Тема ООД: «Звуковая культура речи – дифференциация звуков Ч и Ц»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Тема   ООД: «Звуковая культура речи – дифференциация звуков Ч и Ц»

Цель: формировать умение дифференцировать звуки «Ч» – «Ц»: слышать и различать в слогах, словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, подбирать слова на заданный звук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_zvukov_ch_i_ts.docx16.89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема НОД: «Звуковая культура речи – дифференциация звуков Ч и Ц»

Цель: формировать умение дифференцировать звуки «Ч» – «Ц»: слышать и различать в слогах, словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, подбирать слова на заданный звук.

Ход образовательной деятельности:

Организационный момент (мотивация) Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей на занятие. Давайте с ними поздороваемся.

А как ещё можно поздороваться?

Молодцы! А скажите,  какое у вас сейчас настроение?

И у меня тоже хорошее настроение. Посмотрите, у меня в руке клубочек, но не простой, а волшебный. Мы будем передавать его друг другу и вложим в него наше хорошее настроение, каждый должен сказать хорошие, добрые слова.

Зачем копить хорошие слова?

Их надо отправлять по назначению.

И не стесняться в будничном общении дарить друг другу добрые слова.

Я хочу сказать слово «вежливость».  Даша, а твое какое слово? Говори слово и передавай следующему.

Ребята, посмотрите, а что это за сумка стоит. Может Арсений это твоя? Нет? А может Кирилл твоя? Тоже нет? Давайте подойдем и посмотрим, может там есть записка?

Подходим  с детьми к сумке.

Действительно, здесь записка. Прочитаем?

Дорогие ребята! Это доктор Айболит. Я очень тороплюсь уехать в Африку и вылечить  зверей. Но я так занят, что не успеваю собрать свою сумку. Мне рассказали, что в вашем садике очень добрые и отзывчивые дети. И вы поможете собрать все необходимое. В сумке список вещей, но не простой, а зашифрованный. Только после выполнения заданий, можно узнать, что же необходимо собрать. Я очень прошу помочь мне. Заранее благодарен.

Ну что? Поможем? Интересно?  Помогите мне открыть сумку.

Открываем чемодан.

Посмотрите, а здесь запечатанные конверты, они наверное с заданиями.

Пойдемте, присядем на стульчики и начнем смотреть, что же за задания. Присаживайтесь.

Ребята! А здесь подсказка. Все вещи, которые хотел собрать Айболит, имеют два определенных звука.

Посмотрите на картинку. Какая скороговорка здесь зашифровано?

Выставляется мнемотаблица.

1. «У черной курицы четыре цыпленка». Давайте все вместе повторим. Повтори скороговорку Настя, Сафия, Расул.

Какие звуки чаще всего повторяются в скороговорке?

Выставляется картинка с буквой «Ч».

Посмотрим на нашу помощницу-картинку и охарактеризуйте звук «Ч».

Произнесите звук «Ч». Звук «Ч» гласный или согласный? Свободно выходит звук или ему что-то мешает? Что мешает ему? Мы можем пропеть его? Нет, значит какой это звук? Правильно, согласный, нам мешает язычок и зубки, звук не проходит свободно, мы не можем его свободно пропеть. Посмотрите, а какой еще этот звук? Звонкий или глухой? Горлышко спит или нет?  Положите руку себе на горлышко и произнесите звук. Ч-ч-ч-ч.

Он глухой.

Значит, какой звук «Ч», Тигран?

Молодец, Тигран.

Придумайте слова со звуком Ч в начале слова.

Давайте посмотрим на нашу помощницу-картинку и охарактеризуем звук «Ц».

Выставляется картинка с буквой «Ц».

Произнесите звук «Ц». Звук «Ц» гласный или согласный? Свободно выходит звук или ему что-то мешает? Что мешает ему? Мы можем пропеть его? Нет, значит, какой это звук? Правильно, согласный, нам мешает язычок и зубки, звук не проходит свободно, мы не можем его пропеть как.

Посмотрите, а какой еще этот звук? Звонкий или глухой? Горлышко спит или нет?  Положите руку себе на горлышко и произнесите звук. Ц-ц-ц-ц..

Он глухой.

 Амалия, расскажи нам про звук «Ц», только полным предложением, какой он?

Умница, Амалия.

Придумайте слова со звуком «Ц» в начале слова.

Ребята все вещи, которые должен собрать Айболит, имеют звук «Ч» или «Ц».

Первая вещь-полотенце. Соня, посмотри в нашем домике полотенце.

Ребята, а полотенце нужно в дорогу? А для чего?

