Занятие по развитию речи, приуроченное ко дню Победы в Великой Отечественной воине.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Грищенко Ирина Владимировна

Занятие по развитию речи, приуроченное ко дню Победы в Великой Отечественной воине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_razvitiyu_rechi-den_pobedy.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи, приуроченное к 70-ю  Победы в Великой Отечественной воине.

Образовательные цели:

Расширять, уточнять и  актуализировать словарь  по теме «День Победы».

Совершенствовать  навык слогового анализа слов.

Развивающие цели:

Развивать связную речь, фонематические представления (развивать навык  звукового анализа слов), речевой слух, мышление, общую и мелкую моторику, дыхание.

Воспитательные цели:

Воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине, гордость за страну, уважение к ветеранам.

Воспитывать умение слушать логопеда и сверстников.

Оборудование:

Презентация «Великая Отечественная война в произведениях художников», длинные, короткие полоски- символы слов, слогов; синие, красные, зеленые кружки – символы  звуков, магнитная доска, интерактивная игра «Отгадай - ка», тетради, цветные карандаши.

Предварительная работа:

Чтение рассказов  о Великой Отечественной войне.

Знакомство со звуком и буквой Д.

Использование на занятиях упражнения «Раздели на слоги».

Используемые методы и приемы:

Приемы пространственной организации:

- сидя за столами;

- физкультминутка.

Методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности:

- создание ситуации занимательности;

- использование интерактивной игры;

- предъявление требований;

- поощрение;

- оказание помощи.

 Методы организации учебно-познавательной деятельности:

- беседа;

- рассказ;

- показ слайдов;

Интеграция образовательных областей:

Социально – коммуникативное развитие:

-  усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

Познавательное развитие:

 - развитие интересов детей, любознательности;

 - формирование познавательных действий, становление сознания;

 - формирование первичных представлений  о других людях, о малой родине и  Отечестве; представление  о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Речевое развитие:

- владение речью как средством общения  и культуры;

- обогащение активного словаря, развитие связной речи;

- развитие речевого творчества;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

-  понимание на слух текстов;

- формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно – эстетическое развитие:

 - развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства;

- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

Физическое развитие:

- приобретение опыта двигательной деятельности детей, направленного на развитие крупной и мелкой моторики обеих рук;

- развитие дыхания.

Ход занятия:

1 Организационный момент. [ Создание эмоционального фона занятия. Развитие слухового внимания, общих речевых навыков. Объявление темы занятия.]

Логопед приглашает детей в группу, где на магнитной доске расположены сюжетные картинки   «Великая Отечественная война» и звучит запись  песни «День Победы».

2. Беседа о Дне Победы.

Чтение стихотворения Г. Рублева:

Скольким детям возвратили детство,

Подарили радость и весну

Рядовые армии Советской-

Люди, победившие войну.

Логопед: Как называются люди, победившие войну?

Дети: Победители.

Логопед: Как называется праздник в честь победителей?

Дети: День Победы.

Логопед: Молодцы.  А теперь давайте посмотрим на экран и побеседуем.

3 Рассматривание слайдов и беседа по ним. [Беседа о Великой Отечественной войне].[см. Приложение 1]

День Победы – самый торжественный, грустный и радостный праздник для нашего народа, он посвящен Великой Победе над фашизмом.

22 июня 1941 года фашистские войска напали на  нашу Родину. Фашисты хотели сделать наших людей рабами. Они хотели захватить и Москву – столицу нашей Родины. Весь народ встал на защиту страны. Шли трудные бои, много людей погибло, но враг на Москву не пошел. Долго шла война. Наша армия очистила землю от фашистов и отметила Победу в главном городе Германии - Берлине. 9 мая 1945 года война закончилась нашей победой.

Все дальше  уходит от нас 9 мая 1945 года, но мы по – прежнему помним, какой ценой достался нашим  дедам и прадедам  тот день. Каждый год отмечаем мы этот праздник и поздравляем воинов-ветеранов.

