"Птичек я зимой кормлю - городу я помогу"
проект по развитию речи (старшая группа) на тему

Якуш Ирина Сергеевна
Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в  нашей местности, с их видами и особенностями; обогатить словарь по этой теме, научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx124.67 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Птичек я зимой кормлю –

городу я помогу!»


hello_html_a57c402.jpg


Дорогие ребята!

Зимой очень трудно птицам. Они ждут нашей помощи. Сделайте и развесьте кормушки. Не забывайте подсыпать корм. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых.

Птицы – наши друзья! Весной они нас отблагодарят.


Разработала – учитель-логопед Якуш Ирина Сергеевна.

Сроки проведения: с 15.01.2018 по 05.02.2018г.

Актуальность.

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в  нашей местности, с их видами и особенностями; обогатить словарь по этой теме, научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.

Участники проекта: логопед,  воспитатели, родители и дети логопедической группы.

Тип проекта: практико-ориентированный.

Вид: коллективный.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Цель: повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития старших дошкольников. Расширение знаний детей о птицах родного края, их образе жизни.

Задачи:

1.​ Расширить представления детей о птицах нашего края, условиях их обитания, о роли человека в жизни птиц.

2.​ Дать знания о приспособленности птиц к полёту.

3.​ Учить отличать птиц по внешним признакам (цвету оперения, величине).

4.​ Обогащать, активизировать словарный запас по теме.

5.​ Развивать наблюдательность, познавательную активность детей.

6.​ Воспитать бережное отношение к пернатым друзьям, приучать заботиться о птицах ближайшего окружения.

Основные формы реализации проекта:

- игровая;

- познавательная;

- продуктивная;

- работа с родителями.

Обеспечение:

Методическое:

– «Проектная деятельность старших дошкольников», Журавлёва В.Н.;

– Программы по экологическому воспитанию дошкольников: Николаева С.Н. «Экологическое воспитание в детском саду», Рыжова «Экологическое развитие детей в детском саду» и другая методическая литература по экологическому развитию дошкольников в ДОУ.

Материально-техническое:

- папка «Зимующие птицы»;

- фотографии с изображением птиц;

- открытки с зимующими птицами;

- картина «Снегирь».

- игрушка «Синица на ветке».

– художественные произведения, энциклопедии.

Этапы реализации проекта «Покормите птиц зимой»

1. Подготовительный этап.

- подборка методической литературы и материала для реализации проекта;

- разработка перспективного плана мероприятий с детьми;

- определение цели и задач проекта;

- создание картотеки загадок о птицах;

- разработка конспектов мероприятий совместной образовательной деятельности педагога с детьми;

- разработка сценария викторины «Зимующие птицы»;

- подборка дидактических игр по теме для детей;

- подготовка оборудования для реализации данного проекта.

2. Основной этап. 

Реализация перспективного плана мероприятий с детьми.

3. Заключительный этап. 

Защита проекта в форме проведение открытого мероприятия для педагогов ДОУ с привлечением родителей. Отчёт о проведении проекта «Помоги птицам!».

План реализации проекта «Птичек я зимой кормлю, городу я помогу»

Дата

Наименование деятельности

Цели и задачи

Подготовительный этап

С 15.01.2018.по 19.01.2018.

Подготовка

метод. обеспечения

деятельности. Взаимодействие с  библиотекой.

Разработка НОД, создание условий для реализации педагогического процесса. Изготовление птиц из фетра для пособия «Логопедическая полянка – зима». Подборка литературы по теме.

2. Основной этап.

Понедельник

22.01.18.

Рассматривание

картин «Вороны», «Птицы на кормушке»

Выявить знания детей о зимующих птицах, активизировать словарь.

НОД: «Познавательное развитие» Тема «Покормите птиц зимой».

Уточнить и расширить представление детей о зимующих птицах (питание, места обитания). Активизировать словарь детей.

НОД «Развитие графомоторных навыков»

Упражнение «Снегири и синицы».

