ДЕТСКАЯ ЛИРИКА К. Д. БАЛЬМОНТА В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ
проект по развитию речи (средняя группа) на тему

Высоцкая Юлия Владимировна

В современной методической литературе довольно обширно представлен опыт изучения жизни и творчества К. Д. Бальмонта в школе, как в рамках основной программы, так и в различных формах внеурочной работы. Однако знакомство с некоторыми стихотворениями поэта начинается ещё на этапе дошкольного образования, т. к. они входят в программы ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vysotskaya_balmont_statya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕТСКАЯ ЛИРИКА К. Д. БАЛЬМОНТА

В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ

В современной методической литературе довольно обширно представлен опыт изучения жизни и творчества К. Д. Бальмонта в школе, как в рамках основной программы, так и в различных формах внеурочной работы [1]. Однако следует отметить, что знакомство с некоторыми стихотворениями поэта начинается ещё на этапе дошкольного образования, т. к. они входят в программы ДОУ (например, план-программа «Детство» включает ознакомление со стихотворением «Осень» в первом квартале второй младшей группы и затем возвращение к этому же тексту в подготовительной группе [2]).

Согласно программе, одной из задач дошкольного образования выступает развитие умений художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов [3, 175], что предполагает такие виды деятельности как пересказ, выразительное чтение наизусть, придумывание поэтических рифм, а также воплощение впечатлений о прослушанных произведениях в разных видах художественной деятельности (рисунки, лепка, изготовление фигурок из природного материала и проч.) Также здесь уместны такие методы работы как включение фрагментов художественных текстов в режимные моменты и в наблюдения за явлениями живой и неживой природы, рассматривание иллюстраций, театрализованные игры по мотивам услышанного (прочитанного), моделирование (например, заучивание наизусть по мнемотаблицам).

Дети дошкольного возраста любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. Кроме того, специалисты отмечают, что качественные изменения в речевом развитии детей дошкольного возраста связаны с расширением их контактов с окружающим миром людей, вещей, природы [4]. Если говорить о среднем дошкольном возрасте, то, согласно программе, на этом этапе дети могут с помощью педагога понять общее настроение произведения, его эмоциональный и смысловой подтекст. Задача воспитателя при этом – обратить внимание на некоторые используемые в художественном тексте средства языковой выразительности и их значение, помочь детям осознать особенности интонационной выразительности рассказчика. В отдельных случаях можно предложить детям соотнести своё поведение с действиями и поступками героя, оценить себя и других детей с позиций этических норм, представленных в художественных образах [5, 179].

Несмотря на то, что многие считают лирику Бальмонта сложной для детского восприятия, у поэта есть определённый корпус именно детских стихотворений. Как показывает опыт совместного чтения, даже если дети понимают не все слова, общий смысл стихотворения им всё равно понятен: они с интересом слушают, включаются в беседу, рассматривают иллюстрации, задают свои вопросы. В свою очередь, родители в большинстве случаев не соотносят творчество и имя Бальмонта с детскими поэтами. Поэтому целесообразно расширить круг чтения дошкольников, познакомив детей и родителей с детской лирикой поэта.

Предлагаем краткосрочный (одна неделя) познавательно-творческий проект «В гости к Фее...» (по поэтическим страницам творчества К. Д. Бальмонта) [6]. Его цели:

  • познакомить детей с некоторыми фактами биографии поэта К. Д. Бальмонта;
  • сформировать элементарные представления о теории стихосложения  (стихотворение, рифма, ритм, образ, персонаж, лирический герой),
  • познакомить детей с некоторыми стихотворениями поэта.

Задачи проекта:

  • активизировать познавательный интерес детей;
  • дать детям первичные знания о жизни и творчестве поэта;
  • познакомить детей с детскими стихами поэта;
  • воспитывать любовь к чтению, к поэзии, к природе родного края;
  • обогащать словарь детей новыми словами и фразами;
  • развивать воображение и фантазию детей, их творческие способности.