2.Открываем первый конверт.

А здесь задание, которое называется «Эхо». Послушайте внимательно и скажите как я.

Воспитатель произносит звуки и слоги в разном сочетании с разной силой голоса, а дети по очереди повторяют:

ц-ц-ц;   ч-ч-ч;   ц-ч-ц;  

ц-ч-ч;   ч-ц-ч;   ч-ч-ц;  

Ча – ца –ца  ца – цу –чи

Чи – ци –чи  ац – уц - ча

Ач – ач – цу  чу – ча – ци.

(Каждый ребенок произносит индивидуально).

Ребята, вы справились с заданием, вот для вас карточка из списка необходимых вещей. Только вот не могу понять, что здесь написано. Цай или чай. Как правильно?

Софья, сходи на нашу игрушечную кухонку и принеси упаковку чая. Мы начнем собирать вещи для Айболита в сумку. А как вы думаете чай нужен в дороге? Зачем?

3.Следующий конверт с заданием. А здесь задание-игра «Слушай внимательно». Сейчас мы посмотрим, кто из вас самый внимательный.

Ребята, вставайте около стульчиков. Сейчас я буду произносить слоги и слова со звуком «ц». Если вы услышите, звук «ц» – хлопните по ножкам. Вот так.

Показываю движения.

 ночь, час,  цель,  дочь,  цепь, почка, кольцо, тачка, платочки,  пальчик,  очки, печенье, царь. 

Молодцы, справились, ошибались очень редко. Вы меня порадовали, вы такие внимательные.

Открываем конверт.(очки) Какой звук мы слышим? Звук «Ч». Повтори Алина. И раздели слово по слогам с помощью хлопков. А как вы думаете очки нужны Айболиту в дороге? Зачем?

4. Здесь такое задание. Чебурашка и Цыпленок предлагают нам поиграть. Надо разложить картинки по домикам. Картинки со звуком «Ц» в домик к цыпленку. А картинки со звуком «Ч» в домик с Чебурашкой. Мы разделимся на команды.

Дети выполняют задание.

Давайте проверим, правильно ли вы разложили.

Проверяем вместе домик Чебурашки и домик Цыпленка. Находим ошибки. Проговариваем слова.

Проговорите слово и определите, где находится звук, в начале, середине или в конце слова.

Молодцы, справились с заданием. А наш список пополняется. Цасы. Как правильно сказать? Какой звук должен стоять? Звук «Ц» или звук «Ч»?

А как вы думаете часы нужны в дороге? Для чего?

5. Следующее задание.  А здесь игра «Большой – маленький». Становитесь быстро в круг, поиграем в игру. Я буду говорить слово и бросать мяч, а вы слово превращайте в уменьшительно-ласкательное и бросайте мне мяч обратно. Например, «Птица – птичка».

Заяц – зайчик

Лисица – лисичка

Блюдце – блюдечко

Кольцо – колечко

Яйцо – яичко

Палец – пальчик

Страница – страничка

Перец – перчик

Молодцы, давайте посмотрим, что же еще надо собрать в дорогу доктору Айболиту. Пошлите на стульчики.

Открываю конверт.

Молодцы, вот мы и собрали вещи для доктора Айболита, теперь он быстро сможет отправиться в Африку и вылечить больных зверей.

О каких звуках мы говорили на занятии? Какое задание вам понравилось? Что показалось сложное?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие в старшей группе по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»

Конспект НОД по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»...

План - конспекта НОД по развитию речи детей в старшей группе. Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с.»

Цель: Учить детей дифференцировать звуки з-с в слогах, словах, предложениях.Задачи:Образовательные:1. Упражнять в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях....

Конспект занятия по развитию речи в разновозрастной группе 4-7 лет на тему «Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р.»

Конспект занятия по развитию речи  в разновозрастной группе 4-7 лет на тему «Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р.»...

План-конспект НОД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста (коррекционное занятие). Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ж-Ш»

Занятие по развитию речи (коррекционное)  с детьми страшей группы. Тема "Звуковая культура: дифференциация звуков Ж-Ш"...

План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков з - с»

Цель: Упражнять детей в отчетливом произношении звуков з– с и их дифференциации; познакомить со скороговоркой.Задачи:1.Воспитывать умение произносить слова со звуками «С» и «З...

Тема НОД: «Звуковая культура речи – дифференциация звуков Ч и Ц»

Тема НОД: «Звуковая культура речи – дифференциация звуков Ч и Ц»Цель: формировать умение дифференцировать звуки «Ч» – «Ц.Ребята, посмотрите, а что э...