Приобщение к духовным богатствам народной культуры
календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему

Разработка комплекса мероприятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе русского народного творчества. Комплекс рассчитан на один год с детьми младшего дошкольного возраста (3 – 4 года).

В комплексе использовано устное народное творчество, ознакомление с предметным миром, декоративно-прикладным искусством, народной музыкой, хороводными играми. Также отражена работа с родителями в рамках родительского клуба «Горница». Составлен план познавательно-игрового часа по освоению программы «Социокультурные истоки», разработанной авторами: И.А. Кузьмин, профессор, член-корреспондент Российской Академии естественных наук, г. Москва, А.В. Камкин, профессор Вологодского государственного университета, член-корреспондент Российской Академии естественных наук.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priobshchenie_k_duhovnym_bogatstvam_narodnoy_kultury.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД

 «ЖУРАВУШКА», г.ЛЯНТОР

«ПРИОБЩЕНИЕ К ДУХОВНЫМ БОГАТСТВАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»

КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ РУССКОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

Срок реализации: 1 год

  Возраст детей: 3 – 4 года

                                                                   

                                                          Автор: Л.Н.Заворохина, воспитатель

                                                 

г.Лянтор, 2018

Актуальность мероприятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе русского народного творчества:

Главные задачи духовно-нравственного воспитания – сохранение семейных ценностей, воспитание личностных качеств, уважения к людям, привития интереса к русскому народному творчеству и многому другому.

Важными человеческими ценностями являются: мораль, нравственность, совесть, добродетель и главным образом духовность.  

 Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Поэтому, сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к нежелательным влияниям, учить их правилам общения умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности.

       Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

В русском народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные качества, представления о добре и красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности и т. д. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, песнями, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

Благодаря фольклору, в частности, русским народным песням, потешкам, прибауткам, колыбельным песням и т. д., ребенок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, – словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.

         Еще в середине прошлого столетия И.В.Киреевский, литературный критик и публицист (1806-1856) писал: «Уничтожить особенность умственной жизни народной так же невозможно, как невозможно уничтожить его историю. Заменить литературными понятиями коренные убеждения народа так же легко, как отвлеченною мыслию переменить кости развивающегося организма. Впрочем, если бы мы могли допустить на минуту, что предложение это может в самом деле исполниться, то в таком случае единственный результат его заключался бы не в воспитании и просвещении, а в уничтожении самого народа. Ибо, что такое народ, если не совокупность убеждений, более или менее развитых в его нравах, в его обычаях, в его языке, в его понятиях сердечных и умственных, в его религиозных общественных и личных отношениях, - одним словом, во всей полноте его жизни».

        Эти слова оказываются как нельзя более актуальными в настоящее время, время «массированного наступления» на культуру, историю, язык всех без исключения больших и малых народов России.

     Исходя из этого – одной из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта, создаваемого веками громадным количеством предшествующих поколений.

Каждый жанр русского народного творчества – кладезь народной мудрости. И в каждом – огромный запас положительной энергии, направленный на созидание, а не на разрушение. Использование фольклора на занятиях позволяет детям сравнить «как было» и «как есть», «как нужно» и «как не нужно» поступать в определенных случаях.

           Целью духовно-нравственного воспитания является создание условий для становления у подрастающего поколения духовно-нравственной культуры. В этом мне помогают родители воспитанников. Мною организован родительский клуб «Горница». Его задачей является взаимодействие педагога и родителей по организации семейного воспитательного пространства на принципах народной педагогики, вовлечение родителей с детьми в совместную творческую   деятельность, ознакомление родителей с традиционными формами культурного семейного досуга.

          Мною разработан комплекс мероприятий, который рассчитан на один год при работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Комплекс мероприятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе русского народного творчества.

Сентябрь

Устное народное творчество

  1. НОД (непосредственно образовательная деятельность, далее НОД) «Котик – коток»

Цель: Знакомство с малыми фольклорными формами, хоровое проговаривание потешек, прибауток.

  1. НОД «Чтение русской народной сказки «Репка»  

Цель: Учить оказывать помощь, запомнить и назвать персонажей сказки.

  1. Чтение русских народных потешек «Водичка, водичка», «Расти коса до пояса», «Пошел котик на торжок».
  2. Игра-драматизация по сюжету потешки «Пошел котик на торжок».

          Цель: развивать диалогическую речь детей, сопереживание с героем.

