План-конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе, по теме: "Составление описательного рассказа о птицах"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Айнетдинова Сория Исхаковна

Этот план-конспект поможет воспитателям подготовительных групп  провести НОД по ОО "Речевое развитие" в соответствии ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx33.97 КБ

Предварительный просмотр:

 

План-конспект  непосредственно - образовательнеой деятельности  по речевому развитию в подготовительной к школе группе

Тема: Составление описательного рассказа о птицах.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие », «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Задачи:

 - Закреплять представления детей  об объектах окружающего мира. Расширять знания детей о птицах: характерные особенности, перьевой покров;  умение различать их по голосам. Продолжать формировать умение классифицировать птиц:  перелетные,  зимующие, насекомоядные, водоплавающие. Продолжать работу по развитию зрительного и слухового восприятия, внимания, мышления. Упражнять в проведении звукового анализа слов по теме: «Птицы»     / «Познавательное развитие»/

- Закреплять  умения задавать вопросы. Развивать умения  взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения заданий. Закреплять  умения детей строить грамматически правильные сложносочинённые сложноподчинённые  предложения, отвечать на вопросы. Развивать связную речь. / « Речевое развитие»/

 - Воспитывать бережное отношение к природе, к пернатым друзьям. Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, умения договариваться, помогать друг другу.    / « Социально – коммуникативное развитие» /

. Воспитать желание участвовать в совместной творческой деятельности, радоваться результатам коллективного труда. Вспомнить песню «Мои птицы », слова и музыка  Е.  Шаламоновой.                                / «Художественное – эстетическое развитие»/

Методы и приемы:

- практические:  Дидактическая игра «Собери разрезную  картинку», звуковой анализ слов по теме: «Птицы» ,динамическая пауза "Скачет шустрая синица", пальчиковая игра « Здравствуй, солнце золотое», звуковой анализ слов по теме: «Птицы»

- наглядные:  Интерактивные игры: «Узнай птицу по голосу», «Отгадай загадку», «Четвертый лишний».

- словесные:  Загадывание загадок, словесные игры «Я начну, а ты продолжи».

Материалы и оборудование:  Интерактивная доска, интерактивные игры: «Узнай птицу по голосу», «Отгадай загадку», «Четвертый лишний», разрезные картинки птиц, музыка Чайковского «Ноябрь». Карточки для звукового анализа слов. Фишки красного, синего, зеленого цвета для звукового анализа слов. Игрушки птиц.

Предварительная работа.

1.Чтение художественной литературы о птицах.

 2. Рассматривание иллюстраций с птицами, прослушивание записи из серии «Голоса птиц».

 3.Ознакомление детей с понятием «орнитолог».

 4. Рассказ педагога о перелетных и зимующих птицах в свободной деятельности.

 5.Рассматривание с детьми слайдов, видеофильмов «Перелетные птицы», «Зимующие птицы».

 6.Наблюдение за птицами во время прогулок.

 7.Приготовление фишек и карточек для звукового анализа.

8.Выставка книг, иллюстраций на тему: «Тайны птичьего мира».

 9. Разгадывание загадок о зимующих и перелетных птицах.

10.Создание альбомов «Перелетные птицы», «Зимующие птицы».

                                   Формы организации совместной деятельности.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Игровая

Дидактическое упражнение «Собери разрезную картинку»     Цель: закреплять умение собирать изображение птицы из отдельных частей, развивать внимание, мышление.          

Коммуникативная

Дидактическая интерактивная игра  «Узнай птицу по голосу»            

  Цель: развивать слуховое внимание, упражнять в употреблении существительных в родительном падеже, обогащать речь глаголами.

 Дидактическая  интерактивная игра «Четвертый лишний»                                

Цель: развивать логическое мышление, внимание, упражнять в классификации.

 Словесная игра «Я начну, а ты продолжи».                                

