Рекомендации к проведению образовательной деятельности по развитию речи
консультация по развитию речи на тему

Пахомова Наталья Игоревна

Проведение образовательной деятельности по развитию речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – Детский сад №189»

Рекомендации к проведению образовательной деятельности

по развитию речи.

                                                 

                                                        Выполнила:

                                                                                                Воспитатель 3группы

                                                                                                Пахомова Н.И.

Воронеж 2017

Рекомендации к проведению образовательной деятельности по развитию речи.

                    
Одна из главнейших задач детского сада — формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа. При проведении ООД  в детском саду воспитательная, образовательная и  речевая задачи решаются в их единстве.

 «Программа воспитания и обучения в детском саду» включает следующие виды работы по развитию речи на специальных занятиях:
а) воспитание звуковой культуры речи детей;
б) обогащение словаря;
в) формирование грамматических навыков;
г) обучение связной речи — монологу и диалогу — в связи с ознакомлением с окружающим: с бытовой и производственной деятельностью людей, с природой, с общественной жизнью.

 д) в группе старшего дошкольного возраста (6-7 лет) – подготовка детей к обучению граммоте.

ООД должна отвечать дидактическим требованиям, обоснованным в общей дидактике и предъявляемым и к ООД по другим разделам программы детского сада.

Рассмотрим эти требования:



1. Тщательная предварительная подготовка к ООД. 

     Прежде всего, важно определить его задачи, содержание и место в системе других ООД, связь с другими видами деятельности, методы и приемы обучения.

 Следует также продумать структуру и ход ООД, подготовить соответствующий наглядный и литературный материал.
     Соответствие материала возрастным возможностям умственного и речевого развития детей.

     Обучение должно иметь развивающий характер.
Большое значение имеет интерес детей к ООД, который поддерживают и развивают путем занимательности, игр и игровых приемов, образности и красочности материала

Эмоциональный настрой обеспечивается также доверительными отношениями между воспитателем и детьми, психологическим комфортом детей в детском саду.


Структура ООД  должна быть четкой. В ней обычно выделяют три части – вводную, основную и заключительную.

В вводной части устанавливаются связи с прошлым опытом, сообщается цель занятия, создаются соответствующие мотивы предстоящей деятельности с учетом возраста.

 В основной части решаются главные задачи, используются различные обучающие приемы, создаются условия для активной речевой деятельности детей.

Заключительная часть должна быть краткой и эмоциональной. Ее цель- закрепить и обобщить знания, полученные при проведении ООД. Здесь используются художественное слово, слушание музыки, пение песен, хороводные и подвижные игры и др.

Решаются задачи по индивидуальной работе с детьми. Индивидуальный подход особенно нужен детям, у которых плохо развита речь, а также малообщительным, молчаливым или, наоборот, чрезмерно активным, несдержанным.

2. Правильная организация ООД



    Организация ООД должна отвечать всем гигиеническим и эстетическим требованиям, предъявляемым и к другим занятиям (освещенность, чистота воздуха, мебель по росту, расположение демонстрационного и раздаточного наглядного материала; эстетичность помещения, пособий). Важно обеспечить тишину, чтобы дети могли правильно слышать образцы речи воспитателя и речь друг друга.

    Рекомендуются непринужденные формы организации детей, способствующие созданию доверительной атмосферы общения, при которых дети видят лица друг друга, находятся на близком расстоянии от воспитателя.


    Для выработки прочных навыков и умений необходимо
закрепление и повторение материала на других занятиях, в играх, труде, в общении в быту.

При планировании ООД  определяются приемы работы с детьми.

Они могут быть разными по степени сложности:
- восприятие и описание натуральных объектов и их моделей (игрушки);
 - использование наглядных пособий, воспринимаемых зрительно (картины, иллюстрации, диафильмы и кинофильмы); 
- словесные приемы - образцы речи воспитателя, художественные тексты, вопросы-задания, указания, пояснения, магнитофонные записи, словесные дидактические игры, игра-драматизация. 

   Выбор приемов работы обусловлен содержанием речевой задачи, которую предстоит решать с детьми.

ООД в разных возрастных группах имеют свои особенности.

В группе младшего (раннеего возраста 2-3 года) дети еще не умеют заниматься в коллективе, не относят к себе речь, обращенную ко всей группе. Они не умеют слушать товарищей; сильным раздражителем, способным привлечь внимание детей, является речь педагога. Очень важно помнить о развитии речи на других занятиях и следить за тем, чтобы дети постоянно слышали образец правильной русской речи.

