Тема НОД: «Звуковая культура речи – дифференциация звуков Ч и Ц»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Татьяна Петровна

Тема НОД: «Звуковая культура речи – дифференциация звуков Ч и Ц»

Цель: формировать умение дифференцировать звуки «Ч» – «Ц.

Ребята, посмотрите, а что это за сумка стоит. Может Тимур это твоя? Нет? А может Кирилл твоя? Тоже нет? Давайте подойдем и посмотрим, может там есть записка?

Подходим  с детьми к сумке.

Действительно, здесь записка. Прочитаем?

Дорогие ребята! Это доктор Айболит. Я очень тороплюсь уехать в Африку и вылечить  зверей. Но я так занят, что не успеваю собрать свою сумку. Мне рассказали, что в вашем садике очень добрые и отзывчивые дети. И вы поможете собрать все необходимое. В сумке список вещей, но не простой, а зашифрованный. Только после выполнения заданий, можно узнать, что же необходимо собрать. Я очень прошу помочь мне. Заранее благодарен.

Ну что? Поможем? Интересно?  Помогите мне открыть сумку.

Открываем сумку.

Посмотрите, а здесь запечатанные конверты, они наверное с заданиями.

Пойдемте, присядем на стульчики и начнем смотреть, что же за задания. Присаживайтесь.

Ребята! А здесь подсказка. Все вещи, которые хотел собрать Айболит, имеют два определенных звука. Посмотрите на картинку. Какая скороговорка здесь нарисована?

Выставляется мнемотаблица.

1. «У черной курицы четыре цыпленка». Давайте все вместе повторим. Повтори скороговорку.

Какие звуки чаще всего повторяются в скороговорке?

Выставляется картинка с буквой «Ч».

Посмотрим на нашу помощницу-картинку и охарактеризуйте звук «Ч».

Произнесите звук «Ч». Звук «Ч» гласный или согласный? Свободно выходит звук или ему что-то мешает? Что мешает ему? Мы можем пропеть его? Нет, значит какой это звук? Правильно, согласный, нам мешает язычок и зубки, звук не проходит свободно, мы не можем его свободно пропеть как, например, звук «А».

Посмотрите, а какой еще этот звук? Звонкий или глухой? Горлышко спит или нет?  Положите руку себе на горлышко и произнесите звук. Ч-ч-ч-ч.

Он глухой.

Значит, какой звук «Ч», Артем?

Молодец, Артем.

Придумайте слова со звуком Ч в начале слова.

Давайте посмотрим на нашу помощницу-картинку и охарактеризуем звук «Ц».

Выставляется картинка с буквой «Ц».

Произнесите звук «Ц». Звук «Ц» гласный или согласный? Свободно выходит звук или ему что-то мешает? Что мешает ему? Мы можем пропеть его? Нет, значит, какой это звук? Правильно, согласный, нам мешает язычок и зубки, звук не проходит свободно, мы не можем его пропеть как.

Посмотрите, а какой еще этот звук? Звонкий или глухой? Горлышко спит или нет?  Положите руку себе на горлышко и произнесите звук. Ц-ц-ц-ц..

Он глухой.

 Мила, расскажи нам про звук «Ц», только полным предложением, какой он?

Умница, Мила.

Придумайте слова со звуком «Ц» в начале слова.

Ребята все вещи, которые должен собрать Айболит, имеют звук «Ч» или «Ц».

Первая вещь-полотенце. Соня, посмотри в нашем домике полотенце.

Ребята, а полотенце нужно в дорогу? А для чего?

2.Открываем первый конверт.

А здесь задание, которое называется «Эхо». Послушайте внимательно и скажите как я.

Воспитатель произносит звуки и слоги в разном сочетании с разной силой голоса, а дети по очереди повторяют:

ц-ц-ц;   ч-ч-ч;   ц-ч-ц;  

ц-ч-ч;   ч-ц-ч;   ч-ч-ц;  

Ча – ца –ца  ца – цу –чи

Чи – ци –чи  ац – уц - ча

Ач – ач – цу  чу – ча – ци.

(Каждый ребенок произносит индивидуально).