Предполагается четыре этапа проведения проекта.

Целями подготовительного этапа выступают:

  • определение уровня знаний детей о поэзии К. Д. Бальмонта,
  • определение целей и задач предстоящего проекта.

Второй этап включает в себя сбор информации по данной теме, подбор дидактического материала, изготовление атрибутов для игр и разработку текстов бесед и консультаций.

Третий этап – собственно реализация проекта. Его цели:

- планирование образовательного процесса по формированию знаний о жизни и творчестве К. Д. Бальмонта у детей среднего дошкольного возраста,

- расширение знаний детей о творческой судьбе поэта,

- знакомство с отдельными детскими стихотворениями Бальмонта,

- развитие творческих способностей детей.

Акцент всего проекта сделан прежде всего на речевом развитии, однако реализация проекта предполагает охват всех пяти образовательных областей.

В рамках познавательного развития предполагаются беседы «Как я пишу стихи» (знакомство с поэтом К. Д. Бальмонтом), «Фейные сказки» (посвящена одноимённой книге, истории её создания и основным образам), беседа с презентацией «На родине поэта», а также беседа «С Феей волшебного сада», включающая элементы экологического воспитания, построенная на стихах «Бабочка» и «Золотая рыбка».

В рамках социально-коммуникативного развития представлена краеведческая беседа «”Бродячая собака” и “Бродячий щенок”» – об истории выступлений в арт-кафе Санкт-Петербурга и  возникновении детского творческого кафе в СОШ № 2 имени К. Д. Бальмонта (г. Шуя).

Важную роль при знакомстве со стихами Бальмонта играет художественно-эстетическое развитие, которое реализуется в рамках проекта через аппликацию «Фея» для коллективного коллажа «О, царица светлых фей».

Физическое развитие включает в основном подвижные игры на свежем воздухе (ручеёк, жмурки, море волнуется и др.), тематические игры, например, игра-имитация «Желания Феи» (нужно изобразить героев стихов о Фее: бабочку, мотылька, червяка, гусеницу, стрекозу и др.), конкурс мыльных пузырей («Забавы Феи»), а также театр-экспромт (организацию которого в случае дождливой погоды можно перенести и в помещение). Кроме того, на прогулке можно по теме проекта строить фейные замки из песка, мастерить наряд для Феи из листиков и травинок, рисовать герб и героев цветочной («фейной») страны, придумывать комплименты Фее, играть в рифмы, наблюдать за насекомыми (после прочтения стихов «Чары Феи», «Бабочка», «Детская песенка» и др.)

Проектная деятельность, как правило, предполагает и активную работу с родителями, их непосредственную включённость в педагогический процесс. С этой целью можно организовать книжную выставку (книги Бальмонта «Облачная лестница», «Былинки», «Фейные сказки», альманах «Солнечная пряжа»), а также провести консультацию «Что почитать ребёнку» и беседу «Как и из чего можно сделать вместе с ребёнком “фейную” поделку». Интересно будет подключить родителей и к изготовлению фигурок фей для коллективного коллажа в разных изобразительных техниках (тканевая аппликация, изонить, ниткография, пластелинография и др.)

На четвёртом заключительном этапе работы над проектом основной целью является обобщение и систематизация знаний и эмоционально-эстетических впечатлений детей, полученных во время реализации проекта (оформление выставки – коллективного коллажа «О, царица светлых фей!») и подведение итогов в форме конкурса чтецов («У чудищ», «Фея за делом», «Беспорядки у Феи», «Ветерок Феи», «Облачная лестница»).

Продуктами такого проекта станут: для детей – изготовление аппликации «Фея» и участие в конкурсе чтецов; для родителей – совместное с детьми творчество при изготовлении феечек и разучивание стихов; для педагогов – подбор материалов для бесед с детьми и родителями.

