Главные вкладки

    Занятие по образовательной области «Коммуникация» для детей средней группы Тема: «Белая книга зимы»
    план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

    Щербакова Марина Анатольевна

    Закрепление знаний детей о явлениях природы в зимний период, формирование эмоционального восприятия родной природы через произведения поэзии, музыки. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл belaya_kniga_zimy.docx28.8 КБ

    Предварительный просмотр:

    НОД  по образовательной  области  «Коммуникация» для детей средней группы

    Тема:  «Белая книга зимы»

    Цель:

    Закрепление знаний детей о явлениях природы в зимний период, формирование эмоционального восприятия родной природы через произведения поэзии, музыки.

    Задачи:

    • Закрепить знания детей о зимних природных явлениях, взаимосвязью их с жизнью человека.
    • Развивать понимание обобщающего значения слов и формирование обобщающего понятия - зима.
    • Учить детей строить предложения на заданную тему, отвечать на вопросы развернутым предложением.
    • Учить замечать красоту зимнего пейзажа.
    • Развивать общую и мелкую моторику детей.
    • Формировать правильное речевое дыхание и длительность ротового выдоха.
    • Развитие ритмичности речи, модуляции голоса, интонационной выразительности речи.
    • Развивать мышление, слуховое и зрительное внимание, связную речь, творческое воображение.
    • Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивая других.

    Словарная работа:

    • Обогащать активный словарь детей: слова-названия природных явлений(зима, мороз, метель, снег, снегопад, сугроб, ); слова-названия действий (дуть, падать, прилетать, кормить, насыпать, кататься);  слова-признаки предметов(белый, сильный, злой, красивый, прозрачный, скользкий, хрупкий, гладкий)
    • Закрепление правильного согласования существительных и прилагательных в роде, числе.

    Предварительная работа:

    На прогулке наблюдение за природой, сезонными изменениями, изменениями свойств снега, лепка снежков, снеговика, чтение художественной литературы на зимнюю тематику, изучение, в ходе занятий, примет и признаков зимы, дидактические игры по сезонным явлениям, прослушивание музыкальных произведений,  хороводные музыкальные игры, танцевальные импровизации .

    Материал к занятию:

     Мультимедийная презентация, картинки с изображением признаков зимы, письмо от зимы, пластиковые бутылочки с конфетти для всех детей, грецкие орехи для всех детей,  подносы с «цветными льдинками» -доли круга Воскобовича, 2 разрезные картинки «Собери птицу», картинки-схемы «Зимняя одежда и обувь», пособие для развития силы выдоха «Зимние развлечения»,  снежинки по количеству заданий, микрофон, угощение от Зимушки-конфеты леденцы, музыкальный ряд по ходу занятия.

    Ход занятия.

    Дети, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.

    Коммуникативная игра “Улыбка”.

    Собрались ребята в круг,
    Я твой друг и ты мой друг.
    Крепко за руки возьмемся,
    И друг другу улыбнемся

    Мы улыбнемся друг другу, чтобы у нас весь день было хорошее настроение.

    Логопед предлагает отгадать загадку:

    Снег на полях,

     Лед на реках,

    Вьюга гуляет,

    Когда это бывает?

    (зимой).

    Логопед:

    Нам сегодня принесли письмо! Его прислала нам Зимушка – зима! «Дорогие ребята! Я хотела рассказать вам о моем самом любимом времени года! Но злая колдунья заколдовала мое письмо и перепутала в нем все слова! Помогите мне исправить ошибки! А в помощь я посылаю вам рисунки-подсказки. »  Поможем Зимушке-зиме рассказать о зиме? (ответы детей)

    А расскажем мы о зиме с помощью волшебной книги:  «Белой книге зимы».

    (поочередно достаёт из конверта картинки-подсказки)

    1 страница книги - картинка «Зимой идёт снег.»

    Давайте покажем, как идёт снег:

    Снег сегодня шел с утра (руки сверху вниз опускаются,

    Рада снегу детвора (хлопают в ладоши) .

    Снег на ветках (руки вверх,

    На дорожках (опустили вниз,

    На носах и на ладошках.

    (показывают нос и ладошки)

    Поиграем в игру «Доскажи словечко»

    Тихо, тихо, как во сне падает на землю ... (снег).

    С неба к нам спешат пушинки - серебристые... (снежинки).

    Вот веселье для ребят - все сильнее... (снегопад) .

    Все бегут вперегонки, все хотят играть в ... (снежки) .

    Словно в белый пуховик нарядился... (снеговик) .

    Рядом снежная фигурка - это девочка - ... (снегурка) .

    На снегу-то, посмотри – с красной грудкой... (снегири) .

    - Какие слова вы добавляли? (дети снова называют картинки: снегурка, снежки, снежинки, снегири, снеговик).

     - На какое слово все эти слова похожи? Какое слово объединяет все эти слова? (Снег) Да, все эти слова объединяет слово снег.

    -Вы правильно выполнили задание и вам вручается снежинка.

    Загадка о вьюге:

    Кто бросает снег в лицо,

    Наметает на крыльцо?

    Кто в трубе ночной завыл?

    Кто ворота отворил? (вьюга)

    Хотите ее увидеть?

