Комплексное занятие - развлечение "Умная галка".
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему

Силантьева Наталья Владимировна

Конспект комплексного занятия-развлечения. Интеграция областей «Познание», «Коммуникация».Образовательная деятельность «Речевое развитие". Для детей 4 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект комплексного занятия-развлечения «Умная галка»

Интеграция областей «Познание», «Коммуникация».

Образовательная деятельность «Речевое развитие»

Для детей 4 лет

Цель: развитие речи.

Задачи:

Образовательные:

- стимулировать речевую активность;

- знакомить с новым произведением, учиться понимать содержание рассказа;

- упражнять в составлении рассказа по картине;

-продолжить знакомство с творчеством великого русского писателя Л. Н. Толстого;

-расширять представление о взаимосвязи в неживой природе;

- пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний о ближайшем окружении;

- расширять представления о предметах, событиях, не имеющих место в собственном опыте;

- учить употреблять в речи слова- антонимы (гладкий-шершавый);

- формировать умение образовывать формы множественного числа существительных, обозначающих птенцов.

Развивающие:

-развивать мышления, памяти;

-развивать собственный познавательный опыт через экспериментально-практическую деятельность.

- расширять кругозор;

-прививать интерес к литературе

Коррекционные:

- развитие зрительного внимания;

- развитие мелкой моторики;

- стимулирование самостоятельной активности в процессе работы;

- помощь в социализации.

Воспитательные:

- воспитывать навык совместной работы, налаживание положительного                            эмоционального контакта;

-воспитывать любознательность, экологическое мировоззрение.

Методы работы: словесный, наглядный, практический.

Методические приемы: игровая ситуация, технология развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии, загадки, вопросы, подсказки, рассказ, подведение итога.

Материал: Картина: галка сидит на кувшине и держит в клюве камушек; картинки с птицами: воробей, кукушка, сова, снегирь; мяч; запись голоса галки; обруч; портрет Л. Н. Толстого; книга; стакан, кувшин с водой, камни, два подноса, маркер.

Предварительная работа: Чтение произведений Л.Н. Толстого, рассматривание иллюстраций к данным произведениям, беседа по содержанию произведений, отгадывание загадок о птицах, знакомство с зимующими птицами, подвижные игры и пальчиковая гимнастика с птичьей тематикой; наблюдение за птицами во время прогулки; кормление птиц.

Ход:

I. (Вступительная –воспитатель налаживает положительный эмоциональный контакт с ребёнком, создаёт доверительную обстановку)

Упражнение на социализацию «Как мы умеем здороваться»: Ярослав, когда входишь в группу надо здороваться. А как ты умеешь здороваться? А ещё здороваются так: машут одной рукой, двумя руками, посылают «воздушный поцелуй», складывают рука на груди, жмут руки, «рукопожатие» над головой, обнимаются.

II. (Основная часть, воспитатель выполняет поставленные задачи)

Сейчас я загадаю тебе загадку, а ты её отгадай.

Загадка

Мы умеем щебетать

Каркать, петь и ворковать

Нас зимой вы покормите

Дети, кто мы, назовите?

А птицы бывают разные. Сейчас я загадаю тебе, Ярослав, загадки, а ты отгадай про каких они птиц.

Д\И «Отгадай какая птица»

Воспитатель читает загадки, в которых нужно договорить слово:

1.Слышишь, "ку-ку" раздалось на опушке?
Это доносится голос

(Кукушка)

2. Два огромных страшных глаза
Кругом вертит голова,
Ты её узнаешь сразу,
Коль заухает …

(Сова)

3. Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки…
Да это ….
(Снегири)

4.Чик-чирик! К зернышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это?
(Воробей)

Дидактическое упражнение «Найди и назови».

Я буду называть тебе птиц, а ты показывай их на картинках.

Дидактическое упражнение «Назови птенцов». Проводится с мячом.

Ярослав, я брошу тебе мяч и назову птицу, а ты возвращаешь мяч, называя её птенцов: сова- совята, снегирь-, ворона- , кукушка-.

Рассказ

Сегодня я познакомлю тебя с удивительной птицей. Это – галка, черная с серой шеей и верхом головы (Показ картинки). Самое название этой птицы звукоподражательное, под ее крик. При полете галка часто выкрикивает свое имя: «гал-ка, гал-ка, гал-ка». Послушай, как звучит голос галки. (Аудиозапись).

Жить галка любит рядом с человеком, но она суетливая, крикливая птица. Часто ссорится с другими птицами, в саду склёвывает вишни, сливы, а на огороде вытаскивает из земли лук. Однако галка помогает человеку уничтожает вредных насекомых, улиток и грызунов. А ещё галки часто устраивают красивые воздушные игры, делая ловкие повороты, кружась, подымаясь и опускаясь в воздухе. Галки обладают отличной памятью, они могут в течение долгих лет поднимать крик при виде человека, который когда-то обидел их. Галки – птицы умные.

Давай поиграем.

Физминутка. Подвижная игра «Птицы в гнезда летят»

(здоровьесберегающие технологии)

Подвижная игра «Птицы в гнезда летят»

Ребёнок изображает птицу. Он изображает полет, если слышит слова «Галки в гнезда летят» - бежит на ковер и занимает гнездо (обруч).