В этих группах требуется широкое применение наглядности, эмоциональных приемов обучения, в основном игровых, сюрпризных моментов. Перед детьми не ставится учебной задачи (не сообщается – будем учиться, а воспитатель предлагает поиграть, посмотреть на картину, послушать сказку). ООД носит подгрупповой и индивидуальный характер. Структура проста. Первое время от детей не требуют индивидуальных ответов, на вопросы воспитателя отвечают те, кто захочет, все вместе.

В группе младшего дошкольного возраста (3-4 года)  продолжается работа по обогащению словаря, совершенствованию грамматической правильности речи, воспитанию звуковой культуры речи,  проводится подготовительная работа по обучению рассказыванию.

1. Развитие словаря. В период дошкольного детства усваиваются слова из основного словарного фонда языка, отбор их зависит от словаря окружающих, от ориентировки ребенка в окружающем мире. Воспитатель специальными приемами добивается, чтобы дети не только знали и понимали смысл необходимых слов, но и активно использовали их в своей речи, чтобы у них развивались интерес и внимание к слову

2. Формирование грамматической стороны речи. Словарь является строительным материалом для языка. Грамматика устанавливает нормы изменения слов и способы их соединения в предложении. Кроме того, она определяет конструктивные модели языка (словообразовательные, словоизменительные).

    3. Особое внимание уделяется на всех речевых занятиях воспитанию звуковой  культуры речи.

Прежде всего ребенок должен овладеть звуковым строем языка, правильным звукопроизношением. Работа над звуковой стороной речи основывается на данных русской фонетики. Ребенок, подражая и учась, целенаправленно (под воздействием взрослых) усваивает систему ударений в словах, интонационный строй родного языка, произношение слов.

    ООД в группе младшего дошкольного возраста (3-4 г) по разделу «Речевое развитие» проводятся раз в неделю. На каждой ООД, как правило, состоящем из двух-трех частей, решается несколько речевых задач. Так, воспитание звуковой культуры речи сочетается со словарной работой, с формированием грамматических навыков, с работой по развитию связной речи.

Занятия на месяц следует планировать в определенной последовательности:

1-е занятие — по развитию связной речи, воспитанию звуковой культуры речи;

2-е занятие — по обогащению словаря, обучению связной речи, воспитанию звуковой культуры речи;

3-е занятие — по формированию грамматических навыков, развитию связной речи, воспитанию звуковой культуры речи.
Последняя ООД месяца должна быть посвящена повторению и закреплению пройденного материала.


В группе среднего дошкольного возраста(4-5 лет) характер ООД несколько меняется. Дети начинают осознавать особенности своей речи, например особенности звукопроизношения. Усложняется содержание ООД, становится возможным ставить задачу («Будем учиться правильно произносить звук «з»). Повышаются требования к культуре речевого общения (говорить по очереди, по одному, а не хором, по возможности фразами). Появляются новые виды ООД: экскурсии, обучение рассказыванию, заучивание стихов.


В группах старшего дошкольного возраста (5-7 лет)  повышается роль проведения ООД словесного характера: различные виды рассказывания, анализ звуковой структуры слова, состава предложений, специальные грамматические и лексические упражнения, словесные игры. Применение наглядности приобретает другие формы: все больше используются картины – настенные и настольные, мелкие, раздаточные. Изменяется и роль воспитателя. Он и теперь руководит ООД, но способствует большей самостоятельности детской речи, реже использует речевой образец. Усложняется речевая активность детей: используются коллективные рассказы, пересказы с перестройкой текста, чтение в лицах и др. В подготовительной к школе группе ООД приближается к урокам школьного типа.Длительность ООД составляет 30 мин. Вместе с тем не следует забывать, что это дети дошкольного возраста, поэтому надо избегать сухости, дидактизма. ООД должна проходить непринужденно, живо.   

Все стороны речи ребенка надо развивать параллельно, одновременно, а не поочередно, так как все они взаимосвязаны. Поэтому на одном занятии приходится решать сразу несколько речевых задач, одна из которых будет основной, а другие - сопутствующими.

Остановимся и вспомним, например,  структуру НОД по пересказу.

 ООД  по пересказу имеет следующую типовую структуру: 
1) Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинки и др.). 
2) Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. (Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.) 

3) Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.

4) Подготовительная беседа (разбор произведения). 

Цели беседы: 

- уточнение содержания (главным образом идей и характеристик образов); 
- привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы); 
- активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонации, ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах). 
   Все эти цели решаются в единстве, при последовательном анализе текста по ходу его сюжета. 1-й и 4-й этапы опускаются, если сравнительно сложное произведение было прочитано и разобрано заранее, или если дети уже отлично справляются с пересказом самостоятельно.
5) Повторное чтение , суммирующее  результаты разбора. Иногда перед   ним уместна установка: «Вслушивайтесь, как я читаю». 

6) Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд) 

7) Пересказ (3-7 человек). Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка). 

Приемы пересказа: 

1.     Образец чтения произведения. 

2.     Вопросы к детям. 

3.     Объяснения, указания. 

4.   Упражнения - индивидуальные и хоровые повторения слов и фраз, варианты произнесения, выбор наиболее подходящей интонации и др. 

5. Обращение к личному опыту детей, показ наглядного материала - все это уточняет идею произведения, создает эмоциональный фон для предстоящего пересказа. 

6.     Подсказ слова или фразы воспитателем. 

7.     Совместный пересказ педагога и ребенка. 

8.     Отраженный пересказ. 

9.     Пересказ по частям. 

10. Оценка пересказа педагогом. Наиболее развернуто анализируют первый и второй пересказы, хотя и в этом случае отмечают немногие (1-2) качества положительного характера. Иногда педагог сравнивает два последовательно прозвучавших пересказа, привлекая к оценке детей. Нужно помнить, что оценка творческой художественной деятельности, какой является пересказ, должна быть особенно тактичной, допускающей вариативность исполнения. Следует подсказать детям подходящие формулировки их оценочных суждений: «Мне кажется ... », «Я советую Сереже ... », «А может быть, лучше ... » и т. д. 

11.     Пересказ по ролям (в лицах).

12.     Игра-драматизация или инсценировка текста с использованием игрушек, силуэтов

Методы развития речи:

1. Наглядные:
- метод непосредственного наблюдения и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии)
- Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам)
2. Словесные:
- чтение и рассказывание художественных произведений
- заучивание наизусть
- пересказ
- обобщающая беседа
- рассказывание без опоры на наглядный материал
3. Практические:
- дидактические игры
- игры-драматизации
- инсценировки
- дидактические упражнения
- пластические этюды
- хороводные игры

Ознакомление с предложением.


1. Дать представление о предложении

2. Составлять предложение из 2-4 слов
3. Членить предложения на слова с указанием из последовательности.

Приёмы:
- Использование схемы предложения (разные формы работы со схемой)
- Речевая игра "Живые слова"
- Использование пауз после каждого слова в предложении
- Использование картин, игрушек

 

Ознакомление со слоговым строением слова.

Ознакомление со слогом:
1. Слова состоят из слогов
2. Членить 2-3-х сложные слова с открытыми слогами
3. Составлять слова из слогов
4. Слышать и называть 1-й, 2-й, 3-й слог

 

Приёмы:
- Схематическое изображение слогового состава слова
- Произнесение слова с паузой (лу....на)
- Подбор слов с определённым количеством слогов (задание словесное или с помощью схемы)
- Подбор слов с определённым слогом; место слога может быть заданным (и количество слогов)
- Перестановка слогов в слове
- Подбор слов начинающихся с определённого слога. Речевая игра "Живые слова"

Ознакомление со словом.

Объяснить детям, что слово имеет значение, смысл, научить понимать этот термин.

  

Ознакомление со звуковой стороной слова.

Содержание работы:
1. Подбирать слова с определённым звуком (усложнение: на мягкий согласный, звонкий и т.п.)
2. Учить вслушиваться в слова:
Слышать:
- слова звучат по разному
- слова звучат по разному, а обозначают то же самое или близкое по значение (синонимы)
- одни слова звучат коротко, другие долго
- звучат одинаково, а обозначают разное (антонимы)

3. Определять количество звуков в слове
4. Определять место звука в слове
5. Определять последовательность звуков в слове
6. Формировать умение произносить протяжные звуки в слове, последовательно выделяя один за другим: шшшшар, шаааар, шарррр

Приёмы:
- Использование художественного слова
- Схема звукового состава слова
- Дидактические игры
- Речевая игра "Живые слова"
- Произнесение слов с утрированием того или иного звука

 

 

Обучение рассказыванию

Задачи:


1. Пересказывать
Виды:
- с изменением лица
- подробный пересказ
- инсценированный
- по аналогии
- пересказ фрагментов


2. Составлять рассказы
По форме:
- описательные (сравнительный, объяснительный)
- сюжетные
По содержанию:
- по восприятию (по игрушке, по картинке, о предмете)
- из опыта (по памяти)
- по воображению (творческие)

Описание - это изложение характерных признаков предмета или явлений.

