Тема:"Звуковая культура речи: звуки ч - щ"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Объяснить детям произношение звуков "ч" "щ", учить слышать их в словах. Упражнять детей в правильном произношение звука "ч" и дифференциации звуков "ч" и "щ", поплнять словарный запас детей. Упражнять в произношение: ча, ща, чу, щу. Развивать фонематический слух у детей, укреплять артикуляционный аппарат. Воспитывать доброжелательное отношение друг друга, чувства коллективизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx15.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Звуковая культура речи, звуки «ч», «щ»».


Цель:
1.Объяснить детям произношение звуков «щ» и «ч», учить слышать их в словах.
2.Упражнять детей в правильном произнесении звука «щ» и дифференциации звуков «щ» и «ч», пополнять словарный запас детей.
3.Упражнять в произношении : ча, ща, чу, щу.
4.Развивать фонематический слух у детей, укреплять артикуляционный аппарат .
4.Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство коллективизма.
Оборудование:
предметные картинки на звуки «ч», «щ», сюжетные картинки по теме «Профессии», карандаши, карточки с заданием, кружочки настроения, игрушка-язычок, домик, кукла-перчатка-коза, зонтик с разноцветными атласными лентами.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Ребята, сегодня я расскажу вам историю о непослушном язычке.
Жил -да был в своём домике язычок (в каком домике?).
Язычок умел песенки петь, стихи и сказки рассказывать и даже специальную зарядку для язычка делал (для чего языку зарядка?)
Давайте и мы потренируем свои язычки:
Артикуляционная гимнастика. ( «гармошка», « змейка», « качели», «спрячь конфетку», «почистить зубы», «катушка», «вкусное варенье»)
Решил наш язычок, что он самостоятельный и всё на свете умеет.
Выбежал язычок из своего домика и пошёл гулять – гулял он ,гулял и вдруг очутился в чаще леса и понял, что он заблудился. Сел на пенёк и заплакал.
Чаща - густой, труднопроходимый лес, заросли.
В таком густом лесу даже солнышка не видно.
Повторяйте со мной «ча-ща».
Ребята, давайте поможем язычку найти дорогу в свой домик и споём песенку язычка: «Щ-щ-щ»(кончик языка держите за верхними зубами- рот растянуть(тянуть к ушкам кончики губ). Хорошо ,а теперь язычок поднимется вверх, постучит по зубкам и споёт песенку паравоза: «Ч-чччч». А теперь повторяйте за мной волшебные чистоговорки:
2. Произнесение чистоговорок - сопоставление звуков [Ч], [Щ].
Ча-ча-ча- к Тане вызвали врача. Ща-ща-ща - в речке я поймал леща.
Чо- чо -чо- солнце греет горячо. Щу-щу-щу - в парке я щенка ищу.
Че-че-че - сидит кошка на плече. Що-що-що –мы хотим играть ещё.
Чу-чу-чу- нам купили по мячу. Щи-щи-щи- наша мама варит щи.
Чи-чи-чи- ходят по полю грачи. Ще-ще-ще- нет дождя, а я в плаще.
Педагог: Ребята, скажите какие звуки мы услышали в волшебных чистоговорках? (ответы детей) .
«Ч», «Щ».
3.Д/игра с картинками: “Волшебные звуки» (Черепаха, щетка, щука, чай, чашка, щенок.)
Игровая задача: назвать изображения на карточке, определить в каких картинках прячется звук «ч», «щ», поставить на картинки фишки.
4. Д/игра «Назови профессии».
Воспитатель:
Ребята, посмотрите на картинки. Люди каких профессий изображены на картинках? Выберите картинки, в названиях профессий которых есть звуки «ч»-услышали звук и хлопнули в ладоши. А теперь слушаем звук «щ»-если услышали хлопаем в ладоши.
Врач, учительница, стекольщик, часовщик, крановщик, пчеловод, пограничник. Молодцы, ребята.
Составьте предложения по картинкам “Кто что делает?”.
Врач лечит больных.
Учительница учит учеников.
Стекольщик вставляет стекла.
Часовщик чинит часы.
Крановщик работает на кране.
Пчеловод разводит пчел.
Пограничник охраняет границу.
5. Физкультминутка. Упражнение с пальчиками .
На полянке дом стоит,
На дверях замок висит.
За дверями стоит стол-
Возле дома частокол.
Тук- тук-тук-дверь открой:
«Заходите, я не злой!».
На полянке появляется волшебный домик.
Педагог: Ребята, посмотрите -домик. Как вы думаете -это домик, в котором живёт язычок?
Нет, это домик одной доброй козочки и она приготовила нам скороговорки.
Давайте их повторим вместе:
6. Повторение скороговорок на звуки Ч, Щ.
Дети произносят скороговорки и по просьбе педагога после каждой скороговорки определяют звуки «щ», «ч».(можно сосчитать, сколько слов со звуком и показать на пальцах).
Щуку я тащу, тащу.
Щуку я не упущу.
Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
Ты нас мама не ищи,
Щиплем щавель мы на щи.
У четырех черепах
По четыре черепашонка.
Чебурашка, чебурашка,
Нос, как черная букашка.
Какие звуки часто встречаются в этих словах ?( «ч», «щ»). Эти звуки любят, когда их путают- но нас не проведёшь, не так ли? Вы прекрасно справились с заданием.
8. Работа с карточками:
Педагог: Дети, перед вами карточки, в них нарисованы разные домики- обведите домик язычка синим карандашом .
Какой домик вы выбрали? (ответы детей). Для чего нам нужен язык?
Какие ещё помощники языка живут в этом домике?
Спасибо, вы помогли языку найти свой домик.
С какими звуками мы встретились на занятии? («ч», «щ»)
Появляется весёлый язычок и просит желающих вместе с ним придумать рассказ по картинке.
Педагог начинает рассказ: «Однажды мама купила мальчику Пете сачок. Петя взял сачок и …» А что произошло дальше, придумайте сами по этим картинкам и не забудьте дать название своему рассказу.
Дети берут в руки язычок и придумывают продолжение рассказа.
9. Итог занятия.
Педагог: Молодцы, дети, мне понравилось с вами играть, и у меня теперь очень хорошее настроение. Я вам предлагаю выбрать свое настроение и показать друг другу (карточки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

Конспект НОД по развитию речи в средней группе Тема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "

Конспект  НОД по развитию речи в средней группеТема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "...

Конспект занятия по развитию речи с детьми второй младшей группы Тема: «Звуковая культура речи: звук «у»

Цель: учить  детей чётко артикулировать звук «у» (изолированный, в звукосочетаниях, словах, небольших фразах), произносить его на одном выдохе; побуждать детей произносить (по подражанию) звуки с...

Конспект НОД в младшей группе. Речевое развитие. Развитие речи. Тема. Звуковая культура речи звук: (о). Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок».

Речевое развитие. Развитие речи.Тема. Звуковая культура речи звук: (о). Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок».Форма работы – ситуативный разговор.Цель. Формировать умения слушать говоряще...

Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе. Тема «Звуковая культура речи. Звуки с - ц - з»

Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе. Тема «Звуковая культура речи. Звуки с - ц - з». Упражнять детей в правильном и чётком произнесении звуков. Закрепить их произношение в слова...

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему "Звуковая культура речи: звук [ц]"

Предлагаю конспект занятия по звуковой культуре речи для детей второй младшей группы детского сада. Материал, который вы можете использовать дорогие коллеги! Провести занятие в своём детском саду со с...