Конспект НОД "Природа родного края" (развитие речи и подготовка к обучению грамоте)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

НОД  "Природа родного края" - речевое развитие, подготовка к обучению грамоте. Интеграция -  образовательная область познавательное развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_priroda_rodnogo_kraya.docx41.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение

«Детский сад № 7 «Журавушка»

«Природа родного края»

Познавательно-речевое развитие

 в подготовительной к школе группе.

Воспитатели: Бобина Т.Ю.

Цель. Обогащение представлений о Саратовской области, развитие связной речи, звуковой культуры речи.

Задачи.

Образовательные

 - систематизировать представления об особенностях и природе родного края; продолжать учить  составлять  описательный  рассказ по картине, учить рассуждать, делать выводы;

 - упражнять в образовании слов с уменьшительно – ласкательным суффиксом, в согласовании существительных с прилагательными в роде и числе;

  - активизировать словарь детей; названия  злаков, круп,  деревьев, животных, цветов, рек, природных зон родного края; глаголы. Упражнять в подборе определений.

 - упражнять в делении слов на слоги и определении количества слогов в слове; продолжать учить составлять звуковую модель слова, упражнять в умении давать характеристику звукам, определять позицию звука в слове, умении обозначать звуки буквами, упражнять в чтении.

Развивающие

 -  Развивать связную речь, умение ясно и четко выражать свои мысли, составлять рассказы без повторов и пауз, развивать интонационную выразительность речи.

 - Развивать познавательную активность у детей, развивать представления о взаимосвязях растений и животных  со средой обитания; развивать мышление, временные представления.

Воспитательные

 - Формировать положительное отношение к обучению в школе, ответственное отношение к школьным заданиям;  вызвать желание помогать товарищам  по учебе;

 -  воспитывать любовь к родному краю.

Предшествующая работа:

Изучение природы родного края, сведения о природных зонах Саратовской области, рассматривание фотографий, слайдов, наблюдения на прогулке, чтение художественной литературы.

 Рассматривание картины И.Шишкина «Рожь».

Рассматривание злаков, круп.

Рассматривание разных видов почв, проведение опытов с ними.

Деление слов на слоги. Составление звуковой модели слова. Знакомство с буквами, чтение.

Пособия, материал.

Презентация об особенностях  Саратовской области, репродукция картины И.Шишкина  «Рожь»;  контейнеры с разными видами злаков, образцы продуктов, получаемых из злаков; игра «Составь пары слов»;  интерактивная игра «Сколько слогов в слове?»; карточки с заданиями за столом трех степеней сложности, карандаши; кроссворд, буквы, картинки и иллюстрации для энциклопедии, книга с пустыми страницами.

         

Содержание НОД.

Воспитатель. – Ребята, вы уже стали такими большими. Вы уже ходите в школу на подготовку? Что вы уже узнали? О чем говорили в школе? На все ли вопросы хорошо отвечали?

(ответы детей)

Ребенок – Не все ребята хорошо знают о нашей Саратовской области, и учительница просила принести книги о нашем Саратовском крае, чтобы мы лучше о нем узнали.

Девочка – А я хотела принести энциклопедию Саратовской области, но в магазине нет такой энциклопедии, это меня огорчило.

    Дети – мы поможем тебе, мы сами изготовим энциклопедию Саратовской области.

 -  А что такое энциклопедия? Как  она составлена? (Энциклопедия – это такая толстая книга. В ней есть фотографии, тексты, иллюстрации)

 - Как же нам сделать энциклопедию Саратовской области? Нужно очень много времени, чтобы везде побывать, все сфотографировать. Хорошо бы сделать фотографии с высоты птичьего полета.

   Дети фантазируют, предлагают решения. (Полететь на воздушном шаре, на самолете и т.д.)

       Раздается волшебная музыка. Появляется солнышко (слайд – анимация).

 - Здравствуйте, ребята! Я могу вам помочь. Ведь я – Солнце, я путешествую повсюду, мои лучи могут проникнуть в каждый уголок мира.  Я подарю вам  фотографии  и иллюстрации для вашей энциклопедии, но расскажете  о своем крае вы  сами. Вы  должны доказать, что хорошо знаете свой родной край, выполнить все мои задания. Согласны?

