«Развитие связной речи детей дошкольного возраста через наглядное моделирование методом мнемотехники"
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему

Нина Григорьевна Габченко

В методической разработке рассматривается понятие мнемотехники, раскрывается сущность методов мнемотаблиц и метода наглядного моделирования в процессе обучения детей дошкольного возраста связной речи, раскрывается создание системы непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста и соблюдения принципа интеграции, который обеспечивается взаимодействием всех образовательных областей.

          Для выявления и констатации того, что при обучении надо использовать приёмы, побуждающие детей к учебной деятельности, организующие её, вызывающие у них интерес к учению, и именно применение мнемотехники помогает решить эти задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razarabotka.docx61.06 КБ

Предварительный просмотр:

АННОТАЦИЯ

        В методической разработке рассматривается понятие мнемотехники, раскрывается сущность методов мнемотаблиц и метода наглядного моделирования в процессе обучения детей дошкольного возраста связной речи, раскрывается создание системы непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста и соблюдения принципа интеграции, который обеспечивается взаимодействием всех образовательных областей.

        Для выявления и констатации того, что при обучении надо использовать приёмы, побуждающие детей к учебной деятельности, организующие её, вызывающие у них интерес к учению, и именно применение мнемотехники помогает решить эти задачи.

        Методическая разработка содержит пример работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста в м/ц «Гулдер» ГУ СШ №4 города Щучинска.

  1. ВВЕДЕНИЕ

  1. 1.Актуальность

  В деятельности людей нет области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность  обучения. Чистая, правильная речь является одним из важнейших условий нормального психического развития человека.

Дошкольное детство - период, когда происходит общее развитие ребёнка и закладывается фундамент этого развития, и как заложен этот фундамент зависит не только от усилий родителей, но и от дошкольного учреждения.

На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое.

В речи детей существуют множество проблем:

  • недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;
  • бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;
  • бедная монологическая речь: неспособность составить  сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст;

В своей практике, неоднократно, замечала трудности при обучении детей связной речи. Дети не могли целенаправленно сосредоточить своё внимание на каком-то событии или художественном произведении, не могли одновременно заметить не только предметы, явления, но и связь между ними.

Дошкольники, имеющие  нарушениями речи, без радости включаются в учебную деятельность. Как правило, у таких детей отмечаются нарушения памяти, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности, не отличаются высокой работоспособностью.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер, дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. В связи с этим, актуальным становится необходимость совершенствования современных методов и приёмов, использование более эффективных научно-обоснованных путей развития речи у детей дошкольного возраста.

 Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Для достижения такого эффекта я решила использовать в своей практике нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи, а именно, метод мнемотехники.

Актуальность использования метода мнемотехники в работе с дошкольниками состоит в том, что:

  •  Во-первых, использование приёмов мнемотехники вызывает интерес и помогает решить проблему обучения без умственного и нервного напряжения, как бы играя;
  • Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.
  • В-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

2. Тема и цель.

Начиная работу по развитию связной речи детей, провела исследование состояния речевого развития детей и базового словаря по следующим критериям: умение составлять описательный рассказ, творческий, повествовательный и пересказ произведения по методике О. С. Ушаковой. Так же, наблюдала за детьми во время игр и режимных моментов.

 Результаты показали слабые стороны речевого развития детей. Исходя из этого, определила для себя задачи и направления, по которым построила свою работу.

Изучив требования Государственного общеобразовательного стандарта дошкольного воспитания и обучения и методические рекомендации к нему, а так же имеющуюся литературу по использованию метода мнемтехники, разработала методическую систему работы по проблемной теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через наглядное моделирование методом мнемотехники»,  в которой определила приоритетные направления работы, формы, методы и пути реализации. Ознакомилась и подобрала технологии, соответствующие возрастной категории и отвечающие поставленным задачам.

Планируя работу по проблемной теме, старалась охватить весь педагогический процесс: организованные занятия, игры, праздники, развлечения и свободную деятельность детей.

