Главные вкладки

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми с общим недоразвитием речи III уровня в подготовительной к школе комбинированной группе по познавательно-речевому развитию с использованием ЭОР. Тема «Увлекательное путешествие»
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

    Зотова Елена Александровна

    Познавательное развитие способствует развитию детской любознательности и активности, максимально может быть реализовано в условиях совместной деятельности воспитателя с детьми. Учитывая личностно – ориентированный подход, возрастные и индивидуальные особенности детей, принцип интеграции и принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса, была разработана непосредственно-образовательная деятельность с детьми с общим недоразвитием речи в подготовительной к школе группе комбинированной направленности «Увлекательное путешествие». Использование инновационных технологий позволяет активизировать познавательную деятельность детей, развивать их речь, фантазию, умение рассуждать. Визуализация материала мультимедийной презентацией повышает интерес, концентрирует внимание детей на протяжении всей деятельности.

    Новизной конспекта является использование метода биоэнергопластика для формирования речемыслительной деятельности и культуры устной речи детей.

    Данный конспект может использоваться для коррекции речевых нарушений детей 6-7 лет. (ОНР- III уровня)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt.docx33.59 КБ

    Предварительный просмотр:

    Аннотация.

    Познавательное развитие способствует развитию детской любознательности и активности, максимально может быть реализовано в условиях совместной деятельности воспитателя с детьми. Учитывая личностно – ориентированный подход, возрастные и индивидуальные особенности детей, принцип интеграции и принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса, была разработана непосредственно-образовательная деятельность с детьми с общим недоразвитием речи в подготовительной к школе группе комбинированной направленности «Увлекательное путешествие». Использование инновационных технологий позволяет активизировать познавательную деятельность детей, развивать их речь, фантазию, умение рассуждать. Визуализация материала мультимедийной презентацией повышает интерес, концентрирует внимание детей на протяжении всей деятельности.

    Новизной конспекта является использование метода биоэнергопластика для формирования речемыслительной деятельности и культуры устной речи детей.

    Данный конспект может использоваться для коррекции речевых нарушений детей 6-7 лет. (ОНР- III уровня)

    структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы «Образовательный центр» имени Героя Советского Союза Ваничкина Ивана Дмитриевича с. Алексеевка муниципального района Алексеевский Самарской области - детский сад «Светлячок»

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми с общим недоразвитием речи III уровня в подготовительной к школе комбинированной группе по познавательно-речевому развитию с использованием ЭОР.

    Тема «Увлекательное путешествие»

    Автор: Зотова Елена Александровна,

    воспитатель Детский сад

     «Светлячок»  с.Алексеевка

    2017 год

    Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».

    Цель: расширение и закрепление представлений о транспорте на основе систематизации и обобщение ранее сформированных представлений.

    Задачи:

    • Расширять и закреплять знания по лексической теме транспорт,        закреплять умения обобщать,  систематизировать и классифицировать виды транспорта. («Познавательное развитие»)
    • Совершенствовать речь как средство общения, продолжать работать над развитием артикуляционной моторики, развитием мелкой моторики пальцев рук, совершенствовать грамматический строй речи, развивать фонематический слух, зрительное и слуховое внимания, мышление, творческое воображение.
    • Совершенствовать двигательную активность, формировать умение соотносить движения с текстом.  («Физическое развитие»)
    • Формировать конструктивные способы взаимодействия со сверстниками.  («Социально-коммуникативное развитие»).

    Методы и приемы:

    Словесные: рассказ воспитателя, вопросы, ответы, уточнения, дополнения, исправления, поощрение, отгадывание загадок, коммуникативная игра «Положи своё имя на ладошку», оценка качества работы.

    Наглядные: работа с интерактивной доской, предметные картинки.

