. Логопед дает инструкцию:

    - Наши ежики очень любят яблоки, но яблоко получит только 1 из 4 ежей. Помогите ежам пройти по лабиринту, и вы поймете какой еж получит яблоко.

    - У всех получилось? Какой еж получил яблоко?

    - Молодцы! Правильно.

    5. Итог занятия.

    Молодцы! Вы все сегодня хорошо поработали! Спасибо вам за урок. До свидания.

     

    - Здравствуйте.

    Раздает.

    - Жил-был язычок, жил он в домике

    (широко открыть рот)

    - 10 секунд, дома до 20

    -Заборчик

    -Рупор

    -Месим тесто

    -Лопаточка

    - Потереть руку, упражнение «загнать мяч в ворота» (на поднятие боковых краёв с выходом воздушной струи по средней линии языка)

    - Вкусное варенье. (язык на верхнюю губу)

    - Качели

    - Обезьянка

    - Бегемотик

    - 3 стрелки, часовая, минутная, секундная. Маятник

    - обвести языком губы открытого рта

    - чашечка

    - [ш]

    - [с]

    - на лошадке.

    - грибок

    - вибрация языка, прижатого к нёбу посредством воздушной струи

    - орешек

    - Это была сорока - болтушка

    - да!

    - Бананы.

    - Лимон.

    - Апельсин.

    - Лук.

    - Морковь.

    - Огурцы.

    Бананы, огурцы, апельсин….

    Называют овощи и фрукты.

    О фруктах и овощах.

    - В них содержатся витамины, которые помогают быть здоровыми.

    - Фрукты растут на деревьях, в саду.

    - Овощи растут в огороде на грядках.

    - Капустное.

    - Морковное.

    - Свекольное.

    - Кабачковое.

    - В саду.

    - На деревьях.

    Отвечают на вопросы.

    - Их нужно помыть.

    Выполняют задание.

    Выполняют задание.

    Отвечают на вопросы.

    - Груша на картинке теперь другая.

    Отвечают на вопросы.

    - Лишняя морковь, т.к. она треугольная.

    - Лишний мандарин, т.к. он – фрукт.

    - Лишний картофель, т.к. он – овощ.

    Выполняют задание.

    - Ёж под номером 4.

    - До свидания.

     



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и изучению нового материала с детьми 5,5 – 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития.

    Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и изучению нового материала с детьми 5,5 – 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого...

    Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и изучению нового материала с детьми 5,5 – 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития.

    Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и изучению нового материала с детьми 5,5 – 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого...

    ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА ГБДОУ № 131 ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ «ЗАИКАНИЕ», ДАННОЕ ЛОГОПЕДОМ ГАРИНОЙ Е.Г. В АПРЕЛЕ 2013 Г.

    КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА ГБДОУ № 131 ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ «ЗАИКАНИЕ», ДАННОЕ Л...

    Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя у детей с ТНР в средней группе.Тема «Употребление уменьшительно-ласкательной формы имен существительных по лексической теме «Одежда»».

    Програмное содержание занятия: Обучение правильному употреблению уменьшительно-ласкательной формы имен существительных по теме "Одежда". Активизация словаря по теме "Одежда". Закре...

    Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя и развитию речи по теме «Транспорт» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР III-IV уровня.

    Данный конспект итогового занятия по теме "Транспорт"  разработан с опорой на презентацию в программе Smart Notebook. Интересная мотивация учебной деятельности, использование ИКТ-технол...

    Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей с тяжёлыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста лексическая тема « Дикие животные»

    конспект содержит  различные игры и задания , направленные на формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи у детей  с тяжелыми нарушениями речи....