После игры воспитатель предлагает сесть и достаёт книгу.

Рассказ

Воспитатель показывает портрет Л.Н.Толстого.

- Это Л.Н.Толстой – наш русский писатель. Он очень любил природу, часто гулял в лесу, на речке и наблюдал за животными и птицами. И вот как –то раз во время прогулки, он увидел, небольшую черную галку, которая постаралась достать воду из кувшина. Он написал, рассказ про нее, а я сейчас его прочту. Называется он «Умная галка». Сейчас я тебе его прочитаю.

Чтение

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, в кувшине была вода, только на дне. Она стала кидать в кувшин камешки и столько набросала, что вода стала выше, и можно было пить.

- Что хотела галка?

-  Как называется посуда, в которой была вода?

-  Почему галка не могла пить воду?

- Что она стала делать?

- И что произошло?

- Так почему галку называют умной?

Опыт

-А ты, Ярослав, хочешь попробовать сделать, так же как и галка?

Воспитатель приглашает пройти к столу для экспериментальной деятельности. На столе стоит прозрачный пустой стакан. Рядом кувшин с водой.

- Ярослав. Какой кувшин? А сейчас?

Воспитатель ставит на стакан метку, рядом лежат камешки.

-Воды в стакане половина, как его сделать полным? Нужно бросать в него камешки по одному и понаблюдать, что будет происходить с водой. Во время опыта воспитатель задает вопросы:

- Посмотри какие камушки? Они гладкие и шершавые, большие и маленькие.

- Что происходит с водой?

- Сколько насыпал камешков?

- Вода поднялась до края?

- Как это у тебя получилось?

- Что сделали камешки?

Воспитатель обобщает:

- Действительно, камешки заполнили стакан, и вытеснила воду, подняли её вверх.

Рассказ по картине

-Посмотри, Ярослав, какая картина. Расскажи мне, пожалуйста, что ты на ней видишь? Воспитатель во время рассказа помогает ребёнку вопросами, следит чтобы он давал полные ответы, помогает дополнить рассказ.

Ты молодец, давай с тобой поиграем.

Физминутка. Подвижная игра «Снегири и кот».

(здоровьесберегающие технологии)

Воспитатель предлагает выполнить упражнения.

Вот на ветках, посмотри

Галки прыгают с зори

4 хлопка руками- «крылышками» по бокам и 4 наклона головой

Распустили перышки

Часто потряхивают руками- «крылышками», опущенными вниз

Греются на солнышке

Дети присаживаются на корточки

Хитрый Васька-кот не спит.

Лишь ушами шевелит.

Кот пытается схватить детей за животики

Берегитесь галочки

Прячьте клювы-палочки.

Дети прячут носики

III. (Заключительная часть, воспитатель подводит итог занятия, успокаивает ребёнка).                                                                                                                                     Давай вспомним, что мы сегодня делали. Ребёнок называет, воспитатель помогает, подсказывает.                                                                                                                         Упражнение на социализацию «Как мы умеем прощаться»: Ярослав, а сейчас пора прощаться. А как ты умеешь прощаться? А ещё можно так: помахать рукой, послать «воздушный поцелуй», сложить руки на груди, пожать руки, «рукопожатие» над головой, обняться.

Литература:

1. В.В. Гербова "Занятия по развитию речи в средней группе детского сада», М.,"Просвещение",1983г.

2. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. М.: Сфера, 2005.

3. С.Н.Николаева «Ознакомление дошкольников с неживой природой», И; «Гном-пресс» 2005г.

4. Бородач А.М. «Методика развития речи у детей», М.: Просвещение, 1979г.

5. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду», М: Просвещение, 1991                                                                                                  6. «От рождения до года» Н.Е. Веракса, И; МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014г.

7. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребёнок учится говорить. Пальчиковый игротренинг.  «У-Фактория», 2004г.

8. Карпухина Н.А. Конспекты занятий в первой младшей группе. Воронеж, 2007г.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл комплексных занятий по теме "Театрализованные игры на музыкальных занятиях как средство формирования эмоциональной отзывчивости на музыку".

Предлагаются по три комплексных занятия для средней, старшей и подготовительной группы. Линия формирования эмоциональной отзывчивости на музыку идет через активизацию интонационно-речевого опыта, разв...

Конспект комплексного занятия «Здоровый образ жизни на занятиях по развитию элементарных математических представлений, изодеятельности». Подготовительная группа. На тему "Лучики здоровья".

Конспект занятия  написан по программе ФГТ . Включает в себе интеграцию образовательных областей "Здоровье", "Познание", "Художественное творчество".Материал познавательный и доступный, а главное...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект логопедического занятия «Умная галка»

Цель: формирование лексико-грамматических, фонетико-фонематических компонентов языка и связной речи средствами имаготерапии. Воспитательно-образовательные задачи: Обогащать словарь детей.Сов...

Модель занятия с использованием современных образовательных технологий Тема занятия: «Умная галка» (по рассказу Л.Н. Толстого) Элементы технологии: ТРИЗ технология, чтение с остановками

Модель занятия с использованием современных образовательных технологий Тема занятия: «Умная галка» (по рассказу Л.Н. Толстого) Элементы технологии: ТРИЗ технология, чтение с оста...