Конспект НОД по развитию речи в средней группе детского сада "В гости к осени"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Наталья Николаевна Ступнева

В средней группе дети начинают осознавать необходимость средств  речевого общения. Становится возможным предъявлять требования к культуре речевого общения, т.е. учить детей говорить , не перебивая друг друга, по одному, а не хором, правильно строить фразы.Главная задача- развивать инициативность ребенка в речевом общении, способность донести свои мысли  посредством правильно составленных монологов, умении участвовать в диалогах, беседах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_oseni.docx25.49 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад № 96 комбинированного вида Красногвардейского района

 г.Санкт-Петербург

Конспект

НОД по  развитию  речи для детей  средней группы

« В гостях у осени»

с использованием  современных педагогических технологий

воспитатель : Ступнева Наталья Николаевна

Используемые технологии:

1.Здоровьесберегающая технология

2.Технология исследовательской деятельности

3. Технология  ТРИЗ.

4.Технология деятельного подхода

                                              Санкт – Петербург

                                                         2018 г

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи:

Образовательные

1.  Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы.

2. Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, использую образные слова и выражения.

3 .Закрепить навыки  образования прилагательного от существительного.

Развивающие 

1.Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.

2.Развивать  восприятие  зрительное, слуховое, тактильное, двигательное.

Воспитательные 

1. Воспитывать  в рамках проводимого мероприятия культуру речевого общения, работу в команде,  взаимопомощь, любовь к животным.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: 

    Рассматривание иллюстраций «Ранняя осень», «Поздняя осень». Закрепление знаний об овощах и фруктах (рассматривание, опробование, закрепление в различных видах деятельности). Знакомство с устройством термометра. Прогулки и наблюдения за изменениями в природе с приходом осени.

Словарная работа: 

    Термометр, золотая, величавая, очаровательная, разноцветная, ранняя, поздняя.

 Материал:

  • Доска с таблицей, фломастер, шкатулка, игрушечный заяц.
  • Иллюстрация картин "Ранняя осень", "Поздняя осень".
  • Магнитофон, аудиозапись «звуки пробуждающегося леса».

Организация детей:

Стулья расставлены полукругом по количеству детей.

ПРИМЕРНЫЙ ХОД НОД:

 

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

  Дорогие ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:

Прошла по лугам,

По лесам, по полям.

Припасы она заготовила нам,

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала: За мною нагрянет зима.

Посмотрим от кого же это письмо?

Детский сад № 96 , ребятам средней группы

Обратный адрес: Заячья поляна в  лесу, не далеко от города.

 «Здравствуйте , ребята! Пишут вам зайцы пригородного леса. Собрались мы с братишками и сестренками и поспорили , стоит нам менять летние шубки на зимние или нет?

Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Мы не можем понять, кончается осень или нет?

 Подскажите нам , пожалуйста. Какие приметы говорят о приходе поздней осени.»

В.-   Ребята, поможем зайчикам разобраться?                                                                  

В.- Ребята, а еще температуру воздуха можно узнать, посмотрев на термометр.

В.- Ребята, а давайте поиграем!

Игра "Погода осенью"

В.-Дети, а какая бывает погода осенью:

  • Когда идет дождь - дождливая.
  • Когда дует ветер - ветреная
  • Холодно - холодная
  • Пасмурно - пасмурная
  • Сыро - сырая
  • Хмуро - хмурая
  • Ясно – ясная
  • И т. д.

В.- Отлично. Вы правильно говорите, о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко, внятно. А теперь давайте отправимся в гости к осени и постараемся все разузнать, а потом расскажем зайцам.

 А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?

 

Ребята, давайте посмотрим на картины . На них изображены разные периоды осени. Посмотрите внимательно и расскажите какая осень на картине.

В.- Подскажите мне , пожалуйста, сколько месяцев продолжается осень. Назовите месяцы осени.

В.- Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой осенью?

В.-  Молодцы вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. Послушайте, я расскажу вам о приметах осени.

Приметы осени

Осень подойдет неслышно,

Тихо встанет у ворот.

В огороде листик вишни,

На дорогу упадет.

Это первая примета,

Что от нас уходит лето.

А вторая куст малины,

В нитях белой паутины.

 

Чуть короче станет день,

Потемнеют облака,

Словно их накроет тень,

Станет пасмурной река -

Третья верная примета:

Осень бродит близко где-то

Ранним утром на поляны,

Лягут белые туманы.

А потом уж жди, не жди

Моросящие дожди

Пеленой затянут просинь

 В.- Значит, наступила осень. У нас  есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы времен года. А вы хотите положить туда свои знания?

Давайте отыщем шкатулку?

Игра «Приметы осени»

 В круг ребята становитесь,

Крепче за руки держитесь.

Я шкатулочку возьму,

И приметы соберу.

В.- Давайте назовем приметы и пословицы, и положим их в шкатулку.

В.- Ребята, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Мне понравились ответы, вы назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.

А сейчас прочитаем стихотворение "Осень", написанное на таблице.

Плакали ночью желтые клены,

Вспомнили клены, что были зелены.

С желтой березы тоже капало,

Значит, береза тоже плакала.

В.-Как вы думаете, почему плакала береза?

В.-  А почему у деревьев опадают листочки?

В.- Представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались

Физминутка "Листочки".

Осенние листочки закружились.

Веселый ветер зашумел над ними,

Весело они летели

И на землю сели.

Вот ветер снова тихо набежал,

Вдруг листочки красивые поднял.

Весело они летели

И на землю сели.

В.-  Вот подошло наше путешествие к концу. Расставаясь с осенью, давайте поиграем с лесным эхом.

Эхо лесное, спросить могу?

Куда это листья лесные пропали?

Птички певички, давно ли галдели?

Белки и зайцы, про вас не знаем?

Так что же творится в лесу? – спросим

Итог занятия

В.- Дети, подумайте и скажите, что мы напишем зайцам.

В.-  Сегодня после прогулки мы напишем зайцам ответ. Дети, а кто сегодня на занятии был самым активным? Чьи ответы вам понравились. А кому понравились свои ответы и почему.

В.-  Молодцы, вы старались, я довольна вами. У меня для вас небольшой секрет: осень прислала нам посылочку. Примите от нее послание. Осень прислала вам листочки, которые вы можете раскрасить.

 Осень.( открывается дверь и выглядывает мордочка зайца. Он приносит письмо).

Дети внимательно следят за происходящим.

 Дети следят за происходящим, внимательно слушают, эмоционально реагируют.

    Дети пытаются рассказать хором , о том , что знают: смотрят прогноз погоды, диктор рассказывает о температуре воздуха. Чувствуют холод и одеваются теплее и пр.

  Дети рассматривают прибор, воспитатель объясняет его действие.

Договариваются взять термометр на улицу и посмотреть, как изменятся показания прибора.

 Дети подбирают прилагательные к существительным, воспитатель при необходимости поправляет.

  Д.- Осень бывает ранняя и поздняя. Приводят приметы ранней и поздней осени. Проводится небольшая беседа.

  Дети приводят аргументы, отстаивают свое мнение, описывают увиденное, сравнивают картины.

Д.: Сентябрь, октябрь, ноябрь. Всего 3 месяца.

Д.- Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда, созревают желуди, орехи, поспевают клюква.

  Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко.

  Листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев звенят и покрываются инеем.

   Дети внимательно слушают.

  Дети находя шкатулку по описанию и приносят воспитателю.

 Дети называют приметы и известные им пословицы.

Пословицы

Коли ясно, то и осень прекрасна.

Осень идет, и дождь за собой ведет.

Красна весна цветами, а осень пирогами.

От осени к лету, поворота нету.

Лето со снопами, осень с пирогами.

Грибок в кузовок - зимой будет пирожок.

Приметы

Осенью паутина на ясную погоду.

Гром в сентябре - теплая осень.

Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.

     Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме.

Когда гусь улетает, снег выпадает.

             Дети садятся на стульчики

Д.-  Жалела, что кончилось лето, что опадают листочки.

Д.-Мало солнца, стало холодно.

 Дети выполняют движения под музыку в соответствии с текстом.

- кружатся

- поднимают руки вверх

- пробегают по кругу

- приседают

- поднимают руки вверх

- снова пробегают и приседают.

   

-Ау-ау-ау!

 - Опали-опали-опали

- Летели, летели, на юг улетели

- Линяем, линяем, линяем

- Осень, осень, осень.

Д.- Осень наступила. Уже выпадает снег по ночам. Пора менять шубки на белые, а то лиса или волк заметят. Деревья голые, травка повяла, исчезли насекомые жуки, червяки, улетели птицы на юг.

     Ответы детей. Дети учатся аргументировать, приводить доказательства своей правоты.

 Дети выбирают листья по вкусу, рассматривают, сговариваются на дальнейшую деятельность.


Цель: ______________________(одна)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе детского сада

Материал посвящен знакомству детей с различными профессиями....

Конспект НОД по развитию речи в средней группе детского сада: рассказывание из личного опыта на тему «Как мы помогаем маме»

НОД проходит в игровой форме. В ходе игры дети учаться высказываться на тему из личного опыта, упражняются в произнесении фраз с разной силой голоса, формируется  правильное произношение звука &q...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе детского сада « Снежный хоровод».

Конспект занятия содержит игровой материал, позволяющий расширить знание детей о снеге, его свойствах и зимних явлениях природы. Словарная работа на занятии способствует пополнению словарного запаса д...

Конспект заняти по развитию речи в средней группе детского сада "Деревья зимой".

Конспект занития по развитию речи в средней группе детского сада "Деревья зимой"....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе детского сада "Город мастеров"

Занятие по ознакомлению детей среднего возраста с профессиями людей....

Конспект НОД по развитию речи в средней группе детского сада "Звук Ж"

Знакомство детей с новым звуком в игровой форме, с использованием артикуляционной, пальчиковой гимнастики, физкультурной минутки со звуком Ж....

План-конспект занятия по развитию речи в средней группе детского сада по теме «М.М. Зощенко. Рассказы для детей»

Работа с детьми в редней группе детского сада, направленная на развитие речи. В ходе работы  с детьми прививается любовь и интерес к литературным произведениям, развивается воображение, умен...