Цель моей работы: использование в педагогическом процессе  приёмов мнемотехники  для развития связной речи  дошкольников.

Для достижения  этой цели, я поставила перед собой следующие задачи:

  1. Проведение диагностики речевого развития дошкольников;
  2. Выявить возможности мнемотехники, способствующие развитию связной речи;
  3. Разработать и  включить в воспитательно-образовательный процесс комплекс заданий, способствующих развитию связной речи,  подготовить их дидактическое обеспечение.
  4. Анализ и коррекция работы по формирования связной речи.

3. Сущность и содержание  использования мнемотехники.

Цель использования приёмов мнемотехники - обеспечить успешное освоение  детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Мнемотехника  основана на принципе замещения реальных предметов предметами,  схематично изображенными или знаками.

Свою работу по использованию технологии  мнемотехники  строила  с соблюдением   следующих  принципов:

  • Принцип наглядности : использовала карточки, открытки, коллажи с символическими рисунками для запоминания.
  • Принцип  индивидуализации: (искала индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывала  его особенности с опорой на его детские впечатления, возрастной жизненный опыт и эмоциональные ассоциации).
  • Принцип последовательности: (подбирала материал с постепенным усложнением, от простого к сложному).
  • Образность, доступность речи педагога: (при работе обрабатывала  сложную информации в форму, доступную детям).
  • Использование игровых ситуаций, сюрпризных моментов в своей работе, с целью активизации творческих способностей детей.
  • Ведение занятия методом диалога, который наиболее подходит возрастным особенностям детей дошкольного возраста.
  • Учет этнокультурной ситуации развития детей на занятиях.

Помимо этого, сделала упор на интеграцию образовательных областей в построении своей работы,  что соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но ёмким.

Интеграция  образовательных областей при работе с использование мнемотехники:

  • Познавательное развитие: игры по художественному творчеству, игры-моделирования композиций, логические упражнения.
  • Речевое развитие: стихи и рассказы о природе, быте человека, сезонных изменениях и животного мира.
  • Социально-коммуникативное развитие: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений.
  • Художественно-эстетическое развитие: прослушивание музыкальных произведений, чтение сказок и пословиц.
  • Физическое развитие: физкультминутки, пальчиковая гимнастика, дыхательные упражнения, режимные моменты.

Это дало мне возможность спланировать работу по развитию связной речи так, чтобы более плодотворно и интересно организовать занятия, направленные на развитие правильной речи дошкольников.  

Работу с использованием мнемотехники вела в нескольких направлениях:

  • При помощи схем и алгоритмов проводила работу по развитию мелкой моторики рук (игры со счётными палочками, пальчиковая гимнастика).
  • Используя схемы для составления описательных рассказов, развивала связную речь, образное мышление, умение систематизировать полученные знания и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи ( составить рассказ о животных, времена года, профессии и др. ).
  • Очень интересно велась работа по заучиванию стихотворений. Детям нужно было преобразовывать абстрактные символы в понятные для них образы, это позволило улучшить образное мышление и развить логику и память детей. Что в свою очередь, помогло сократить время запоминания стихотворений.

Одной из главных задач в работе по развитию связной речи у детей, считаю, необходимость правильного выбора методов и приемов обучения.

Наглядный метод (наглядность), с одной стороны, является источником информации для высказывания, средством накопления знаний и, с другой стороны, подсказывает детям ход изложения мыслей, структуру текста. С этой целью детям предлагала в начале обучения картинки, серии сюжетных картинок, позже схематичные картинки, условно-наглядные схемы.

К основным методам обучения детей связной речи относится и словесный метод: обучение детей пересказу, рассказыванию (о предметах, по картинам и т.д.) и устному сочинению по воображению. В ходе применения метода рассказа в своей работе,  использую такие методические приемы, как: изложение информации, активизация внимания, приемы ускорения запоминания (мнемонические, ассоциативные), логические приемы сравнения, сопоставления, выделения главного.

