Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и изучению нового материала с детьми 5,5 – 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Кудрявина Ольга Юрьевна

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и изучению нового материала с детьми 5,5 – 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и изучению нового материала с детьми 5,5 – 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития.

Лексическая тема: «овощи и фрукты».

Грамматическая тема: суффиксальное образование прилагательных от существительных, согласование прилагательных с существительными в роде.

Цель: развивать навык суффиксального образования прилагательных от существительных, согласования прилагательных с существительными в роде.

Задачи:

- развитие артикуляционной моторики;

- развитие психических функций: слухового и зрительного внимания, логического мышления;

- развитие навыка классификации и обобщения;

- развитие ручной моторики.

- развитие графомоторных навыков;

- развитие пространственной ориентировки;

- актуализация, уточнение и расширение словаря по лексической теме «овощи и фрукты»;

- развитие умения правильно образовывать прилагательные от существительных при помощи суффиксов, согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

- развитие связной речи;

- воспитание самостоятельности и активности на занятии;

- воспитывать интерес к занятиям, формировать положительную учебную мотивацию.

Оборудование: настольные зеркала, карандаши, предметные картинки (лук, морковь, огурцы, банан, огурец, апельсин, помидор, яблоко, картофель), картинки с изображением лабиринтов.

Ход занятия:

Деятельность логопеда

Деятельность детей

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята!

Садитесь.

- Раздайте, пожалуйста, зеркала.

(один из учеников раздает всем зеркала.)

Артикуляционная гимнастика

Развитие артикуляторной моторики, связной речи, слухоречевой памяти.

- Сейчас мы с вами расскажем нашу сказку про Язычок.

- Давайте попробуем вспомнить, с чего начинается наша  сказка.

Сколько секунд мы выполняем каждое упражнение?

- вокруг домика был заборчик;

- в заборчике были воротики;

- как-то проснулся утром Язычок и решил испечь себе лепёшечку;

- замесил тесто и положил на окно остывать;

- не остывает лепёшка, надо на неё подуть.

- давайте намажем лепёшку вареньем

- позавтракал Язычок и пошёл гулять во двор и качаться на качелях

- а потом поехал в зоопарк. Кого она там встретил?

- посмотрел на часы Язычок и увидел там стрелки. Сколько и какие?

- купил себе Язычок бублик

- когда язычок вернулся домой. Там его встретил котик. Язычок налил ему молока в блюдце, и тот стал лакать

- поел язычок и пошёл в ванну помыть руки. Включил горячую воду

- потом включил холодную воду

- после обеда язычок поехал в лес. На ком?

- в лесу он собирал грибы

- и тут он увидел, как на большом грибе сидит огромный жук

- а дальше в лесу он встретил белку, которая грызла орехи

- на дереве кричала птица. Кто это был?

  1. Введение в тему занятия

Молодцы! У вас очень хорошо получалось!

Ребята, я приготовила для вас загадки. Если вы будете внимательны, вы легко разгадаете их. - Готовы?

- Тогда слушайте:

Обезьяна утром рано
В зоопарке ест ...

Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растёт.
Но на вкус кислейший он,
А зовут его ...

С виду он как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нём полезный витамин -
Это спелый ...

Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а
...

Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.

Летом – в огороде,
Свежие, зелёные,
А зимою – в бочке,
Жёлтые, солёные.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас?
 

(Логопед выставляет на доску картинки с изображением фруктов и овощей.)

- Молодцы! Всё отгадали. А что изображено на картинках?

- Правильно. Посмотрите на доску, какие еще картинки я выставила. Назовите их.

- Вы уже догадались, о чём мы будем говорить сегодня?

  1. Основная часть.

- А зачем нужно есть фрукты и овощи?

- А чем отличаются овощи от фруктов? Где растут фрукты? А овощи?

- Выращивают овощи не только в огородах, но и на полях. Огород – это небольшой участок земли, чаще всего он находится около дома, а поле – находится за городом. На каждом поле растет обычно что–нибудь одно: или картофель, или капуста, или еще что–либо. Поле, на котором растет картофель, - это картофельное поле.

- А как называется поле, на котором растет капуста?

Морковь?

Свекла?

Кабачок?

- Молодцы. А где выращивают фрукты?

- На чем вырастают фрукты?

Дерево, на котором выросли фрукты, - это фруктовое дерево.

- Дерево, на котором выросли ананасы, называют ананасовым. А как называется дерево, на котором выросли лимоны (мандарины, абрикосы, яблоки)?

- Молодцы! А что обязательно нужно сделать с фруктами и овощами перед приготовлением, или перед тем как есть?

1. Развитие  навыка классификации и обобщения.

- Посмотрите внимательно на доску (на доске изображения фруктов, овощей и 2 корзин). В одну корзину нам надо собрать только фрукты, а в другую только овощи.

2. Развитие слухового внимания.

