Главные вкладки

    Методика развития речи детей в процессе ознакомления с художественной литературой.
    методическая разработка по развитию речи (средняя группа) по теме

    Керимкулова Медина Мирбековна

    Методы и приемы формирования развития речи детей дошкольного возраста.

    Методика развития речи детей в процессе ознакомления  с художественной литературой.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методы и приемы формирования развития речи детей дошкольного возраста.

    Методика развития речи детей в процессе ознакомления 

    с художественной литературой.

    Основные задачи

    Методы

    Приемы

    Младшая группа

    Средняя группа

    Старшая группа

    Подготовительная группа

    формировать у детей динамичные представления о развитии и изменении художественного образа, его многозначности и многосвязности; развивать отношение детей к книге как к произведению эстетической культуры (бережное отношение к книге, стремление самостоятельно и повторно рассматривать иллюстрации)

     Чтение воспитателя по книге или наизусть

     Рассказывание воспитателя

    Заучивание наизусть

    Инсценирование

    Чтение или рассказывание одного произведения.

    Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой

    Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:

     чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника

    чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой.

    Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала: чтение и рассказывание с игрушками, настольный театр, кукольный и теневой театр, фланелеграф;  диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.

    Начиная с младшей группы детей подводят к различению жанров. Воспитатель сам называет жанр художественной литературы: «расскажу сказку, прочитаю стихотворение». Рассказав сказку, воспитатель помогает детям вспомнить интересные места, повторить характеристики персонажей («Петя-петушок, золотой гребешок», «Выросла репка большая-пребольшая»), назвать повторяющиеся обращения («Козлятушки-ребятушки, отомкнитеся, отопритеся!», «Терем-теремок, кто в тереме живет?») и действия («Тянут-потянут, вытянуть не могут»). Помогает запомнить этот материал и научиться повторять его с разными интонациями.

    Дети способны понять и запомнить сказку, повторить песенку, однако речь их недостаточно выразительна. Причинами могут быть плохая дикция, неумение правильно произносить звуки. Поэтому надо учить детей четко и внятно произносить звуки, повторять слова и словосочетания; создавать условия для того, чтобы новые слова вошли в активный словарь

    В среднем дошкольном возрасте углубляется работа по воспитанию у детей способности к восприятию литературного произведения, стремления эмоционально откликаться на описанные события. На занятиях внимание детей привлекают и к содержанию, и к легко различимой на слух (стихотворная, прозаическая) форме произведения, а также к некоторым особенностям литературного языка (сравнения, эпитеты). Это содействует развитию поэтического слуха, чуткости к образной речи. Как и в младших группах, воспитатель называет жанр произведения. Становится возможен небольшой анализ произведения, то есть беседа о прочитанном. Детей учат отвечать на вопросы, понравилась ли сказка (рассказ), о чем рассказывается, какими словами она начинается и какими заканчивается. Беседа развивает умение размышлять, высказывать свое отношение к персонажам, правильно оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества, дает возможность поддерживать интерес к художественному слову, образным выражениям, грамматическим конструкциям.

    В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.

    Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие речи детей при ознакомлении с художественной литературой

    Конспект комплексного занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной группы по сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»....

    Методическая разработка на тему: "Развитие речи детей при ознакомлении с художественной литературой"

    Значение художественной литературы для жизни и успешного обучения ребенка в школе...

    Индивидуальный план по самообразованию по теме "Развитие речи детей путем ознакомления с художественной литературой"

    В данной методической разработке я представила план по самообразованию по теме "Развитие речи детей путем ознакомления с художественной литературой"...

    Родительская встреча "Развитие речи дошкольника в процессе чтения художественной литературы"

    Данный материал содержит игры, которые можно проводить с детьми, после прочтения книги....

    «Развитие речи детей путем ознакомления с художественной литературой»

    материал :индивидуальный план на тему развитие речи путем ознакомление с художественной литературой....

    Консультация для воспитателей Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы»

    В докладе содержится материал с рассказом о компонентах устной речи, методах и приемах развития речи на материале художественной детской литературы....

    Консультация для воспитателей Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы»

    План: 1. Компоненты устной речи. 2. Роль литературных художественных произведений в развитии речи дошкольника. 3.Формы и методы работы с художественными произведениями. Компоненты устной р...