Конспект НОД по развитию речи в средней группе детского сада "Звук Ж"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Кульбида  Татьяна Николаевна

Знакомство детей с новым звуком в игровой форме, с использованием артикуляционной, пальчиковой гимнастики, физкультурной минутки со звуком Ж. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №72»

Энгельсского муниципального района

Саратовской области

Конспект НОД

по развитию речи - ЗКР

«Звук «ж»»

 (средняя группа от 4 до 5 лет)

Воспитатели

 высшей квалификационной категории

Кульбида Татьяна Николаевна,

Энгельс

2018


Возрастная группа: средняя

Тема НОД: «Звуковая культура речи. Звук «ж»».

Направление образования и развития (образовательная область): речевое развитие.

Цель: создание условий для обучения произнесению звука «ж».

Задачи:

Образовательные. Формировать умение произносить звук «ж», познакомить детей с артикуляцией звука «ж»;

Развивающие. Развивать умение  произносить звук «ж» в словах и фразах;

произносить звук тихо и громко; развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звук, развивать речевое внимание.  

Воспитательные. Воспитывать культуру общения,  стремление помочь в трудной ситуации.

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно - исследовательская.

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением, повторение рифмовок.

Оборудование:

Демонстрационный материал: два жука – маленький и большой, собака, ёжик, ширма.

Раздаточный материал: картинки с изображением жука на каждого ребенка, картинки на столах, с изображением предметов, в названии которых есть  звук «ж» (по 1 картинке) и нет звука «ж» (2 – 3 картинки) для каждого ребенка.

Ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I Вводная часть

Здравствуйте, ребята.

Ребята, к нам пришел в гости наш знакомый Веселый Язычок.  А как называется домик Веселого язычка? Язычок решил погулять, но сначала он открыл  окошко.

Вот  Язычок высунулся, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался - холодно на улице, лето прошло.

Здравствуйте.

Домик у Язычка – это рот.

Дети выполняют упражнение «Окошко» (3 - 4 раза)

Дети выполняют упражнение

«Прятки» (2-3 раза)

II Основная часть

     Веселый Язычок рассказал мне интересную историю, которая произошла с ним. Однажды Язычок сидел у себя в домике, спрятавшись от морозов, и слушал зимнюю тишину.

       - Эх, скорее бы наступило жаркое лето, поющее разными звуками, - подумал Язычок.

И тут произошло чудо. Все зазеленело, запело, загудело.

Ребята, давайте мы тоже представим себе, что наступило лето, загудели, зажужжали насекомые.

 

 

-       Веселый Язычок понял, что наступило лето. Слышит Язычок: кто-то поет песенку: «ж-ж-ж».

-       Я не умею так петь, - огорчился Язычок. – Я знаю песенку гуся, воды, комара. Давайте вспомним.

-       Как поет комар?

-       Как шипит гусь?

-       Как журчит вода?

-       Молодцы, вы вспомнили все песенки Язычка.

-       Но эта песенка совсем другая. Она звонкая «ж-ж-ж».

-       Чья эта песенка?

-       Да, «ж-ж-ж» - это песенка жука. Она поется также как и песенка гуся (ш-ш-ш), но только звонко, с голосом. Песню жука поет даже горлышко. Приложите ладонь к горлу и спойте: ж-ж-ж.

-       Что вы слышите?

-       А теперь приложите ладонь к горлу и спойте песенку гуся.

-       Поет горло?

-       Давайте поучимся петь песенку жука.

-       Откройте рот. Сложите губы широкой трубочкой. Положите язычок на нижнюю губу. А теперь поднимите его кверху и спрячьте за верхние зубы, чтобы кончик не выглядывал. Язычок не прижимайте к зубам. Закройте рот. Отдохните немного. Давайте повторим. Как только спрячете язычок далеко за верхние зубы, сразу начинайте петь: «ж-ж-ж».

 -       Ребята, посмотрите, а вот и жук, которого услышал наш Веселый Язычок. Он кружился, кружился и упал, перевернулся лапками вверх.

-Жук упал

-И вставать не может,

-Ждет он,

-Кто ему поможет.

-       Жук жалобно, тихо жужжит: «ж-ж-ж».

-       Как жужжит жук? (спрашиваю индивидуально 2-3 ребенка)

-       Посмотрите, ребята, к нему на помощь прилетел еще один жук. Он большой, он громко жужжит.

-       Как жужжит большой жук? (спрашиваю индивидуально 2-3 ребенка)

-       Не смог большой жук помочь маленькому жучку. Наш веселый Язычок пошел искать кого-нибудь на помощь.

Пальчиковая гимнастика.

Прилетела к нам вчера          дети 

Полосатая пчела,         взмахивают

                                    кистями рук

А за нею шмель – шмелёк,  

И веселый мотылек         загибают            пальцы

Два жука и стрекоза-          делают  Как фонарики глаза.       кружочки из пальцев и

подносят к глазам

Пожужжали, полетали,       машут    ладошками

От усталости упали        опускают  руки на колени

Комарик поет «з-з-з».

Гусь шипит «ш-ш-ш».

Водичка журчит «с-с-с»

Это песенка жука.

Дети выполняют упражнение.

Горлышко поет эту песню.

