Занятие по развитию речи в старшей логопедической группе по теме "Космос"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Карелина Ирина Владимировна

Формирование представ­лений о космосе, освоении космоса людьми, работе космонавтов. Расширение представлений о значении труда взрослых. Расшире­ние, уточнение и активизация словаря по теме «Космос». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosmos_.docx23.62 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Космос»

Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений о космосе, освоении космоса людьми, работе космонавтов. Расширение представлений о значении труда взрослых. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Космос» (космос, космонавт, корабль, ракета, станция, иллюминатор, спутник, полет, планета, звезда, орбита; первый, космический, орбитальный; осваивать, летать, запускать). Совершенствование навыка чтения.

Коррекционно - развивающие цели. Развитие навыков речевого общения, связной речи, зрительного восприятия и внимания, мышления, творческого воображения, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.

Оборудование. Магнитная доска, предметные картинки по теме «Космос», картинка В. М. Каратая «Космонавты» (Все работы хороши. Детям о профессиях,— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.), тетрадь №1 по числу детей, контейнер с карандашами.

Предварительная работа. Рассматривание картинок в любой детской энциклопедии или слайдов с изображениями звёздного неба, Луны, Млечного пути, некоторых созвездий, беседа по теме «Космос» на занятии по развитию речи. Проведение игры «Космонавты» в центре сюжетно-ролевых игр. Разучивание упражнения «Ракета». Образование однокоренных слов к слову звезда.

Ход занятия

1. Организационный момент. [Развитие навыков слогового анализа слов. Объявление темы занятия.]

Логопед приглашает детей в кабинет, здоровается с ними и предлагает им приготовиться к занятию. На столе перед каждым ребенком лежит предметная картинка.

Логопед. Встаньте около стульчиков, посмотрите на свои картинки. Сядет тот, кто назовёт свою картинку и разделит её название на слоги.

1-й р е б е н о к. Ра-ке-та. В этом слове три слога.

2-й ребенок. Спут-ник. В этом слове два слога.

3-й ребенок. Кос-мо-навт. В этом слове три слога.

4-й ребенок. Лу-на. В этом слове два слога.

Логопед. Молодцы! Вы быстро и правильно выполнили первое задание.

2. Упражнение «Кто же это?» [Уточнение словаря по теме «Профессии».]

Логопед. Теперь я хочу узнать, хорошо ли вы знаете, что делают представители разных профессий. Я буду говорить, что делает человек, а вы будете называть его профессию. Учит детей.

1-йребенок. Учитель.

Логопед. Лечит людей.

2-й ребенок. Врач.

Логопед. Водит поезд.

3-й ребенок. Машинист.

Логопед. Исследует космос.

4-й ребенок. Космонавт.

Логопед. Молодцы! Вы справились и с этим моим заданием.

3. Игра «Семейка слов». [Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов).]

Логопед. Давайте поиграем и образуем слова одной семейки к слову звезда.

Как можно ласково назвать звезду?

1 -й р е б е н о к. Звёздочка.

Логопед. Если на небе много звёзд, какое оно?

2-й ребенок. Звёздное.

Логопед. Как можно назвать корабль, который летит к звёздам?

3-й ребенок. Звездолёт.

Логопед. Как называют в сказках волшебника, который определяет будущее по звездам?

4-й ребенок. Звездочёт.

Логопед. Великолепно! Вы меня порадовали.

4. Рассматривание картины «Космонавты» и беседа по ней. [Совершенствование навыка рассматривания картины. Развитие диалогической речи.]

Логопед помещает картину на мольберт перед детьми.

Логопед. Посмотрите, пожалуйста, на картину. Кого вы там видите?

Дети. Мы видим космонавтов.

Логопед. Что делают космонавты?

Дети. Они работают в открытом космосе.

Логопед. Чем они заняты?

Дети. Они монтируют оборудование.

Логопед. Как выглядят космонавты?

Дети. На них серебристые скафандры.

Логопед. Для чего нужны скафандры?

Дети. Они защищают космонавтов.

Логопед. Верно. Кроме того, в них есть системы, обеспечивающие дыхание, — ведь в космосе нет кислорода. Где космонавты монтируют оборудование?

Д е т и. На орбитальной станции.

Логопед. А что вы видите вдалеке?

Дети. Вдалеке мы видим космический корабль, который движется к орбитальной станции. Он везёт на станцию продукты и оборудование.

Логопед. Расскажите о планетах, которые вы видите.

Дети. Мы видим голубую прекрасную Землю и серую Луну.

Логопед. Теперь расскажите о космосе, который окружает космонавтов. Какой он?

Дети. Космос необъятный, бездонный, чёрный. В нём много звёзд. В космосе очень красиво.

Логопед. А теперь нам предстоит выйти в открытый космос. Встаньте около стульчиков, поиграем в подвижную игру «Ракета».