    Практические: дидактические игры «Разрезные картинки», «Что без чего?», «Будь внимательным», артикуляционная гимнастика с использованием метода-биоэнергопластика, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика «Путешествие», двигательная разминка «Самолет», «Корабль», релаксация, ритуал прощания с использованием технологии микрофон.

    Материалы и оборудование:

    методические ресурсы сайта ЕКЦОР, интерактивная доска, проектор, ноутбук, разрезные картинки, предметные картинки, карандаши, мяч, микрофон, музыкальное сопровождение.

    Формы и методы организации совместной деятельности.

    Детская деятельность

    Формы и методы организации совместной деятельности

    Познавательно - исследовательская

    Решение проблемных ситуаций, наблюдения.

    Двигательная

    Двигательная разминка «Самолет», «Корабль», гимнастика для глаз.

    Игровая

    Игровая ситуация, игровое упражнение «Мир звуков», дидактические игры «Разрезные картинки», «Что без чего?», «Будь внимательным», пальчиковая гимнастика «Путешествие».

    Коммуникативная

    Игра психологической направленности «Приветствие», коммуникативная игра «Положи своё имя на ладошку», отгадывание загадок, вопросы, речевые проблемные ситуации, ситуативные разговоры, артикуляционная гимнастика «Парус»,  речевая игра «Я-молодец».

    Логика образовательной деятельности

    Деятельность воспитателя

    Деятельность воспитанников

    Ожидаемые результаты

    Ожидаемые результаты детей с общим недоразвитием речи (III уровня)

    1.

    Воспитатель организует игру психологической направленности «Приветствие»

    Собрались все дети в круг

    Я твой друг, и ты мой друг.

    Вместе за руки возьмемся

    И друг другу улыбнемся.

    Коммуникативная игра «Положи своё имя на ладошку»

    Дети выполняют действия соответственно словам воспитателя.

    Соотносят движения с текстом.

    Повышение эмоционального фона детей.

    2.

    Сюрпризный момент. Воспитатель говорит детям о том, что на бабушкином чердаке найдена карта. Это необычная карта на ней указан путь к острову, на котором спрятаны сокровища. Как вы думаете, что там может быть спрятано?

    (Проблемная ситуация).

    Знакомит с картой, приглашает всех в путешествие.

    Для того, чтобы узнать, на чем они будут передвигаться, воспитатель предлагает детям собрать разрезные картинки.

     Дети анализируют вопрос и отвечают на него.

    Дети собирают разрезные картинки.

     Дети заинтересовываются предстоящей деятельностью.

    Сформировано желание отыскать сокровище.

    Сформировано умение собирать целое из частей.

    Развито целостное восприятие предметного изображения на картинке.

    3.

    Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику «Путешествие».

    Дети повторяют за воспитателем.

    Развита мелкая моторика.

    Повышение работоспособности коры головного мозга, развитие активной речи ребенка.

    4.

    Воспитатель предлагает детям потренировать язычки, сделав артикуляционную гимнастику «Парус» с использованием биоэнергопластики.

    Дети повторяют за воспитателем.

    Развитие артикуляционной моторики.

    Формирование речемыслительной деятельности и культуры устной речи.

    5.

    Воспитатель задает вопрос: «Какое первое препятствие, нас ждет? На каком транспорте мы его преодолеем?»

    Проводится двигательная разминка

    «Самолет».

    Дети отвечают на вопросы.

    Дети коллективно проговаривают слова вместе с воспитателем, выполняют движения соответственно тексту.

    Умеют отвечать на вопросы полным предложением.

    Умеют соотносить движения с текстом.

    Активизация мышления и повышение умственной работоспособности.

    6.

    Упражнение «Мир звуков»

    Дети слушают фонограмму звуков и отвечают, при правильном ответе показывается картинка «звучащего предмета».

    Развит фонематический слух.

    Развит фонематический слух.

    7.

    Воспитатель задает вопрос: «На чем мы дальше поедем по лесной тропинке?

    Проводится упражнение «Велосипедист».

