Конспект по развитию фонематического слуха "Заколдованный замок"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Афлеева Кадрия Расыховна

Конспект по развитию фонематического слуха "Заколдованный замок" в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_fonematicheskogo_sluha.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи.

(развитие фонематического слуха)

«Заколдованный замок»

Ход занятия:

Дети на ковре, в кругу.

Воспитатель: Ребята, в стране звуков и букв случилась беда. Войско злых «ошибок» схватило королеву Грамоту и заточило в этом замке, закрыв на множество замков. И каждый замок заколдован. А открыть их можно только в том случае, если правильно выполнишь задания. Я, думаю,  вы с легкостью откроете все замки, выполните задания и мы освободим королеву Грамоту. Если задание выполнить  правильно появится  ключик и дверь откроется,  и мы сможем двигаться дальше.

Ну что, идем спасать королеву?

Слайд1. Серый замок.

Тренировка мимической мускулатуры и дыхательное упражнение.

Первая дверь открывается, если мы покажем наши эмоции. Печаль-от того, что замок заколдован, злость, радость. А теперь делаем глубокий вдох и тихо дуем на замок, еще раз и чуть сильнее.

(появляется первый ключ)

В-ль: Мы вошли в замок, а перед нами препятствие, снова дверь и какой-то сундучок. Я такой сундучок уже однажды видела,  сундучок этот не простой, называется он «Сундучок звуков», Необходимо внимательно слушать и сказать , что вы услышали.

(Звуки)

В-ль: Какие вы звуки услышали?, назовите их ( шум машин, шелест листьев, пение птиц, стрекотание кузнечика, гром, шум дождя, шум моря, чаек)

В-ль: Как вы думаете, эти звуки речевые или не речевые? (не речевые)

В-ль: Почему? (звуки издают предметы, а речевые произносятся с помощью рта)

Можем ли мы увидеть звуки?  (Нет, мы их только произносим)

А какой звук мы произносим самым первым (А),

А какой это звук гласный или согласный? (Гласный),

Какие еще гласные звуки вы знаете? (О,У,И,Э, Ы)

Почему они называются гласными? (они поются, нет никаких преград). Совершенно верно, гласные от слова –голос, гласят, они тянутся, поются, при произношении не встречают препятствий во рту.

А назовите согласные звуки,  какие вы знаете. Почему они согласные? (при произношении они встречают препятствия (язык, губы, зубы).

Вы успешно справились с этим заданием, вот и второй ключик (появляется ключик)

Слайд №2. Дверь (на экране дверь с буквами)

Открываем следующую дверь. А за ней…… опять дверь?

Что это? Это какие-то буквы-загадки?

Как вы думаете, что надо сделать? Отгадать загадки? Тогда слушайте внимательно.

Загадывание загадок

  1. Чтоб взлететь над землей.

Ступа ей нужна с метлой.(Баба-яга0

  1. Спал цветок и вдруг проснулся

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся

Взвился вверх и улетел (бабочка)

  1. Деревянные подружки.

Пляшут на его макушке

Бьют его, а он гремит

В ногу всем шагать велит (Барабан)

  1. В нашем доме под окошком

Есть горячая гармошка,

Не поет и не играет

Дом она обогревает (батарея)

  1. Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле, на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка)

Воспитатель: Послушайте еще раз отгадки и скажите, какой  первый звук встречается в этих словах?  Баба –Яга, бабочка, барабан, батарея.  Белка)

(В этих словах чаще всего встречается звук  Б).

(Выпадает еще один ключик), А вот и наш ключик, Ой, что-то не открывается.

Еще один вопрос?  Гласный это звук или согласный? Почему?

(Согласный) (Выпадает ключик)

Слайд №3. (Длинный коридор).

Вот , и еще одна дверь открылась, а до следующей двери надо дойти, по длинному коридору.

Динамическая пауза. (Физкультминутки, Проект Л.А.Яртовой, студии «Ардис», «Идем друг за другом».

