План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками по художественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе «Натюрморт»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) по теме

Герасимова Елена Михайловна

Интегрированное занятие с применением ИКТ (презентации Power Point)

Цель: формирование интереса к классическому изобразительному искусству.

Задачи основных образовательных областей:

«Художественно-эстетическое развитие»:

1.     Формировать представление детей о натюрморте как о жанре изобразительного искусства;

2.     Формировать умение различать жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт).

3.     Формировать умения различать и создавать цвета и оттенки (оранжевый, зелёный, фиолетовый цвета; светлый, темнее, ещё темнее и самый тёмный оттенки) и передавать их в рисунке;

4.     Формировать умение строить композицию рисунка в жанре «натюрморт».

«Речевое развитие»:

1.     Обогащать словарь детей словами «галерея», «жанр», «натюрморт», выражением «писать картину»;

2.     Активизировать словарь детей (слова «пейзаж», «портрет», «палитра», «оттенок», выражение «композиция рисунка»);

3.     Развивать умение строить предложения, приучать детей к самостоятельности суждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon natyurmort.doc71 КБ
Файл natyurmort2.pptx2.66 МБ

Предварительный просмотр:

План-конспект

непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками

по художественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе «Натюрморт»

Подготовила воспитатель Герасимова Елена Михайловна

МБДОУ «Детский сад №13» г.о. Самара

Цель: формирование интереса к классическому изобразительному искусству.

Интеграция и задачи образовательных областей:

«Художественно-эстетическое развитие»:

  1. Формировать представление детей о натюрморте как о жанре изобразительного искусства;
  2. Формировать умение различать жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт).
  3. Формировать умения различать и создавать цвета и оттенки (оранжевый, зелёный, фиолетовый цвета; светлый, темнее, ещё темнее и самый тёмный оттенки) и передавать их в рисунке;
  4. Формировать умение строить композицию рисунка в жанре «натюрморт».

«Речевое развитие»:

  1. Обогащать словарь детей словами «галерея», «жанр», «натюрморт», выражением «писать картину»;
  2. Активизировать словарь детей (слова «пейзаж», «портрет», «палитра», «оттенок», выражение «композиция рисунка»);
  3. Развивать умение строить предложения, приучать детей к самостоятельности суждений.

«Социально-коммуникативное развитие»:

  1. Развивать стремление детей выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;
  2. Формировать умение слушать собеседника, не перебивать без надобности;
  3. Воспитывать уважительное отношение к окружающим;
  4. Развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками;
  5. Формировать готовность детей к совместной деятельности.

«Познавательное развитие»:

  1. Расширять кругозор детей в области изобразительного искусства.

«Физическое развитие»:

  1. Способствовать повышению общей работоспособности детей, снятию психического и мышечного напряжения, лёгкому переключению с одного вида деятельности на другой посредством проведения игр, физминутки.

Материалы и оборудование:

демонстрационные: ноутбук, совмещенный с телевизором, электронная презентация «Экскурсия в галерею», выставка репродукций (8-10) картин в жанре «Натюрморт», по 1-2 репродукции картин в жанрах «Пейзаж» и «Портрет», аудиозапись концерта П.И. Чайковского «Времена года».

раздаточные (по количеству детей): палитра с гуашью красного, желтого и синего цветов, кисточки №3 и №5, губки, стаканчики, простые карандаши, комплекты разноцветных полосок для составления радуги, комплекты из 4 картинок для составления ряда оттенков.