Сюжетный (повествовательный) рассказ - это передача событий, происходящих в определённой временной последовательности с каким-нибудь героем.

Приёмы:


1. Основные


1.1. Образец
- частичный образец
- дублёр образец
- разбор образца рассказа


1.2. План
воспроизведение плана
- разбор плана


1.3.
 Оценка


2. Вспомогательные


2.1. Коллективное составление рассказа
2.2. Составление рассказа по частям
2.3. Подсказ вариантов развития сюжетов
2.4. Указание
2.5. Подсказ слова, фразы
2.6. Вопросы
2.7. Схемы, модели
2.8. Исправление

Развитие связной речи.

Связная речь - это единое смысловое развёрнутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание.

Связная речь бывает диалогическая и монологическая.

Диалогическая речь - разговор одного или нескольких человек.

Формы:
1. Беседа
2. Дидактическая игра
3. Разговор:

виды:
- не плановый
- плановый 
- коллективный
- индивидуальный
Приёмы:
1. Беседа
Структура обучающей беседы:
а) начало беседы
б) основная часть (микротемы)
в) конец беседы
2. Вопросы
- репродуктивные
- поисковые
- обобщающие
3. Объяснение
4. Рассказ воспитателя
5. Чтение художественной литературы
6. Показ наглядного материала
7. Игровые приёмы
8. Технические средства обучения

  

Основные направления работы по развитию речи детей в ДОУ:
1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.


2. Воспитание звуковой культуры речи
: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.


3. Формирование осознания явлений языка и речи
 (различение звука и слова, нахождение места звука в слове).


4. Формирование грамматического строя речи:
 
4.1. Морфология (изменение слов по родам, числам, падежам);
4.2. Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений);
4.3. Словообразование.


5.
Развитие связной речи:
5.1. Диалогическая (разговорная) речь
5.2. Монологическая речь (рассказывание).
6. Воспитание интереса и любви к художественному слову.

Принципы развития речи:
1. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.
2. Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи.
3. Принцип развития языкового чутья.
4. Принцип формирования элементарного осознания явлений языка.
5. Принципы взаимосвязи работы над различными сторонами речи.
6. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
7. Принцип обеспечения активной языковой практики.

Средства развития речи:


1. Общение взрослых и детей
2. Культурная языковая среда.
3. Обучение родной речи в ООД

4. Художественная литература.
5. Изобразительное искусство, музыка, театр.
6. ООД по другим областям.

К речи воспитателя предъявляется ряд требований.


Воспитателю необходимо:


правильно произносить все звуки родного языка;
четко произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривать окончания слов и каждое слово во фразе;
строго придерживаться в речи орфоэпических норм, правильно ставить ударения в словах;
использовать средства интонационной выразительности речи: силу голоса, темп, логические ударения, паузы;
в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости;
связно и в доступной форме передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции с учетом возраста ребенка и уровня его речевого развития;
использовать в разговоре с детьми и персоналом доброжелательный тон.
Организация и содержание коррекционной работы воспитателя в группе для детей с нарушениями речи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...

Рекомендации к проведению общеобразовательной деятельности по развитию речи

Рекомендации к проведению общеобразовательной деятельности развития речиФормирование личности человека в большой степени зависит от педагогического воздействия, от того, насколько рано его начин...

Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с элементами ТРИЗ в средней группе на тему: «В музее головных уборов»

Цель:  создание условий для обогащения знаний детей о головных уборах с использованием элементов ТРИЗ.Задачи: 1. Создать условия для побуждения детей к речевой активности.2. Создать условия для р...

Конспект проведения организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе "Приключения ежика":

Интересный конспект занятия для детей старшей группы, где дети самостоятельно учатся решать поставленную проблему....

Методические рекомендации по организации образовательной деятельности по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста (рекомендуется для родителей) Тема: «Овощи»

Вид: познавательно-исследовательскийЦель: обобщить знания детей по теме «Овощи».Задачи:- систематизировать знания об овощах, их названиях, цвете, форме;- закрепить представл...

Методические и практические рекомендации по проведению образовательной деятельности по художественно эстетическому развитию в условиях внедрения ФГОС ДО "А в лесу чудесном-просто красота!2

Цель работы: разработка и внедрение целостной модели по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредствам использования нетрадиционных техник аппликации....

Рекомендации по проведению образовательной деятельности по физическому развитию с использованием фитнес-технологий

1. Рекомендации по проведению степ-гимнастики в детском саду:1.1 Во время занятий степ-аэробикой следует постоянно напоминать детям об осанке и правильном дыхании, поддерживать их положительные эмоции...