Логопед дает инструкцию: если услышите название фрукта, то хлопните в ладоши, если название овоща – топните ногами.

  1. Развитие пространственной ориентировки.

Предъявляется ряд овощей и фруктов. Логопед дает инструкцию:

- Что под чем? Что над чем?

- Где находится помидор (огурец, апельсин)?

- Что слева от него? Что справа?

- Что между апельсином и яблоком?

- Между чем апельсин?

- Что после картошки? и т.п.

- Закройте глаза. (Логопед меняет картинку с изображением груши на картинку с изображением другой груши).

- Открывайте глаза. Что изменилось?

- Закройте еще раз глаза. (Логопед меняет местами картинки).

- Открывайте глаза. Что изменилось?

(Логопед 3-4 раза меняет расположение картинок).

4. Развитие логического мышления.

- Посмотрите внимательно на доску. Что здесь лишнее?

(На доске висят изображения фруктов и овощей.)

Яблоко, помидор, апельсин, морковь.

Морковь, мандарин, редиска, баклажан.

Апельсин, яблоко, картофель, ананас.

  1. Развитие графомоторных навыков.

Учащимся раздаются листы, с изображением лабиринтов. Логопед дает инструкцию:

- Наши ежики очень любят яблоки, но яблоко получит только 1 из 4 ежей. Помогите ежам пройти по лабиринту, и вы поймете какой еж получит яблоко.

- У всех получилось? Какой еж получил яблоко?

- Молодцы! Правильно.

5. Итог занятия.

Молодцы! Вы все сегодня хорошо поработали! Спасибо вам за урок. До свидания.

 

- Здравствуйте.

Раздает.

- Жил-был язычок, жил он в домике

(широко открыть рот)

- 10 секунд, дома до 20

-Заборчик

-Рупор

-Месим тесто

-Лопаточка

- Потереть руку, упражнение «загнать мяч в ворота» (на поднятие боковых краёв с выходом воздушной струи по средней линии языка)

- Вкусное варенье. (язык на верхнюю губу)

- Качели

- Обезьянка

- Бегемотик

- 3 стрелки, часовая, минутная, секундная. Маятник

- обвести языком губы открытого рта

- чашечка

- [ш]

- [с]

- на лошадке.

- грибок

- вибрация языка, прижатого к нёбу посредством воздушной струи

- орешек

- Это была сорока - болтушка

- да!

- Бананы.

- Лимон.

- Апельсин.

- Лук.

- Морковь.

- Огурцы.

Бананы, огурцы, апельсин….

Называют овощи и фрукты.

О фруктах и овощах.

- В них содержатся витамины, которые помогают быть здоровыми.

- Фрукты растут на деревьях, в саду.

- Овощи растут в огороде на грядках.

- Капустное.

- Морковное.

- Свекольное.

- Кабачковое.

- В саду.

- На деревьях.

Отвечают на вопросы.

- Их нужно помыть.

Выполняют задание.

Выполняют задание.

Отвечают на вопросы.

- Груша на картинке теперь другая.

Отвечают на вопросы.

- Лишняя морковь, т.к. она треугольная.

- Лишний мандарин, т.к. он – фрукт.

- Лишний картофель, т.к. он – овощ.

Выполняют задание.

- Ёж под номером 4.

- До свидания.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и изучению нового материала с детьми 5,5 – 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития.

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и изучению нового материала с детьми 5,5 – 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого...

ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА ГБДОУ № 131 ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ «ЗАИКАНИЕ», ДАННОЕ ЛОГОПЕДОМ ГАРИНОЙ Е.Г. В АПРЕЛЕ 2013 Г.

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА ГБДОУ № 131 ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ «ЗАИКАНИЕ», ДАННОЕ Л...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и изучению нового материала с детьми 5,5 – 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития.

Лексическая тема: «овощи и фрукты».Грамматическая тема: суффиксальное образование прилагательных от существительных, согласование прилагательных с существительными в роде.Цель: развивать н...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя у детей с ТНР в средней группе.Тема «Употребление уменьшительно-ласкательной формы имен существительных по лексической теме «Одежда»».

Програмное содержание занятия: Обучение правильному употреблению уменьшительно-ласкательной формы имен существительных по теме "Одежда". Активизация словаря по теме "Одежда". Закре...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста лексическая тема « Дикие животные»

конспект содержит  различные игры и задания , направленные на формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи у детей  с тяжелыми нарушениями речи....

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития Тема: Домашние животные...

Календарно-тематическое планирование подгрупповых логопедических занятий по формированию лексико-грамматических представлений, развитию связной речи и формированию фонетической стороны речи в старшей группе у детей с общим недоразвитием речи

В публикации представлено последовательное прохождение лексических тем, формирование лексико-грамматических представлений, развитие связной речи, обучение навыкам звукового анализа и синтеза с постепе...