    Воспитатель  – ребята, вы знаете, в каких природных зонах находится Саратовская область, чем она знаменита?

(Саратовская область находится в трех природных зонах, лесостепной, степной и полупустыне. Здесь можно встретить смешанные леса, лиственные леса, перелески, дубравы, степи, поля, реки. )

Воспитатель – в нашей области можно увидеть огромные поля. Засаженные зерном. Саратовская область – это родина самых лучших в России  злаков.

1.Солнышко – рассмотрите репродукции картин. Пейзаж какого художника больше всего напоминает пейзажи нашего края. Расскажите о нем.

( Мы выбираем картину И.Шишкина «Рожь». )

Дети составляют рассказ по картине И.Шишкина «Рожь».

Воспитатель – мне так нравится эта картина. Когда я смотрю на нее, я как будто слышу гудение пчел и шмелей.  (Слышу крик ласточек, стрекотание кузнечиков; как будто чувствую запах спелых колосьев).

 - Что художник Иван Шишкин выразил в картине? (Любовь к родному краю)

Воспитатель. – Художник показывает мощь и величие родных просторов, хлеб, ухоженный руками человека. Какое стихотворение Николая Некрасова  подходит к этому пейзажу?

Все рожь кругом, как степь живая,

Ни замков, ни морей, ни гор,

 Спасибо, сторона родная,

За твой врачующий простор.

Солнышко -  Молодцы! Справились с заданием. Я дарю вам пейзаж Саратовской области – пшеничное поле.

      Дети прикрепляют иллюстрацию в энциклопедию.

2.Солнышко – Знаете ли вы, какие злаки выращивают в Саратовской области. расскажите о них.

Воспитатель  – Для чего выращивают злаки? У нас в экспериментальном уголке есть разные виды злаков, продукты, полученные из них. Я бы хотела узнать, какие продукты из каких злаков получают.

Игра «Что из чего».

Воспитатель – а как вы определили, где здесь рожь, а где пшеница? Чем ржаные зерна отличаются от пшеничных?

(Сравнение зерен ржи и пшеницы по цвету, размеру, форме. Составление сложносочиненных предложений с союзом а.)

Воспиатель.  – А у меня есть новая игра, называется она «Составь  пары слов». Нужно рассмотреть картинки на карточках и составить пары слов. Рассмотрите карточки, какие картинки встречаются чаще всего? (Картинки с изображением ржи и пшеницы. Можно разделиться на две команды )

 Дети делятся на две команды, составляют пары слов. (согласование существительных с прилагательными, образование окончаний слов).

Солнышко – Вы – молодцы! Получите еще одну иллюстрацию «Богатый урожай».

Воспитатель -  Мы  узнали, что Саратовская область знаменита своими хлебами. А чем еще радует природа саратовского края?

(В Саратовской области есть красивые леса).

3. Солнышко – Какие деревья растут в лиственных лесах Саратовской области? Я предлагаю игру. Рассмотрите деревья. Определите количество слогов в словах – названиях деревьев.

Интерактивная игра «Определи количество слогов в слове». ( береза, клен, дуб, рябина, липа, ива)

Солнышко дарит иллюстрацию с изображением деревьев.

4. Солнышко – Каких животных можно встретить в Саратовской области? выполните задания за столами.

 а) - Рассмотрите животных, изображенных на картинках. Какие группы животных можно составить (хищники, травоядные, грызуны). Проведите стрелки к нужным обозначениям. Назовите группы животных.

б) – Рассмотрите карточки с изображением  животных  и звуковых моделей слов. Определите, какие звуки пропущены. (лось, лиса, волк, белка).

Солнышко дарит иллюстрацию с изображением животных Саратовской области.

5. Солнышко – Саратовский край – цветущий край. Какие группы цветов можно составить?

 Дети выполняют задания за столами – чтение, определение названий цветов, классификация – полевые цветы, садовые цветы, цветы – первоцветы.

Воспитатель – есть цветок в глуши лесной, очень нежный и душистый. Он занесен в Красную книгу и находится под охраной. Чтобы узнать название цветка, нужно определить звуки и обозначить их буквами. Предлагаю работать парами.