Сценарий занятия (презентация)

слайда

События

1

В.: Ребята, я знаю, что вы любите рисовать, и у вас получаются красивые рисунки. Скажите, у людей какой профессии самые-самые красивые рисунки, а лучше сказать – картины? (у художников)

Правильно. Про художников говорят «они пишут картины». Мы с вами рисуем, а художники – пишут. Кирилл, чем занимается художник? (пишет картину) Картины великих, знаменитых художников называют еще произведениями изобразительного искусства. Давайте вместе скажем «произведения изобразительного искусства». Чьи картины называются произведениями изобразительного искусства? (картины великих, знаменитых художников). Катя, как называются картины великих художников? (произведения изобразительного искусства)

Ребята, скажите, где можно увидеть картины художников? (на выставке, в музее, в интернете, в картинной галерее)

Я предлагаю вам сегодня совершить видео-экскурсию в картинную галерею и рассмотреть представленные произведения искусства. Рассаживайтесь, пожалуйста на стульчики.

2-5

Воспитатель показывает слайды с изображением картин, говорит название картины и называет автора.

В.: Мы с вами рассмотрели картины известных художников. Вам они понравились? (Да) Почему? (На картинах изображены красивые цветы, спелые фрукты, художники используют яркие краски, точно передают формы и оттенки предметов, фрукты даже хочется съесть). Да ребята, художники очень внимательные люди. Их радует, удивляет нарядность, казалось бы, обычных для нас предметов, их формы, сочетания красок. Подумайте, пожалуйста, в чем сходство всех этих картин? (на картинах изображены неживые предметы)

Правильно, ребята, вы тоже внимательные. Молодцы!

6

Жанр изобразительного искусства, который посвящен изображению неодушевленных предметов, называется натюрморт. Скажем вместе: «натюрморт». Ребята, как одним словом назвать картины, увиденные сегодня в картинной галерее? (натюрморты)

Ребята, хочу вам сказать, что существует ошибочное мнение, что на натюрмортах изображают овощи, фрукты, цветы и красивую посуду. Но это не так. Давайте мы продолжим нашу экскурсию и рассмотрим другие натюрморты.

7-12

Воспитатель демонстрирует слайды и обращает внимание на предметы, изображенные на картинах (стол, шляпа, неприбранный стол, скрипка с нотами, стул и трубка, и даже такие предметы, которые не похожи на настоящие)

13

Натюрморты любят рисовать и дети. Посмотрите на следующие рисунки.

14-16

Воспитатель демонстрирует слайды, просит внимательно рассмотреть рисунки детей.

В.: Ребята, вы обратили внимание, как расположены предметы, изображенные на натюрморте? (фрукты красиво разложены на блюде или в вазе, на подносе, на скатерти, на столе) Верно. Можно сказать, что все изображенное на натюрморте соединено между собой единым предметом.

Ребята, так что же такое натюрморт? (жанр изо, рисунок или картина, на которой изображены неживые предметы, объединенные между собой в одну группу, единую композицию). Катя приготовила стихотворение о натюрморте:

Если видишь на картине  Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,  Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,  Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу,  Знай, что это натюрморт.

В.: Ребята, какие ещё жанры изо вам знакомы? (пейзаж и портрет)

Кирилл С.:

Если видишь на картине   Нарисована река,

Или ель и белый иней,  Или сад и облака,

Или снежная равнина,  Или поле и шалаш,

Обязательно картина  Называется пейзаж.

Кирилл К.:

Если видишь, что с картины  Смотрит кто-нибудь на нас:

Или принц в плаще старинном,  Или вроде верхолаз,

Лётчик или балерина,  Или Колька – твой сосед,

Обязательно картина  Называется портрет.

_

В.: Ребята, посмотрите, в нашей группе сегодня тоже организована выставка – выставка репродукций (фотографий) картин известных художников. Давайте пройдём, посмотрим. Обращаю ваше внимание на то, что при посещении выставок экспонаты руками не трогают). На нашей выставке что является экспонатом? (репродукции картин). Посмотрите внимательно, все ли картины являются натюрмортами? (*Среди выставленных репродукций натюрмортов, ребята находят портрет, пейзаж, городской пейзаж).

В.: Вы сегодня увидели разные натюрморты. Скажите, какой натюрморт вам понравился  больше других (с фруктами, красивой посудой, с цветами). Ребята, натюрморт можно рисовать по памяти (или представлению) или с натуры. Для того, чтобы рисовать с натуры, нужно сначала составить натюрморт. «Пойдём за цветами!»

