Игровая ситуация для средней группы "Путешествие в сказку"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Суетина Марина Григорьевна

Игровая ситуация для детей средней группы, которая   обучает   рассказыванию методом моделирования сказок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_situatsiya_puteshestvie_v_skazku.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Осинцевская средняя общеобразовательная школа»

Разработал: воспитатель

I квалификационной категории

Суетина Марина Григорьевна

Игровая ситуация

ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ

Средняя группа

 Цель:    Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.

Задачи:

Обучающие задачи:

  •  обучать детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной модели;
  • обучать детей строить двигательную модель сказки по ходу ее изложения.

Развивающие задачи:                                                                                                         

  • развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, речь, память при отборе условных заместителей персонажей сказки, подбирая их по заданному признаку (величине, цвету);
  • развивать умение действовать согласованно.

Воспитывающие задачи:         

  • воспитывать  отзывчивость у детей, сопереживать и понимать героев сказки;
  • воспитывать интерес, любовь к устному народному творчеству.

Методы: игровой, словесно-логический,  самостоятельный.

Словарная работа: обучать детей образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (заяц – зайка, зайчишка).

Оборудование и материалы: тарелочки с моделями на каждого ребенка, игрушка зайца, волшебный рюкзачок, смайлики.

Структура  занятия:

1. Организационный момент.

Дети стоят в кругу.

-  Ребята, сегодня мы с вами отправимся в волшебный мир сказок.

А вы любите сказки? Я тоже люблю сказки, ведь именно там происходят настоящие

чудеса.

Вы хотите? Вы готовы? Только вот как нам с вами попасть в страну сказок? Я предлагаю отправиться на паровозике (звучит музыка мы едем,едем, в далекие края)

2. Сюрпризный момент.

Появляется волшебный  рюкзачок, в котором находится игрушка зайца.

-Ребята, посмотрите, что это?

-Правильно, кто-то забыл волшебный рюкзачок, а внутри что-то есть. Давайте попробуем с вами отгадать, что там, но не при помощи глаз, а при помощи рук. Сейчас я дам пощупать предметы нескольким ребятам, а они должны назвать, что внутри рюкзака.

 Дети ощупывают содержимое и пытаются отгадать, кто внутри.

3. Беседа. 

- А как вы догадалась, что в мешочке спрятался зайка? (У него короткий хвост, длинные ушки)

- Правильно, ребята! Это зайка, он прибежал к нам из сказки.

- Что можно сказать о характере зайца, какой он в сказках? (трусишка, боязливый.)

-А как в сказках называют зайца? (зайчишка, зайка - побегайка, зайчонок, зайчишка-трусишка).

-Молодцы, ребята. Зайчик  прибежал к нам из сказки, а как вы думаете из какой? В каких сказках мы с вами встречаем зайца? («Заяц хваста», «Колобок», «Теремок», «Рукавичка»)

-Да, действительно, в этих сказках мы встречаем зайчишку, но наш гость  прибежал из сказки, где его обидела лиса и выгнала его из домика (Заюшкина избушка).

4. Игра с загадками.

- Правильно, ребята, сказка называется «Заюшкина избушка» и зайчик принес нам с собой загадки. Давайте послушаем их внимательно и отгадаем. Сначала слушаем загадку и  потом говорим отгадку.

(Ведущий показывает слайды.)

Сама рыжевата,

Мордочка плутовата,

Ей не до пирожка,

Ей бы скушать петушка?  (лиса)

-Ребята, как можно назвать лису ласково?  (лиска, лисонька, лисичка)

Кто, большой и косолапый,
Мед достал из бочки лапой?
Скушал сладость и реветь.
А зовут его?
(Медведь)

Назовите медведя ласково  (мишка, мишенька, медвежонок)

«Ку-ка-ре-ку» кричит он звонко,
Крыльями хлопает громко.
Курочек верный пастух,
Как зовут его?
 (Петух)

Настя, назови петуха ласково   (петушок, петенька)

У меня отличный слух,
Острый взгляд и тонкий нюх.
Сразу лезу с кошкой в драку,
Потому что я…
 (Собака)

-Назовем собаку ласково  (собачка, собачонка)

Живет в норке

Грызет корки.