  1. Пальчиковая игра «Пальчик-мальчик».

Цель: совершенствовать умение согласовывать слова с действиями по

тексту.

Ознакомление с предметным миром

  1. НОД: Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Цель: Дать детям понятие о том, что одни предметы сделаны руками человека, другие предметы созданы природой. Знакомить с полезными свойствами овощей и фруктов, учить группировать предметы.

Познавательно-игровой час по программе «Социокультурные истоки» «Любимое имя»

  1. Цель: Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Имя», называть своё имя и имена других детей, используя уменьшительно – ласкательную форму.  Продолжать формировать образ «Я». Развивать чувство самоценности каждого ребёнка.

Декоративно-прикладное искусство

  1. Знакомство с богородской игрушкой
  2. Рисование  «Забавные медвежата»

           Цель: Передать в рисунке шуточный образ животного по мотивам

           изделий богородских мастеров. Формировать культурные нормы

           поведения в общении с детьми и взрослыми.

Народная музыка. Хороводные игры.

  1. Знакомство с музыкальным инструментом - берестяные погремушки.
  2. Игра на музыкальном инструменте - берестяной погремушке под русскую народную мелодию.
  3. Проведение русских народных игр «В поясок», «Салки – догонялки».

Работа с родителями в рамках родительского клуба «Горница»

  1. Утренник «Золотая осень» (чтение стихов, загадок, пение русских народных песен)
  2. Консультация «Первый раз…в детский сад!» (адаптация в условиях детского сада с использованием прибауток, потешек)

Октябрь

Устное народное творчество

  1. НОД «В гости к Хозяюшке»

Цель: Знакомство с потешками про кота, заучивание потешек, воспитывать доброту, ласковое отношение.

  1. НОД «Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса»

Цель: Познакомить детей со сказкой, проговаривать песню петушка вместе с педагогом, воспитывать доброжелательные взаимоотношения, желание помочь в трудной ситуации.

  1. Чтение прибауток «У кошки боли…», «Сорока, сорока кашу варила» и пальчиковые игры по сюжету прибауток.

Цель: продолжать развивать умение согласовывать движения со словами.

  1. Игра-драматизация по сюжету русской народной сказки «Кот, петух и лиса»

Цель: развивать память, диалогическую и монологическую речь детей. Воспитывать умение слушать старших.

Ознакомление с предметным миром

  1. «Я кувшинчик уронил и об пол его разбил»

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей по теме «посуда».

Закрепить навык различать и называть предметы чайной, столовой и кухонной посуды. Различать материал, из которого изготовлены предметы: глина, дерево, металл.

  1. Экскурсия на кухню.

Цель: Дать понятие о кухне – месте для приготовления пищи, называть предметы посуды.

  1. Дидактические игры «Что изменилось?» «Три медведя», «Посуда», «Подбери посуду для куклы»

Цель: формировать логическое мышление, речевые навыки, осваивать элементарные навыки расстановки посуды для гостей.

Познавательно-игровой час по программе «Социокультурные истоки» «Доброе слово»

  1. Цель: Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Слово». Развитие умения проявлять доброе отношение к близким людям

Декоративно-прикладное искусство

Знакомство с глиняной посудой.

  1. Роспись глиняной чашки.
  2. «Лепка чашки»

Цель: Закрепить умение лепить чашку круглой формы, путем выдавливания глины пальцем. Осваивать элементарные навыки работы с глиной. Самостоятельно придумать форму ручки.

Народная музыка. Хороводные игры.

  1. НОД «В гости к Хозяюшке» (где живут звуки?)

Цель: Обследовать звуки, сравнивать их: дерево - ложки, металл - миски, чугунки, глина – миски, горшочки.

  1. Познакомить с музыкальными инструментами: ложки, свистульки из глины) и способами игры на них под рус. нар. мелодии: «Ах вы, сени, мои сени», «Светит месяц..»-ансамбль ложкарей..
  2. Хоровод «Репка», «Сорока-сорока», «Скок-поскок» - учить водить хоровод.

Работа с родителями в рамках родительского клуба «Горница»

  1. День здоровья (зарядка, занятие на основе русских народных потешек; русские народные игры с пальчиками)
  2. Родительское собрание «Будем знакомы, как рассказывать сказки».
  3. Анкетирование «Роль фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»
  4. Памятка для родителей «Сказка в дом приходит к нам»
  5. Домашнее задание «Принести книги с русскими народными сказками»

Ноябрь

Устное народное творчество

  1. НОД «Чтение русской народной сказки «Колобок».