    Воспитатель раздает детям бутылки с конфетти, в которых сквозь пробку продета трубочка. Подуйте что есть силы в эту трубочку. Что у нас получилось? (Вьюга) .

    Ветер дует, снег летит, кружится. Давайте и мы закружимся в снежном танце. (звукозапись –метель)

    2 страница книги. – картинка «Зимой все реки и озера покрыты льдом».

    Дидактическая игра «Подбери признак»

    Лёд какой? (прозрачный, твердый, скользкий, гладкий, холодный, прочный, хрупкий)

    -Вы правильно выполнили задание и вам вручается снежинка.

    Пальчиковая игра – массаж “Снежок ”( с грецким орехом)

    Логопед: Чтобы наши пальчики были ловкими, послушными, выполним пальчиковую гимнастику:

    - Раз, два, три, четыре,

    (загибают пальчики, начиная с большого)

    - Мы с тобой снежок слепили. («Лепят», меняя положение ладоней)

    - Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую)

    - И совсем – совсем несладкий. (Грозят пальчиком)

    Упражнение на развитие мелкой моторики рук "Составь узор"

    Составить узор из цветных льдинок.

    3 страница книги- картинка«Зимой люди делают кормушки для птиц»

    Что за стол среди берез

    Под открытым небом?

    Угощает он в мороз

    Птиц зерном и хлебом. (Кормушка)

    Логопед: Какие птицы прилетают к кормушке? (зимующие)  Почему их так называют? (Эти птицы не улетают осенью в теплые края. Они находят зимой корм и остаются на родине)

    Физминутка для развития общей и мелкой моторики «Птички».

    Птички полетели,

    Крыльями махали.

    На деревья сели,

    Вместе отдыхали.

    (дети выполняют упражнение «Птичка»; затем поднимают руки вверх, пальцы широко расставлены; затем вытягивают перед собой руки со сцепленными в «замок» пальцами)

    Теперь поиграем в игру “Собери картинку”. У меня два конверта. Поделимся на две команды и соберем картинку птицы, разрезанной на шесть частей, и назовем ее.(изображение синички и снегиря)

    -Вы правильно выполнили задание и вам вручается снежинка.

    Логопед: А каких зимующих птиц вы ещё знаете? (Снегирь, сова, голубь, воробей, ворона, сорока, дятел, синица.)

    4 страница книги - «Зимой люди тепло одеваются».

     «Расскажите, что вы одеваете зимой на прогулку»

    Дети по схеме-картинке составляют предложения:

    У меня зимние варежки.

    У меня зимний комбинезон.

    У меня зимний шарф.

    У меня зимний свитер.

    У меня зимняя шапка.

    У меня зимние ботинки.

    У меня зимние сапоги.

    У меня зимняя куртка.

    -Вы правильно выполнили задание и вам вручается снежинка.

    5страница книги - «Зимой у детей много развлечений»

    Дидактическая игра «Зимние развлечения».

    Дидактическое пособие для развития силы выдоха - дети дуют на картонку, на которой изображение спрятано под мишурой. Дети называют, что они увидели:

    Зимой можно кататься на санках.

    Зимой можно лепить снеговика.

    Зимой можно кататься на лыжах.

    Зимой можно кататься с горки.

    Зимой можно кататься на коньках.

    Зимой можно слепить снежную бабу.

    Зимой можно водить хоровод вокруг ёлки.

    -Вы правильно выполнили задание и вам вручается снежинка.

    Логопед: А теперь мы вместе расскажем о зимней прогулке.

     «Мы во двор пошли гулять»

    Раз, два, три, четыре, пять,

    "Загибают пальчики, начиная с большого".

    Мы во двор пошли гулять.

    Мы во двор пришли гулять.

    «Идут» по столу указательным и средним пальчиками"

    Бабу снежную лепили,

    «Лепят» комочек двумя ладонями".

    Птичек крошками кормили,

    «Крошат хлебушек»

    С горки мы потом катались,

    "Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой".

    А еще в снегу валялись.

    Все в снегу домой пришли.

    "Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной".

    Съели суп, "Движения воображаемой ложкой"

    И спать легли. "Руки под щеку".

    Логопед:

    Вот и закрылась последняя страница нашей книги. Вы очень хорошо рассказали о Зимушке-зиме. Нашу книгу мы пошлём электронной почтой Зимушке-зиме. В благодарность за труд Зимушка вас благодарит и дарит угощение.  ( звучит волшебная музыка)

    (снежинки «превращаются» в конфеты-сосульки)

    Под веселую музыку дети возвращаются в группу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей средней группы . Тема: «В ожидании зимы».

    Расширять представления детей о признаках поздней осени на примере стихотворения С.А.Есенина "В ожидании зимы"....

    Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей средней группы «Волшебный мир книги»

    Развитие познавательной, творческой и эмоциональной активности в процессе приобщения дошкольников к литературе....

    НОД по познавательному развитию для детей средней группы «Вот так зимушка - зима»

    Закрепление знаний детей о сезонных изменениях в природе, приметах зимы....

    Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей средней группы «Звери готовятся к зиме»

    Расширять представления детей о многообразии природных явлений. ...

    Развлечение для детей средней группы «Моя любимая книга».

    Развлечение для детей средней группы «Моя любимая книга»....