 Цель: закреплять навык употребления сложноподчиненных предложений с предлогом «потому, что».                                        

Познавательно-исследовательская

Проведение звукового анализа слов по теме: «Птицы»

Цель: Упражнять в проведении звукового анализа слов: дятел, чайка, голубь, синица, ворона.

Дидактическая игра «Чьи детки?» Цель: Развивать логическое мышление, память. Учить различать  и определять птиц к птенцам.

Восприятие художественной литературы и фольклора

 Загадывание загадок. Цель: закреплять знания о характерных особенностях птиц, развивать мышление, память.

Двигательная

Динамическая пауза «Скачет шустрая синица». Цель: развивать умение сочетать слово с движением.

Пальчиковая игра « Здравствуй, солнце золотое».                     Цель: создать положительный психологический настрой у детей, развивать координацию речи с движениями.

Музыкальная

Исполнение песни «Мои птицы » Цель: вызвать эмоциональный отклик, желание беречь и заботиться о птицах зимой.

                                                     Логика образовательной деятельности.


Этап занятия

Задачи

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно- организационный

                                                       Игровая ситуация   «Помоги птенцам»

Введение в игровую ситуацию. Воспитатель  обращает внимание детей на игрушки птиц: совенок и воробей и галчонок.. Птенцы заблудились. Как им нужно помочь найти их родителей?  Ребята, а где живут птицы? Воспитатель предлагает детям отправиться  в лес и помочь птенцам.

Мотивированы на предстоящую образовательную деятельность. Демонстрируют знания этических норм. Создан положительный  настрой. Обсуждают между собой. Задают вопросы воспитателю.  Отвечают на вопросы воспитателя. Во время того,  как была создана проблемная ситуация. Предлагают воспитателю пути её решения. Выражают свои эмоции.

Деятельностный

Развивать координацию речи с движениями. Развивать мелкую моторику пальцев рук

.

                              Игровое  упражнение «Здравствуй солнце золотое»

Приветствие. «Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Здравствуй, утро! Здравствуй, день! Нам здороваться не лень! Здравствуйте, жители леса!

Дети включаются  в игровые действия, стоя полукругом. Затем выполняют пальчиковую игру «Здравствуй, солнце золотое»

Точно выполняют действия. Внятно произносят слова пальчиковой игры.

Расширить знания и представления детей об объектах окружающего мира их особенностях и отношениях.

                                                Беседа  «Каких птиц ты знаешь?»

Воспитатель предлагает детям рассмотреть фотографии и иллюстрации птиц на стенде. После рассмотрения детьми картинок воспитатель продолжая беседу, задаёт детям  вопрос поискового характера: «Каких птиц ты знаешь?» Опиши птицу. Воспитатель обобщает ответы детей.

Сидя за столами  принимают игровую ситуацию и выполняют задания. Каждый ребенок выбирает иллюстрацию и описывает птицу.

Принимают участие в рассматривании иллюстраций и обсуждении темы. Дети знакомятся с птицами. Внимательно слушают описательный  рассказ товарищей о птицах. Используют в речи сложноподчинённые  и сложносочинённые предложения.

Поощрять желание участвовать в игре. Закреплять умение собирать изображение птицы из отдельных частей, развивать внимание, мышление. Развивать умение излагать свои мысли понятно, четко проговаривая слова.

Дидактическая игра «Собери разрезную картинку»

Д/и «Собери картинку»

Птенцы показывают с  письмо с заданием. Нужно собрать разрезные картинки птиц..

-Кто изображен на вашей картинке? - Как вы думаете, к кому мы пойдем в гости?

Предлагает отправиться в гости к  взрослым птицам.

Дети,  стоя вокруг столов, рассматривают письмо. Открывают конверт, рассматривают картинки, чтобы узнать птицу. Дети складывают разрезные картинки.

  Малыми подгруппами по 3-4 человека, дети складывают  изображение птицы из отдельных частей. Высказывают предположения, приходят к умозаключению. – (какая птица изображена на картинках ).

Анализируют, обобщают, умеют слушать собеседника. Отвечают на вопросы. Умеют собирать картинки.

