Занятие по образовательной области «Коммуникация» для детей средней группы Тема: «Белая книга зимы»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Щербакова Марина Анатольевна

Закрепление знаний детей о явлениях природы в зимний период, формирование эмоционального восприятия родной природы через произведения поэзии, музыки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл belaya_kniga_zimy.docx28.8 КБ

Предварительный просмотр:

НОД  по образовательной  области  «Коммуникация» для детей средней группы

Тема:  «Белая книга зимы»

Цель:

Закрепление знаний детей о явлениях природы в зимний период, формирование эмоционального восприятия родной природы через произведения поэзии, музыки.

Задачи:

  • Закрепить знания детей о зимних природных явлениях, взаимосвязью их с жизнью человека.
  • Развивать понимание обобщающего значения слов и формирование обобщающего понятия - зима.
  • Учить детей строить предложения на заданную тему, отвечать на вопросы развернутым предложением.
  • Учить замечать красоту зимнего пейзажа.
  • Развивать общую и мелкую моторику детей.
  • Формировать правильное речевое дыхание и длительность ротового выдоха.
  • Развитие ритмичности речи, модуляции голоса, интонационной выразительности речи.
  • Развивать мышление, слуховое и зрительное внимание, связную речь, творческое воображение.
  • Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивая других.

Словарная работа:

  • Обогащать активный словарь детей: слова-названия природных явлений(зима, мороз, метель, снег, снегопад, сугроб, ); слова-названия действий (дуть, падать, прилетать, кормить, насыпать, кататься);  слова-признаки предметов(белый, сильный, злой, красивый, прозрачный, скользкий, хрупкий, гладкий)
  • Закрепление правильного согласования существительных и прилагательных в роде, числе.

Предварительная работа:

На прогулке наблюдение за природой, сезонными изменениями, изменениями свойств снега, лепка снежков, снеговика, чтение художественной литературы на зимнюю тематику, изучение, в ходе занятий, примет и признаков зимы, дидактические игры по сезонным явлениям, прослушивание музыкальных произведений,  хороводные музыкальные игры, танцевальные импровизации .

Материал к занятию:

 Мультимедийная презентация, картинки с изображением признаков зимы, письмо от зимы, пластиковые бутылочки с конфетти для всех детей, грецкие орехи для всех детей,  подносы с «цветными льдинками» -доли круга Воскобовича, 2 разрезные картинки «Собери птицу», картинки-схемы «Зимняя одежда и обувь», пособие для развития силы выдоха «Зимние развлечения»,  снежинки по количеству заданий, микрофон, угощение от Зимушки-конфеты леденцы, музыкальный ряд по ходу занятия.

Ход занятия.

Дети, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.

Коммуникативная игра “Улыбка”.

Собрались ребята в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся

Мы улыбнемся друг другу, чтобы у нас весь день было хорошее настроение.

Логопед предлагает отгадать загадку:

Снег на полях,

 Лед на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает?

(зимой).

Логопед:

Нам сегодня принесли письмо! Его прислала нам Зимушка – зима! «Дорогие ребята! Я хотела рассказать вам о моем самом любимом времени года! Но злая колдунья заколдовала мое письмо и перепутала в нем все слова! Помогите мне исправить ошибки! А в помощь я посылаю вам рисунки-подсказки. »  Поможем Зимушке-зиме рассказать о зиме? (ответы детей)

А расскажем мы о зиме с помощью волшебной книги:  «Белой книге зимы».

(поочередно достаёт из конверта картинки-подсказки)

1 страница книги - картинка «Зимой идёт снег.»

Давайте покажем, как идёт снег:

Снег сегодня шел с утра (руки сверху вниз опускаются,

Рада снегу детвора (хлопают в ладоши) .

Снег на ветках (руки вверх,

На дорожках (опустили вниз,

На носах и на ладошках.

(показывают нос и ладошки)

Поиграем в игру «Доскажи словечко»

Тихо, тихо, как во сне падает на землю ... (снег).

С неба к нам спешат пушинки - серебристые... (снежинки).

Вот веселье для ребят - все сильнее... (снегопад) .

Все бегут вперегонки, все хотят играть в ... (снежки) .

Словно в белый пуховик нарядился... (снеговик) .

Рядом снежная фигурка - это девочка - ... (снегурка) .

На снегу-то, посмотри – с красной грудкой... (снегири) .

- Какие слова вы добавляли? (дети снова называют картинки: снегурка, снежки, снежинки, снегири, снеговик).

 - На какое слово все эти слова похожи? Какое слово объединяет все эти слова? (Снег) Да, все эти слова объединяет слово снег.

-Вы правильно выполнили задание и вам вручается снежинка.

Загадка о вьюге:

Кто бросает снег в лицо,

Наметает на крыльцо?

Кто в трубе ночной завыл?

Кто ворота отворил? (вьюга)

Хотите ее увидеть?

Воспитатель раздает детям бутылки с конфетти, в которых сквозь пробку продета трубочка. Подуйте что есть силы в эту трубочку. Что у нас получилось? (Вьюга) .