Немаловажным и самым распространенным  видом деятельности, присущим ребенку, является игра, поэтому игровой метод в  моей работе по развитию связной речи, занимает ведущее место. Свою работу планировала с использованием различных дидактических, развивающих игр направленных на речевое развитие. Так же не оставила без внимания пальчиковые игры, артикуляционную гимнастику и игровые упражнения логической направленности.

Помимо этого, в развитии связной речи дошкольников, использую метод наглядного моделирования, где  применяю следующие методические приемы:

  • схемы рассказов;
  • вопросы к детям;
  • игровые упражнения;
  • игры-драматизации;
  • договаривание фразы, предложения и т.п.

Для полноценного освоения методической системы по развитию связной речи  детей использую различные формы  работы:

С детьми это игры, логические упражнения, беседы, чтение и заучивание художественной литературы, практические упражнения с наглядным материалом( коллажи, алгоритмы схем), а также составление с детьми мнемотаблиц.

С родителями: собрания, анкетирование, консультации, информационные ширмы, посещение открытых занятий, проекты и развлечения.

С коллегами работа ведётся через консультации, семинары-практикумы, посещением занятий и обмен опытом.

Для более  эффективной работы подготовила дидактические пособия, разработала конспекты с использованием мнемотехники, брошюры с мнемотаблицами по разным лексическим темам.

  1. Новизна и преимущество мнемотехники

Новизной своей работы считаю следующие инновационные приёмы наглядного моделирования – создание мнемотаблиц и коллажа. А так же, соблюдение принципа интеграции, который  обеспечивает взаимодействие всех образовательных областей.

Преимущество развития речи с применением мнемотехники  заключается в простоте её использование в совместной и в самостоятельной деятельности  детей (пересказ, заучивание стихотворений, инсценировки, игры-драматизации, культурно- гигиенические навыки, труд и др.).

Практическая значимость моей работы заключается в том, что наглядное моделирование, а именно мнемотехника, является  доступной формой обучения, которая может быть универсальной для использования в процессе обучения дошкольников связной речи.

5. Ожидаемые результаты

Проводя работу по развитию связной речи детей, при использовании мнемотехники планирую достичь следующих результатов:

  • Дети составляют рассказы, пересказывают небольшие литературные произведения с опорой на мнемотаблицу. 
  • Выражают свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях.
  • Умеют сравнивать объекты, выделять главные и второстепенные признаки, рассуждая и обосновывая свою точку зрения, аргументировано оценивают высказывание сверстника.
  • Понимают прочитанный тест и отвечает на поставленные вопросы.
  • Могут  полноправно участвовать в беседе.
  • Читают наизусть небольшие стихотворения.
  • Проявляют  желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории.
  • Сформированы коммуникативные качества (преодолевается робость, застенчивость, свободно держатся перед аудиторией).
  • Бережно относятся к книге, проявляют  интерес к книгам, рассматривают иллюстрации.

  1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ.

  1. Научно-теоретические основы обучения с использованием метода наглядного моделирования.

Овладение родным языком, развитие языковых способностей играет уникальную роль в становлении личности человека и является основой для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.

Связная речь – смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.

Связную речь в норме характеризуют следующие особенности: развернутость, произвольность, логичность, непрерываемость и программированность  (Сохин Ф.А., Тихеева Е.И., Гербова В.В., Соловьева О.И. и другие).

На сегодняшний день  многие дети дошкольного возраста не владеют в совершенстве связной речью, им характерен скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложениях, дефектное произношение звуков. При пересказе и рассказе дети затрудняются строить фразы, прибегают к перефразировкам и жестам, теряют основную нить содержания, путают события, затрудняются в выражении главной мысли, не заканчивают фразы. Такая речь хаотична, бедна выразительностью оформления.