Цель: Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку, формировать умение вести диалог с педагогом.

  1. Рассматривание иллюстраций к русской народной сказке «Колобок»

   Цель: Продолжать приучать детей внимательно рассматривать рисунки в книгах, объяснять содержание иллюстраций, поговаривать звук «о» в словах.

  1. Отгадывание загадок

Цель: развивать воображение, свободное общение взрослого с ребенком.

Ознакомление с предметным миром

  1. «Печка-матушка»

Цель: Систематизировать знания детей о печи и приспособлениях для нее: ухват, кочерга, лопата, помело.

  1. Лепка «Колобок» 

Цель: Вызывать у детей желание создавать в лепке образы сказочных персонажей

  1. Опыты с глиной.

Познавательно-игровой час по программе «Социокультурные истоки»   «Ласковая песня»

  1. Цель:  Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Песня». Развитие умения слушать друг друга, проявлять к близким людям своё доброе отношение.

Декоративно-прикладное искусство

  1. «Волшебная паутинка»

Цель: познакомить с кружевом, как видом декоративно-прикладного искусства. Обратить внимание детей на то, что одежда, украшенная кружевом, приобретает праздничный вид.

Народная музыка. Хороводные игры.

  1. Хороводные игры «Каравай», «Куры-курченяточки», «Птички» - воспитание воли, благородства, и доброты.

Работа с родителями в рамках родительского клуба «Горница»

  1. Развлечение «Папа, мама, я - дружная семья»
  2. Выставка книг на основе русского фольклора «Почитай мне, мама»
  3. Памятка для родителей «Устное народное творчество для малышей»
  4. Домашнее задание «Чтение небылиц, и отгадывание загадок. Выучить русскую народную пальчиковую игру».

Декабрь

Устное народное творчество

  1. НОД «Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса»

Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса», с образом лисы. Упражнять в выразительном чтении отрывка – причитания Снегурушки.

  1. Чтение русских народных сказок «Три медведя», «Как коза избушку построила?», «Теремок», «Маша и медведь»; потешки «Наша-то хозяюшка…».

Цель: приобщать детей к русскому фольклору, выражать свое собственное отношение к добру и злу, развивать духовно-нравственное понятия, ярко представленные в образах героев.

  1. Игра-драматизация по сюжету потешки «Наша-то хозяюшка…».

Цель: Вызвать желание быть отличной хозяюшкой, развивать творческие, коммуникативные способности, закреплять правильную и чистую речь детей.

Ознакомление с предметным миром

  1. Дать понятие о материале – дерево и изделия из него.
  2. НОД «Теремок»

Цель: Знакомить детей со свойствами дерева, со структурой его поверхности.

  1. Дидактическая игра «Назови музыкальный инструмент»
  2. Опыты с материалом-деревом.

Цель: Выявить свойства и качества этого материала.

Познавательно-игровой час по программе «Социокультурные истоки»   «Праздничная песня»

Цель:Дальнейшее наполнение социокультурной категории«Песня». Развитие мотивации на взаимодействие детей и взрослых. Приобщение к традиции празднования Рождества.

Декоративно-прикладное искусство

  1. Рисование «Вот веселые матрешки, ладушки, ладушки…» (предметное)  

Цель: Дать представления о том, как народные мастера делают игрушки. Учить детей осваивать элементы декоративного узора.

  1. Лепка «Поможем козе построить избушку»

Цель: Закрепить умение выбирать вариант изображения избы, соответствующий способу возведения - из бревен.

  1. Игра-упражнение «Веселая ярмарка»

         Цель: воспитание любви к Родине, приобщение к духовным богатствам народной культуры. Закрепить умение выбирать предметы из дерева по их описанию.

Народная музыка. Хороводные игры.

  1. Игра на музыкальных инструментах: дудочки, погремушки.
  2. «Игра с погремушками», «Игра с матрешками» - русские народные мелодии.

Работа с родителями в рамках родительского клуба «Горница»

  1. Консультация «Семейные праздники и традиции в семье»
  2. Памятка «Как организовать свободный досуг детей в семье (разучивание малоподвижных игр, русских народных игр).»
  3. Домашнее задание «Принести новогодние игрушки 40, 50-х годов для рассматривания и знакомства»

Январь

Устное народное творчество

  1. НОД  Чтение русской народной сказки «Теремок»

Цель: вспомнить героев сказки и материал, из чего сделан дом-теремок

 ( из дерева, из бревен).