_

Физминутка:

Вместе по лесу идем,                Ходьба на месте.

Не спешим, не отстаем.            

Вот выходим мы на луг            

Тысяча цветов вокруг!                  Потягивания – руки в стороны.

Вот ромашка, василек,                  наклоны вперёд

Медуница, кашка – клевер.      

Расстилается ковер                       Повороты вправо-влево.

И направо, и налево.                

Чтоб сорвать в лесу цветочки,     «ножницы»,

Наклоняйтесь до носочков.           наклоны

Раз – цветок, два – цветок,           

А потом сплетем венок.              «ножницы»

Снова мы идем по лесу.             Ходьба на месте.

А вокруг – так интересно!         Потягивания – руки в стороны.

Отдохнуть пора, дружок.            Садятся на корточки.

Мы присядем на пенек.             

17

Ребята, вы хотите поиграть в игру на компьютере? (да)

18-21

Найдите картины, которые нельзя назвать натюрмортами.

(необходимо «щелкать мышкой» по картине. 18 – одна лишняя; 19 – одна; 20 – одна; 21 – три лишних)

22

Молодцы! Всё верно! Вы знаете, какие картины и рисунки называются натюрмортами.

23

Я предлагаю вам завершить вот такой натюрморт. Ребята, а что нужно сделать, чтобы получился натюрморт? (раскрасить морковку и баклажан, дорисовать другие овощи, фрукты, красивую посуду, или просто стакан с водой, или букет цветов. Нарисовать предмет, который объединит их. Например, красивый поднос, стол, ваза или блюдо). И для этого нам понадобятся краски.

24

Дети видят на слайде Шапокляк. Воспитатель зачитывает слова:

«Так захотелось сегодня совершить какую-нибудь пакость! Я спрятала все краски. Но если вы сможете выполнить три моих задания, я верну вам три самых главных цвета»

25

Воспитатель читает первое задание Шапокляк: «Убери со слайдов лишние картинки»

26-28

Игра «Убери лишнее»: Что не бывает желтого, красного, синего цвета? (Необходимо «щелкать мышкой» по картинке. Лишние должны исчезнуть)

29

Воспитатель читает второе задание Шапокляк: «Расставь картинки одного цвета от светлого тона к тёмному слева на право» (наборы картинок на раздаточных подносах для каждого ребёнка разложены на столе)

Дети выполняют задание на столе.

30

Третье задание: «Собери радугу» (наборы дуг для радуги на раздаточных подносах для каждого ребёнка разложены на столе)

Дети выполняют задание на столе.

31

Воспитатель читает слова Шапокляк: «Теперь вы сможете раскрасить и завершить свой натюрморт» Дети получают синюю, красную, жёлтую гуашь.

В.: Ребята, а как же мы сможем раскрасить морковь и баклажан и нарисовать другие предметы натюрморта, имея только три цвета?

32

На слайде Незнайка как будто говорит: «Ну и что тут думать? Раз-два и готово!» и показывает свой рисунок.

В.: Дети, получился у Незнайки Натюрморт? Почему, что не так?

Дети называют ошибки: неправильные цвета, неаккуратно раскрашено, нет композиции.

33

Воспитатель предлагает ещё раз взглянуть на картину известного художника. В.: Ну а как же нам получить оранжевую, зелёную и фиолетовую краску для овощей на нашем натюрморте?

Дети: Мы будем смешивать краски (рассказывают, как получить оранжевый, зелёный и фиолетовый цвета)

34

Воспитатель обращает внимание на подсказку от Шапокляк.

35

Дети подходят к столу, на котором разложены листы с изображением моркови и баклажана, палитры с гуашевыми красками трёх основных цветов и другими материалами для рисования, приступают к работе. Звучит музыка (П.И. Чайковский «Времена года») На слайде – натюрморты.