 Придя в школу, дети  испытывают затруднения, связанные с изложением ранее изученного или прочитанного материала, не могут подобрать подходящие слова для передачи собственного опыта, грамматически неверно  строят предложения, говорят невнятно.

  • дошкольников в процессе становления связной речи один из важных факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. – это наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Данные факторы реализуются в технологии мнемотехники.

Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники.

  • Мнемотехника - это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов.
  • Мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Считается, что этот термин ввел Пифагор Самосский (6 век до н. э.). Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н. э., и принадлежат Цицерону и Квинтилиану, «История мнемотехники».

Целью обучения с использованием мнемотехники, прежде всего, стоит развитие памяти разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной, а также развитие мышления, внимания, воображения.

Согласно психологическим исследованиям Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгер, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина, в дошкольном детстве формируется способность к опосредованной мыслительной деятельности. Одним из видов такой деятельности, является способность дошкольников к наглядному моделированию.

В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко и др.). На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения, разработанные Д. Б. Элькониным, Л. Е. Журовой. А одним из методов наглядного моделирования является метод предметно- схематических моделей, или мнемотехника. По мнению психологов, педагогов и логопедов, использование предметно-схематических моделей облегчает процесс освоения связной монологической речи (О. М. Дьяченко, Т. А. Ткаченко и др.).

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: 

  • Воробьѐва В.К. - сенсорно-графическими схемами;
  • Ткаченко Т. А. – предметно-схематичными моделями;
  • Глухов В, П. – блоками-квадратами;
  • Большова Т.В. – коллажем;
  • Ефименкова Л.Н. – схемой составления рассказа.

Воробьёва В.К. считает, что эффективным методическим приемом, обеспечивающим правильное восприятие различных по сложности текстов, является соотнесение картинки-эпизода с определенной частью рассказа (графическими схемами). Среди других специальных приемов предлагаются такие как подбор предметных картинок к отдельному эпизоду с последующим их называнием и определением их назначения, разнообразные варианты восстановления порядка серии картин.

Т.А.Ткаченко обеспечила системный подход к решению проблемы развития речи. Ею были проанализированы все используемые при обучении дошкольников виды самостоятельного рассказывания (заучивание стихов, заучивание текстов, восстановление деформированных текстов и т.д.) Затем были отобраны те из них, в которых в наибольшей степени присутствуют оба обозначенных фактора, и расположила виды рассказывания в порядке усложнения.

Так же Т.А.Ткаченко разработала опорные схемы для составления описательных и сравнительных рассказов в рамках наиболее типичных групп предметов, таких, как игрушки, одежда, животные, посуда и д.р.

Н.И. Жижин, опираясь на теорию связной внутренней речи (речь «про себя»), которая была разработана Л.С.Выгодским (у дошкольника она формируется к 6 – 7 годам) и «теорию внутренних действий» П.Я.Гальперина, в качестве материальных опор при моделировании смысловой программы связного высказывания использует:

  • Рисунки;
  • Сюжетные картинки и серии сюжетных картинок;
  • Пиктограммы;
  • Графические схемы;
  • Опорные слова.

Они служат наглядной опорой и помогают удерживать в памяти смысловую программу всего общения, находить причинно – следственные отношения.

Овладение данными приемами  одновременно решает задачи не только развития связной речи, но и  развития основных психических процессов: памяти, внимания, образного мышления; перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики.

Таким образом, наглядное моделирование успешно используется в качестве метода сообщения детям разнообразных знаний, а так же средства развития связной речи и творческих способностей.

 Ребенок овладевает моделью и на его основе разворачивает своё описание предмета, свой рассказ по картине или по представлению, отражает свой опыт и отношение, использует выразительные средства языка: образные сравнения, эпитеты, метафоры.

Введение наглядных моделей позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, помогает ребенку осмыслить процесс постановки звука и быть не просто пассивным исполнителем воли взрослого, а активным участником.

Практика и поиск новых путей повышения результативности работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста, позволяют определить в качестве средства оптимизации процесса развития речи – метод наглядного моделирования, а именно, метод мнемотехники.