  1. Чтение русской народной сказки «Репка»; потешки «Наши уточки с утра…».

Цель: становление нравственных качеств: доброта, милосердие, справедливость.

  1. Игра-драматизация по сюжету потешки «Наши уточки с утра…».

Цель: увлечь сюжетом потешки, закреплять в речи ранее поставленные звуки.

  1. Заучивание считалки «За стеклянными дверями…»

Цель: совершенствовать речевые навыки при рассказывании считалки.

Ознакомление с предметным миром

  1. НОД «Деревянный брусочек»

Цель: Продолжать знакомить детей с некоторыми свойствами дерева, учить выделять признаки дерева, описывать деревянный предмет. Развивать тактильные ощущения.

  1. Дидактические игры «Укрась матрешку», «Узнай на ощупь»

Цель: развивать чувство цвета, воображение, творчество, тактильные ощущения

Познавательно-игровой час по программе «Социокультурные истоки» «Любимый образ»

  1. Цель: Первоначальное знакомство ссоциокультурной категорией «Образ». Формирование способности понимать чувства других людей. Развитие умения проявлять доброе отношение к близким людям.

Декоративно-прикладное искусство

1.Знакомство с матрешкой, продолжать знакомить с предметами из дерева.

  1. НОД «Красивые матрешки»

Цель: Воспитание трудолюбия, уважение к традициям своего народа.

Народная музыка. Хороводные игры.

  1. Ах ты, дудочка-дуда!»

Цель: Знакомство с музыкальными инструментами, изготовленными из дерева и бересты, их звучанием («Ах, вы, сени…», «Как у наших у ворот»)

  1. Игра на музыкальных инструментах: дудочки, погремушки.
  2. Хоровод «Строим дом» Т.Шутенко.

Работа с родителями в рамках родительского клуба «Горница»

  1. Выставка рисунков с родителями «По русской народной сказке «Снегурушка и лиса»
  2. Анкетирование «Знакомство с устным народным творчеством»
  3. Консультация «Добрые приметы зимы»

Февраль

Устное народное творчество

  1. «Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц»

Цель: Заинтересованно слушать новую сказку, помочь понять смысл произведения (мал удалец, да храбрец), отождествлять себя с положительным героем, развивать умение интонационно точно повторять песенки из сказки, упражнять в словообразовании.

  1. Обыгрывание действия убаюкивания куклы с пением колыбельных песен.

Цель: Вызвать желание создать образ мамы, убаюкивающей ребенка.

  1. Чтение потешки «Ночь прошла, темноту увела».

Цель: закрепить понятия «день-ночь», обогащать речь детей.

Ознакомление с предметным миром

  1. НОД «Золотая мама»

Цель: понять, почему мама «золотая», знакомить детей со свойствами ткани, со структурой её поверхности. Учить сравнивать различные виды ткани на ощупь, закрепить умение анализировать, делать выводы

  1. «А баю, баю, баю…»

Цель: Закрепить понятия «постельные принадлежности»

  1. Экскурсия в прачечную.

Цель: Дать понятие о прачечной (место, где стирают белье, одежду). Дать знания о предметах для стирки.

  1. Трудовая деятельность - постираем простынку для куклы, воспитывать трудолюбие.
  2. Дидактическая игра «Одень Машеньку»

Цель: заботиться о младших, называть предметы одежды, последовательное одевание куклы на прогулку.

Познавательно-игровой час по программе «Социокультурные истоки» «Образ света»

  1. Цель: Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Образ».Развитие умения выражать свои добрые чувства. Развитие эмоциональной сферы ребенка.

Декоративно-прикладное искусство

  1. Укладывание кукол спать с пением колыбельных «А, баиньки-баиньки», «Ай, люлень, да люлень»- ласковое пение.

Народная музыка. Хороводные игры.

  1. «Баю-бай, Баю-бай, поскорее засыпай»

           Цель: познакомить с новыми колыбельными песнями («Котенька-

           коток», «Ты не лай, собаченька» и др.)

  1. Убаюкивание куклы, пение колыбельной песни.

Цель: Разучивание колыбельных, удерживание дыхания, четкая интонация мелодии песни, пение протяжным звуком.

