Риторика для детей дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Детский сад по праву считается вторым домом. Только здесь основная задача воспитания – социализация детей в обществе, формирование и развитие основных навыков общения. Именно общение со сверстниками позволяет личности гармонично развиваться. В современном мире проблема речевого развития подрастающего поколения становится одной из актуальных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritorika_dlya_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx25.45 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа №1381 ДО «Колобок»

Назарова Вероника Вячеславовна

Воспитатель высшей категории

Риторика для детей дошкольного возраста.

Детский сад по праву считается вторым домом. Только здесь основная задача воспитания – социализация детей в обществе, формирование и развитие основных навыков общения. Именно общение со сверстниками позволяет личности гармонично развиваться. В современном мире проблема речевого развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. 

Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует ее и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познавать действительность, полноценнее будущее взаимоотношения с детьми и взрослыми, гармоничнее его поведение, а следовательно и его личность в целом.

В мире накоплен огромный объем информации благодаря развитию всех сфер науки, технологии, искусства, культуры. Усвоить эту информацию весьма проблематично. Остается необходимость развивать интеллект и способность к анализу, интерпретации и созданию собственных высказываний. Средством формирования таких способностей являются гуманитарные науки, в том числе риторика.

Прав был великий Михаил Васильевич Ломоносов, считавший риторику королевой всех наук. Все вы знаете, что насколько чётко и правильно ребёнок умеет излагать свои мысли, зависит успешность его обучения в дальнейшем. От умения общаться и находить друзей, будет зависеть его уверенность в своих силах и самооценка, а умение аргументировать и доказывать собственную точку зрения поможет ему стать успешным в делах. Путем анализа своей педагогической деятельности я поняла, что на одних только занятиях по развитию речи невозможно решить задачи по формированию уверенной речи, приобретения навыков общения. Все эти проблемы с успехом решает риторика.

Что это — риторика? Риторика, наука об искусной, красивой речи и прежде всего устной, а так же умение точно выражать свои мысли, убеждать. Сегодня риторика — это и наука, и образовательная деятельность. А задача такой дисциплины — обучить хорошей речи. Сегодня в центре риторики — Человек, которого нужно научить эффективно использовать речь, общаться. Приоритет в настоящее время в том, чтобы воспитать такую личность, которая, обладая информацией, была бы способна грамотно высказываться, строить диалог, выражать ход своих мыслей. Это значит, что таким полезным умениям и навыкам нужно учить. С какого возраста можно приступать к постижению премудростей ораторского искусства? Согласно возрастной периодизации Даниила Борисовича Эльконина, дети старшего дошкольного возраста стремятся к общественно-значимой деятельности.

Поэтому возраст от 5 лет – весьма удачный момент для обучения ребёнка чёткому, ясному и уверенному выражению своих мыслей на разную тематику, а также приобретения нужных коммуникативных умений и навыков: правильно спрашивать и быстро формулировать ответы, верно пользоваться интонацией, мимикой, жестами, улучшить дикцию, стать более уверенным в себе, понятно и доступно доносить информацию, научиться общаться.

Процесс речевого развития не заканчивается на занятиях по риторике, а продолжается в организованной образовательной деятельности, совместной и самостоятельной деятельности детей, охватывая полностью всю жизнедеятельность ребенка, как в детском саду, так и дома.

На занятии ничего не следует сообщать детям в готовом виде. Развитие дошкольников должно происходить в контексте практической и игровой деятельности, в процессе решения детьми проблемных задач. Чаще обращайтесь к детям с заданиями: подумай, догадайся, в ходе выполнения заданий у ребенка должна возникнуть потребность иметь те или иные знания, потребность в ознакомлении с разными способами решения задач. Поэтому отношение к образованию детей старшего дошкольного возраста в схемах знаю – не знаю, умею – не умею, владею – не владею, должно смениться параметрами ищу и нахожу, думаю и узнаю, пробую и делаю.

Речь, во всем ее видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально-благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Таким образом, риторика для дошкольников является обучением детей общению в речевых ситуациях.

Участвуя в игровых обучающих ситуациях ребенок находится в постоянном процессе открытия новых знаний. Действие (игра) – способ познания, переживания, сопричастности как со стороны ребенка, так и со стороны педагога, т.е. на занятии присутствует атмосфера игры и дух открытия. Но больше всего мне и моим детям нравится компонент, моделирование речевых ситуаций. Как вы думаете, что это такое? Да, это решение, разыгрывание проблемных ситуаций с элементами театральных игр. Ситуации могут быть такими:

Саша звонит заболевшему другу Ване. К телефону подходит мама друга. Какой разговор состоится, чем он закончится?

