«Путешествие в дивный мир лекарственных растений»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Мифтахова Гульнара Зуферовна

Конспект занятия в подготовительной группе  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_v_podgotovitelnoy_gruppe.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе

 «Путешествие в дивный мир лекарственных растений»

 Программное содержание:

 Обобщить знания детей о лекарственных растениях.

 Учить различать их по внешнему виду, форме листа и цветка

 Воспитывать в детях любовь к природе, развивать познавательный интерес

 Развивающая среда:

 Картинки с растениями (мать-и-мачеха, одуванчик, подорожник, мята, ромашка, крапива)

 Ход занятия.

 Воспитатель:

 Ребята, посмотрите, сколько гостей сегодня. Давайте поздороваемся.

 Придумано кем-то просто и мудро

 При встрече здороваться «Доброе утро»

 Доброе утро солнцу и птицам

 Доброе утро улыбчивым лицам.

 Воспитатель:

 А сейчас улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки гостям.

 Воспитатель: Ребята я не вижу Максима, где он?

 Дети: Он простудился и кашляет.

 Воспитатель: Очень жаль, а как же нам уберечься и защититься от болезней?

 Дети: Мы едим лук, чеснок, проветриваем группу, ходим гулять, едим витамины, пьем чай из лекарственных трав.

 Воспитатель:

 Есть много разных травок

 у тропинок, у канавок

 и красивых, и пушистых

 разноцветных и душистых!

 Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в царство растений.

 Лес как сказочное царство

 там кругом растут лекарства

 в каждой травке, в каждой ветке

 и микстура, и таблетки

 ну а чем и как лечить

 я смогу вас научить.

 Воспитатель: Давайте больше узнаем о лекарственных растениях. Как вы думаете, почему они называются лекарственными? (их используют для лечения заболеваний) .

 Издавна люди замечали, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений.

 Послушайте загадку:

 Растет зеленою стеной,

 Ее обходят стороной,

 Колючая и злая дива.

 А как зовут траву? (Крапива)

 Правильно, ребята. Это сорняк. Он растет у заборов домов, по обочине дорог. Стебель и листья покрыты жгучими волосиками. Чуть дотронешься до них - они обламываются и ранят кожу. Появляются волдыри, которые чешутся. Листья крапивы богаты витаминами, поэтому весной, пока нет свежих овощей, листья крапивы собирают и готовят их них зеленые щи. В медицине листья крапивы используют как кровоостанавливающее средство.

 Вдоль дорожек его встретишь,

 Ранки, ссадины излечишь,

 Сорвешь листочек осторожно.

 Кто нас излечит? (Подорожник)

 Правильно! А почему он так называется? Он растет около дороги, он есть у нас на участке. У него крупные, блестящие листья. Они прижаты к земле. Сколько ни ходи по ним ногами, их не прижмешь и не притопчешь, потому что лист у подорожника крупный. Это растение – доктор. Если его листок приложить к ранке, то он остановит кровь, убьет микробы и ранка быстро заживет.

 А теперь я предлагаю провести физминутку.

 Выросли деревья в поле.

 Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)

 Каждое старается,

 К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)

 Вот подул веселый ветер,

 Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)

 Даже толстые стволы

 Наклонились до земли. (Наклоны вперед)

 Вправо-влево, взад-вперед –

 Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)

 Он их вертит, он их крутит.

 Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

 Ветер стих. Взошла луна.

 Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

 Стоят в поле сестрички -

 желтый глазок, белые реснички.

 (Ромашки)

 Как вы догадались? Растет ромашка на лесных опушках, полянках, в лунах и на полях. Ее употребляют внутрь как противовоспалительное и успокаивающее средство. При ангине ее настоем полощут горло. При нарывах лечат раны, промывают глаза. Чай из ромашки помогает при болезнях желудка.

 В жвачке, в пасте и в конфетах

 Вы найдёте травку эту.

 Холодит приятно рот,

 Запах чаю придаёт.

 (мята)

 Растет мята на лугах. Из ее листьев готовят витаминный чай, а также отвары и настойки. Они укрепляют здоровье, повышают сопротивляемость болезням. Повышают аппетит. Оказывают болеутоляющее и успокаивающее действие. Маслом мяты лечат насморк, а при ангине с ним делают ингаляции. Бывает мятная зубная паста, она укрепляет зубы и освежает дыхание.

 Вот послушайте рассказ:

 Пошел как-то селянин свою пасеку проведать и вернулся домой хмурый, как туча.

 – Что случилось? – перепугалась жена.

 – Беда с нашей пасекой. Не то что меду, пчел почти не осталось. Напал на них клещ злющий, от которого спасения нет.

 Опечалились селянин с женой – без денег, которые за мед выручали остались. Пошел селянин на базар, чтоб на последние деньги детям хлеба купить. Шел он, вдруг запнулся и выронил свою последнюю монету. Прикатилась эта монета прямо к старику, что торговал связанной в пучки какой-то пахучей травой. Поднял дедок монету селянина и говорит:

 - Хочешь, отдам тебе за твою монету пучок мяты? Есть в этом растении чудесное вещество – ментол. Мята и простуду прогонит, и колики в животе уберет, и сердце успокоит. – Я б хотел моим деткам не травы. А булок сдобных с базара принести, та нет у меня денег на них. Давай свою траву, может от нее хоть на сердце легче станет, – сказал селянин и взял пучок мяты.

 – Залей дома мяту кипятком и пей вместо чая, – посоветовал дедок на прощанье.

 Селянин так и сделал. Сели они всей семьей пить ароматный чай из мяты и видят, что над чашками пчелки вьются. Подлетела одна пчелка прямо к уху селянина и прожужжала:

 – Для нас мята – спасение. От ее запаха клещи вредные замертво падают.

 Обрадовался селянин и положил в каждый улей тряпочку, смоченную в мятном настое. Вскоре в ульях не одного клеща не осталось. Пчелы выздоровели и меду наносили.

 Селянин за мед деньги выручал и больше беды не знал.

 Ребята, а где же нам приобрести эти чудесные травы? Правильно. Их можно собрать или купить в аптеке. Необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые. Для того чтобы получить от растений больше пользы нужно соблюдать определенные правила, какие?

 1. Хорошо знать лекарственные растение и отличать их от ядовитых.

 2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.

 3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги.

 4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.

 5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.

 6. Нельзя при сборе топтать соседние растения и рвать их с корнем.

 Воспитатель: Давайте встанем и поиграем в игру «Я мяч бросаю, а ты лови и правильно говори! » Дети стоят по кругу, в центре – воспитатель. Воспитатель бросает мяч и задаёт вопросы детям.

 Воспитатель: Что такое лекарственное растение?

 Дети: Растения, которые лечат разные болезни.

 Воспитатель: Для чего используют лекарственные растения?

 Дети: Для лечения разных болезней, для купания, для приготовления кремов, шампуней, зубных паст.

 Воспитатель: В какую погоду собирают лекарственные растения?

 Дети: В сухую, солнечную погоду.

 Воспитатель: Почему подорожник так назвали?

 Дети: Потому что он растет вдоль дорог.

 Воспитатель: Можно ли собирать лекарственные растения вблизи дорог, около домов? Почему?

 Дети: Нельзя, потому что у дорог и около домов грязно, пыльно.

 Воспитатель: Где можно собирать лекарственные растения?

 Дети: Можно собирать в лесу, у рек, в огороде на грядках.

 Воспитатель: Почему растение мать – и – мачеха так назвали?

 Дети: Потому что листочек с одной стороны гладкий, холодный, как мачеха, а с другой - мягкий, теплый, как мать.

 Воспитатель: Что делают из лекарственных трав?

 Дети: Из них делают отвары, настои, капли, добавляют в крем, шампуни, мыло.

 Воспитатель: итак подведем итог:

 - о чем мы с вами сегодня говорили?

 - Чай, с какими лекарственными растениями вы пьете дома всей семьей? А я хочу угостить вас настоем шиповника. Он богат витамином С, укрепляет иммунитет, борется со всеми болезнями. Угощаю и желаю всем крепкого здоровья! И чтобы гости не скучали, угостим мы их чаем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека подвижных игр на тему "Лекарственные растения" в рамках проекта "Лекарственные растения"

Через подвижные игры можно закреплять с детьми знания о лекарственных и полезных для человека растениях...

Конспект беседы c детьми на тему «Путешествия в мир растений (о лекарственных растениях)»

Конспект беседы c детьми на тему «Путешествия в мир растений (о лекарственных растениях)»в подготовительной к школе группеЦели:1. Научить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы.2....

Занятие познавательной направленности в старшей группе «Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с лекарственными растениями.

Занятие познавательной направленности в старшей группе«Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольн...

Занятие для подготовительной группы Путешествие в дивный мир лекарственных растений

Программное содержание: Обобщить знания детей о лекарственных растениях.Учить различать их по внешнему виду, форме листа и цветкаВоспитывать в детях любовь к природе, развивать познавательный инт...

Экологическое занятие для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с лекарственными растениями «Лекарственное растение — подорожник»

Экологическое занятие для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с лекарственными растениями «Лекарственное растение — подорожник» Цель: расширить зн...