Работа с родителями в рамках родительского клуба «Горница»

  1. Родительское собрание «Знакомство с народной культурой и традициями»
  2. Выставка поделок «Куклу сшили с мамой мы»
  3. Консультация «Колыбельные песенки, русские народные песни»
  4. Домашнее задание «Сшить куклу из бросового материала, выучить колыбельную песню для куклы»

Март

Устное народное творчество

  1. НОД «Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Цель: Учить детей оказывать помощь, сочувствовать, внимательно слушать сказку, понимать ее содержание, запомнить повторяющиеся слова и выражения из сказки и интонационно, выразительно воспроизводить их.

  1. НОД Чтение сказки «Жихарка», потешки «Наша-то, хозяюшка», заклички «Идет матушка-Весна..».

    Цель: приобщать детей к русскому фольклору, отвечать на вопросы по  

    прочитанным произведениям.

  1. Игра-драматизация по сюжету потешки.

Цель: продолжать развивать диалогическую речь детей.

Ознакомление с предметным миром

  1. «Тарелочка из глины»

Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами глины, со структурой ее поверхности, с дымковскими игрушками, сделанными из глины

  1. Рассказ о дымковской игрушке.

  1. Роспись игрушки в присутствии детей.
  2. Дидактическая игра «Подбери узор»

Цель: готовить детей к овладению различными видами духовной культуры, обогащать воображение.

Познавательно-игровой час по программе «Социокультурные истоки» «Добрый мир»

  1. Цель: Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Образ». Развитие мотивации на общение со взрослыми. Развитие положительного восприятия мира.

Декоративно-прикладное искусство

  1. Знакомство с дымковской игрушкой
  2. Лепка «На выставку с папой сегодня идем!» (декоративная)

Цель: воспитывать любовь, уважение к папе, ознакомить с дымковской глиняной игрушкой. Учить детей лепить утицу-крылатку

Народная музыка. Хороводные игры.

  1. Слушание русских народных песен «Ах, вы, сени», «Светит месяц», «Ой, вставала я ранешенько».
  2. Хороводные игры «Кот и мыши», «Кот Васька», игра «Прятки».

Работа с родителями в рамках родительского клуба «Горница»

  1. Развлечение «Маму поздравляем»
  2. Выставка «Дымковские игрушки своими руками»
  3. Консультация «Как заучивать наизусть стихотворения, потешки, приговорки с детьми»
  4. Памятка для родителей «Приобщение детей к семейно-бытовым традициям, обычаям»
  5. Домашнее задание «Слепить из глины дымковскую игрушку, рассказать о ней»

Апрель

Устное народное творчество

  1. НОД «Чтение русской народной сказки «Бычок – черный бочок, белые копытца». Литературная викторина.

Цель: Познакомить детей с новой сказкой, развивать фантазию,  

воображение, упражнять в проговаривании слов со звуками ч и ц.

Расширять представления о диких животных.  Воспитывать свободолюбие, настойчивость, упорство достижения цели.

  1. Чтение и драматизация потешки «Эй, кузнец, молодец»

          Цель: продолжать развивать трудолюбие творческие, коммуникативные

          способности, закреплять правильную и чистую речь детей.

Ознакомление с предметным миром

  1. «Идет кузнец из кузницы»

Цель: Знакомство с материалом-металл и изделий из него: серп, коса, утюг, рукомойник.

  1. Знакомство с трудом кузнеца и с оборудованием кузницы: молот, наковальня.
  2. Рассматривание предметов для освещения: лучина, свеча, лампа, люстра.
  3. Обследование предметов и сравнение свойств материалов (металл, глина).
  4. Дидактическая игра «Какие предметы сделал кузнец, а какие гончар?»

Цель: знакомить с профессиями, ,закреплять названия предметов кузнеца и гончара.

Познавательно-игровой час по программе «Социокультурные истоки» «Добрая книга»

  1. Цель: Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Книга». Воспитание интереса, любви, бережного отношения к книге. Развитие умения слышать друг друга.

Декоративно-прикладное искусство

  1. Знакомство с изделиями жостовских мастеров
  2. Рассматривание картины В.Васнецова «Богатыри»
  3. «Жостовский поднос» - аппликация из ткани.

Народная музыка. Хороводные игры.

  1. «Во кузнице» (продолжение темы «Где живут звуки»)

Цель: Знакомство со звуком, который живет в металлических предметах.