Ветер дует, снег летит, кружится. Давайте и мы закружимся в снежном танце. (звукозапись –метель)

2 страница книги. – картинка «Зимой все реки и озера покрыты льдом».

Дидактическая игра «Подбери признак»

Лёд какой? (прозрачный, твердый, скользкий, гладкий, холодный, прочный, хрупкий)

-Вы правильно выполнили задание и вам вручается снежинка.

Пальчиковая игра – массаж “Снежок ”( с грецким орехом)

Логопед: Чтобы наши пальчики были ловкими, послушными, выполним пальчиковую гимнастику:

- Раз, два, три, четыре,

(загибают пальчики, начиная с большого)

- Мы с тобой снежок слепили. («Лепят», меняя положение ладоней)

- Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую)

- И совсем – совсем несладкий. (Грозят пальчиком)

Упражнение на развитие мелкой моторики рук "Составь узор"

Составить узор из цветных льдинок.

3 страница книги- картинка«Зимой люди делают кормушки для птиц»

Что за стол среди берез

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом. (Кормушка)

Логопед: Какие птицы прилетают к кормушке? (зимующие)  Почему их так называют? (Эти птицы не улетают осенью в теплые края. Они находят зимой корм и остаются на родине)

Физминутка для развития общей и мелкой моторики «Птички».

Птички полетели,

Крыльями махали.

На деревья сели,

Вместе отдыхали.

(дети выполняют упражнение «Птичка»; затем поднимают руки вверх, пальцы широко расставлены; затем вытягивают перед собой руки со сцепленными в «замок» пальцами)

Теперь поиграем в игру “Собери картинку”. У меня два конверта. Поделимся на две команды и соберем картинку птицы, разрезанной на шесть частей, и назовем ее.(изображение синички и снегиря)

-Вы правильно выполнили задание и вам вручается снежинка.

Логопед: А каких зимующих птиц вы ещё знаете? (Снегирь, сова, голубь, воробей, ворона, сорока, дятел, синица.)

4 страница книги - «Зимой люди тепло одеваются».

 «Расскажите, что вы одеваете зимой на прогулку»

Дети по схеме-картинке составляют предложения:

У меня зимние варежки.

У меня зимний комбинезон.

У меня зимний шарф.

У меня зимний свитер.

У меня зимняя шапка.

У меня зимние ботинки.

У меня зимние сапоги.

У меня зимняя куртка.

-Вы правильно выполнили задание и вам вручается снежинка.

5страница книги - «Зимой у детей много развлечений»

Дидактическая игра «Зимние развлечения».

Дидактическое пособие для развития силы выдоха - дети дуют на картонку, на которой изображение спрятано под мишурой. Дети называют, что они увидели:

Зимой можно кататься на санках.

Зимой можно лепить снеговика.

Зимой можно кататься на лыжах.

Зимой можно кататься с горки.

Зимой можно кататься на коньках.

Зимой можно слепить снежную бабу.

Зимой можно водить хоровод вокруг ёлки.

-Вы правильно выполнили задание и вам вручается снежинка.

Логопед: А теперь мы вместе расскажем о зимней прогулке.

 «Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять,

"Загибают пальчики, начиная с большого".

Мы во двор пошли гулять.

Мы во двор пришли гулять.

«Идут» по столу указательным и средним пальчиками"

Бабу снежную лепили,

«Лепят» комочек двумя ладонями".

Птичек крошками кормили,

«Крошат хлебушек»

С горки мы потом катались,

"Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой".

А еще в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли.

"Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной".

Съели суп, "Движения воображаемой ложкой"

И спать легли. "Руки под щеку".

Логопед:

Вот и закрылась последняя страница нашей книги. Вы очень хорошо рассказали о Зимушке-зиме. Нашу книгу мы пошлём электронной почтой Зимушке-зиме. В благодарность за труд Зимушка вас благодарит и дарит угощение.  ( звучит волшебная музыка)

(снежинки «превращаются» в конфеты-сосульки)

Под веселую музыку дети возвращаются в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей средней группы . Тема: «В ожидании зимы».

Расширять представления детей о признаках поздней осени на примере стихотворения С.А.Есенина "В ожидании зимы"....

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей средней группы «Волшебный мир книги»

Развитие познавательной, творческой и эмоциональной активности в процессе приобщения дошкольников к литературе....

НОД по познавательному развитию для детей средней группы «Вот так зимушка - зима»

Закрепление знаний детей о сезонных изменениях в природе, приметах зимы....

Развлечение для детей средней группы «Моя любимая книга».

Развлечение для детей средней группы «Моя любимая книга»....

Консультация для родителей детей средней группы на тему "Книга против телевизора"

Длительный просмотр телевизора негативно влияет на зрение и психику ребёнка. Давайте узнаем, что рекомендуют нам современные специалисты....

Развлечение для детей средней группы «День рождения Книги»

Цель: формирование интереса детей к чтению, к произведениям детской литературы.Сегодня у нас с вами замечательный день, мы собрались здесь все вместе для того, чтобы отпраздновать День рожд...