Развивать целостное восприятие на основе узнавания и выделения образа птицы среди наложенных изображений. Развивать графомоторные навыки.

Прогулка.

Наблюдение за зимующими птицами.

Учить сравнивать серую и чёрную ворону, находить отличительные признаки.

2 половина дня.

Динамическая пауза «Снегири».

Координация речи с движениями.

Вторник

23.01.2018.

Динамическая пауза «Прилетели птицы».

Развитие слухового внимания. Дифференциация зимующих птиц и перелётных.

Пальчиковая гимнастика «Кормушка».

Развитие памяти и мелкой моторики.

Выставка книг по теме. Рассматривание иллюстраций в книге «Прогулки по лесу» (энциклопедия). Чтение на выбор.

Обогащение знаний детей, активизация словаря. Развитие любознательности.

Прогулка. Наблюдение за вороной и сорокой.

Учить сравнивать сороку и ворону, находить отличительные признаки.

2 половина дня:

НОД: «Речевое развитие» Тема: «Путешествие в сказку «Как сорока клеста судила».

Обогатить знания детей о жизни клестов зимой. Развивать, внимание, мышление. Закреплять знания о зимующих птицах.

Упражнение: «Разрезные картинки».

Развивать целостное восприятие, мелкую моторику.

среда

24.01.2018.

Упражнение «Разрезные картинки»

Цель та же.

Пальчиковая гимнастика

«Кормушка», динамическая пауза «Синица».

Развитие мелкой моторики, памяти, координации речи с движениями.

Рассматривание открыток со снегирями.

Предварительная работа к занятию аппликацией.

Чтение рассказа В. Чаплиной «Крылатый будильник».

Воспитание любви к природе через художественное слово.

Прогулка.

1.Наблюдение за воробьём и синицей.

2. Подвижная игра «Птицы и кукушка».

Продолжать учить сравнивать птиц по плану, предложенному воспитателем.

Упражнять в прыжках на двух ногах.

2 половина дня.

Пальчиковая гимнастика

«Птичья столовая»

Учить детей доброте. Приучать их заботиться о птицах, дать элементарное знание о том, чем кормят птиц зимой. Испытывать радость от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц от гибели.

НОД: «Художественно-эстетическое развитие» Тема: «Угощение для птичек»

Учить детей готовить угощение для птиц, используя желатин и птичий корм.

четверг

25.01.2018.

Дидактическое упражнение «Посчитаем снегирей».

Закрепление навыков порядкового и количественного счёта.

Экспериментирование «Исследование различного оперения птиц с помощью лупы».

Расширить знания детей о птицах, о том, зачем им нужны перья, на что они похожи, какую роль играет перо в жизни птиц.

Прогулка

Наблюдение за голубями.

Рассматривание птичьих следов.

Научить различать птичьи следы (в сопоставлении с рисунками птичьих следов).

2 половина дня

НОД: «Художественно-эстетическое развитие» Аппликация «Снегири на ветке»

Учить детей создавать способом аппликации, используя знакомые приёмы вырезания и обрывания изображения птиц. Закреплять умение обводить наружные трафареты.

пятница

26.01.2018.

Пальчиковая гимнастика

«Кормушка», «Дятел».

Подвести к самостоятельному выполнению движений.

НОД:  «Познавательное развитие» Викторина на тему «Зимующие – перелётные».

Обобщить знания детей о зимующих птицах. Корригировать логическое мышление, память, словарь.

«Художественно-эстетическое развитие» Раскраски «Зимующие птицы».

Продолжать учить узнавать изображение птицы, раскрашивая, следовать образцу.

Прогулка.

* Наблюдение и подкормка голубей.

* Подвижная игра «Совушка».

Обобщить знания детей о корме для зимующих птиц. Развивать речь.

2 половина дня.

Пособие «Логопедическая полянка – зима». Игры с птицами на полянке.

Активизировать словарь. Развивать пространственные навыки: слева-справа, над-под.

Загадки по теме «Зимующие птицы».