Дети выполняют упражнение все, затем по подгруппам: мальчики и девочки.

«ж-ж-ж» (жужжат жалобно, тихо)

«ж-ж-ж» (жужжит громко)

Физкультурная минутка.

-       А мы пока встанем и вспомним, что произошло с жучком.

В группу к нам жук влетел             дети стоя, делают    

                                                                   взмахи руками

Зажужжал и запел «ж-ж-ж»                           жужжат

Вот направо полетел,

Каждый вправо посмотрел.             поворот туловища

Вот налево полетел,

Каждый влево посмотрел.

Жук на нос хочет сесть,                                                             показывать

Не дадим ему присесть,              отмахнуть ладошкой

Жук наш приземлился,                                сели-встали

Зажужжал и закружился                                кружатся

Ж-ж-ж.

Жук – вот красивая ладошка                                         показывают ладошку                   

Посиди на ней немножко.

Жук наверх полетел                                        руки вверх

И на потолок присел

На носочки мы привстали,                          на носочках

Но жука мы не достали,

Хлопнем дружно        

Хлоп-хлоп-хлоп                                хлопают в ладоши

Чтобы улететь он смог.

Ж-ж-ж.

 

-       Ребята, посмотрите, кого на помощь пригласил Язычок. (появляется собачка)

-       Я Дружок. Как меня зовут?

-       Дима, как зовут собаку? Вика, как зовут собаку?

-       Меня можно называть ласково: Дружочек. Мне очень нравится, когда меня называют ласково. Попробуйте и вы назвать меня так.

-       Ариша, как зовут собаку? (полным ответом)

-       Я не один к вам пришел. Я ежа привел.

-       Где же он? Е-е-ж, покажись.

-       Дети, помогите мне упросить ежа показаться.

-       Ежик, покажись! -       Не показывается! – сокрушается Дружок, - пусть Вероника попросит, Максим, Гоша.

(появляется из-за ширмы еж, смотрит на детей, ворчит)

-       Покажись, покажись! Разве так просят?

-       Обиделся – удивляется Дружок. – Надо попросить ежа вежливо. – Ежик, покажись, пожалуйста.

-       Попроси Егор ежика показаться.

-       Ежик, Дружок помогите нашему жуку. Он упал, и встать не может.

(звери помогают перевернуться жуку)

-       Вика, поблагодари Ежика и Дружка.

-       А жук сочинил, ребята, для вас стишок.

Жук жужжит: жу-жу-жу

Я живу – не тужу.

Все над ухом жужжу

И детишек бужу.

-       Ребята, понравилось вам стихотворение жука? Давайте его выучим.

-       Жучок очень обрадовался, что его освободили, и теперь хочет поиграть с вами в прятки.

Дети произносят слова и выполняют движения.

(хоровой ответ)

Собачку зовут Дружок.

(Ответы 2-3 детей)

(хоровой ответ, затем 3-4 индивидуальных)

Ёжик покажись, пожалуйста.

Спасибо Ежик, спасибо Дружок.

Повторяем 2-3 раза.

 

III Заключительная часть

Он будет прятаться за теми картинками, где есть звук «ж». Сейчас вы возьмете  Фотографии  жучка и спрячете под ту картинку, куда может спрятаться жучок.

-       Ариша, куда ты спрятала своего жучка? Покажи. Кто  это? Назови слово. Повтори еще раз. Есть в этом слове «ж»?

-       А может ли жучок спрятаться за эту картинку?

-       Назовите слово. (проверяю задание индивидуально, задаю вопросы)

Ребята, с какой песенкой Веселого Язычка мы познакомились?

-       Какие слова со звуком «ж» вы запомнили?

-       Что вам понравилось делать на занятии?

Дети проходят за столы и выполняют задания.

Жираф.

Песенка жука «ж-ж-ж».

Жираф, жаба, Дружок, ёжик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе детского сада

Материал посвящен знакомству детей с различными профессиями....

Конспект НОД по развитию речи в средней группе детского сада: рассказывание из личного опыта на тему «Как мы помогаем маме»

НОД проходит в игровой форме. В ходе игры дети учаться высказываться на тему из личного опыта, упражняются в произнесении фраз с разной силой голоса, формируется  правильное произношение звука &q...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе детского сада « Снежный хоровод».

Конспект занятия содержит игровой материал, позволяющий расширить знание детей о снеге, его свойствах и зимних явлениях природы. Словарная работа на занятии способствует пополнению словарного запаса д...

Конспект заняти по развитию речи в средней группе детского сада "Деревья зимой".

Конспект занития по развитию речи в средней группе детского сада "Деревья зимой"....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе детского сада "Город мастеров"

Занятие по ознакомлению детей среднего возраста с профессиями людей....

Конспект НОД по развитию речи в средней группе детского сада "В гости к осени"

В средней группе дети начинают осознавать необходимость средств  речевого общения. Становится возможным предъявлять требования к культуре речевого общения, т.е. учить детей говорить , не перебива...

План-конспект занятия по развитию речи в средней группе детского сада по теме «М.М. Зощенко. Рассказы для детей»

Работа с детьми в редней группе детского сада, направленная на развитие речи. В ходе работы  с детьми прививается любовь и интерес к литературным произведениям, развивается воображение, умен...