Ребята, вы справились с заданием, вот для вас карточка из списка необходимых вещей. Только вот не могу понять, что здесь написано. Цай или чай. Как правильно?

Сережа, сходи на нашу игрушечную кухонку и принеси упаковку чая. Мы начнем собирать вещи для Айболита в сумку. А как вы думаете чай нужен в дороге? Зачем?

Давайте с вами немного отдохнем. Вставайте около своих стульчиков. Повторяйте за мной слова и движения.

Чок- чок- чок – застучал наш  каблучок.

Оч – оч – оч – наступила  у нас ночь.

Ач – ач – ач – испекли мы калач.

Чо – чо – чо – у меня болит плечо.

Чи – чи – чи – к нам летят грачи.

Чу – чу – чу – молоточком я стучу.

Присаживайтесь.

3.Следующий конверт с заданием. А здесь задание-игра «Слушай внимательно». Сейчас мы посмотрим, кто из вас самый внимательный.

Ребята, вставайте около стульчиков. Сейчас я буду произносить слоги и слова со звуком «ц» и «ч». Если вы услышите, звук «ц» – надо кистью правой руки сделать отмашку вправо, а услышав звук ч – легонько подвигать головой вправо- влево. Вот так.

Показываю движения.

ч, ц, ц, ч, ц, ч, ч,ц,

ач, уч, оц, иц, ач, ча, ци, ца,

 ночь, час,  цель,  дочь,  цепь, почка, кольцо, тачка, платочки,  пальчик,  очки, печенье, царь. 

Молодцы, справились, ошибались очень редко. Вы меня порадовали, вы такие внимательные.

Открываем конверт, а там опять непонятное слово. Оцки. Или как правильно сказать? Очки! Какой звук мы слышим? Звук «Ч». Повтори Андрей. И раздели слово по слогам с помощью хлопков. Теперь посмотри на трюмо, где же лежат очки. Неси их в чемодан.

А как вы думаете очки нужны Айболиту в дороге? Зачем?

4. Здесь такое задание.

Определите позицию звуков в словах. Для этого здесь есть вот такие решеточки. Чудаки, мудрецы, огуречный, симпатичная, клещ, ночь, кирпичный, борщ. Дети сидят на стульчиках за столами.

5. Следующее задание.  А здесь игра «Большой – маленький». Становитесь быстро в круг, поиграем в игру. Я буду говорить слово и бросать мяч, а вы слово превращайте в уменьшительно-ласкательное и бросайте мне мяч обратно. Например, «Птица – птичка».

Заяц – зайчик

Лисица – лисичка

Блюдце – блюдечко

Кольцо – колечко

Яйцо – яичко

Палец – пальчик

Крыльцо – крылечко

Страница – страничка

Птенец – птенчик

Перец – перчик

Молодцы, давайте посмотрим, что же еще надо собрать в дорогу доктору Айболиту. Пошлите на стульчики.

Открываю конверт.

Слово «свецка». Или как правильно сказать? Свечка! Какой звук в середине? Звук «Ч». повтори Маша. И раздели слово по слогам с помощью хлопков. Теперь посмотри где же стоит у нас свечка. Неси ее к нам.

Молодцы, вот мы и собрали вещи для доктора Айболита, теперь он быстро сможет отправиться в Африку и вылечить больных зверей.

О каких звуках мы говорили на занятии? Какое задание вам понравилось? Что показалось сложное?

В окончании нашего занятия я предлагаю вам нарисовать список вещей в дорогу, чтобы Айболит точно не потерял его и ничего не перепутал. И  еще подумайте, что может взять с собой Айболит, в которых есть звуки «Ц» и «Ч». Проходите за столы и приступайте к работе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_nod.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема НОД: «Звуковая культура речи – дифференциация звуков Ч и Ц»

Цель: формировать умение дифференцировать звуки «Ч» – «Ц.

Ребята, посмотрите, а что это за сумка стоит. Может Тимур это твоя? Нет? А может Кирилл твоя? Тоже нет? Давайте подойдем и посмотрим, может там есть записка?

Подходим  с детьми к сумке.

Действительно, здесь записка. Прочитаем?