У тебя сегодня день рождения. Представь, что твои друзья принесли два одинаковых подарка. Как вести себя в такой ситуации, что ты скажешь, чтобы не огорчить гостей?

Моделирование таких речевых ситуаций успешно влияет на развитие связной устной речи, обогащение словарного запаса детей и расширяет поле активной творческой мыслительной деятельности.

Ребенку важно не мешать творить, а быть рядом с ним в этом процессе, принять и понять его позицию. Довериться в минуты творческого поиска, т.к. ребенок сам чувствует и знает, что ему нужно.

Планируя и организуя занятие по риторике, я включаю ситуации спора, дискуссии, прошу обосновать свое мнение или ответ. Только имея с ребенком хороший личный контакт, можно его чему-то научить.

Необходимо, чтобы дети приучались точно и связно выражать свои мысли. Не надо знакомить их с обилием терминов, даже если они способны их запомнить. Знания не должны быть для педагога самоцелью, они должны стать условием личностного развития. Важность их заключается не в накоплении, а в возможности с их помощью решать важные актуальные жизненные задачи.

На совершенствование речевого аппарата систематически надо включать артикуляционную гимнастику или разминки, такие как чтение скороговорок, потешек, чистоговорок, стихов и долгоговорок. Любое знание должно опираться на субъективный опыт ребенка, его интересы, склонности, стремление.

Существует огромное количество упражнений для развития техники речи: для дикции и дыхания, для логического мышления и памяти.

Подобранный методический и литературный материал, а также рекомендации раскрываются в книге Ольги Михайловны Ельцовой «Риторика для дошкольников» и в тетради – игре Зои Ивановны Курцевой «Ты словечко, я словечко», для детей 5-6 лет, которая поможет вам в совместном общении с детьми обратиться к некоторым аспектам речевого поведения.

Хочу предложить вам игру – упражнение, которая проводится с детьми подготовительной группы, посмотрим, как вы с ней справитесь? Дети вместе с педагогом из кубиков с буквами выкладывают на ковре или на столе слово здравствуйте. Педагог предлагает детям на каждый звук (букву) этого слова придумать пожелание. А вы, на листе бумаги в столбик запишите это слово по буквам, а напротив каждой буквы – пожелание.

Такое упражнение развивает речь и мышление.

Как видите, риторика для дошкольников необходима, чтобы вызвать у детей размышления о том, что такое взаимопонимание, контакт между людьми, как важно владеть словом в современном мире, о том, какое это бесценное богатство. Эффективность общения составляет основу для формирования у детей взглядов, вкусов, идей, имеющих общекультурную ценность.

Уделив внимание такому необходимому аспекту развития детей, как формирование эффективных речевых навыков, применяя методы риторики, наши дети не только научатся правильно говорить, но и будут уверенными в себе, научатся общаться, успешно вступать в контакт, а значит приобретут много друзей, станут более успешными в дальнейшей жизни.

Успехов на вашем пути!

Используемая литература

  1. Дьяченко О. М. Воображение дошкольника / О. М. Дьяченко // Русский язык в школе. – 1991. - №2.
  2. Ельцова О. М. «Риторика для дошкольников». – М.: Детство – пресс., 2014
  3. Курцева З. И. «Ты – словечко, я – словечко» в 2-х ч. – М.: Баласс., 2015
  4. Матвеева А. С. «Развитие речи 5-7 лет». – М.: Издательство АСТ., 2016
  5. Ушакова О. С. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера., 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Составитель: Ладилова О.В. «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РИТОРИКЕ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С ФОЛЬКЛОРОМ»

Занятие по риторике – это занятия, на которых происходит обучение детей речемыслительной деятельности в определенной жизненной ситуации. Предлагаемая программа сориентирована на дет...

Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по организации ознакомления детей дошкольного возраста со стихотворением детей дошкольного возраста.

В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по организации ознакомления детей  дошкольного возраста  со стихотворением в условиях...

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН-ПРОГРАММА кружка речевого развития детей дошкольного возраста «РЕЧЕЦВЕТИК» с элементами риторики и логоритмики

В кружке «Речецветик» ребенок учится:   1. Правильно говорить – это значит говорить доходчиво и понятно.2. Говорить убедительно и доказательно.3. Связно излагать свои ...

Конспект игровой деятельности для детей среднего дошкольного возраста составила Завьялова Т.Н. "В гости к паровозику" Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста Тема «Транспорт». Советы для родителей «Научите детей, как надо вести себя на

Задачи игровой деятельности: упражнять детей в сравнении равных и неравных групп предметов, пользуясь приемом приложения предметов одной группы к предметам другой; обозначать результаты сравнения слов...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...