    Дети прокатывают между ладонями карандаш.

    Развита мелкая моторика пальцев рук.

    Формирование речевых навыков.

    8.

    Дидактическая игра «Что без чего?»

    Воспитатель предлагает внимательно посмотреть на транспорт, изображенный на интерактивной доске, рассказать, без чего он?

    Дети отвечают на вопросы.

    Отвечают на вопросы осмысленно, полным предложением.

    Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в косвенных падежах)

    9.

    Воспитатель предлагает выполнить гимнастику для глаз.

    «Тренировка»

    Раз – налево, два – направо,

    Три – наверх, четыре – вниз.

    А теперь по кругу смотрим,

    Чтобы лучше видеть мир.

    Взгляд направим ближе – дальше,

    Тренируя мышцу глаз.

    Видеть скоро будем лучше,

    Убедитесь вы сейчас!

    А теперь нажмем немного

    Точки возле своих глаз.

    Сил дадим им много – много,

    Чтоб усилить в тысячу раз!

    Дети выполняют гимнастику для глаз.

    Снимают зрительное напряжение, развивают глазодвигательные функции, укрепляют глазные  мышцы.

    Предупреждение нарастающего утомления, укрепление глазных мышц и снятие напряжения.

    10.

    Воспитатель стимулирует познавательную активность с помощью вопроса: Вспоминайте, какое третье препятствие у нас на пути, и на чем же мы будем передвигаться по железной дороге?

    По железной дороге мы будем передвигаться на поезде. Проходите на перрон, поезд ждет своих пассажиров.

    Проводится игра «Будь внимательным!»

    Дети анализируют вопрос и отвечают на него.

    Дети выполняют необходимые движения, соответственно правилам.

    Умеют применять знания, отвечать на вопросы.

    Развитие внимания, памяти, координации движений.

    Систематизация представлений о транспорте.

    Развитие внимания, памяти, координации движений.

    11.

    Воспитатель спрашивает: «Скажите, какое последнее препятствие, нас ждет впереди, и на каком транспорте мы его преодолеем?» Проводится Двигательная разминка «Корабль».

    Дети отвечают на вопросы.

    Дети коллективно проговаривают слова вместе с воспитателем, выполняют движения соответственно тексту.

    Умеют отвечать на вопросы полным предложением.

    Умеют соотносить движения с текстом.

    Активизация мышления и повышение умственной работоспособности.

    12.

     Игровая ситуация.

    Раздаётся тревожная музыка, появляется пират. Пират сообщает детям, что он уже нашёл их клад, но не может открыть секретный замок и предлагает детям помочь ему, тогда он отдаст им сокровища. Загадывает загадки.

    Дети отгадывают загадки.

    Умеют определять предмет по его признакам, описанным в загадках.

    Развитие речевого слуха, мышления.

    13.

    Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и сказать волшебные слова:

    - Вокруг себя ты повернись и в детском саду окажись.

    Дети проговаривают слова.

    Активизируют словарь.

    14.

    Подведение итогов. Релаксация. Ритуал прощания.

    А теперь не зевай, четко громко нам скажи, что понравилась в пути? (технология микрофон).

    Путешествие было долгое и трудное, пришла пора и отдохнуть. Вы ложитесь на ковер, закрывайте глаза, расслабьте тело и отдыхайте. Путешественники отдыхают, ровно дышат, а не вздыхают. Глубокий вдох через нос, выдох через рот. В гараже стоят машины. Фары спят, уснули шины. Не торопится на взлет Быстрокрылый самолет. Пароход наш не плывет, отдыхает пароход.

    Вы все были молодцы. Давайте каждый себя похвалит и скажет:

    «Я молодец – громким голосом».

    Вручение подарков.

    Дети отвечают.

    Лежат на ковре, расслабляясь и отдыхая.

    Хвалят себя, передавая микрофон друг другу.

    Рассматривают подарки.

    Решены поставленные задачи.

