ООД по развитию речи тема : "Весну выручаем"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Носкова Маргарита Викторовна

Занятие по развитию речи в подготовительной группе

 «Весну выручаем»

 

Образовательная область: речевое развитие.

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках весны, показать связь весенних изменений в живой и неживой природе.

Задачи:

Образовательные:

  • Активизировать словарь детей
  • Обобщить знания детей о весенних явлениях, о жизни птиц, животных, растений

Развивающие:

Закреплять навыки употребления в речи детей сравнительных оборотов.        

Закрепить термин «предложение», правильно «читать» его, развивать умение называть слова в предложении последовательно и в разбивку.        

Активизировать в речи детей прилагательные и глаголы, согласовывать числительные с существительными; образование существительных в родительном падеже;  образование однокоренных слов;

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение и любовь к природе

 

Словарная работа:
Продолжать расширять и уточнять знания детей об окружающем.

Обогащать речь существительными, обозначающими растения, животных, птиц, насекомых.

Расширить словарь признаков по теме: «Весна».

Оборудование:
Шары, изображающие тучку, мяч, карточки с цифрами, силуэты перелетных птиц,  мольберт, нарисованные изображения солнца, дерева, зеленые листики.

Ход занятия


Встанем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте» друг другу,
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнётся,
Утро доброе начнётся.
-Доброе утро! Я рада вас видеть!

Воспитатель:  Ребята, посмотрите, сегодня в нашей группе появилось что-то необычное. Как вы думаете, что бы это могло быть? На что это похоже? 
Дети: шары, украшение, облачко, тучка, капельки дождя
Воспитатель: У нас появилась волшебная тучка!
Тучка по небу гуляла, 
Тучка бусы растеряла.

Как хрустальные горошки, 
Закатились к нам в окошко.

Воспитатель: Ребята, тучка не хочет, чтобы к нам пришло весеннее тепло. Весна попросила обратиться к вам за помощью. Как вы думаете, мы сможем выручить весну? Давайте попробуем. А чтобы это произошло , нам нужно выполнить задания, которые она приготовила. Вы готовы помочь?
Дети: Да, готовы.

Воспитатель: Вначале нам с вами нужно вспомнить, после какого времени года наступает весна, перед каким временем?

Дети: Весна наступает после зимы. Она бывает перед летом.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним приметы весны.

(1 задание)
Дети: растаял снег, потекли ручьи, появились проталины, закапали сосульки,
прилетели птицы, на деревьях набухли почки, расцвели первые цветы,  зацвели деревья.
Воспитатель: Тучка приготовила следующее задание. Давайте поиграем и расскажем про солнышко.

(2 задание)
Проводиться игра «Сравни и назови», в ходе которой воспитатель, бросая ребенку мяч, начинает фразу, а ребенок должен ее закончить.

Солнце желтое, как… (одуванчик, цыпленок, лимон).

Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок).

Солнце ласковое, как… (бабушка, мама, ветерок, теплое море).

Солнце веселое, как… (песенка, клоун).

Солнце теплое, как …(печка, рукавички, свитер)

Солнце яркое, как… (лампочка, фонарь, звезда)

Солнце жаркое, как… (огонь, костер)

(После игры дети садятся на стулья).

Воспитатель: Действительно, Солнце – самое большое и доброе чудо. Давайте выполнять следующее задание .

(3 задание)

Игра называется «Живые слова». Вы будете не детьми, а словами. 
Я вам назову предложение: «Весной солнце ярко светит». 
Давайте скажем тихо. 

Повторите это предложение. 
А теперь произнесем громко, радостно. 
Сколько слов в предложении? (четыре) 
Назовите эти слова. (Дети называют)
Кто будет словами этого предложения? (Дети выбирают слова, становятся в ряд слева направо и произносят предложение).
Теперь я хлопну в ладоши, слова разойдутся, а когда я позову «Слова ко мне! они снова станут по порядку. (Дети - «слова» произносят предложение) 
Воспитатель: Если мы уберем слово «ярко», какое предложение получится? 

Дети: Весной солнце светит.

Воспитатель: А если уберем слово «весной», какое предложение прочитаем? 

Дети: Солнце светит.
Воспитатель: Весною, как только растает снег, распускаются первые цветы. Выходите скорее на полянку.

(4 задание)
Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько проталинок. Выберите себе проталинку и скажите, сколько и каких распустилось на ней цветов.

Дети: На моей проталине выросло два голубых подснежника, а на моей проталине три ландыша.

Воспитатель: Молодцы, можем отправляться дальше.

Физ.мин.

Чтобы ровной была спинка, очень нам нужна разминка,
Ну-ка, встань, не зевай и за нами повторяй!"
Утром солнышко встает, теплый лучик детям шлет (дети встают, разводят руками)
Здравствуй, солнышко, привет, без тебя нам жизни нет (кружатся вокруг себя, руками показывают лучи)
Землю солнышко пригрело, (разводят вокруг себя руками)
Птичка радостно запела (руками изображают взмах крыльями)
Зажурчали ручейки (ладошки сложить вместе, волнообразными движениями изобразить ручеек)
Зацвели вокруг цветы небывалой красоты (приседают и снова встают, руки поднимают вверх)

Воспитатель: Кто еще с приходом весны просыпаются? (Насекомые)

Дети: пчела, стрекоза, божья коровка, бабочка, паук, муха, кузнечик, гусеница, муравей.

Воспитатель: Мальчики выберите себе насекомое которое не летает, девочки, которые летают и  назовите их со словом «много» (образование сущ. в родит. падеже)

Дети: бабочка – много бабочек, жук – много жуков, и т.д.

(6 задание)

Воспитатель: Придумайте предложение с насекомыми по этой схеме (предлагается по очереди три варианта схем).

Дети: Бабочка летает. Бабочка на цветке. Бабочка высоко летает.

Воспитатель: Как вы думаете, кто обрадуется появлению насекомых?

Дети: Насекомым обрадуются птицы, потому, что насекомые – корм для птиц.

Воспитатель: А ещё, чтобы выручить весну, нам нужно вспомнить птиц, которые возвращаются из тёплых краёв.

(7 задание)

Дети: грач, скворец, ласточка, лебедь.

Воспитатель: ребята, если вы отгадаете загадку, то узнаете, кто просыпается ещё весной

Ходит летом косолапо,

А зимой сосет он лапу.

Дети: Медведь

(8 задание)

Воспитатель: Ребята назовите медведю медвежьи слова (родственные слова)

Дети: Медведище, медвежата, медвежонок, медведица, медвежонок, мед-вежий, медвежьи, медвежья.

(9 задание)

Игра «Кто, где живёт?»

Сейчас мы с вами превратимся в животных. Нам нужно определить количество слогов в названии животных и расселить их каждого в свой домик. В домик с одним окном поселятся животные, в названии которых 1 слог, в домик с двумя окнами – животные с 2 слогами (дети определяют и называют количество слогов в словах).

Воспитатель: Ребята, а что еще пробуждается весной?

 Дети: деревья.

Воспитатель: Назовите, из каких частей состоит дерево?

Дети: Корни, ствол, кора, ветви, почки, листья, крона.

Воспитатель: А чего не хватает на нашем весеннем дереве?

Дети: Не хватает листьев.

Воспитатель: Ребята, подарим  нашему дереву  листья и назовем свой листик красивым словом. (дети берут листик и приклеивают на ветви дерева).

Дети: Мой листик липкий, мой листик нежный, мой листик маленький, мой листик зеленый, мой листик треугольный, мой листик свежий,  мой листик молодой, мой листик  дубовый, березовый.

Воспитатель: Молодцы, вот наше дерево зашумело листвой.

Воспитатель: Мы справились со всеми заданиями? (ДА)!  И путешествие наше закончились. (Из под тучки появляется солнышко). Солнце  благодарит вас за помощь. 

Воспитатель: Ребята, так какое важное дело делают солнечные лучи?

Дети: Согревают землю, дают жизнь нашей планете и всему живому!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие речи23.77 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи в подготовительной группе

 «Весну выручаем»

Образовательная область: речевое развитие.

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках весны, показать связь весенних изменений в живой и неживой природе.

Задачи:

Образовательные:

  • Активизировать словарь детей
  • Обобщить знания детей о весенних явлениях, о жизни птиц, животных, растений

Развивающие:

Закреплять навыки употребления в речи детей сравнительных оборотов.        

Закрепить термин «предложение», правильно «читать» его, развивать умение называть слова в предложении последовательно и в разбивку.        

Активизировать в речи детей прилагательные и глаголы, согласовывать числительные с существительными; образование существительных в родительном падеже;  образование однокоренных слов;

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение и любовь к природе

Словарная работа:
Продолжать расширять и уточнять знания детей об окружающем.

Обогащать речь существительными, обозначающими растения, животных, птиц, насекомых.

Расширить словарь признаков по теме: «Весна».

Оборудование:
Шары, изображающие тучку, мяч, карточки с цифрами, силуэты перелетных птиц,  мольберт, нарисованные изображения солнца, дерева, зеленые листики.

Ход занятия


Встанем рядышком, по кругу,
Скажем 
«Здравствуйте» друг другу,
Нам здороваться не лень:
Всем 
«Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнётся,
Утро доброе начнётся.
-Доброе утро! Я рада вас видеть!

Воспитатель:  Ребята, посмотрите, сегодня в нашей группе появилось что-то необычное. Как вы думаете, что бы это могло быть? На что это похоже? 
Дети: шары, украшение, облачко, тучка, капельки дождя
Воспитатель: У нас появилась волшебная тучка!
Тучка по небу гуляла, 
Тучка бусы растеряла.

Как хрустальные горошки, 
Закатились к нам в окошко.

Воспитатель: Ребята, тучка не хочет, чтобы к нам пришло весеннее тепло. Весна попросила обратиться к вам за помощью. Как вы думаете, мы сможем выручить весну? Давайте попробуем. А чтобы это произошло , нам нужно выполнить задания, которые она приготовила. Вы готовы помочь?
Дети: Да, готовы.

Воспитатель: Вначале нам с вами нужно вспомнить, после какого времени года наступает весна, перед каким временем?

Дети: Весна наступает после зимы. Она бывает перед летом.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним приметы весны.

(1 задание) 
Дети: растаял снег, потекли ручьи, появились проталины, закапали сосульки,
прилетели птицы, на деревьях набухли почки, расцвели первые цветы,  зацвели деревья.
Воспитатель: Тучка приготовила следующее задание. Давайте поиграем и расскажем про солнышко.

(2 задание)
Проводиться 
игра «Сравни и назови», в ходе которой воспитатель, бросая ребенку мяч, начинает фразу, а ребенок должен ее закончить.

Солнце желтое, как… (одуванчик, цыпленок, лимон).

Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок).

Солнце ласковое, как… (бабушка, мама, ветерок, теплое море).

Солнце веселое, как… (песенка, клоун).

Солнце теплое, как …(печка, рукавички, свитер)

Солнце яркое, как… (лампочка, фонарь, звезда)

Солнце жаркое, как… (огонь, костер)

(После игры дети садятся на стулья).

Воспитатель: Действительно, Солнце – самое большое и доброе чудо. Давайте выполнять следующее задание .

(3 задание)

Игра называется «Живые слова». Вы будете не детьми, а словами. 
Я вам назову предложение: «Весной солнце ярко светит». 
Давайте скажем тихо. 

Повторите это предложение. 
А теперь произнесем громко, радостно. 
Сколько слов в предложении? (четыре)
 
Назовите эти слова. (Дети называют)
Кто будет словами этого предложения? (Дети выбирают слова, становятся в ряд слева направо и произносят предложение).
Теперь я хлопну в ладоши, слова разойдутся, а когда я позову «Слова ко мне! они снова станут по порядку. (Дети - «слова» произносят предложение)
 
Воспитатель: Если мы уберем слово «ярко», какое предложение получится? 

Дети: Весной солнце светит.

Воспитатель: А если уберем слово «весной», какое предложение прочитаем? 

Дети: Солнце светит.
Воспитатель: Весною, как только растает снег, распускаются первые цветы. Выходите скорее на полянку.

(4 задание)
Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько проталинок. Выберите себе проталинку и скажите, сколько и каких распустилось на ней цветов.

Дети: На моей проталине выросло два голубых подснежника, а на моей проталине три ландыша.

Воспитатель: Молодцы, можем отправляться дальше.

Физ.мин.

Чтобы ровной была спинка, очень нам нужна разминка,
Ну-ка, встань, не зевай и за нами повторяй!"
Утром солнышко встает, теплый лучик детям шлет (дети встают, разводят руками)
Здравствуй, солнышко, привет, без тебя нам жизни нет (кружатся вокруг себя, руками показывают лучи)
Землю солнышко пригрело, (разводят вокруг себя руками)
Птичка радостно запела (руками изображают взмах крыльями)
Зажурчали ручейки (ладошки сложить вместе, волнообразными движениями изобразить ручеек)
Зацвели вокруг цветы небывалой красоты (приседают и снова встают, руки поднимают вверх)

Воспитатель: Кто еще с приходом весны просыпаются? (Насекомые)

Дети: пчела, стрекоза, божья коровка, бабочка, паук, муха, кузнечик, гусеница, муравей.

Воспитатель: Мальчики выберите себе насекомое которое не летает, девочки, которые летают и  назовите их со словом «много» (образование сущ. в родит. падеже)

Дети: бабочка – много бабочек, жук – много жуков, и т.д.

(6 задание)

Воспитатель: Придумайте предложение с насекомыми по этой схеме (предлагается по очереди три варианта схем).

Дети: Бабочка летает. Бабочка на цветке. Бабочка высоко летает.

Воспитатель: Как вы думаете, кто обрадуется появлению насекомых?

Дети: Насекомым обрадуются птицы, потому, что насекомые – корм для птиц.

Воспитатель: А ещё, чтобы выручить весну, нам нужно вспомнить птиц, которые возвращаются из тёплых краёв.

(7 задание)

Дети: грач, скворец, ласточка, лебедь.

Воспитатель: ребята, если вы отгадаете загадку, то узнаете, кто просыпается ещё весной

Ходит летом косолапо,

А зимой сосет он лапу.

Дети: Медведь

(8 задание)

Воспитатель: Ребята назовите медведю медвежьи слова (родственные слова)

Дети: Медведище, медвежата, медвежонок, медведица, медвежонок, мед-вежий, медвежьи, медвежья.

(9 задание)

Игра «Кто, где живёт?»

Сейчас мы с вами превратимся в животных. Нам нужно определить количество слогов в названии животных и расселить их каждого в свой домик. В домик с одним окном поселятся животные, в названии которых 1 слог, в домик с двумя окнами – животные с 2 слогами (дети определяют и называют количество слогов в словах).

Воспитатель: Ребята, а что еще пробуждается весной?

 Дети: деревья.

Воспитатель: Назовите, из каких частей состоит дерево?

Дети: Корни, ствол, кора, ветви, почки, листья, крона.

Воспитатель: А чего не хватает на нашем весеннем дереве?

Дети: Не хватает листьев.

Воспитатель: Ребята, подарим  нашему дереву  листья и назовем свой листик красивым словом. (дети берут листик и приклеивают на ветви дерева).

Дети: Мой листик липкий, мой листик нежный, мой листик маленький, мой листик зеленый, мой листик треугольный, мой листик свежий,  мой листик молодой, мой листик  дубовый, березовый.

Воспитатель: Молодцы, вот наше дерево зашумело листвой.

Воспитатель: Мы справились со всеми заданиями? (ДА)!  И путешествие наше закончились. (Из под тучки появляется солнышко). Солнце  благодарит вас за помощь. 

Воспитатель: Ребята, так какое важное дело делают солнечные лучи?

Дети: Согревают землю, дают жизнь нашей планете и всему живому!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Ознакомление с фольклором на занятии развитии речи» Тема: «Весна, весна, поди сюда» Воспитатель 1 категории Мельниченко Людмила Владимировна МКДОУ г Тайшет Иркутской обл.

«Ознакомление с фольклором на занятии развитии речи»Тема: «Весна, весна, поди сюда» Программные задачи:Воспитательные:- Воспитывать интерес к русскому фольклору.- Создать у детей эмоциональный н...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи . Тема: Весна. «Кораблик» А.Барто.

Задачи:Образовательные: Закрепить представление детей о весне как времени года, отметить появление ручейков как характерного признака весны. Учить правильно отвечать на вопросы. Помочь детям запомнить...

КОНСПЕКТ занятия по развитию речи Тема : « Весна пришла».

КОНСПЕКТзанятия по развитию речиТема : « Весна пришла». Образовательные цели: обобщить и закрепить словарь детей по теме «Весна»; определение позиции звука в начале и в конце слова; обучение сост...

Конспект интегрированной совместной образовательной деятельности в старшей группе ОНР с использованием ЭОР (экология, развитие речи) Тема: «Весна идет»

Предлагаю вашему вниманию конспект занятия, которым поможет вам при подготовке к собственному занятию по теме "Весна"....

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» Тема: «Весна шагает по планете» Возрастная группа: подготовительная

Конспекторганизованной образовательной деятельностиОбразовательная область «Речевое развитие»Раздел «Развитие речи»Тема: «Весна шагает по планете»Возрастная группа:...

Конспект занятия по развитию речи Тема: «Весна идет, Весне дорогу» (Занятие – развлечение) для детей старшего дошкольного возраста

Цель: закреплять с детьми характерные признаки весны, упражняя в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи.Задачи:Продолжать знакомить детей с литературными и фольклорными произведен...