  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Последние пять лет я занимаюсь проблемой развития речи детей в средней и старшей группе. Работая с детьми, неоднократно сталкивалась с проблемами в их обучении, мне приходилось искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Ведь  мне, как воспитателю, необходимо было научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях окружающей жизни.

 Взяв в основу мнения великих педагогов, увидев эффективность  наглядного материала, стала использовать в работе по развитию связной речи у детей приёмы мнемотехники. 

Начиная работу с детьми, провела исследование актуального состояния речевого развития детей и базового словаря по следующим критериям: умение подбирать слова-признаки, слова-действия к заданному слову; умение составлять описательный рассказ.

 Проведенное обследование показало, что пятеро детей смогли подобрать 1-2 слова признака, 1-2 слова действия и только те, которые типичны для данного объекта («зайчик что делает?» - «прыгает»), т.е. те, которые типичны для большинства движущихся объектов. При ответе на вопрос: «Какой?», в основном, указывался размер и цвет предмета, например: «Мячик большой, синий; зайчик беленький, маленький». Иногда называлась форма предмета или отдельные его части.

  Составление рассказа об игрушке сводилось к следующим высказываниям: «У меня есть кукла. У нее есть красивое платье» или «Мне папа купил классную тачку. Она может сигналить».

  Таким образом, дети затруднялись в определении и выявлении свойств и качеств объектов, предметов и явлений. У многих детей в 4  года не было сформировано целостное восприятие предмета.  В связи с этим была поставлена цель: расширить, обогатить и  активизировать в самостоятельной речи словарь ребенка средствами наглядного моделирования- мнемотехникой.

Для успешной реализации цели была разработана  Программа по мнемотехнике «Зашифрованные таблицы». Работа с детьми и перспективный план строила с учётом последовательности изучения лексических тем, а так же с постепенным усложнением материала.

  Работа по мнемотехнике строится: от простого к сложному. Начинала с простейших мнемоквадратов, которые применяла  при обучении детей младшего возраста. Затем последовательно переходила к мнемодорожкам для среднего возраста, и позже – к мнемотаблицам для старшего возраста.

 Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично – графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий  путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно – наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

 Работу с детьми младшей группы веду по подгруппам. Чтобы выработать у детей определённые навыки и умения, ввожу, в обучающий процесс, мнемоквадраты, из которых составляем  мнемодорожку для разучивания потешек.( Например, «Водичка – водичка…», где на каждое слово или маленькое словосочетание  придумывается картинка. Таким образом, весь текст зарисовывается схематично ). Глядя на эти схемы, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Обучение пересказу литературных произведений начинаю со знакомых сказок:  «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба»,  при этом использую приём совместного рассказа. Схему обучения пересказу сказок представляю таким образом: рассказываю сказку и одновременно показываю настольный театр. Затем дети включаются в повторный рассказ со мной. Я начинаю фразу, дети продолжают.

Например, Жили-были дед…(и баба)

                   Была у них…(курочка-ряба)

 Дети находят на столе предметные картинки или мнемоквадраты с цветным изображением героев сказки, раскладывают их в правильной последовательности. Далее показываю иллюстрации, обращаю внимание на  героев сказки, и дети учатся описывать их внешний вид,  действия. Использую приём художественного слова: читаю потешки, песенки на тему сказки. После такой работы привлекаю детей к обыгрыванию сказки .

При составлении описательного рассказа по предмету, вначале обращаю внимание на характерные особенности внешнего вида предмета (части, цвет, форму). Например, совместно с детьми рассматриваем предмет (сумку) . Одновременно объясняю и показываю. (Это- сумка. У сумки есть ручки, боковые стороны, замок, карман…). В результате, обогащается словарный  запас ребенка.