вызвать желание извлекать звук из металлических предметов, поиграть на музыкальных инструментах: бубен, колокольчик, бубенцы.

  1. Хороводные игры «Жмурки с бубном», «Тихие и звонкие звоночки», «Веселые музыканты»- воспитание воли.
  2. Дидактическая игра «На чем я играю».

Работа с родителями в рамках родительского клуба «Горница»

  1. Консультация «Развитие творческих способностей ребенка при ознакомлении с русским фольклором»
  2. Памятка для родителей «Народный фольклор в семье»
  3. Памятка для родителей «Учим стихи на родном языке»
  4. Домашнее задание «Изготовление настольных театров для рассказывания сказок»
  5. Театрализованное представление «Маша и медведь»

Май

Устное народное творчество

  1. Чтение и разыгрывание потешки «Тяни холсты на рубашечку..»

Цель: развивать творческие, коммуникативные способности, умение разыгрывать потешку.

Ознакомление с предметным миром

  1. Трудовая деятельность: «сошьем платье для куклы», приобщать к труду.
  2. Опыты с тканью и бумагой (сравнение), выявление свойств и качеств материалов.
  3. Дидактические игры «Путаница», «Из чего сделаны?».

Цель: устанавливать отношения между материалом, из которого изготовлен предмет и способом использования предмета, называть как материал, так и предмет.

Познавательно-игровой час по программе «Социокультурные истоки» «Любимая книга»

  1. Цель: Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Книга». Развитие взаимодействия детей и взрослых. Создание позитивного настроя на общение в группе.

Декоративно-прикладное искусство

  1. Знакомство с вышивкой
  2. Аппликация «Украсим полотенце»

Цель: Закрепить знания о вышивке, как виде народного искусства.

Выполнять узор из геометрических фигур ритмично, соблюдая линию орнамента.

Народная музыка. Хороводные игры.

  1. «Ой, ниточка тоненькая»

Цель: Знакомство с песнями, которые помогали в работе.

  1. Слушание музыкальных произведений: «Прялица», «Молодая пряха», «Крутись, веретенце», «Ой, ниточка тоненькая», «Дуня, тонкопряха».
  2. Хоровод «Змейка»

         Цель: Двигаться друг  за другом плавным шагом, сравнивать движение

        «змейки» за ведущим с узором на ткани (как тянется нитка за иголкой),  

        выполнять хороводные движения.

Работа с родителями в рамках родительского клуба «Горница»

  1. Родительское собрание «Мы на год стали взрослее»
  2. Консультация «Роль малых произведений устного народного творчества в речевом развитии ребенка»
  3. Домашнее задание «Принести рисунки детей по мотивам фольклорных произведений»
  4. Создание альбома по мотивам фольклорных произведений.

Вывод: Приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. 

Мудрость и простота, органично сочетающиеся в фольклоре, помогают донести до маленького человека высокие нравственные идеалы. Воспитание трудолюбия, уважение к старшим, забота о младших - это те заповеди народной педагогики, которые служат своеобразным ориентиром, духовным компасом. Следовательно, это всё имеет большую воспитательную и образовательную ценность, так как, воспитывая детей на народных традициях, можно формировать у них любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа, учить понимать роль семьи, свое место в семье, растить будущих хозяев.

Литература

  1. Аникин В. П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах,   загадках, народном языке: Очерки. – М.: Дет. Лит.1988.
  2. Гаврилова, И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду [Текст]: методическое пособие / И. Г. Гаврилова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 160 с.   
  3. Виноградов Д. С. Русский детский фольклор, кн. 1. – Иркутск, 1930.
  4. Выгодский Л.С. Мышление и речь. - М.,1982.
  5. Куприна Л.С., Бодарина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. Детство-пресс,2004.
  6. Народная мудрость; Энциклопедия. – М.,1995.
  7. Ушинский К.Д. Родное слово. Новосибирск, 1997.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение детей к русской народной культуре на занятиях и в повседневной жизни»

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа можно говорить много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь....

Проект Воспитание духовности посредством приобщения детей к русской народной культуре «Неизвестная старина» Срок реализации: 2013-2016 год Целевая группа: дети 6-7 лет

Пояснительная записка Культура русского народа огромна и разнообразна. Русский педагог К.Д.Ушинский, исследователи русского фольклора Г.С.Виноградов, В.И.Даль и многие другие, отмечали, что основ...

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение к истокам русской народной культуры»

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования...