ООД по развитию речи " Путешествие в зимний лес. Как зимуют дикие животные?" для старшей группы
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Баженова Юлия Сергеевна

На данном занятии систематизируются   знания детей о диких животных. С помощью игр и упражнений дети узнают  о причинах изменений в их жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx25.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема « Путешествие в зимний лес. Как  зимуют дикие животные?» ( ноябрь 2017 год)

Цели и задачи:

• систематизировать знания детей о жизни диких животных;

• учить детей узнавать и различать особенности внешнего вида образа жизни диких животных;

• закреплять обобщающее понятие «дикие животные», учить отгадывать описательные загадки о диких животных;

• дать представление о том, как готовятся животные в лесу к зиме, о причинах изменений в их жизни;

• продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением;

• продолжать развивать память, мышление, познавательную активность через игры и упражнения;

• Воспитывать бережное отношение к животным;

Словарная работа: дикие животные, линька, лесничий.

Материал: мультимедийный проектор, компьютер, корзинка, снежинки, картинки диких животных, картинка с изображением зимнего леса, клей.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?

Дети: Да!

Воспитатель: Вот на сегодняшнем занятии мы с вами  отправимся путешествовать. На чём можно путешествовать?

Ответы детей.

Воспитатель: А  мы отправимся  путешествовать пешком.  А куда, угадайте. Для этого послушайте звуки вокруг, по ним и  догадаетесь, куда мы отправимся. ( Слайд 1)

В лес загадочный, красивый

Приглашаю вас пойти.

Интересней приключенья

Нам, ребята не найти,

Друг за другом становитесь

Крепко за руки беритесь.

По дорожкам, по тропинкам

Не спешим, не отстаем,

В лес мы дружно все пойдем.

(дети берутся за руки и за воспитателем идут «змейкой»)

Воспитатель: Вот мы и пришли в лес. А как нужно вести себя в лесу? ( Слайд 2)

(на полу  маленькие снежинки)

Дети: В лесу надо вести себя тихо, не шуметь, а то можно испугать зверей.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, какое сейчас у нас время года?

Дети: Осень.

Воспитатель: Да,  поздняя осень.

Воспитатель: А какое время года скоро наступит?

Дети: Зима.

Воспитатель: Да, зима. Ребята, а зима какая?

Дети: Холодная, белая, снежная.

Воспитатель: Зимой падает снег. Снег какой?

Дети: Белый, липкий, рыхлый.

Воспитатель: Часто зимой дует ветер. Ветер какой?

Дети: Резкий, холодный, сильный, пронизывающий.

Воспитатель: А деревья стоят какие?

Дети: Голые, сонные.

Воспитатель: По небу плывут облака. Какие облака?

Дети: Серые, холодные.

Воспитатель: Наверное, всем необходимо подготовиться к таким изменениям в природе: и зверям, и людям, и птицам, и насекомым. Когда же это можно сделать?

Дети: Осенью.

Воспитатель: Да, верно.

Воспитатель: Ребята, а что случилось бы, если бы после лета сразу же наступила зима?

Дети: В природе сразу же все замерзло бы, погибло, никто не успел приготовиться к холоду и голоду.

Воспитатель: Осенью и звери, и люди, и птицы, и насекомые готовятся к суровой зиме. Сегодня на занятии мы с вами поговорим о том, как готовятся к зиме дикие животные.

Скажите, пожалуйста, где живут дикие животные?

Дети: Дикие животные живут в лесу и они сами себе добывают еду.

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, что это?

Дети: Это корзинка.

Воспитатель: Интересно, что там внутри? Хотите посмотреть?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда садитесь на пенечки поудобнее – спинки выпрямили, ножки вместе и я присяду.  (Слайд 3)

В корзинке пусто, но тут есть письмо. Сейчас я его вам прочитаю. Это письмо от лесничего.   А кто такой лесничий?

Дети: Это человек, который следит за сохранностью леса.

Воспитатель: Да, ребята, правильно. Лесничий- это профессия человека, который следит за порядком в лесу и отвечает за его сохранность. Лесничий по- другому егерь.  Скажем вместе. Повтори…. Читаю письмо: « Соберите снежинки в лесу по порядку и отгадайте загадки на них. Отправим……. собирать снежинки. Теперь давайте отгадаем загадки.