Далее составляю совместный рассказ с детьми . Я начинаю и указываю на часть предмета, дети заканчивают. Вопросы задавать нельзя. (Это -  сумка. Это ручки. …). Задача детей - увидеть признаки и качества предмета. На этом этапе происходит  активизация словарь. Завершающий этап в обучении составления описательного рассказа по предмету- самостоятельный рассказ ребёнка. 

  Такой же план работы при составлении описательного рассказа по картинам. Вопросы являются основным приёмом при рассматривании картин.  Сначала подбираю предметные картины с изображением игрушек, предметов домашнего обихода,  животных (Например: Это - лиса. Она живёт в лесу. У неё есть хвост…).  Затем несложные сюжеты из детской жизни (серия «Наша Таня»). Использую  игровой приём и художественное слово,  с помощью которого ребёнок рассказывает какому - либо сказочному персонажу, что нарисовано на картине  (например: «Петушок, петушок…»).

В  индивидуальной работе применяю дидактические игры, где закрепляем с детьми характерные особенности внешнего вида предмета, действия с этим предметом: «Что умеет делать кошка?»,  где дидактическим материалом являются  мнемоквадраты,  они же  плавно переходят в мнемодорожки . Высказывания детей поддерживаю, одобряю.

     В среднем возрасте при составлении описательного рассказа вводится новый приём: элемент сравнения. Например: мяч круглый, как яблоко; красный, как ягода. Ввожу более подробную характеристику предметов. Применяю мнемодорожки: ребёнок называет предмет, его свойства, отношение к нему.            

     Как только дети научатся составлять описательный рассказ о предмете, учу их составлять сюжетный рассказ по набору игрушек или набору мнемоквадратов со схематическим изображением предметов.

Игрушки подбираю так, чтобы было нетрудно наметить простую сюжетную линию (девочка, грибок, корзинка, ёлочка, ёж). Вопросами  помогаю детям построить сюжет рассказа, развернуть его, вовлечь в сюжетную линию все предметы. Что могло случиться с девочкой в лесу? Кого она встретила? Что могла найти? Что из леса принесла в корзинке? Продолжая работу, предлагаю детям с помощью мнемоквадратов показать куклам мультфильм и рассказать последовательно историю.

 При пересказе литературных произведений   учу детей передавать выразительный разговор действующих лиц.  Ввожу новый приём – диалог. Например, как лиса уговаривала петушка выглянуть в окошко?   С помощью мнемодорожек дети рассказывают каждый свою часть литературного произведения,  затем соединяют её в чёткой последовательности, не изменяя части местами.

В этом возрасте дети учатся составлять реалистические рассказы из личного опыта. Темы предлагаются конкретные: о недавних пережитых ярких событиях или связанные  с трудом людей из ближайшего окружения (повар, продавец  и др.). Источником материала для составления рассказов о природе  являются прогулки, экскурсии. Во время,  которых дети наблюдают, задают вопросы, составляют рассказ об увиденном.

Для закрепления полученных знаний провожу дидактические игры. Совместно с детьми рассматриваем иллюстрации, читаем поэтические произведения, разгадываем загадки. Направляю внимание детей на то, чтобы они вспоминали какие-то события из своего опыта  и передавали их в рассказе.  При этом  учу соблюдать последовательность и чёткость повествования: Что расскажем сначала? Что потом? Чем закончим рассказ?

 Дети старшего возраста должны точно, последовательно передавать содержание текста. Занятия при заучивании стихотворения, по пересказу состоят из следующих частей:

- вводная часть,

- чтение литературного произведения,

- беседа  с наводящими вопросами ,

-  повторное чтение с последующим составлением мнемотаблицы,

- пересказ или заучивание произведения по мнемотаблице (коллажу).

Использую мнемотаблиц (коллажа), что облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приёмы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а затем и слова.

Старшие дошкольники оценивают рассказы товарищей. Учу детей видеть хорошее и недочёты в пересказе, одновременно воспитываю доброжелательное отношение к товарищу.