Развивать способность наблюдать поведение птиц в природе, выделяя их свойства и качества (форма, величина, строение, цвет, повадки и т.д.), и уметь отгадывать их по их описанию.

Заключительный этап

29.01-2.02. 2018.

Защита проекта в форме проведение открытого мероприятия для педагогов ДОУ с привлечением родителей.

Отчёт о проведении проекта «Помоги птицам!».

Транслирование опыта. Анализ проектной деятельности и оценка эффективности результатов.

Лексико-грамматическое развитие

Игры

«Один – много», «Назови ласково», «Есть – нет».

Упражнения

«Сложи слово», «Назови признаки», «Назови действия», «Кто как голос подаёт».

Ожидаемый результат:

1. Знания детей о птицах расширились. Дети запомнили зимующих птиц, отличают их от перелётных.

2. На протяжении реализации проекта «Покормите птиц зимой» у детей сформировался активный словарь по данной теме. Дошкольники умеют отличать птиц по внешнему виду, знают их повадки, места обитания, корм. Пользуются грамматически правильной речью.

3. Дети научились правильно подкармливать птиц, знают, как заботиться о пернатых. Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.

4. У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.

5. Дошкольники стремились поделиться полученной информации с родителями.

5. Обогатилась предметно-развивающая среда в группе.

6. Родители поощряют внимание детей к зимующим птицам, проявляют активное участие в жизни детского сада.

Продукт проектной деятельности:

1. Панно с зимующими птицами из фетра.

2. Картотека загадок о птицах.

3. Настольные игры: «Раздели птиц на перелетных и зимующих», «Что за птица?» «Четвёртый лишний», «Разрезные картинки», «Найди корм», «Несуществующая птица».

4. Коллекция перьев птиц.

5. Кормушки для птиц.

6. Подборка литературы по теме.

7. Рисунки, поделки детей, фотографии занятий и прогулок.

8. Сценарий итоговой НОД по теме с участием родителей.

9. Выпуск листовок, буклетов для родителей: «Покормите птиц зимой!».

10. Выпуск «сорочьих» новостей в газете «Вести – подрастаем вместе» (отчёт о проведении проекта).

В период реализации проекта проводилась следующая работа:

​ Ежедневное кормление птиц;

​ Наблюдение за их поведением;

​ Использование разных кормов;

​ Учет числа прилетающих птиц, их видов.

Главными посетителями нашей зимней столовой были голуби. Подкармливать мы их стали ещё с осени, примерно с октября. Сначала они подлетали с опаской, долго оглядывались, близко не подходили, на руки не садились. И это всегда был один или два голубя. Но, постепенно птиц стало прилетать больше. Много времени прошло, прежде чем птицы стали нам доверять и садиться на руки. Первое время мы их приручали сидя на корточках, положив руку на землю. Голуби осторожно отбегали, клюнув семечку. Птицы вздрагивали и улетали от громких возгласов и резких движений. Спустя время голуби стали садиться на руку только тем, кто их регулярно кормит. Мы уже могли кормить их стоя с руки, не присаживаясь.      Дети дали имена голубям, ежедневно отмечали, сколько голубей прилетало. Имена соответствовали окраске и характеру птиц: Невеста, Дедушка, Долматинец, Однолапка, Грязнуля, Шоколадка, сестрички, Белянка и Серянка, Подруга и мн.др. Особенно жалко было Однолапку, так как у неё не было пальчиков на одной лапке. Эта птичка ела в основном с рук, так как на земле сородичи её обижали и отбирали корм. А Долматинец однажды прилетел без хвоста, а после Нового года пропал вовсе. Он смешно летал безхвостый, но мы всё равно его жалели. Голуби любят подраться, когда сядут вдвоём на руку. Побеждает всех Однолапка, она очень яростно отстаивает своё место на руке человека. Дерутся эти птицы смешно: сцепятся клювами и мотают друг друга, пока кто-нибудь первый не упадёт с руки. Либо толкаются крыльями. Иногда голуби провожают нас до крыльца по окончании прогулки. Голуби, как люди, все разные: смелые и трусливые, добрые и злые. Один раз наблюдали, как на окне один голубь настойчиво прогонял другого, клевал его, пока тот не улетел. Некоторые даже разрешают поддерживать себя за хвостик, когда сидят на руке. Голуби смешно катались на нашей ледяной дорожке. У них разъезжались лапки в стороны. Очень понравилось наблюдать за этими птицами. Последний раз прилетел новый голубь без глаза и хромой. Ребята жалели его, выдвигали предположения, что могло с ним произойти. Дети назвали его «Новенький».