Развивать слуховое внимание, упражнять в употреблении существительных в родительном падеже, обогащать речь глаголами, обозначающими пение птиц.

                                                       Дидактическая  интерактивная игра «Узнай птицу по голосу»

 воспитатель: -  Я знаю, что вы любите наших пернатых друзей и очень многое уже знаете о них. А умеете ли вы узнавать птиц по голосам?

Предлагаю детям прослушать голоса птиц (вороны, сороки, совы, синицы ,снегиря) и ответить на вопросы. Слайд №1 - Синица Слайд№2 - Снегирь Слайд №3 - Сорока Слайд №4 - Сова Слайд №5 – Ворона.

Сидя,  вокруг интерактивной доски, дети рассматривают слайды  с изображением птиц.  Затем дети выполняют задание - определяют голоса птиц и называют, как птицы поют.

Слушают голоса птиц. Рассматривают слайды. Отвечают на вопросы.

Развивать слуховое внимание,  закреплять знания о характерных особенностях птиц, развивать логическое  мышление, память.

Дидактическая  игра «Отгадай загадку».

воспитатель спрашивает детей, знают ли они загадки о птицах. Предлагает разделиться на две подгруппы. Одна подгруппа детей загадывает загадки, другая подгруппа – отгадывает.

 - А знаете ли вы загадки про птиц?

Предлагаю вам поиграть в игру.

 «Не сорока, не ворона и не чайка, а какая это птица угадай-ка». При правильном ответе появляется слайд с изображением угаданной птицы. Слайд №6 - Галка Слайд №7 - Воробей Слайд №8 - Голубь Слайд №9 - Свиристели Слайд №10- Дятел.

-Молодцы!

Стоя  вокруг доски,  дети рассматривают презентацию.  По очереди загадывают друг другу загадки:

-Чёрно – серая птица, Никого не боится, На зиму не улетает, Нашу местность оживляет. (Галка)                             

-Птичка-невеличка  ножки имеет, а ходить не умеет. Хочет сделать шажок  получается прыжок. (Воробей)                           

- Символ мира – это он  и  отличный почтальон. А ещё и в дождь и в холод  путь домой отыщет …(голубь) 

 -Эти птички с хохолком  и красивые притом, на рябину прилетели. Птички эти — … . (Свиристели)

 - Всё время стучит, Деревья долбит. Но их не калечит,  а только лечит. (Дятел)

Умеют воспринимать информацию, отгадывают загадки.

Развивать логическое мышление, внимание, упражнять в классификации.

Д/интерактивная игра «Четвертый лишний»

Предлагает поиграть в игру «Четвертый лишний». Нужно внимательно посмотреть на изображения птиц и назвать, какая птица лишняя и почему. Предлагаются слайды: Слайд №11 Ворона, галка, свиристель, ласточка. Слайд №12 Синица, скворец, трясогузка, соловей. Слайд №13 Кукушку, грач, соловей, утка. - Какая птица лишняя? -Почему она лишняя? .

Сидя  вокруг доски, дети рассматривают презентацию .Рассуждают и определяют, какая птица лишняя и почему.

Рассуждают, отвечают на вопросы.  Умеют классифицировать птиц:  перелетные, зимующие, насекомоядные, водоплавающие.

Закреплять навык употребления сложноподчиненных предложений с предлогом «потому, что».                                        

Развивать способность к самоконтролю при выполнении движений, спортивных упражнений. Формировать представление о здоровом образе жизни – умение сохранять правильную осанку во всех видах деятельности.

Словесная игра «Я начну, а ты продолжи» (игра с мячом)

 -Молодцы! А сейчас предлагаю вам поиграть. Проводит словесную игру «Я начну, а ты продолжи». / игра с мячом/ -А сейчас, я начну предложение, а вам нужно его продолжить. - Осенью птицы улетают на юг, потому что…. - У цапли длинные ноги, потому что… - У орла большое гнездо, потому что… - Все люди любят слушать соловья, потому что…. Кукушка подкидывает яйца в другие гнезда, потому что… - Весной птицы строят гнезда, потому что….

