"Интервью как средство развития диалогической речи старших дошкольников"
презентация урока для интерактивной доски по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Интервью как средство развития диалогической речи

старших дошкольников.

Речь — это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построе­нию своей личности, своего внутреннего мира через диалог с дру­гими личностями, другими мирами, другими культурами. Диалог, творчество, познание, саморазвитие — вот те фун­даментальные составляющие, которые оказываются вовле­чен­ны­ми в сферу внимания педагога, когда он обращается к про­бле­ме речевого развития дошкольника.

Одной из актуальных проблем развития речи детей дошкольного возраста остается проблема развития диалогической речи, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Обращение к проблеме диалога в образовании обусловлено тем, что на современном этапе развития обществу требуется личность, открытая для диалога. Готовность к диалогу является одним из показателей сформированности индивида как личности.

Как правило,  дошкольники овладевают лишь самыми простыми формами диалога со сверстниками, но затрудняются в  рассуждениях и подборе  аргументации по теме диалога и т.д.

Для решения задач развития диалогической речи у детей целесообразно подбирать игровые методы, которые могли бы достаточно легко и органично вписаться в жизнь дошкольника. Этот тот необходимый базис, в рамках которого и происходит развитие речевой активности.

На основании всего вышеизложенного, мы предположили, что применение в практической деятельности детей старшего дошкольного возраста метода интервьюирования, поможет усилить речевую мотивацию к созданию условий  для формулирования вопросов, а также к  построению ими самостоятельных высказываний и рассуждений.  

В психологии.  Метод интервью – это вербально – коммуникативный метод, который заключается в проведении разговора между интервьюером и респондентом.

Цель данного метода – развитие коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.

В рамках проекта «Хлеб – всему голова» в подготовительной к школе группе с детьми 6-ти лет была организована работа с использованием интересного нетрадиционного метода  интервьюирования. Реализация  проекта проходила на базе структурного  подразделения. На основе метода интервьюирования дети 6-ти лет проводили сбор информации, материала для съемок видеорепортажа, придумывали вопросы, обменивались мнениями.

С учетом возрастных и психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста, их речевыми возможностями в качестве приоритетных задач выделили следующие:

  • формировать умение вести диалог со сверстниками  и взрослыми;
  • развить у детей представление по  построению самостоятельных высказываний на основе сформированных лексических, грамматических и синтаксических навыков;
  • расширять и активизировать словарный запас;
  • способствовать использованию невербальных средств общения;
  • сформировать и развить умение общаться в паре, в группе, в коллективе.

Были определены основные направления работы:

  • разработка и написание тематического плана по теме: «Интервью»;
  • организация студии канала «134 - TV»;
  • разработка и организация сюжетно-ролевой игры «Мы - телеведущие»;
  • подбор дидактических, словесных игр для развития коммуникативных навыков детей;
  • организация взаимодействия с родителями.

В рамках проекта использовались следующие формы работы с детьми: 

  • подгрупповые занятия с  использованием  дидактических и словесных игр, практических заданий,  элементов интервьюирования; знакомство с техническими средствами - микрофоном, фотоаппаратом, видеокамерой;
  • встречи - беседы  с интересными людьми – заведующим, старшим  воспитателем и педагогами детского сада, родителями, сверстниками;
  • выпуск видеорепортажа «Детский сад - TV» по теме:  «Что мы знаем о хлебе»

Для помощи детям в овладении на практике методом интервьюирования использовали моделирование. Моделирование считается эффективным приемом развития диалогической речи, так как замена вербальных абстрактных образов зрительными,  значительно облегчает обучение. С этой целью была разработана схема - подсказка для ведения диалога.  Схема - подсказка состояла из картинок - символов. По этим картинкам совместно с ребятами подбирались возможные варианты вопросов, которые можно задать. Затем, уже в процессе самого интервью, ребенок - корреспондент выстраивал свой диалог, имея перед собой зрительную опору в виде картинок-символов.

Это позволило детям учиться задавать вопросы и грамотно на них отвечать, соблюдать последовательность в передаче событий, устанавливать контакт с респондентом и вести диалог, выделять смысловые звенья диалога, развивать умение уверенно держаться перед объективом видеокамеры, развивать быстроту реакции в меняющейся ситуации общения.

Они чувствовали значимость своей работы, поэтому старались четко строить фразы, следить за правильным звукопроизношением и т.д.

Результатом использования метода интервьюирования в практической деятельности детей стала его презентация в форме видеорепортажа.

В ходе организованной работы дети не только приобрели знание норм речевого общения со взрослыми и сверстниками, но и стали использовать эти знания, причем не только в ходе занятий, но и в реальных жизненных ситуациях. Дети стали относиться друг к другу намного внимательнее и доброжелательнее, уменьшилось число конфликтных ситуаций. Кроме того, значительно обогатился их лексический запас, он пополнился словами и выражениями из словаря речевого этикета.

 


 

 

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИНТЕРВЬЮ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Подготовили: Воспитатель СП д/с № 134 Уточкина М.А. Старший воспитатель СП д/с № 134 Колчакова Ю.В. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» структурное подразделение д /с №134

Слайд 2

Интервьюирование (от англ. «встреча», «беседа») - метод получения информации в ходе устного непосредственного общения. Предусматривает регистрацию и анализ ответов на вопросы, а также изучение особенностей невербального поведения опрашиваемых.

Слайд 3

ЗАДАЧИ : формировать умение вести диалог со сверстниками и взрослыми; развить у детей представление по построению самостоятельных высказываний на основе сформированных лексических, грамматических и синтаксических навыков; расширять и активизировать словарный запас; способствовать использованию невербальных средств общения; сформировать и развить умение общаться в паре, в группе, в коллективе.

Слайд 4

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ: подгрупповые занятия с использованием дидактических и словесных игр, практических заданий, элементов интервьюирования; знакомство с техническими средствами - микрофоном, фотоаппаратом, видеокамерой; встречи-беседы с интересными людьми –заведующим, старшим воспитателем и педагогами детского сада, родителями, сверстниками; выпуск видеорепортажа «134 - TV » по теме: «Что мы знаем о хлебе»

Слайд 5

СХЕМА – АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕРВЬЮ ? ?!

Слайд 7

Таким образом, метод интервьюирования в практической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста может быть эффективным средством развития диалогической речи, повышения уровня речевой и коммуникативной компетентности воспитанников.

Слайд 8

БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ВНИМАНИЕ