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе,

Орешки я грызу.

Кто это, ребята?

Дети: Белка ( Слайд 4)

Воспитатель: Правда, белка. А где живет белка?

Дети: Белка живет на дереве, в дупле.

Воспитатель: Чем же занята белка осенью?

Дети: Белочка сушит грибы, собирает шишки, орехи и желуди – зимой все пригодится.

Воспитатель: Белочка очень хозяйственная. У нее в лесу есть кладовочки. Найдет орешек, зароет в ямку под деревом. В таких кладовочках под разными деревьями белочка делает очень много запасов. Очень трудолюбивая белочка.

Воспитатель: А вот еще одна загадка?

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

Кто это?

Дети: Медведь. ( Слайд 5)

Воспитатель: Да действительно медведь. А кто знает, где живет медведь?  (Слайд 6,7)

Дети: В берлоге.

Воспитатель: Медведь готовится к зиме с лета, запасает жир, готовит себе уютную берлогу. Своими острыми когтями медведь отрывает с сосны и ели полоски коры и перемешивает их со мхом, такую мягкую постель готовит себе медведь в какой - нибудь яме, которую накроет потом веточками. Надумает медведь спать укладываться, раздвинет лапами в хвое оконце, свернется калачиком и уснет до весны.

Воспитатель: Слушаем следующую загадку. ( Слайд 8)

Весь в колючках,

Ворчит, как злючка,

Чуть испугается,

В клубок свивается.

Дети: Ежик.

Воспитатель: А где он прячется?

Дети: В норе. ( Слайд 9)

Воспитатель: Да, ежик готовит себе гнездо под кучей листьев и хвороста. Гнездо старательно выстлано травой и листьями. С наступлением заморозков еж глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму.

Воспитатель: Но совсем по – другому готовятся к холодам звери, которые не укладываются в зимнюю спячку и не делают себе запасов. Слушаем следующую загадку.

Угадайте, что за шапка.

Меха целая охапка.

Шапка бегает в бору,

У стволов грызёт кору.

Дети: Заяц. ( Слайд 10)

Воспитатель: А как же он готовится к зиме? ( Слайд 11)

Дети: Меняет шубу летнюю на зимнюю. Она не только теплее, но и другого цвета – она белая.

Воспитатель: А как вы думаете, зачем заяц меняет цвет?

Дети: У зайца много врагов. Выручают его нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Кормится заяц по ночам – так безопаснее – веточками деревьев, корой с их стеблей.

Воспитатель: Сейчас я вам расскажу историю про маленького зайчика и мы сделаем гимнастику для нашего язычка.

Артикуляционная гимнастика. ( Слайд 12)

В холодный зимний вечер маленький зайчик сел на пенёк и стал вспоминать тёплое лето.

( упражнение « Лопаточка») Вдруг подул ветерок ( упражнение « Желобок»), и голые веточки на кустиках задрожали. Зайка испугался и спрятался за пенёк, на котором сидел. Выглянет зайка из- за пенёчка и опять спрячется. ( упражнение « Прятки») А ветерок всё дует, шевелит веточки на кустах. ( упражнение « Желобок») Понял тут зайка, что ему нечего бояться. Это всего- навсего ветерок запутался в веточках. Улыбнулся зайка ( упражнение « Улыбочка») и стал вспоминать свои летние забавы.

Воспитатель: А кто мне скажет? Какие звери являются врагами зайца. ( Слайд 13)

Дети: Это хищные звери: лисы и волки.

Воспитатель: А как называется дом лисы? Дом волка?

Дети: У лисы есть дом – нора, там она может спрятаться от зимней стужи, а у волка - волчье логово. ( Слайд 14)

Воспитатель: А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние?  Они меняют свои шубки, у них отрастает другой, более теплый мех.

Воспитатель: В корзинке есть еще загадка. ( Слайд 15)

Травы копытами касаясь

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

Кто это?

Дети: Лось.

Воспитатель: Чем питается лось? ( Слайд 16)

Дети: Растениями. В лесу много деревьев и кустарников. Вот их кору и ест этот большой зверь. Еды ему надо много, поэтому лесничие подкармливают этих животных. ( Слайд 167)

Воспитатель: А теперь давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Медвежата»  (Слайд 18)

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили,

Вот так, вот так

Головой своей крутили.