    Повышение мотивационной готовности через позитивное внушение, повышение психологической безопасности детей, уменьшение тревожности, снятие напряженности.

    Приложение.

    Игра  психологической  направленности «Приветствие».

    Цель: повышение эмоционального фона детей.

    Собрались все дети в круг

    Я твой друг, и ты мой друг.

    Вместе за руки возьмемся

    И друг другу улыбнемся.

    Коммуникативная игра «Положи своё имя на ладошку».

    Цель: развитие положительного эмоционального настроя.

    Пальчиковая гимнастика «Путешествие».

    Цель: повышение работоспособности коры головного мозга, развитие активной речи ребенка.

    Тук-тук-тук,
    Тук-тук-тук.
    Наши ушки слышат стук.

    (возле уха каждый палец стучит о большой 3 раза)

    Вот ладошки шуршат,

    (потирание ладоней друг о друга)

    Наши пальчики трещат.

    (потирание кулачков друг о друга)

    Теперь в ладоши громко бей,

    (хлопки)

    А теперь ты их согрей.

    (ладони на щеки)

    К путешествию готовы?

    (кулаки на коленях)

    Да!

    (руки вверх, ладони раскрыть)

    Артикуляционная гимнастика «Парус» с использованием биоэнергопластики.

    Цель: развитие артикуляционной моторики.

    Описание артикуляционного упражнения.
    Исходное положение — сидя на стуле, голова держится
    прямо, рот закрыт.
    На счет «один» улыбнуться, открыть рот, поднять язык за верхние передние
    зубы и упереть в альвеолы. Удерживать язык в таком положении под счет от
    1 до 10. Затем вернуться в исходное положение, закрыть рот и удерживать
    под счет от 1 до 5. Повторить 5—6 раз.
    Вместо счета можно использовать стихотворные строки:
    Ветер парус раздувает,
    Нашу лодку подгоняет.
    Раз, два, три, четыре, пять,
    Будем парус мы держать.
    Описание движений кисти и пальцев руки.
    Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне
    солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка
    расслаблена, направлена вниз (рис. 7, а).
    На счет «один» кисть руки с сомкнутыми пальцами поднять вверх и немного

    Подвижная игра с речевым сопровождением «Самолет»

    Цель: координация речи с движением, развитие ловкости, развитие речевого дыхания.

    Вокруг себя ты повернись

    и в самолете окажись

    Повернуться вокруг себя, остановиться, расставив руки в стороны

    Самолет готов к полету

    Стоять, расставив руки в стороны

    Пропеллер ловко раскрути

    Тр-тр-тр

    Руки, согнутые в локтях перед собой, вращать круговыми движениями.

    Взревел мотор

    Руки в стороны

    И мы с друзьями

    Под облаками все летим

    «Лететь» по кругу и покачивать руками – крыльями.

    У-у-у

    Произвел посадку самолет

    Первая остановка нас ждет друзья

    Приземлиться на одно колено

    Упражнение «Велосипедист».

    (используется карандаш с гранями,

    который дети прокатывают между ладонями)

    На двух колесах я качу,

    Двумя педалями верчу.

    За руль держусь, смотрю вперед —

    Я знаю: скоро поворот.

    Мне подсказал дорожный знак:

    Шоссе спускается в овраг.

    Овраг объедим не спеша,

    К поляне подъедим мы друзья.

    Крутить карандаш между ладонями

    Положите карандаши.

    Офтальмологическая гимнастика для глаз «Тренировка».

    Цель: снятие зрительного напряжения, развитие глазодвигательных функций, укрепление глазных  мышц.

    Раз – налево, два – направо,

    Три – наверх, четыре – вниз.

    А теперь по кругу смотрим,

    Чтобы лучше видеть мир.

    Взгляд направим ближе – дальше,

    Тренируя мышцу глаз.

    Видеть скоро будем лучше,

    Убедитесь вы сейчас!

