Конспект занятий «Развитие фонематических процессов»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

  Конспект занятий «Развитие фонематических процессов»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_razvitie_fonematicheskih_protsessov.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:



Конспект занятия

«Развитие фонематических процессов»

Проведённого в подготовительной группе для детей с диагнозом общее недоразвитие речи. 

Составитель:

Большакова А.В.

Учитель – логопед

Д/сад № 31

Тема: «Развитие фонематических процессов».

Цели: Образовательные:

  • Закрепить знание о звуке и букве.
  • Закрепить знание о гласных и согласных звуках.
  • Закрепить умение давать характеристику звукам русского языка.                                
  •  Закрепить умение составлять предложение с опорой на картинку.

Коррекционные:

  • Закрепить навыки звуко-слогового  и звуко-буквенного анализа слов.
  • Продолжать работу над развитием фонематического восприятия, анализа, синтеза и представлений.
  • Развивать зрительное восприятие, внимание, и память детей.
  • Развитие буквенного гнозиса.
  • Развивать слуховое внимание, мышление, память.
  • Развивать общее речевые навыки.
  • Следить за правильным звукопроизношением.
  • Развитие общей моторики.

Воспитательные:

  • Воспитывать активность на занятие.
  • Воспитывать умение слушать друг друга.

Оборудование: игрушки: Буратино и Незнайки, грибочки с предметными картинками, лепестки с неправильно написанными словами, 2 ватмана с недописанными словами, кружки с изображением букв, карандаши, фланелеграф, поезд, составленный из кубиков.

Ход занятия:

Дети входят в группу, здороваются и садятся за парты.

  1. Орг. момент.

Логопед: Сегодня в группу нам принесли письмо от наших сказочных друзей: Незнайки и Буратино. Давайте прочитаем его.

« Ребята, мы очень хотим научиться читать и писать, но как мы не старались у нас ничего не получается. Мы вас очень просим вас приехать и помочь нам.

Ваши друзья: Незнайка и Буратино.»

Логопед: Ребята, вы хотите помочь Незнайке и Буратино?

Дети: Конечно, мы поможем.

Логопед: Тогда давайте отправимся в дорогу. Путешествовать мы будем на поезде. Путь нам предстоит неблизкий, и мы сделаем остановку в лесу. Только вы запоминайте все слова, с какими мы встретимся за время нашего путешествия. А теперь пора рассаживаться по вагончикам.

  • В первый вагончик сядет, тот у кого имя начинается на звук – П –

Садится: Полина.

  • Во второй вагончик сядет, тот у кого имя начинается на звук – А –

СадитсяАндрей.

  • В третий вагончик сядет, тот у кого в имени третий звук – ТЬ –

Садится: Катя.

  • В четвёртый вагончик сядет, тот у кого в имени есть звук – Ж-

Садится: Серёжа.

  • В пятый вагончик сядет, тот у кого имя начинается на звук – К-

Садится: Ксюша.

  • В шестой вагончик сядет, тот у кого имя начинается – ДЬ -.

Садится: Динара.

       Дети рассаживаются по вагончикам.

  1. Логопед: Вот мы и отправились в дорогу. Скажите, как гудит поезд.

Дети:  ТУ-ТУ –У – У.

Логопед: Давайте поможем нашему паровозику преодолеть горки.

(Произносим ТУ-У-У, понижая, повышая голос).

  1. Логопед: Ребята, вот и лес, пора немножко отдохнуть, погулять по лесу.

(Выходим из поезда и гуляем по лесу).

  • Логопед: Что растёт в лесу?

    Дети: В лесу растут деревья, грибы, ягоды, цветы.

  •  Логопед: А в этом лесу очень много грибочков, давайте соберём их и подарим  Буратино и Незнайке.

(Дети собирают грибочки).

  • Логопед: Ребята, а грибочки, то непростые, а волшебные, с картинками. Посмотрите на свои картинки и скажите, сколько в названии вашей картинки звуков и назовите их по порядку.

Дети:  У меня на картинке  коза, в слове коза – 4 звука: к, о, з, а. Слова: ботинки, шкаф, корова, собака, игрушки, книга, малина.

  • Логопед: Молодцы, вы справились с заданием. Возьмите грибочки и продолжим путь. Чтобы путь нам показался короче, давайте немного поиграем. Составьте предложения с названием ваших картинок.

(Дети составляют предложения. Мы с мамой пошли в магазин и купили игрушечную козу).