Дорогие ребята! Это доктор Айболит. Я очень тороплюсь уехать в Африку и вылечить  зверей. Но я так занят, что не успеваю собрать свою сумку. Мне рассказали, что в вашем садике очень добрые и отзывчивые дети. И вы поможете собрать все необходимое. В сумке список вещей, но не простой, а зашифрованный. Только после выполнения заданий, можно узнать, что же необходимо собрать. Я очень прошу помочь мне. Заранее благодарен.

Ну что? Поможем? Интересно?  Помогите мне открыть сумку.

Открываем сумку.

Посмотрите, а здесь запечатанные конверты, они наверное с заданиями.

Пойдемте, присядем на стульчики и начнем смотреть, что же за задания. Присаживайтесь.

Ребята! А здесь подсказка. Все вещи, которые хотел собрать Айболит, имеют два определенных звука. Посмотрите на картинку. Какая скороговорка здесь нарисована?

Выставляется мнемотаблица.

1. «У черной курицы четыре цыпленка». Давайте все вместе повторим. Повтори скороговорку.

Какие звуки чаще всего повторяются в скороговорке?

Выставляется картинка с буквой «Ч».

Посмотрим на нашу помощницу-картинку и охарактеризуйте звук «Ч».

Произнесите звук «Ч». Звук «Ч» гласный или согласный? Свободно выходит звук или ему что-то мешает? Что мешает ему? Мы можем пропеть его? Нет, значит какой это звук? Правильно, согласный, нам мешает язычок и зубки, звук не проходит свободно, мы не можем его свободно пропеть как, например, звук «А».

Посмотрите, а какой еще этот звук? Звонкий или глухой? Горлышко спит или нет?  Положите руку себе на горлышко и произнесите звук. Ч-ч-ч-ч.

Он глухой.

Значит, какой звук «Ч», Артем?

Молодец, Артем.

Придумайте слова со звуком Ч в начале слова.

Давайте посмотрим на нашу помощницу-картинку и охарактеризуем звук «Ц».

Выставляется картинка с буквой «Ц».

Произнесите звук «Ц». Звук «Ц» гласный или согласный? Свободно выходит звук или ему что-то мешает? Что мешает ему? Мы можем пропеть его? Нет, значит, какой это звук? Правильно, согласный, нам мешает язычок и зубки, звук не проходит свободно, мы не можем его пропеть как.

Посмотрите, а какой еще этот звук? Звонкий или глухой? Горлышко спит или нет?  Положите руку себе на горлышко и произнесите звук. Ц-ц-ц-ц..

Он глухой.

 Мила, расскажи нам про звук «Ц», только полным предложением, какой он?

Умница, Мила.

Придумайте слова со звуком «Ц» в начале слова.

Ребята все вещи, которые должен собрать Айболит, имеют звук «Ч» или «Ц».

Первая вещь-полотенце. Соня, посмотри в нашем домике полотенце.

Ребята, а полотенце нужно в дорогу? А для чего?

2.Открываем первый конверт.

А здесь задание, которое называется «Эхо». Послушайте внимательно и скажите как я.

Воспитатель произносит звуки и слоги в разном сочетании с разной силой голоса, а дети по очереди повторяют:

ц-ц-ц;   ч-ч-ч;   ц-ч-ц;  

ц-ч-ч;   ч-ц-ч;   ч-ч-ц;  

Ча – ца –ца  ца – цу –чи

Чи – ци –чи  ац – уц - ча

Ач – ач – цу  чу – ча – ци.

(Каждый ребенок произносит индивидуально).

Ребята, вы справились с заданием, вот для вас карточка из списка необходимых вещей. Только вот не могу понять, что здесь написано. Цай или чай. Как правильно?

Сережа, сходи на нашу игрушечную кухонку и принеси упаковку чая. Мы начнем собирать вещи для Айболита в сумку. А как вы думаете чай нужен в дороге? Зачем?

Давайте с вами немного отдохнем. Вставайте около своих стульчиков. Повторяйте за мной слова и движения.

Чок- чок- чок – застучал наш  каблучок.

Оч – оч – оч – наступила  у нас ночь.

Ач – ач – ач – испекли мы калач.

Чо – чо – чо – у меня болит плечо.