Воспитатель: Нам еще рано возвращаться домой, поэтому мы не будем поддаваться на уговоры и продолжим наше путешествие по замку. Присаживайтесь.

Дети присаживаются за столы, где разложены по два сигнальных знака-красный и желтый. Фасоль или камушки. 

Мы дошли до двери и присели отдохнуть. Какое же задание откроет этот замок.

Игра «Светофор»

Дверь реагирует на цвет. И если правильно будете поднимать сигнальные карточки, от вспышек должна открыться дверь.  В словах,  которые я буду произносить, затаился нужный сигнал. Он и открывает дверь. Это звук «У». Какого цвета мы будем поднимать карточку, когда его услышим (красный), А если этого звука в словах нет, поднимаем желтый  сигнал. (УТКА, УТЮГ, ЛЕС, МУКА, КОТ, МАК, УСЫ).

Плохо что просигналили.

Еще попытка (звук  О), (МОЛОКО, ЛЕС, ОБЛАКО, ШОРТЫ, ЮБКА, МОРЕ)

Воспитатель. Молодцы, мы успешно справляемся с заданиями, думаю,  мы уже недалеко от цели. Вот еще один ключ и еще одна открытая дверь.

Слайд №4 .

Игра : «Собери правильно» (Развитие мелкой моторики, конструктивных навыков, зрительного восприятия)

Эта дверь откроется , если мы немного поработаем руками. Необходимо собрать гласную букву «О» и букву «Е» из камешков и фасоли. Это и есть шифр к нашей двери.

(дети работают).

Слайд  5:  Появляется королева Грамоты со словами  благодарности  детям.

«Спасибо вам, дорогие ребята, что вы не испугались и прошли все испытания, открыли все замки. Пока вы ходили по замку, на вас попала волшебная  пыль- «заклятие ошибок». Я дарю вам волшебную палочку, которая снимет с вас это заклятие . Надо внимательно следить за кончиком волшебной палочки.

(Воспитатель проводит зрительную гимнастику)

Слайд 6: Замок цветной. Вот такой был красивый замок, когда его захватили ошибки, пусть таким он остается всегда.

А поможет нам в этом еще одно задание. На карточке зашифровано слово, которое  закроет замок от нападения «ошибок».

Но сначала  надо разделиться на команды и каждая команда получит свое слово.

Задание на карточке-ребус. (По первому звуку каждого слова на рисунке, надо отгадать зашифрованное задание).   Но

Воспитатель: Вам понравилось сегодняшнее наше занятие? Какие трудности  вы встретили? А какое задание было самое легкое? А если случиться так, что ошибки снова нападут на замок, мы придем на помощь? А сейчас я предлагаю поднять зеленый флаг если все понятно и получилось, желтый –если встретили трудности на пути и красный если совсем был трудным наш путь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию фонематического восприятия детей логопедической группы

Использование ТРИЗ на логопедических занятиях. Тема: «Звуки Щ-Ч»...

Конспект по развитию фонематического восприятия "Инопланетяне Ма и Ам"

Цель: развивать фонематическое восприятие.1. Учить выделять заданный гласный звук в ряду других звуков, учить выделять слоги с этим звуком среди обратных слогов.2. Продолжать учить различать понятия «...

Конспект занятий «Развитие фонематических процессов»

Конспект занятий «Развитие фонематических процессов»...

Конспект по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста по теме "Насекомые"

Занятие для подгрупповой формы работы по теме "Насекомые" Актуально использовать в конце учебного года, как итоговое....

Конспект НОД" Развитие фонематических процессов на речевых звуках".

Конспект НОД - знакомство с мягкими и твердыми согласными звуками....

Конспект занятия "Развитие фонематического слуха"

Конспект занятия "Развитие фонематического слуха"...

Конспект занятия «Развитие фонематического слуха посредством ознакомления со звуками ж — ш».

Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Развитие фонематического слуха посредством ознакомления со звуками ж — ш»....