Дети, стоя в  кругу,  передают по очереди мяч и договаривают предложения,  используя предлог «потому, что»

Правильно и точно договаривают окончание предложения, употребляя сложноподчиненные предложения с предлогом «потому, что».

Развивать умение сочетать слово с движением.

                                                   Физминутка «Скачет шустрая синица»

воспитатель: - Вы молодцы. Со всеми заданиями справились. .Предлагаю немного отдохнуть.

 Проводит физкультминутку: «Скачет шустрая синица».

Дети стоят произвольно и  выполняют физкультминутку. Скачет шустрая синица. Ей на месте не сидится. Прыг - скок, прыг - скок - Завертелась как волчок. Вот присела на минутку Почесала клювом грудку и с дорожки на плетень « Синь - синь - синь, тень - тень – тень».

Качественно, ритмично выполняют физминутку.  Выразительно проговаривают слова.

Продолжать формировать умение проводить звуковой анализ слов. Способствовать свободному общению с взрослыми и сверстниками.

Игровое задание «Проведи звуковой анализ слова»

Воспитатель: предлагает детям карточки и фишки для звукового анализа слов. Детям раздаются  карточки и фишки для звукового  анализа слов: дятел, чайка, голубь, синица, ворона.

 - Ребята, я вас благодарю за старание, любознательность.

Дети за столами  проводят звуковой анализ слов по теме «Птицы»

Логически  рассуж- дают,  строят гипотезы, делают выводы, проводят звуковой анализ слов.

Заключительный    

Развивать логическое мышление, память. Учить различать  и определять птиц к птенцам.

Игровое задание «Чьи детки?»

Воспитатель предлагает детям картинки птиц и их птенцов.  – Ребята, вам необходимо определить, к какой птице относиться птенец.

Дети  за столами раскладывают карточки и определяют птиц. Затем соотносят  птенца к птице.

Грамотно рассуждают. Играют согласно правилам.

Рефлексия

                                              Беседа «Как мы помогли птенцам»

Воспитатель: - Кому мы сегодня помогли?

- Вы большие молодцы! Вы помогли птенцам найти своих мам. Я надеюсь, что вы будите беречь птиц, заботиться о них. А сейчас, вам пора возвращаться в детский сад.

 Что вы почувствовали, когда птенцы потерялись,  и им была необходима помощь?

- Важно ли то, что вы сегодня узнали?

Дети отвечают на поставленные вопросы, рассуждают, рассказывают о том, как они помогали птенцам.  что им понравилось.  Были ли  затруднения.  

Грамотно рассуждают. Правильно и четко отвечают на вопросы.

Обобщить знания детей, полученные в процессе деятельности.

Вызвать эмоциональный отклик, желание беречь и заботиться о птицах зимой.

                                Пение песни «Мои птицы меня знают»

Воспитатель предлагает детям спеть песню о  птицах.

Дети исполняют песню: «Мои птицы меня  знают».

Активно и  ритмично поют песню.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. Тема: "Составление детьми описательных рассказов о ягодах (по муляжам)".".

Лексическая тема "Ягоды". Использование современных образовательных технологий: игровые технологии, здоровьесберегающая, технология личностно-ориентированного взаимодествия педагога с детьми....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе на тему: «Составление рассказа «Моя мама»

Учить составлять кроткий описательный рассказ о своей маме по фотографии. Согласовывать существительные с прилагательными....

План – конспект непосредственно образователь-ной деятельности по речевому развитию детей старшей группы. «Составление описательного рассказа по теме «Весна идёт, весне дорогу!»

Тема    «Составление описательного рассказа «Весна идёт, весне дорогу» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Познавательн...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области речевое развитие в подготовительной группе на тему: «Составление описательного рассказа по картине А.А.Пластова «Первый снег».

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе.Тема: «Составление описательного рассказа по картине А.А. Пластова «Первый снег».Цель: Развивать навыки творческ...