 Не все солдаты вернулись домой. Многие погибли, защищая землю о врагов.  Народ не забывает своих героев. О них поют песни, им посвящают стихи. В их честь установили много памятников, один из них  «Вечный огонь» - памятник всем солдатам, которые сражались с фашистами.

Логопед: Что хотели сделать фашисты с нашей страной?

Дети: Захватить Москву.

Логопед: Кто встал на защиту Родины?

Дети: Весь народ.

Логопед: В честь кого зажгли «Вечный огонь»?

Дети: В честь героев, защитников Родины.

Логопед: Кого поздравляют в этот день?

Дети: Воинов – ветеранов.

Логопед: Куда возлагают цветы в этот день?

Дети: К памятникам. К «Вечному Огню».

Логопед: Какой праздник мы отмечаем 9 мая?

Дети: День Победы.

Логопед: Молодцы! Вы правильно ответили на все вопросы. А теперь давайте представим, что мы солдаты, летчики, и немного разомнемся.

4 Физкультминутка. [ Развитие общей моторики]

Бравые солдаты взяли автоматы,

Врагов не пускают – страну защищают.

Дети маршируют.

Летчики-пилоты сели в самолеты,

В небе летают, страну защищают.

Изображают самолеты, «летают».

5 Игра «Отгадай - ка». [Развитие фонематических представлений]

 [ см. Приложение 2]

Логопед: Я  предлагаю вам отгадать название предмета, который вы увидите на экране (показ слайда на котором изображена пушка). С какого звука начинается название этого предмета?

Дети: [П].

Логопед: Какой это звук?

Дети: Согласный, твердый.

Логопед: Значит, поднимаем синий кружочек. (аналогичная работа проводится с изображениями следующих предметов; ОРДЕН, БИТВА, ЕДА, ДЕСАНТНИК, АВРОРА).

Логопед: Совершенно верно. У нас с вами получилось новое слово. Давайте его прочтем.

ПО – БЕ – ДА. Посмотрите, как люди радуются Победе.

 6 Чтение стихотворения.

Логопед читает стихотворение, посвященное Дню Победы, и предлагает детям послушать, какое словосочетание встречается чаще всех.

Что такое День Победы

Что такое День Победы?
Это утренний парад:
Едут танки и ракеты,
Марширует строй солдат.

Что такое День Победы?
Это праздничный салют:
Фейерверк взлетает в небо,
Рассыпаясь там и тут.

Что такое День Победы?
Это песни за столом,
Это речи и беседы,
Это дедушкин альбом.

Это фрукты и конфеты,
Это запахи весны…
Что такое День Победы –
Это значит – нет войны.
 Логопед: Ребята, какое словосочетание вы много раз слышали в стихотворении?

Дети: День Победы.

6 Упражнение «Раздели на слоги» [Совершенствование навыка слогового анализа слов]

Логопед: Перед вами лежат полоски длинные, короткие и самые короткие. Вспоминаем, что длинные полоски - длинное слово, короткие полоски - короткое слово, самые короткие – слоги. Давайте определим: слово ДЕНЬ – длинное слово или короткое?

Дети: Короткое.

Логопед: Почему  вы так решили?

Дети: Потому что его можно прохлопать один раз.

Логопед: Совершенно верно. Слово ДЕНЬ – короткое, значит, мы выкладываем перед собой короткую полоску. А под короткой полоской,  сколько самых коротких полосок положим?

Дети: Одну.

Логопед: Почему?

Дети: Потому что слово ДЕНЬ короткое и состоит из одного слога.

Логопед: Молодцы. Сейчас разберем слово ПОБЕДЫ. Это длинное слово или короткое? И из скольких слогов оно состоит?

Дети: Слово ПО – БЕ - ДЫ. (Прохлопывают три раза, подставляют ладошку под подбородок, он касается ладошки три раза). Длинное слово, выкладываем длинную полоску, т.к. состоит из трех слогов. Под длинной полоской выкладываем три самых коротких полоски.