Ожидаемый результат реализации проекта:

  • дети и их родители знакомятся с некоторыми фактами биографии К. Д. Бальмонта и его детской лирикой;
  • дети внимательно и с интересом слушают чтение стихов К. Д. Бальмонта, а также заучивают их наизусть и читают слушателям;
  • дети охотно обсуждают литературные произведения, выражают своё отношение к ним (событиям, героям, красоте выразительных средств);
  • дети отвечают на вопросы по содержанию, устанавливают причинные связи;
  • дети представляют героев стихов, особенности их внешности, черты характера, объясняют мотивы поступков, дают им оценку;
  • дети придумывают поэтические рифмы, охотно участвуют в играх с рифмами;
  • дети отражают свои впечатления от прослушанных произведений в разных видах художественной деятельности.

На примере реализации одного краткосрочного проекта некорректно делать обобщающие выводы, однако проведенная с детьми работа показывает, что подобного рода мероприятия имеют место быть и вызывают искренний интерес у дошкольников.

Примечания:

1. Петрова Т. С., Хромова С. Ю. Откроем Бальмонта…:Пособие для учителя. – М.: Московский Лицей, 2007.

Борисова Е. В. На урок с Бальмонтом // «Солнечная пряжа»: научно-популярный и литературно-художественный альманах. Шуя, 1912. Вып. 6. С.58.

Борисова Е. В., Сундарева Е. А. К. Д. Бальмонт на уроках русского языка при подготовке к ЕГЭ // Космос Бальмонта: миры и люди: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (XXVI Бальмонтовские чтения; Шуя, 13 июн.я 2014 года) / отв. ред. Т. С. Петрова. – Шуя-Москва: Издательство Шуйского филиала ИвГУ, 2014. С. 148-166.

Высоцкая Ю. В. Возможности внеурочной работы в изучении творчества К. Д. Бальмонта в школе: литературная гостиная // Космос Бальмонта: миры и люди: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (XXVI Бальмонтовские чтения; Шуя, 13 июн.я 2014 года) / отв. ред. Т. С. Петрова. – Шуя-Москва: Издательство Шуйского филиала ИвГУ, 2014. С. 166-192.

2. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду: Методическое пособие для воспитателей / Сост. Н. В. Гончарова и др.; под ред. З. А. Михайловой. - Спб.: Акцидент, 1997.

3. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. С. 175.

4. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.; под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович: изд. 3-е, переработанное. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. С. 54.

5. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. С. 179.

6. Автор проекта к.ф.н. Ю. В. Высоцкая. Проект прошёл апробацию на базе ГБДОУ№ 81 Калининского района г. СПб.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение эмоционального комфорта детей в детском саду в ходе организации проектной деятельности.

Система работы педагога психолога ДОУ по эмоциональному развитию детей 4-6 лет....

Взаимодействие детского сада и семьи в проектной деятельности

Проект по совместной деятельности детей с родителями в ДОУ (старший дошкольный возраст) "Вместе с папой, вместе с мамой "- Совместные праздники,в форме игр по станциям, где родители активно ...

Взаимодействие детского сада и семьи в проектной деятельности

Цель: создается новый познавательно-творческий продукт. Чаще осуществляется коллективно или совместно с родителями....

Опыт работы на тему "Поддержка детской инициативы и самостоятельности в проектной деятельности дошкольников"

Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных....

семинар по теме: «Организация совместной работы детского сада и семьи в проектной деятельности по нравственному воспитанию дошкольников».

17.02.2017 г. На базе МБДОУ « Детский сад № 5»прошел городской семинар по теме: «Организация совместной работы детского сада и семьи в проектной деятельности по нравственному воспитанию дошкольников»....

«Поддержка детской инициативы и самостоятельности, через проектную деятельность в ДОУ»

laquo;Поддержка детской инициативы и самостоятельности, через проектную деятельность в ДОУ»«Расскажи – и я забуду»,Покажи – и я запомню,дай попробовать – и я пойму...