5. Подвижное упражнение «Ракета». [Координация речи с движением. Развитие творческого воображения.]

Логопед приглашает детей сделать знакомое упражнение.

А сейчас мы с вами, дети,

Маршируют на месте.

Улетаем на ракете.

На носки поднимись,

Поднимаются на носки, тянут руки вверх,

сомкнув их.

А потом руки вниз.

Опускают руки.

Раз, два, потянись.

Вновь тянутся вверх.

Вот летит ракета ввысь!

Бегут по кругу на носочках.

В. Волина

6. Коллективное составление плана рассказа. [Развитие мышления, памяти, диалогической речи.]

Логопед. Займите свои места. Наш корабль возвращается на Землю, где мы расскажем о том, что видели в космосе. А пока мы летим, давайте составим план рассказа. С чего вы начнете его? Можно сначала рассказать о космонавтах, можно — о космосе или о технике.

Дети. Сначала мы расскажем о космосе, о том, какой он.

Логопед. О чем вы расскажете потом?

Дети. Потом мы расскажем о космонавтах, о том, как они одеты, что делают.

Логопед. Что вы опишете в третьей части рассказа?

Дети. Мы опишем космическую технику.

Логопед. Чем вы закончите рассказ?

Дети. Мы расскажем, почему нам понравилась картина.

Логопед. Очень хорошо. Вы составили отличный план. За это время мы прилетели на Землю.

7. Рассказ по картине. [Развитие связной речи, памяти, мышления. Формирование целостного представления об изображенном на картине.]

Логопед предлагает каждому из детей определить, какую часть он будет рассказывать.

1-й ребёнок. Художник изобразил на картине черный бездонный космос. В космосе много звезд и очень красиво. Мы видим голубую Землю и маленькую серую Луну.

2-й р е б ё н о к. В открытом космосе работают три космонавта. На них серебристые скафандры. Космонавты монтируют оборудование на орбитальной станции.

3-й ребёнок. К орбитальной станции летит космический корабль. Он изображен на заднем плане. Космический корабль везет продукты для космонавтов и оборудование. Наверно, космонавты будут работать на станции еще много дней.

4-й ребёнок. Нам понравилась картина. Ее интересно рассматривать. Художник очень красиво изобразил космос.

8. Игра «Скажи наоборот». [Развитие словаря (подбор слов-антонимов).]

Логопед предлагает детям пройти на ковер и встать в круг. Он берет в руки мяч.

Логопед. Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот». В солнечный день очень светло, а в космосе...

1-й ребенок. ... темно.

Логопед. Летом на солнце очень жарко, а в космосе...

2-й ребенок. ... холодно.

Логопед. На Земле люди совершают движения быстро, а в космосе...

3-й ребенок. ... медленно.

Л огопед. На Земле работать легко, а в космосе...

4-йребенок. ...тяжело.

Логопед. Молодцы. Это было очень трудное задание.

9. Пальчиковая гимнастика «Космический отряд»        

Раз, два, три, четыре, пять -

По одному загибают пальчики на обеих руках.

В космос полетел отряд.

Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.

Командир в бинокль глядит,

Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль».

Что он видит впереди?

Солнце, планеты, спутники, кометы,

Загибают пальчики обеих рук

Большую желтую луну.

10. Работа в тетради №1. (Развитие тонкой моторики. Профилактика нарушений письменной речи.)

Логопед раздает детям тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Посмотрите на страницу слева. Что вы видите?

Дети. Это ракета и спутник.

Логопед. Возьмите любой цветной карандаш. Обведите ракету по контуру, а потом раскрасьте ее.

Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу, а потом убирает тетради и карандаши.

11. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались, перечислить игры и задания, а затем оценивает работу каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе

Уточнить знания детей о диких животных;Совершенствовать грамматической строй речи (употреблять существительные в косвенных падежах и существительные с суффиксами -онок, -енок, образовывать притя...

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (ОНР) "Путешествие к Незнайке в "Загадочный лес"

Зантие - развлечение по лексической теме "Дикие животные средней полосы России"...

Занятие по развитию речи в старшей логопедической группе

Посредством использования игровых методов и приемов развиваются психические процессы детей: память, внимание, творческое воображение и мышление....

конспект занятия по развитию речи детей старшей логопедической группы по теме: "Развитие творческих способностей"

Данное занятие упражняет детей в постановке логического ударения; учит менять силу и темп голоса, упражняет в передаче образа и характера героев при помощи жестов, движений, речи; развивает творческую...

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (1-й период) "Признаки осени"

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (1-й период)  "Признаки осени"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: Развитие слухового восприятия на неречевых звуках

Цели: 1. Различение неречевых звуков по силе, высоте, тембру. 2. Различение по тембру голосов людей.Оборудование: Музыкальные инструменты (большие и маленькие): 2 бубна,2 барабана: 2 колокол...