Логопед: Молодцы, справились. Давайте представим, что мы солдаты и еще раз разомнемся.

7  Физкультминутка

Носом - вдох, а выдох – ртом,

Дышим глубже, а потом -

Свободное дыхание.

Марш на месте, не спеша,

Коль погода хороша.

Ходьба на месте.

А теперь шагаем вместе

На  одном и том же месте.

Раз, два! Не зевай!

Ноги выше поднимай.

Ходьба  с высоким подниманием бедра.

Путь далек, далек наш дом.

Мы присядем, отдохнем,

Приседание.

Дальше весело пойдем.

Ходьба на месте.

Логопед: Ребята, а с   каким звуком и буквой нас мы познакомились   на предыдущем занятии?

Дети: звук и буква Д.

8 Упражнение « Где звук»

Логопед: Верно. Мы  познакомились со звуком [Д] и буквой Д, и учились определять позицию звука в слове. Давайте и сегодня попробуем определить позицию звука [Д] в словосочетании ДЕНЬ ПОБЕДЫ. Слово ДЕНЬ, где мы слышим звук [Д]?

Дети: В начале слова.

Логопед: Верно. А в слове ПОБЕДЫ?

Дети: В середине слова.

Логопед: Совершенно верно. А теперь откройте тетради, и мы  попробуем сделать звуковую схему  словосочетания ДЕНЬ ПОБЕДЫ. Вспоминаем, что гласные звуки обозначаем красным цветом, согласные твердые – синим, согласные мягкие – зеленым.

9 Пальчиковая гимнастика   [Активизация  мелкой моторики]

Разогреть пальцы рук посредствам граненого карандаша. Прокатывать карандаш от ладошек к пальцам.

10 Упражнение «Составь схему»

[Работа детей в тетрадях. Звуко – буквенный анализ]

Логопед: Давайте проверим, все ли правильно сделали схему?

Д – зеленый (согласный звук, мягкий)

Е – красный (гласный)

Н – зеленый (согласный, мягкий, т.к. в конце мягкий знак)

Ь – не обозначаем, т.к. буква есть, а звука нет.

П –синий (согласный, твердый)

О – красный (гласный)

Б – зеленый (согласный, мягкий)

Е – красный (гласный)

Д – синий (согласный, твердый)

Ы – красный (гласный)

11  Итог занятия. [ Оценка работы детей.]

Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, что им было особенно интересно. Затем логопед оценивает работу каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника «9 мая - День победы» (Тематическое занятие – концерт приурочено к празднованию 67-летия Победы в Великой Отечественной войне для детей подготовительной группы.)

Общие методические указания:  Для проведения мероприятия используются следующие методические приёмы: литературно-музыкальная композиция;мультимедийная презентация (показ слайдов);Мест...

Открытое занятие по развитию речи на тему: " У страха глаза велики"

Рассказывание русской народной сказки "У страха глаза велики"...

Конспект занятия по развитию речи, приуроченный ко " Дню защитника Отечества", Творческий проект " Наша Армия родная", расписанный на 3 недели..

разработали и написали проект " Наша армия родная", приуроченный к " Дню защитника Отечества". В прект вошли  темы по НОД  и деятельность детей вне занятий. заключительны...

План мероприятий, приуроченных к празднованию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

План мероприятий, приуроченных к празднованию  Победы  в Великой  Отечественной войне 1941-1945 гг....

Конспект занятия по развитию речи. "9 Мая - День Победы"(старшая группа)

Продолжать работу по воспитанию патриотизма у старших дошкольников: закрепить знания детей о том. что 9 Мая - День Победы. Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам Вели...

Занятие по патриотическому воспитанию, посвященное 75 летию Победы в Великой Отечественной войне: «Нас песня к Победе вела»

Работа по воспитанию у детей патриотических чувств, является одним из наиболее приоритетных направлений работы. Занятие построено таким образом, чтобы оно проходило через сердце каждого ребенка. Ведь ...