_

После того как рисунки готовы, работы вывешиваются «на выставке» (прикрепляются к мольбертам). Ребята высказывают свое мнение о наиболее удачных решениях размещения предметов в натюрмортах, о своих удачах или неудачах.

В.: Ребята, у вас получились интересные рисунки, вы хорошо постарались. Молодцы!

Вам удалось смешать краски так, чтобы создаваемые цвета были яркими. Особенно хорошо это удалось… (назвать имена). Удачное композиционное решение нашли … (имена). Наиболее терпеливыми при раскрашивании были … (имена) и т. п.

На следующем занятии я предлагаю рисовать натюрморт с натуры. То есть мы сначала составим натюрморт из предметов, а потом его нарисуем.

Рефлексия. Что мы сегодня посетили во время видео-экскурсии? С чем мы познакомились? Какие новые слова вы запомнили? Что означают эти слова?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экскурсия в галерею Презентация к НОД с дошкольниками «Натюрморт» по художественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе Подготовила воспитатель Герасимова Елена Михайловна МБДОУ «Детский сад №13» г.о. Самара

Слайд 2

И. Т. Хруцкой «Цветы и плоды»

Слайд 3

И. Т. Хруцкой «Фрукты»

Слайд 4

А. М. Герасимов «Полевые цветы»

Слайд 5

В.М.Васнецов «Букет»

Слайд 6

Натюрморт - жанр изобразительного искусства , который посвящен изображению неодушевленных предметов

Слайд 7

Кончаловский П.П. «Стол и шляпа»

Слайд 8

И. Э. Грабарь «Неприбранный стол»

Слайд 9

Петров-Водкин «Скрипка»

Слайд 10

Ван-Гог «Стул и трубка»

Слайд 11

С. Дали «Натюрморт»

Слайд 13

Натюрморт в рисунках детей

Слайд 17

Поиграем?

Слайд 22

Заверши натюрморт

Слайд 24

Так захотелось сегодня совершить какую-нибудь пакость! Я спрятала все краски. Но если вы сможете выполнить три моих задания, я верну вам три самых главных цвета.

Слайд 25

1 . Убери со слайдов лишние картинки:

Слайд 29

2. Расставь картинки одного цвета от светлого тона к тёмному слева на право

Слайд 30

3 .Собери радугу

Слайд 31

Теперь вы сможете раскрасить и завершить свой натюрморт

Слайд 32

Ну и что тут думать? Раз-два и готово!

Слайд 34

Подсказка:

Слайд 36

До новых встреч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности ОО «Познание» Тема : «Лягушиное болотце» (оригами) в подготовительной к школе группе.

Задачи:1)Обеспечить развитие умения складывать квадратный лист бумаги в разных направлени   ях ,фиксировать точно линии сгиба ,соединяя угол с углом,сторону со стороной.2) Формировать развит...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием элементов восточной гимнастики хатха-йога (подготовительная к школе группа)

Тема: «В стране восходящего солнца» (тема недели: «День добра»).Цель: Развитие физических и личностных качеств детей 6-7 лет посредством гимнастики «Хатха-Йога».Задачи:- отрабатывать умение правильно ...

План - конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с использованием ИКТ и технологии ТРИЗ в подготовительной к школе группе. Тема: «Государственные символы России»

НОД "Государственные символы России"  предназначена для детей подготовительной группы. Цель данного занятия: расширить представления о государственных символах России. Содержание НОД интегрируетс...

План-конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ «Пересказ были Л.Н.Толстого «Котенок»

План-конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ «Пересказ были Л.Н.Толстого «Котенок»...

План-конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе "Составление рассказа: «Как животные к зиме готовятся?»

План-конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе "Составление рассказа: «Как животные к зиме готовятся?»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности с ТНР Форма проведения: « Гость группы» Тема: «Знакомство с профессией логист».

Обоснования выбранной педагогической  технологии:Социоигровая технология позволяет реализовать личностно-ориентированное обучение, организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопон...