НОД с детьми подготовительной к школе группы
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Пенькова Елена Владимировна

Цель: формировать знания об устном народном творчестве.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы

Цель: формировать знания об устном народном творчестве.

Задачи:

Образовательная задача. Уточнить знания детей о жанрах русского народного творчества.

Развивающие задачи. Развивать речь детей как средство общения. Развивать логическое мышление, память, мелкую моторику.

Воспитательные задачи. Доброжелательное отношение друг к другу. Воспитывать интерес к народному творчеству.

Словарная работа: считалочка, потешки, песенки, устное народное творчество.

Материал: иллюстрации к русским народным сказкам, потешкам; потешки, небылицы, считалочки.

Подготовительная работа: заучивание считалок, проговаривание потешек, рассматривание иллюстраций о творчестве народа.

Содержание деятельности:

Вступительная часть.

- Что означают слова «Русь», «Россия»?

- Сегодня мы узнаем частицу нашей истории и для этого отправимся в путешествие в страну «Устное народное творчество». Кто из вас знает, что такое «Устное народное творчество»?

Устное народное творчество - это «народная мудрость». Русский народ создал мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные песни, героические, волшебные, сказки, прибаутки, потешки. В давние времена их сочиняли талантливые люди из народа. Обращает внимание на выставку, где представлены персонажи сказок, иллюстрации к потешкам. В каких сказках живут эти герои? Почему эти сказки называют русские народные? Как они появились? (Рассуждения детей.)

Жила-была в деревне бабушка Арина. Совсем уж старенькой стала: в поле работать не может, за скотиной ей ухаживать тоже тяжело. Лежит целыми днями на печи, сказки придумывает. А вечером соберутся внуки, она им сказки и сказывает. Вот выросла ее внучка Машенька, у нее уж своя дочка родилась – Катерина. Рассказывает Катеньке мама бабушкины сказки, да и сама еще что-нибудь придумывает, чтобы сказка интересней стала. А тут уж Катюша подросла, совсем взрослой стала, замуж вышла за доброго молодца, свои детки у нее народились. Она им мамины и бабушкины сказки рассказывает. Да еще сама присочинит, чтобы интересней было. Вот так — от бабушек к детям, от детей к внукам, от внуков к правнукам — и переходили сказки. Потому-то их называют народными. А сочинял сказки народ русский — вот и получились русские народные сказки, до того интересные, что и мы с вами их слушать очень любим. Какие у вас любимые сказки? Но не только сказки народ русский складывал. Послушайте загадки, которые я вам загадываю, да найдите-ка на своем столе отгадку — картинку.

Кого бьют по голове, чтобы ровно шел? (Гвоздь)

Кланяется, кланяется, придёт домой — растянется. (Топор)

Маленький, пузатенький, а весь дом бережет. (Замок)

Никого не обижает, а ее все толкают. (Дверь)

Без счёту одёжек, и все без застёжек. (Капуста)

Сидит дед во сто шуб одет; А кто его раздевает — слёзы проливает. (Лук)

Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)

Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ёж)

Пришла из лесу птичница в рыжей шубке кур посчитать. (Лисица)

Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит. (Петух)

От одного очага весь свет греется. (Солнце)

Шёл долговяз, в землю увяз. (Дождь)

Крашеное коромысло через реку повисло. (Радуга)

Воспитатель загадывает 3-4 русские народные загадки, дети показывают картинки-отгадки. Загадки эти, ребята, тоже русский народ придумал, поэтому о них также говорят «русские народные». Какие загадки знаете вы?

 А еще на Руси всегда любили песни. Когда я была маленькая, мне бабушка пела:

Баю-баюшки-баю,

 Не ложися на краю,

Придет серенький волчок,

Таню схватит за бочок

А вам мамы и бабушки какие песни поют? (Предложить детям спеть.) Все эти песни тоже придумал народ. А еще на Руси любили играть в подвижные игры.

 Игра «Золотые ворота»

Пара игроков, встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка.

Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.

«Золотые ворота, проходите, господа,

Первый раз пройдем, всех детей соберем.

Первый раз прощается, второй – запрещается,

А на третий раз не пропустим вас!»

С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.

После хоровода предлагает детям пройтись по комнате, в разных местах которой расположены иллюстрации к русским народным потешкам.

 Кто вспомнил потешки, прочтите их. Потешки — это небольшие стихи, которые русский народ придумывал. А как вы думаете, для чего народ придумывал эти потешки? (Чтобы развлекать, потешать детей.) А скажите мне, дети, чем загадки отличаются от потешек, сказок? (В загадке всегда содержится вопрос. На загадку всегда надо найти отгадку.) 

Воспитатель: - Сейчас у нас потехи час. (Воспитатель накидывает платок берёт в руки поднос. На подносе несколько игрушек).

Воспитатель: - Кто хочет купить товар, опишите его, расхвалите!

(Ребёнок берёт игрушку, описывает её и ставит, и так 2-3 человека.)

Игра «Весёлый бубен». Дети встают полукругом и произносят слова:

Ты катись весёлый бубен

Быстро, быстро по рукам,

У кого весёлый бубен,

Тот считалку скажет нам…

Дети одновременно передают бубен друг другу по кругу. Как слова закончились, дети останавливаются. У кого в руках остался бубен, тот проговаривает считалку

Дети встают в круг и вспоминают известные им считалки.

Русские дети знали много считалочек. А для чего нужны считалки? Считалочки — это такие стишки, которые использовали и используют до сих пор для распределения ролей в играх.

Игра «Собери картинку и угадай пословицу». Воспитатель предлагает собрать картинку и угадать к какой пословице она относится.

 «Поспешишь - людей насмешишь».

«Скучен день до вечера, если делать нечего».

«Хочешь есть калачи - не лежи на печи».

 «Как птицы прилетят, так и теплота пойдет!»,  о каком времени года говорится в этой пословице? В старину люди верили, что именно с прилетом птиц, наступает весна.

Первыми из теплых стран возвращаются кулики да жаворонки, ведут за собой сорок птиц, которые несут на крыльях весну. Этот праздник так и называют - День Сороки.

Люди пекли из теста жаворонков, выходили с ними на гулянья, зазывали, кликали весну. А вы хотите сделать и  испечь своих жаворонков?

Дети проходят за столы, лепят из соленого теста птичек. Взрослые помогают детям. Во время работы воспитатель читает закличку, повторяя несколько раз:

«Жаворонушки, перепелушки,

Прилетите к нам, принесите нам,

 Весну красную да красно летеце»

Выкладывают сделанных птичек на противень, уносят на кухню.

Предлагает детям  проговарить заклички:

1-ый ребенок:                                                   2-ой ребенок:

«Жаворонок, жаворонок!                               «Жаворонки – полетовочки,

На тебе зиму, а нам лето!                              Прилетите к нам, принесите нам

На тебе сани, а нам телегу!»                         Весну красную, лету теплую!»

3- ий ребенок

«Жаворонки, прилетите,                                

Весну красну принесите!                            

Нам зима-то надоела,

И весь хлеб она поела!»

Итог занятия.(15 слайд)

-А теперь подведём итог нашего мероприятия. Наше занятие подошло к концу, но не закончилось наше путешествие по стране устного народного творчества. Сегодня мы прикоснулись к малой частичке этого волшебного искусства. Я предлагаю вам прочитать эти интересные книги (показ выставки книг) и продолжить знакомство с устным народным творчеством.

Вот так русские люди придумывали сказки и потешки, загадки, песенки и перевертыши. Все это называется устным народным творчеством. Устное — потому что ничего не записывали, так как писать не умели, а только пересказывали друг другу. В старину говорили не «рот», а «уста». Отсюда — устное. Народное — потому что народ придумывал; творчество — потому что сочиняли, творили сами. Вот и получилось — устное народное творчество.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Считалки Колыбельные Потешки Пословицы Заклички Сказки Устное народное творчество

Слайд 2

Жила-была в деревне бабушка Арина. Совсем уж старенькой стала: в поле работать не может, за скотиной ей ухаживать тоже тяжело. Лежит целыми днями на печи, сказки придумывает. А вечером соберутся внуки, она им сказки и сказывает. Вот выросла ее внучка Машенька, у нее уж своя дочка родилась – Катерина. Рассказывает Катеньке мама бабушкины сказки, да и сама еще что-нибудь придумывает, чтобы сказка интересней стала. А тут уж Катюша подросла, совсем взрослой стала, замуж вышла за доброго молодца, свои детки у нее народились. Она им мамины и бабушкины сказки рассказывает. Да еще сама присочинит, чтобы интересней было. Вот так — от бабушек к детям, от детей к внукам, от внуков к правнукам — и переходили сказки. Потому-то их называют народными. А сочинял сказки народ русский — вот и получились русские народные сказки, до того интересные, что и мы с вами их слушать очень любим. Какие у вас любимые сказки? Но не только сказки народ русский складывал.

Слайд 3

Кого бьют по голове, чтобы ровно шел? (Гвоздь) Кланяется, кланяется, придёт домой — растянется. (Топор) Маленький, пузатенький, а весь дом бережет. (Замок) Никого не обижает, а ее все толкают. (Дверь) Без счёту одёжек, и все без застёжек. (Капуста) Сидит дед во сто шуб одет; А кто его раздевает — слёзы проливает. (Лук) Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь) Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ёж) Пришла из лесу птичница в рыжей шубке кур посчитать. (Лисица) Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит. (Петух) От одного очага весь свет греется. (Солнце) Шёл долговяз, в землю увяз. (Дождь) Крашеное коромысло через реку повисло. (Радуга)

Слайд 4

Игра «Золотые ворота» « Золотые ворота, проходите, господа, Первый раз пройдем, всех детей соберем. Первый раз прощается, второй – запрещается, А на третий раз не пропустим вас!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности (коммуникация, познание) с детьми подготовительной к школе группы "Путешествие в лесную школу".

конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной к школе группы совмещает в себе задания по обучению грамоте, звуко-слоговой анализ слов, задания по математике, информатике, а также психоло...

Конспект совместной организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ЗПР "Незнайка собирается в школу".

Интеграция образовательных областей:"Познание", "Коммуникация", "Социализация", "Здоровье", "Музыка", "Чтение художественной литературы".Цель: Развитие математических способностей, познавательно-речев...

Конспект итогового логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей вида "В школу с Буратино"

Конспект итогового занятия "В школу с Буроатино" предназачен для  учителей-логопедов, воспитателей поготовительных к школе компенсирующих групп....

Конспект совместной образовательной деятельности по формированию основ безопасности с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Школа пешеходных наук» (с применением ЭОР)

Конспект совместной образовательной деятельности  по формированию основ безопасности с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Школа пешеходных наук» с использованием интерактивной доски...

итоговое педагогическое мероприятие с детьми по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группы "Цирк!Цирк! Цирк!"

итоговая непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы...

Конспект беседы с детьми подготовительной к школе группе на тему: «Беседа об искусстве вышивания. Вышивание детьми салфетки». Подготовила воспитатель МБДОУ д/с №3 Патутина Анна Алексеевна

Тема: «Беседа об искусстве вышивания. Вышивание детьми салфетки». Программные задачи: продолжать знакомить детей с народным творчеством. Воспитывать уважение к мастерам и людям труда, интерес к искус...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ. Тема: Дидактические игры как средство подготовки детей к обучению грамоте (подготовительная к школе группа)

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте).Уточнение артикуляции и произношения звука [д]. Буква Д.Открытое занятие по речевому развитию (обучение грамоте).Дидактические игры по обучению гра...