     Значительные трудности у нас возникли при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребёнка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, а также умения додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа и его окончание. При составлении  рассказа по сюжетной картинке дети затруднялись в формулировке основной мысли, все существенные связи устанавливали частично, нужна была помощь воспитателя.

   В работе по формированию навыка рассказывания по сюжетной картине решила  использовать коллаж, где выделяю значимые для сюжета фрагменты картины и  определяю взаимосвязь между ними, объединяя фрагменты в единый сюжет.

 В качестве элементов коллажа выступают  картинки – фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины и схематические изображения фрагментов картины. После того как дети овладели навыком построения связного высказывания, в модели пересказов и рассказов  ввожу  творческие элементы: в сказку или сюжет картины включаю необычных героев, этим персонажам присваиваются несвойственные им качества и  рассказ составляется  с учётом этих изменений.

   Для творческого рассказывания использую экран - таблицу с набором различных объектов, персонажей. Задача детей - придумывать сказку или историю на темы проявления доброты, жадности, хитрости. В таких  историях отражаются собственные переживания ребёнка, его понимание окружающей жизни.

  Опираясь на опыт педагогов, разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, овощах, фруктах, птицах, животных, насекомых.

  Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков, обогащают словарный запас детей. Для систематизирования знаний о сезонных изменениях составила коллажи,  мнемодорожки и мнемотаблицы по блокам Зима», «Весна», «Лето», «Осень».

 В утренний отрезок времени дети, работая с календарём природы, составляют описательный рассказ о сезонных изменениях в природе по мнемотаблицам, коллажам.

    Хочу заметить, что работа по развитию связной речи детей , не ограничивается мнемотаблицами. Скорее это, прежде всего,  как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять её в памяти и воспроизводить.

Параллельно с этой работой провожу речевые игры, использую настольно- печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

Дидактические и речевые игры я использую  на занятиях, в утренние часы приёма детей, во вторую половину дня, в свободной деятельности детей,  где работаем над загадками, словарным запасом, подробно рассматриваем предметы, схемы,  выделяем их основные части, признаки, действия, выполняемые с ними, функции предметов.

Большое внимание уделяю взаимосвязи с родителями. Для  повышения уровня речевой активности детей  разработала консультации для родителей, где предоставлен  теоретический и практический материал по развитию связной речи, который помогает заинтересовать и совместными усилиями добиться    плодотворной работы в данном направлении, так как развитие речи  детей  не  должно  идти  стихийно. Родители  могут  вести параллельный   образовательный  процесс  дома,  в  соответствии  с  возрастными  задачами. Провела семинар- практикум по работе с мнемотаблицами, знакомлю родителей с приёмами, играми через оформление тематических ширм.

Работа по проблемной теме ведётся в тесном сотрудничестве с коллегами мини- центра «Гулдер».  На занятиях (музыкальных, физкультурных, казахскому языку) педагогам предлагаю схемы, отвечающие программному содержанию тематике занятия. Провожу консультации для коллег, мастер- класс по созданию мнемотаблиц, показала открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром с элементами мнемотехники.

Вместе с родителями  воспитанников создала  условия для полноценного развития речи детей: организовали речевой уголок в  развивающей предметно-пространственной среде группы.

В него вошли дидактические игры,  направленные на развитие умения составлять рассказы-описания, логические,  развивающие мышление и внимание: «Что мне нравится», «Исправь ошибку художника», «Четвертый лишний», загадки по лексическим темам, «Найди похожий», «Найди отличия», «Определи цвет и форму», «Цветное лото», «Разложи по порядку», «Что сначала, что потом?», «Подбери по контуру», «Что изменилось, чего не стало?», «Геометрическое лото», «Игровизор», «Дорисуй предмет», «Один - много», «Кому - что нужно», «Накормим животных», «Что - чем?», «Чья часть тела», «Путаница», «Что не так?», «Чей, чья, чьё?», «Лото», «Кто где?», «Что где?», «Какой, какая, какое?», «Кто где?», «Чего нет?», папки с картинками по лексическим темам, «Схемы для закрепления предлогов»,  «Сюжетные картинки», Схемы для составления рассказов – описаний.

