Конспект непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» Старшая группа
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Саляхетдинова Олеся Викторовна

Задачи:

  Учить детей составлять описательные рассказы о домашних животных, используя при этом алгоритм.

Продолжать учить обыгрывать художественные произведения малой формы.

Развивать устную речь.

Закрепить знания детей о домашних животных и их детёнышах.

Воспитывать коллективизм, бережное и созидательное отношение к животным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasskazyvanie_na_temu_babushkiny_zaboty.docx26.63 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                             Картотека №11

Конспект непосредственно образовательной деятельности
Образовательная область «Речевое развитие»
Старшая группа

Воспитатель: Саляхетдинова О.В.

Тема: «Рассказывание на тему «Бабушкины заботы».     

Тема недели: «Домашние животные».

Задачи:

  • Учить детей составлять описательные рассказы о домашних животных, используя при этом алгоритм.
  • Продолжать учить обыгрывать художественные произведения малой формы.
  • Развивать устную речь.
  • Закрепить знания детей о домашних животных и их детёнышах.
  • Воспитывать коллективизм, бережное и созидательное отношение к животным.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

Подарочная коробка, иллюстрации с домашними животными, дидактическая игра «Кто, чем питается», дидактическая игра «Животные и их детёныши», алгоритм рассказывания, билеты для путешествия, конверт с письмом от бабушки, мяч.

Словарная работа: конура, коровник, свинарня, конюшня, блеет, ржёт.

Ход НОД

Организационный момент.

(Дети играют в игровой комнате, воспитатель обращает внимание на звучание музыка).

Слушание песни «Бабушка моя» (муз. и сл. Е. Гомоновой).

(Воспитатель вместе с детьми обсуждает содержание песни)

Воспитатель:

Ребята, а у вас есть бабушки.

Дети:

Да.

Воспитатель:

У меня тоже есть бабушка. В эти выходные я гостила у своей бабушки. Она знает, что я работаю в детском саду и передала вам подарок.

(Воспитатель открывает коробку и достаёт из неё содержимое, диск со звуками домашних животных. Воспитатель включает диск, прослушиваются звуки и каждый звук дети комментируют.).

Воспитатель:

Ребята, бабушка мне говорила:

Домашних животных я очень люблю:

Кормлю, берегу и ласкаю,

Собаку и кошку, корову, свинью

Друзьями своими считаю.

Воспитатель:

Ребята, о каких друзьях идёт речь.

Дети:

О домашних животных.

Воспитатель:

Почему бабушка считает домашних животных своими друзьями?

Дети:

Ответы.

Воспитатель:

Правильно ребята. Домашние животные наши друзья. Они приносят человеку пользу. Собака самая понимающая, самая сочувствующая и самая верная из всех животных. Кот может держать в страхе всех грызунов в округе, дарить хозяину ласку. Корова, коза дают продукты питания. Из шерсти овцы вяжут вещи.

(Воспитатель из подарочной коробки достаёт конверт с письмом от бабушки и читает содержание)

Ребята, мне срочно пришлось уехать, а за моими питомцами некому присмотреть. Я прошу вас мне помочь.

Воспитатель:

Давайте поможем бабушке!

Дети:

Хорошо, поможем.

Воспитатель:

Тогда я предлагаю вам отправиться в деревню, а поедем мы с вами туда на поезде. Но для того, чтобы сесть в этот поезд, вам нужны билеты, а билет я вам дам.

(Воспитатель раздаёт детям билеты с изображением домашних животных. Каждый ребёнок называет животное, которое у него изображено, садится в воображаемый вагон)

(Звучит песня «Голубой вагон». Дети встают в колонну по одному, имитируя движения поезда, повторяют за воспитателем слова. При произнесении слов музыка не звучит)

Едем к бабушке в деревню,

Собрались мы погостить.

У нее животных много,

Будет некогда грустить.

Едем – едем, путь открыт,

Быстро поезд нас домчит.

Машинист дает сигнал:

«Ту-ту-ту! Ту-ту-ту!» -

Ход замедлен. Поезд встал.

Воспитатель: Ребята, вот мы с вами и приехали в деревню, выходите все из вагонов.

(Дети отдают воспитателю билеты)  

Воспитатель:

Ребята, кто знает потешки о животных?

Дети:

(«Читают знакомые потешки, например «Коза-хлопота»)

День-деньской занята:

Ей - травы нащипать,

Ей - на речку бежать,

Ей - козляток стеречь,

Малых деток беречь,

Чтобы волк не украл,

Чтоб медведь не задрал,

Чтобы лисонька-лиса

Их с собой не унесла.