Короткие ножки,

Боится кошки.   (мышка)

-Ребята, посмотрите, каких животных мы с вами угадали. А все ли они герои сказки «Заюшкина избушка»? (Нет, мышка из другой сказки.)

 5. Физкультминутка.

- Правильно, ребята, зайка видит, что вы устали и хочет с вами поиграть. Хотите поиграть с ним?  Тогда встаем в круг.

- Эй, ребята, что вы спите,
Нам животных покажите.
У лисички острый нос,
У нее пушистый хвост.
Шуба рыжая лисы
Несказанной красоты.
Лиса по лесу похаживает,
Шубу рыжую поглаживает.

- Заяц по лесу скакал,
Заяц корм себе искал.
Вдруг у зайца на макушке,
Поднялись, как стрелки, ушки.
Зайчик прыгнул, повернулся,
И под деревом согнулся.

Вылез мишка из берлоги,
Разминает Миша ноги,
На носочках он пошел,
И на пяточках потом.

6. Моделирование сказки.

-Вот мы немного отдохнули, и зайка приглашает вас за столы.

У вас на столах лежат тарелочки с фигурами. Какие геометрические фигуры лежат перед вами? (круги). Чем они отличаются?  (цветом, размером). Назовите цвета  (белый, черный, оранжевый,  красный,  коричневый).

  Сказку «Заюшкина избушка» мы будем с вами составлять и рассказывать по моделям-заместителям. Для каждого героя сказки - круг определенного цвета. Для зайчика, как вы думаете - какой? (белый). Почему?  Оранжевый круг для…(лисы). Почему?  (лиса рыжая). Какой цвет соответствует герою «Заюшкина избушка»- собаке? (черный). Медведю, какого цвета кружок, почему? (дети объясняют, почему круги разного размера, каждый цвет соотносят с героями сказки). А что есть еще у вас на столах - избушки. Они  разного цвета, почему? (лубяная – коричневого, а ледяная – синего).

Правильно ребята.

   А теперь мы с вами будем рассказывать сказку, используя модели заместители.  Я рассказываю сказку, а вы выкладываете модели заместители друг за другом. Будьте внимательны. (рассказываю сказку, дети раскладывают модели)

  Жили-были лиса и заяц. У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная.(дети ставят модели избушек)  Пришла весна, и у лисы избушка и растаяла.

А лиса  попросилась к зайчику в избушку погреться, да и выгнала зайчика.

 Идет зайчик по дорожке и плачет, а навстречу ему собака: 
– Гав, гав!  Что, зайчик, плачешь? 
– Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, попросилась она ко мне, да меня самого и выгнала. 
– Не плачь, зайчик! Я ее выгоню!
Пошла собака к избушке, и говорит:

- Гав-гав уходи лиса вон!

 -А лиса с печки отвечает:
– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! 
Собака испугалась и убежала. Зайчик опять идет и плачет. Ребята, покажите, как зайка плачет (дети показывают, как плачет заяц).

   Навстречу ему медведь: 
– О чём, зайчик, плачешь? 
– Как же мне не плакать? Была у меня избушка, какая ребята?- лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Так она меня из моей же избушки и выгнала. 
– Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу, мы ее из избушки прогоним!
– Нет, не поможешь! Собака гнала, не выгнала. И ты, косолапый, не выгонишь. 
 Подошли они к избёнке, Медведь как зарычит:
– Уходи, Лиса, вон из избушки!

А Лиса с печи как закричит:
– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! 
Медведь испугался и убежал. А как испугался медведь? (дети показывают)
Идет зайчик дальше по дорожке, плачет.  Навстречу петух с косой: 
– Кукареку! O чем, зайчик, плачешь? 
– Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Так она меня из моей же избушки и выгнала.
– Пойдем, зайчик, я тебе помогу, лису выгоню! 
– Нет, петух, не поможешь!

Кто ребята помогал зайке выгонять лису? (собака, медведь)  Собака гнала — не выгнала, медведь гнал — не прогнал.
 Подошли они к избёнке,
– Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Пойди, лиса вон!
Лиса услыхала, испугалась и говорит:
– Одеваюсь.
Петух громче закричал, ребята помогайте мне: 
– Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Пойди, лиса, вон!

А лиса:

  - Шубу одеваю.

Петушок еще громче закричал, ребята помогаем петушку:

– Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Пойди, лиса, вон!

Испугалась лиса и убежала, а петух с зайчиком стали жить поживать и добра наживать.

 Во время рассказывания дети изображают: как плачет зайка, как собака испугалась лису, как петушок поет песню: сначала тихо, потом громче и громче.

-Ребята. Скажите, хорошо ли поступила лиса с зайцем? (Нет).

-Какая лиса в этой сказке? (Лиса – хитрая, умная, бессердечная, коварная, лгунью, плутовка)                                                                                                                                           - А какой зайчик? (Зайчик – добрый, слабый, беззащитный, доверчивый, горемыка).

-Почему не помогли зайцу волк и медведь? (Волк и медведь струсили и убежали).

 -Кто оказался настоящим героем – помощником, не испугавшимся лису? Кто он? (Петушок смелый, храбрый, хороший, красивый).

 -Что же победило в сказке, добро или зло? (Добро).

- Молодцы, ребята. Вы все правильно составляли и  помогали мне рассказывать сказку. Как она называется?  («Заюшкина избушка»). Вам понравилось составлять сказку при помощи моделей?

Дети выходят из-за столов и встают в круг.

7. Подведение итогов.

-Ну, а нам пора прощаться.

 И со сказкой расставаться.

Мы сказку увидели, в сказку играли,

Ну и конечно немного устали.

Закончились наши большие дела,

 И нам в детский сад возвращаться пора.

Сегодня мы с вами поиграли в игру «Волшебный рюкзачок, отгадывали загадки, изображали животных и совершили путешествие в сказку «Заюшкина избушка» которую составляли и рассказывали по моделям заместителям.

8. Рефлексия.

А сейчас, ребята, пройдите к столам и возьмите смайлик, который соответствует вашему настроению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия с использованием игровых и здоровье сберегающих технологий в средней группе «Фиолетовая сказка». Воспитатель ГБДОУ № 18 Юрьевой Е.С.

Программное содержание:Познакомить детей с фиолетовым цветом. Закрепить знание названия фиолетового цвета. Научить детей выделять фиолетовый предмет из множества разноцветных предметов. Упражнят...

Игровое занятие по рисованию для детей средней группы по сказке А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Игровое занятие по рисованию для детей средней группы по сказке А.С.Пушкина “Сказка  о рыбаке и рыбке”.Цели:Продолжать учить детей рисовать методом тычка при помощи поролонового тампона.Закрепить...

Конспект игрового занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе по сказке «Гуси-лебеди»

Конспект игрового занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе по сказке «Гуси-лебеди»...

Сценарий открытого занятия в средней группе "Коммуникативное развитие в игровой деятельности.В гостях у сказки."

Сценарий открытое занятие в средней группе по коммуникативному развитию на тему "Коммуникативное развитие в игровой деятельности.В гостях у сказки"...

Сюжетно-игровое занятие по физической культуре в средней группе по сказке «Колобок»

Конспект Сюжетно-игрового занятия по физической культурев средней группе по сказке «Колобок»Программное содержание:1.      Упражнять детей в ходьбе с выполнением з...

Творческо – игровой проект в средней группе «Любимые сказки»

  Проект «Любимые сказки» осуществляется как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого общения.   Сказка является одни...