Разработала и изготовила учебно-методический комплекс  к Программе «Зашифрованные таблицы», в которую вошли модели сказок, познавательные картинки- схемы, времена года, стихотворения и загадки, алгоритмы направленные на воспитание культурно-гигиенических навыков и картотека дидактических игр для развития речи.

  1. 4. Заключение.

  2. Использование мнемотехники в  работе с дошкольниками доказало, что действительно эта методика способствует и помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

Наметилась  положительная  динамика развития связной речи. Большинство детей стали лучше осознавать структуру, т.е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец), легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию,  сохранять её в памяти и воспроизводить,  правильно связывать сюжет,  выстраивать между собой части сюжета и передавать последовательно готовый  текст без помощи воспитателя.

Научились самостоятельно составлять мнемотаблицы, составлять по ним описательные и повествовательные рассказы, повысилась познавательная активность детей.

Всё вышесказанное подтверждается результатами проведенных диагностик в течении всей работы по проблемной теме. В основу  диагностику положена методика выявления особенностей развития связной речи у дошкольников автором О.С. Ушаковой.

 Результаты  диагностики определили, как дети  умеют составлять описательный,  повествовательный рассказы и  пересказывать текст. (Приложение №  ) 

Оценивая итоговую  диагностику мы видим,  что в рассказах детей отображены все основные признаки предметов, даны указания на их назначения. Соблюдается определённая логическая последовательность в описании признаков предметов. В описательных рассказах об игрушках дети точно и правильно подбирают слова, характеризующие их особенности. Описательные рассказы отличаются самостоятельностью в определении содержания и логики.

  1. При составлении рассказа по картинке дети следовали структуре: видна обрисовка действующих лиц, времени, места действия, причина события, развития события, развязка. Говорят «без украшательств». По результатам проведённых тестов видно, что с заданием справилось более 70% детей.

   При пересказе сказки у детей поддерживается логика знакомого текста. Дети сразу замечают отсутствие структурной части сказки и логически её завершают. Устанавливают все существующие связи. Правильно строят предложения, использует в речи сложные предложения. Повествование доводят до конца, а затем делают вывод, анализируют. Владеют интонационной выразительностью речи.

Работая по проблемной теме удалось достичь следующих результатов:

  • У детей расширился не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
  •  Дети научились накапливать и анализировать информацию, сравнивать, исследовать, планировать высказывания, составлять распространённый рассказ.
  •  Дети начали достаточно хорошо формулировать свои мысли, делать умозаключения.
  •  У детей активизировалось развитие  неречевых процессов: памяти, мышления, внимания.
  • Дети научились самостоятельности, повысилась заинтересованность, появилась удовлетворённость результатами своего труда, повысилась самооценка.

Результатом проведенной работы по проблемной теме стали:

  • Разработана и включена в образовательный процесс система  приёмов мнемотехники для развития связной речи дошкольника.
  • Разработано дидактическое обеспечение.
  • Разработана система диагностики эффективности деятельности.

  1. 5. Перспективы развития опыта

  2. Адресность опыта. Опыт моей работы может использоваться не только воспитателями в работе с детьми в группах детского сада, но и учителями предшколы и родителями.

Трудоёмкость опыта.  В начале своей работы запланировала и создала различные дидактические пособия, демонстрационный и раздаточный материал. При дальнейшей работе пополняла его  и систематизировала. Теперь при подготовке к занятиям, могу использовать  его многократно, что экономит время и усилия.

 В дальнейшем планирую продолжить использование  приёмов мнемотехники в работе над развитием связной речи, при этом расширяя их  диапазон собственными наработками.

Из всего выше  сказанного можно сделать вывод: метод наглядного моделирования (мнемотехнику) можно и нужно использовать в системе работы воспитателя с детьми дошкольного возраста.