 - Обозначьте буквой  последний звук в слове пол. Гласный звук в слове мак. Второй звук в слове дно. Последний звук в слове шары. Звук, который дважды встречается в слове шишка .   

(Дети читают название цветка – ландыш)

Воспитатель – ландыши все реже и реже встречаются в природе. Если  найдете ландыши в лесу – не рвите. Можно просто полюбоваться ими, вдохнуть их чудесный аромат, сфотографировать.

Солнышко – вы справились с заданиями, и  я дарю вам очень красивую иллюстрацию с изображением цветов саратовской области.

6.Воспитатель – А что еще вы можете рассказать о природе родного края?

(В Саратовской области есть реки)

Солнышко – Отгадайте названия рек, протекающих по Саратовской области.

Воспитатель – я предлагаю разгадать кроссворд. Под номером 1 обозначено название реки, на берегу которой находится самый главный город нашей области -  Саратов. Под номером 2 – река, протекающая недалеко от города. 3 – река с живописными берегами, куда ртищевцы любят выезжать на отдых.

Дети разгадывают кроссворд, вставляют пропущенные буквы.

Как называется река, на берегу которой находится самый главный город нашей области – Саратов? (Волга).

Что можно сказать о Волге – какая она? (подбор определений )

Солнышко дарит иллюстрацию  с изображением рек.

8. Солнышко -  Знаете ли вы, как называются рыбы, изображенные на гербе саратовской области?

Умник – А что символизируют стерляди на голубом фоне?

(в реках Саратовской области много рыбы)

Солнышко – вы доказали, что знаете и любите природу Саратовской области. Пусть реки нашего Саратовского края всегда будут чистыми, полноводными. Богатыми рыбой. Я дарю вам герб Саратовской области.  Желаю успехов в школе. До свидания, ребята.

 - Воспитатель – Посмотрите. Алиса улыбается . Почему? (Мы сделали для нее энциклопедию Саратовской области).

Девочка – Я принесу ее в школу, чтобы другие ребята больше узнали о нашей саратовской области.

 Воспитатель  - Я  хочу подарить вам  разноцветные закладки для книг.  Те ребята, которые узнали много нового, легко справились с заданиями, выберут зеленые  закладки, те, кто  не узнал ничего нового – желтые. А те, кому было трудно справляться с заданиями – синие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по программе « Играем, читаем». (развитию речи и подготовка к обучению грамоте) для детей 5-6 лет г.Наб.Челны,МБ ДОУ №21 Гук Л.Н. Тема: «Растём грамотными»

Конспект занятия по программе « Играем, читаем».(развитию речи и подготовка к обучению грамоте)для детей 5-6 летг.Наб.Челны,МБ ДОУ №21 Гук Л.Н.Тема: «Растём грамотными» Програмные задачи: 1...

Конспект занятия по программе « Играем, читаем». (развитию речи и подготовка к обучению грамоте) для детей 6-7 лет г.Наб.Челны,МБ ДОУ №21 Гук Л.Н. Тема: « Юные натуралисты»

Конспект занятия по программе « Играем, читаем».  (развитию речи и подготовка к обучению грамоте)для детей 6-7 лет г.Наб.Челны,МБ ДОУ №21 Гук Л.Н. Тема: « Юные натуралисты»Цели:...

Конспект занятия по программе « Играем, читаем». (развитию речи и подготовка к обучению грамоте) для детей 6-7 лет г.Наб.Челны,МБ ДОУ №21 Гук Л.Н. Тема: « Мы - изобретатели».

Конспект занятия по программе « Играем, читаем».  (развитию речи и подготовка к обучению грамоте)для детей 6-7 лет г.Наб.Челны,МБ ДОУ №21 Гук Л.Н. Тема: «  Мы - изобретатели»....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте

Открытое занятие в подготовительной группе с использованием интерактивной доски...

конспект коррекционного занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте старших дошкольников "В поиске букв"

Конспект занятия будет интересен педагогам ДОУ, родителям. В деятельности используются различные технологии: игровая, здоровьесберегающая, ИКТ, технология сотрудничества....