     

    Дидактическая игра «Будь внимательным».

    Цель: развитие внимания, памяти, координации движений.

    Воспитатель называет транспорт, а дети выполняют необходимые движения:

    • если это наземный транспорт – надо приседать,
    • если это воздушный транспорт – расставить руки как крылья,
    • если это водный – выполнить движения руками «плыть».

    Подвижная игра с речевым сопровождением «Корабль»

    Цель: координация речи с движением, развитие ловкости, развитие речевого дыхания.

    Вокруг себя ты повернись

    И в корабле окажись

    Повернуться вокруг себя, остановиться, расставив широко руки и ноги

    Корабль плывет, капитан его ведет

    Руки на поясе

    Плывет направо

    плывет налево

    Вытянутую руку вправо,

    Вытянутую руку влево.

    Плывет назад,

    плывет вперед,

    Вытянутые руки вверх, отвести немного назад

    Вытянуты руки через верх, опустить перед собой, сомкнуть ладони обеих рук – это «нос» корабля

    И поплыл, поплыл по речке

    Набирая полный ход

    Руки вытянуть вперед и сомкнуть ладони – это нос, движения мелкими шагами о кругу

    Вот и берег впереди.

    Стоп!

    Руки приложить ко лбу

    Остановиться руки на пояс

    Дидактическая игра «Кто чем управляет».

    Цель: уточнить и систематизировать знания детей. 

    Автомобилем управляет… водитель.

    Самолетом      ------------  …летчик.

    Мотоциклом   ------------  …мотоциклист.

    Трамваем         ------------  …вагоновожатый.

    Тепловозом      ------------ …машинист.

    Вертолетом     ------------  …пилот.

    Теплоходом     ------------  …капитан.

     Велосипедом   ------------ …велосипедист.

    Загадки.

    Цель: закреплять знания о транспорте, формировать умение определять предмет по его признакам, описанным в загадке.

    Что за птица? Песен не поет, гнезда не вьет

    А груз и людей везет. (самолет)

    * Железные избушки прикреплены друг к другу

    Одна из них с трубой,

    Везет всех за собой? (поезд)

    * Надеваем обувь резиновую

    Кормим водой и бензином (автомобиль)

    * Паровоз без колес

    Вот так чудо - Паровоз

    Не с ума ли он сошел

    Прямо по морю пошел. (пароход)

    * Два колесика подряд

    Их хозяин вертит

    А по верх торчком
    Сам хозяин крючком. (велосипед)

    Список использованных источников

    1. О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением». Подготовительная к школе группа. - М.:Мозайка-синтез,2014.

    2. Методические ресурсы сайта ЕКЦОР http://school-collection.edu.ru/.

    3. Филичёва Т.Б., Чиркина Г.В. и др. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. – Москва: «Просвещение», 2009.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ «ЭКСКУРСИЯ В ЗООПАРК»

    В данном конспекте представлено занятие в подготовительной группе детского сада по технике пластилинографии с использованием нетрадиционных материалов (крупы: чечевица, манка, гречка, фасоль и т.д.). ...

    Технологии проектирования в логопедии. Непосредственно - образовательная деятельность с детьми с общим недоразвитием речи. Подготовительная группа "Дифференциация звуков [Р] - [Л]".

    НОД в подготовительной к школе группе у детей с ОНР. Дифференциация звуков [Р] - [Л]. Технологии проектирования: развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.Лексическая тем...

    методическая разработка совместной образовательной деятельности с детьми с общим недоразвитием речи подготовительной группы "Слоговое путешествие"

    В методической разработке представлена совместная образовательная деятельность с детьми подготовительной  группы детского сада. Проводится с целью  корректировать дефекты слоговой структуры ...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с общим недоразвитием речи (6-7 лет) по теме "Прогулка по Петербургу"

    интегрированное занятие.Формирование патриотических чувств у детей через приобщение к истории и культуре родного города....