Воспитатель:

А вы знаете,  что потешки можно не только читать, но и обыгрывать.

(Воспитатель даёт возможность выбора ролей детям)

Инсценировка потешки про животных

Собака на кухне

Пироги печет.

Кот в углу

Сухари толчет.

Кошка в окошке

Платье шьет.

Курочка в сапожках

Избушку метет.

Воспитатель:

Молодцы ребята!

Воспитатель:

Я вам предлагаю поиграть в игру «Кто, где живёт»

(Дети стоят в кругу, воспитатель бросает мяч, называет домашнее животное, ребёнок мяч возвращает и называет дом, в котором живёт указанное животное, например собака-конура или будка и т д.)

Воспитатель:

Ребята, мы приехали помогать ухаживать за животными, а для этого надо много о них знать. Давайте поиграем ещё в одну игру «Кто что ест»

(Дети на круг с секторами, в каждом из которых изображено питание для домашнего животного, прикрепляют прищепку на которой размещён круг с  домашним животным на нужный сектор)

Воспитатель:

Давайте немного отдохнём

Релаксация «Коты»

Вокруг себя повернись и в кошечку превратись.
Представьте, что вы ленивые коты и кошечки. Вообразите, что вам хочется потянуться. Вытяните руки вперёд. Поднимите их высоко над головой. Теперь откиньте назад. Почувствуйте, как напряглись ваши плечи. Тянитесь как можно сильнее. А теперь опустите руки по бокам.  

(Упражнение повторяется 2-3 раза)

Воспитатель:

Ребята, бабушка попросила нас присмотреть за животными, а детёныши пошли гулять и потеряли свою маму. Давайте им поможем.

Игра с рулеткой «Животные и их детёныши»

(Дети крутят диск, когда он останавливается, в окошечке появляется животное, у которого надо назвать детёныша)

Воспитатель:

Молодцы, ребята, помогли мамам отыскать их детёнышей.

Воспитатель:

Ребята я хочу вам рассказать рассказ про моё любимое животное, которое живёт у моей бабушки, а вы, послушаете, пожалуйста.

План рассказа

1. Внешний вид животного, части тела, чем покрыто тело?

2. Где живёт (рядом с человеком, в доме)

3. Чем питается?

4. Какую пользу приносит человеку?

Воспитатель:

Ребята, вы много знаете о домашних животных, давайте составим небольшой рассказ о каждом животном. А чтобы вам легче было рассказывать, я приготовила картинки – подсказки (алгоритм). Вы можете выбрать картинку с изображением животного, про которого вы хотите рассказать.

(Воспитатель обращает внимание детей на лежащие перед доской картинки с изображением домашних животных. Дети прикрепляют картинку на доску  и с помощью опорной схемы составляют рассказ. Рассказывают 3-4 ребенка).

Воспитатель 

Молодцы! А тот, кто не рассказал сейчас, расскажет нам вечером.

Ребята, бабушка скоро возвращается и нам пора возвращаться домой.

Воспитатель:

Едем, едем, путь открыт,

Быстро поезд нас домчит.

Машинист дает сигнал:

«Ту-ту-ту! Ту-ту-ту!» -

Ход замедлен. Поезд встал.

(Дети вместе с воспитателем, держась друг за друга, передвигаются по групповой комнате)

Итог

Воспитатель:

Ребята, где мы с вами сегодня побывали?

Дети:

Ответы.

Воспитатель:

Кого видели?

Воспитатель:

Бабушка нам оставила подарок.

(Воспитатель достаёт из коробки раскраски с домашними животными).

Инструкция: Человек ухаживает за домашними животными, кормит их. Давайте поможем покормить животных на ферме. Выберите животное, назовите и прикрепите его рядом с угощением, ответьте на вопрос: «Кого и чем вы накормите?» (дети прикрепляют прищепки с изображением домашних животных к частям плоскостных изображений: травы, рыбы, овса, моркови, свёклы, репы и т.д.) 

Например: Я покормил корову травой и т.п.

Вывод: Что мы делали?

- Посмотрите, как рады домашние животные, что они сыты.

Где это животное живёт.

-Где живёт лошадь? - в конюшне
-Собака - в
конуре
-Свинья – в свинарнике
-Кошка – в
 доме
-Корова – в хлеву, в
коровнике
-Коза – в хлеву
-Овца – в овчарне.
- Лошадь – в
 конюшне

Посылка