  • Логопед: Вот мы и приехали в сказочную страну. Нас встречают Буратино и Незнайка. Давайте подарим им грибочки, только Незнайке те картинки, название, которых состоит из 1-2 частей. Буратино, те картинки, название, которых состоят из 3-4 частей.

(Дети дарят картинки сказочным героям).

Дети: Я подарю книгу Незнайке, так как это слово состоит из 2-х частей.

Логопед: Посмотрите, как старались, научится читать Б-о и Н-а. По всей стране они разбросали буквы. Но они не знают, что бывают ещё и звуки: согласные и гласные , которые обозначают буквы. Назовите, какие вы знаете гласные звуки?

Дети: А,О, У, И, Э, Ы.

Логопед: А какие вы знаете, согласные звуки, назовите их?

Дети: П,М,Р,Н,С, и т.д.

Логопед: Разделитесь на две команды. Первая команда соберёт, те буквы, звуки, которых звонкие. Вторая, те буквы, звуки, которых глухие.

(Дети собирают буквы: ш, ж, з, с, л, х

Логопед: А теперь придумайте с этими звуками слова. И определите место звука в слове.

(Дети придумывают слова, и определяют место звука в слове).

Дети: У меня звук Ш – он глухой. Моё слово – шапка. В слове шапка звук стоит в начале слова.

Логопед: Давайте научим Б. и Н. зарядке про Буратино.

(Физ. Минутка. «Буратино».

Логопед: Буратино хочет подарить цветочек, самой прекрасной девочке из своей сказки, как её зовут?

Дети: Мальвина.

Логопед: Но ему нужно помочь составить цветочек. Для этого нужно прочитать слово на каждом лепесточке.

Дети: читают слова и составляют цветок.

Логопед: Вот мы и помогли Буратино, а Незнайка просит помочь дописать слова. Первая команда допишет 1слово, 2- второе.

Дети: дописывают слова:

Логопед: На прощание покажем Б. и Н. как мы умеем делать звуковой анализ слов. Б. и Н. дадут нам картинки со словами и мы выложим звуковые схемы этих слов.

Дети: вкладывают звуковые схемы.

Малина и книга.

Логопед: За то, что мы помогли нашим сказочным друзьям, они дарят нам сундучок с подарками, но мы его откроем, только когда вернёмся домой. А теперь пора занимать свои места в поезде и отправляться обратно.

 Дети: занимают места в поезде).

Логопед: Чтобы быстрее приехать домой поиграем в игру «Цепочка».

Дети: Играют: кот – том – мама – автобус – сон – и т.д.

Логопед: Вот мы и вернулись из нашего путешествия, давайте сядем за парты вспомним и напечатаем слова, с которыми мы встречались ни занятии, (по 2 слова), и отправим их Б. и Н., они будут учится читать.

Дети: пишут слова.

Логопед: А теперь прочитайте свои слова.

Дети: читают слова.

Итог:

Логопед: Какие вы сегодня молодцы, вы помогли нашим друзьям, выполнили много заданий, теперь пора открыть наш сундучок и получить подарки от Буратино и Незнайки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект занятия из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ". Тема «Звук и буква О. Анализ звуко-буквенных рядов АО, ОА, ОУ, УО».

Коррекционно-образовательные задачи:- учить различать тембр голоса;- уточнить артикуляцию звука О;- учить чётко, утрированно произносить звук О, угадывать его по беззвучной артикуляции, выделять его в...

План – конспект подгруппового занятия "По программе развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ ". Тема «Звуки Ф, Фь. Буква Ф. Звуковой анализ прямых и обратных слогов».

Коррекционно-образовательные задачи:- уточнить  артикуляцию звуков Ф, Фь;- продолжать вводить в пассивный и активный словарь детей понятия согласный звук, твёрдый (мягкий) согласный звук, глухой ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию фонематических процессов для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Подготовительная группа

Занятие направлено на закрепление навыка чёткого произношения звука [ Рь ] в словах и предложениях, развитие фонематических процессов....

Конспект НОД" Развитие фонематических процессов на речевых звуках".

Конспект НОД - знакомство с мягкими и твердыми согласными звуками....

Конспект занятия "Развитие фонематического слуха"

Конспект занятия "Развитие фонематического слуха"...

Конспект занятия «Развитие фонематического слуха посредством ознакомления со звуками ж — ш».

Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Развитие фонематического слуха посредством ознакомления со звуками ж — ш»....