(Руки на пояс, повороты головы вправо – влево)

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали,

Вот так, вот так

Дружно дерево качали.

(Ноги на ширине плеч, руки вверх, наклоны туловища вправо влево)

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили,

Вот так, вот так

И из речки воду пили.

(Ходим, как медвежата, делаем наклоны вперед)

Вот болотце на пути,

Как его нам перейти?

Прыг да скок, прыг да скок,

Веселей скачи, дружок.

(Прыжки на двух ногах с продвижением вперед)

А потом они плясали,

Выше лапы поднимали,

Вот так, вот так

Выше лапы поднимали.

Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам поиграть еще в одну игру «Третий лишний» ( Слайд 19)

На экране будут появляться разные животные, вам необходимо на них посмотреть и сказать, кто среди них лишний и почему. Отвечать полным ответом.

Лиса    волк     заяц ( Заяц, лиса и волк- хищные животные, а заяц нет)

Медведь   снегирь   волк ( Снегирь, так он – птица, а медведь и волк- животные) ( Слайд 20)

Белка  кошка  заяц  ( кошка, так она - домашнее животное, а белка и заяц- дикие животные)

( Слайд 21)

Лось   ёж   медведь ( лишний лось, так как ёж и медведь- это животные, которые уходят зимой в спячку) ( Слайд 22)

Воспитатель: Ну вот нам пора возвращаться. До свидания, лесные жители!

 (дети садятся за столы)

Воспитатель: Ребята, вы сказали, что зимой часто дует ветер. Вот и сегодня, он дует с утра, встретила я его по дороге в детский сад и он мне подарил волшебный мяч.

Мяч красивый и волшебный,

Будет в руки к вам скакать

И вопросы задавать.

Давайте поиграем. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, но не забываем, что отвечаем на вопрос полным ответом.

Воспитатель:

1. Кого мы видели в лесу? (В лесу мы видели медведя, волка, зайца, лису, ежика, лося)

2. Кто из животных спит зимой?( Зимой спят медведь, ежик)

3. Где спит медведь? ( Медведь спит в берлоге)

4. Какие животные не делают себе запасов на зиму? (Не делают себе запасов на зиму волк, заяц, лиса)

5. Какие животные являются врагами для зайца? ( Враги зайца- волк и лиса)

6. Где живет белочка? (Белочка живет на дереве в дупле)

7. Кто следит за сохранностью леса и помогает животным перезимовать? (Лесничий

( егерь)

Воспитатель: Теперь, ребята, я предлагаю вам сесть за столы. Перед каждым из вас лежит картинка с изображением зимнего леса, а рядом лежат картинки с изображением диких животных. Вам нужно наклеить картинки животных на картинку с изображением зимнего леса, но помните мы с вами повторили, где зимуют разные животные.

Воспитатель: Молодцы, ребята, все справились с заданием! Наше занятие подошло к концу. Вы сегодня хорошо работали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи "Путешествие в зимний лес" (1 мл. группа)

Яркое театрализованное музыкальное действо - "Путешествие в зимний лес". Сказка с участием кукольных персонажей, детей младшей группы и их воспитателей. Развивает воображение, внимание, речь, слуховое...

Конспект НОД по познавательному развитию по теме: «Путешествие в зимний лес» с использованием ИКТ в старшей группе.

В ходе образовательной деятельности дети закрепляют знания о жизни диких животных в зимний период....

Конспект НОД по развитию речи «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского» для детей старшей группы

Предлагаю Вашему вниманию конспект НОД по развитию речи " Путешествие по сказкам К. И. Чуковского " для детей старшей группы....

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с природой и развитию речи "Путешествие в зимний лес" в средней группе.

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с природой и развитию речи "Путешествие в зимний лес", подойдет для воспитателей, работающих со средним дошк...

Конспект ООД в группе второго раннего возраста по развитию речи «Путешествие в зимний лес»

Цель: Развитие речи и познавательных способностей.Образовательные задачи:Формирование представлений детей о зимеРасширение представлений детей: о диких животных - медведь , заяц, лиса, волк, белка, еж...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по развитию речи «Путешествие в зимний лес»

Конспект занятия представлен для обобщения у детей представлений о зиме как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в зимнее время. Сформировать положительно-эмоциональное отношение ...