Чи – чи – чи – к нам летят грачи.

Чу – чу – чу – молоточком я стучу.

Присаживайтесь.

3.Следующий конверт с заданием. А здесь задание-игра «Слушай внимательно». Сейчас мы посмотрим, кто из вас самый внимательный.

Ребята, вставайте около стульчиков. Сейчас я буду произносить слоги и слова со звуком «ц» и «ч». Если вы услышите, звук «ц» – надо кистью правой руки сделать отмашку вправо, а услышав звук ч – легонько подвигать головой вправо- влево. Вот так.

Показываю движения.

ч, ц, ц, ч, ц, ч, ч,ц,

ач, уч, оц, иц, ач, ча, ци, ца,

 ночь, час,  цель,  дочь,  цепь, почка, кольцо, тачка, платочки,  пальчик,  очки, печенье, царь. 

Молодцы, справились, ошибались очень редко. Вы меня порадовали, вы такие внимательные.

Открываем конверт, а там опять непонятное слово. Оцки. Или как правильно сказать? Очки! Какой звук мы слышим? Звук «Ч». Повтори Андрей. И раздели слово по слогам с помощью хлопков. Теперь посмотри на трюмо, где же лежат очки. Неси их в чемодан.

А как вы думаете очки нужны Айболиту в дороге? Зачем?

4. Здесь такое задание.

Определите позицию звуков в словах. Для этого здесь есть вот такие решеточки. Чудаки, мудрецы, огуречный, симпатичная, клещ, ночь, кирпичный, борщ. Дети сидят на стульчиках за столами.

5. Следующее задание.  А здесь игра «Большой – маленький». Становитесь быстро в круг, поиграем в игру. Я буду говорить слово и бросать мяч, а вы слово превращайте в уменьшительно-ласкательное и бросайте мне мяч обратно. Например, «Птица – птичка».

Заяц – зайчик

Лисица – лисичка

Блюдце – блюдечко

Кольцо – колечко

Яйцо – яичко

Палец – пальчик

Крыльцо – крылечко

Страница – страничка

Птенец – птенчик

Перец – перчик

Молодцы, давайте посмотрим, что же еще надо собрать в дорогу доктору Айболиту. Пошлите на стульчики.

Открываю конверт.

Слово «свецка». Или как правильно сказать? Свечка! Какой звук в середине? Звук «Ч». повтори Маша. И раздели слово по слогам с помощью хлопков. Теперь посмотри где же стоит у нас свечка. Неси ее к нам.

Молодцы, вот мы и собрали вещи для доктора Айболита, теперь он быстро сможет отправиться в Африку и вылечить больных зверей.

О каких звуках мы говорили на занятии? Какое задание вам понравилось? Что показалось сложное?

В окончании нашего занятия я предлагаю вам нарисовать список вещей в дорогу, чтобы Айболит точно не потерял его и ничего не перепутал. И  еще подумайте, что может взять с собой Айболит, в которых есть звуки «Ц» и «Ч». Проходите за столы и приступайте к работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие в старшей группе по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»

Конспект НОД по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»...

Тема ООД: «Звуковая культура речи – дифференциация звуков Ч и Ц»

Тема   ООД: «Звуковая культура речи – дифференциация звуков Ч и Ц»Цель: формировать умение дифференцировать звуки «Ч» – «Ц»: слышать...

План - конспекта НОД по развитию речи детей в старшей группе. Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с.»

Цель: Учить детей дифференцировать звуки з-с в слогах, словах, предложениях.Задачи:Образовательные:1. Упражнять в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях....

Конспект занятия по развитию речи в разновозрастной группе 4-7 лет на тему «Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р.»

Конспект занятия по развитию речи  в разновозрастной группе 4-7 лет на тему «Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р.»...

План-конспект НОД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста (коррекционное занятие). Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ж-Ш»

Занятие по развитию речи (коррекционное)  с детьми страшей группы. Тема "Звуковая культура: дифференциация звуков Ж-Ш"...

План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков з - с»

Цель: Упражнять детей в отчетливом произношении звуков з– с и их дифференциации; познакомить со скороговоркой.Задачи:1.Воспитывать умение произносить слова со звуками «С» и «З...