Воробьи прилетали небольшой стайкой. Несмелые птички. Только на расстоянии клевали крошки. Прилетала синица всегда одна и та же. Находилась недолго и улетала. Подлетала довольно близко. Каждую прогулку бывали вороны. В основном поодиночке, издалека наблюдали, как мы кормим голубей. Близко не подходили. Часто что-то клевали на крыше, волоча по ней пакеты с остатками еды. Один раз ворона уронила пакет, он оказался из-под майонеза. Ребята долго смеялись. Изредка видели сорок. Питаться они не подлетали, сидели на деревьях. Снегири, свиристели не были не разу.

За время реализации проекта к кормушкам прилетали:

1 место - голуби (каждый день от 7 до 16)

2 место – вороны (по 3-4)

3 место – синица.

4 место – воробьи и сороки.

В результате проведенной работы дети узнали:

​ Какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму;

​ Как различить птиц по окраске;

​ Какие корма предпочитают птицы.

 Были сделаны следующие выводы:

​ Чем сильнее мороз, тем птицы голоднее и активнее;

​ В ветреные дни птицы стараются не садиться на руки, их сносит ветром;

​ Из кормов голуби и воробьи предпочитают семечки, а синицы – сало;

​ Воробьи и голуби прилетают стайками, а сороки и вороны – поодиночке;

​ Кормушку посетили 5 видов птиц;

​ После выходных или праздников птиц меньше.

​ Птиц можно приручить.

​ Птицы выражают благодарность – воркуют.

​ Голуби садятся на руку тогда, когда ты их кормишь часто. Не сядут, если ты первый раз взял корм.

​ Прилетают всегда в одно и то же время.

​ У голубей есть птичий язык. Прилетает голубь, сообщает что-то, все резко срываются с места и улетают.

​ За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие Старшая группа Тема: «Птичкам голодно зимой – мы покормим их с тобой»

Представленный конспект является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими общепедагогическими принципами: принцип неприрывности, принцип доступности, принцип интеграции образ...

Проект "Они остались зимовать, мы им будем помогать"

Проект направлен на формирование заботливого отношения к зимующим птицам...

ННОД ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ" ПТИЧКИ НЕВЕЛИЧКИ "( Зимующие птицы )

Конспект ННОД по ознакомлению с окружающим. Думаю сейчас он актуален: зиму. холодно и птиц нужно кормить... Моим детям деятельность понравилась. Кормушек было сделано много....

Конспект занятия по обучению детей младшего дошкольного возраста безопасному поведению на улицах города Тема: «Помогите Чебурашке!!!»

Конспект занятия по обучению детей младшего дошкольного возраста безопасному поведению на улицах города Тема: «Помогите Чебурашке!!!»...

Консультация для родителей "Они остались зимовать, мы им будем помогать".

«Покорми птиц зимою - они послужат тебе весною» - говорит русская пословица. Зимняя подкормка птиц – старая традиция. Птицы быстро поняли, что возле человеческого жилья можно найти корм. Зим...

ТЕМАТИЧЕСКАЯ ПРОГУЛКА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ. «ПОМОЖЕМ ПТИЧКАМ ПЕРЕЖИТЬ ЗИМУ!» РАЗВЕШИВАНИЕ КОРМУШЕК.

Тематическая прогулка для детей старшего возраста.Разввешивание кормушек....