Проект "Устное народное творчество в развитии речи 2-4 лет"
проект по развитию речи (младшая группа) на тему

Емельяненко Вера Николаевна

Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_docx.docx408.12 КБ

Предварительный просмотр:

Тип проекта: творческий.

Участники проекта: дети с 2 до 4 лет, воспитатели групп, родители.

По времени: долгосрочный.

Обоснование проекта:

«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель; оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как ни мог бы познакомить, ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».
К.Д. Ушинский

Пояснительная записка

Возраст от 2 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.

Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста - помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

     Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).

  Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

  Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения,  благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.  

     Цель проекта: развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей  посредством  устного народного творчества.

     Задачи проекта:

- знакомить детей с окружающим миром - природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа;

- совершенствовать диалогическую и монологическую речь;

- воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества;

- формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную деятельность

   Методы: наблюдение, рассказ, игры, показ.

     Формы: Одной из эффективных форм работы с детьми по речевому развитию считаю различные досуги и развлечения. Консультативная работа с  педагогами  и родителями воспитанников, свободно-самостоятельная деятельность (индивидуальная работа с использованием дидактических материалов).

Ожидаемый результат

У воспитанников: расширить  кругозор детей, повысить интерес к устному народному творчеству, совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

 У родителей: сформировать представления о создании благоприятного эмоционального и социально - психологического климата для полноценного развития ребенка; вовлечь родителей в единое пространство «семья - детский сад»; расширить представления о нравственно-ценных нормах и правилах поведения.

У педагогов: воспитать в детях эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.

Этапы реализации проекта

I этап – предварительный:

 Подготовка целей и задач, подбор литературы по устному народному творчеству. Разработка перспективного плана, направленного на развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей. (август)

II этап – основной:

Выполнение основных мероприятий, предусмотренных проектом.

(сентябрь-май)

дата

Работа с детьми

     Работа с родителями

Совершенствование предметно-развивающей среды

сентябрь

Тема: Рассказывание русской народной сказки «Колобок». Задачи: Продолжать учить детей слушать сказку, рассказывание которой сопровождается показом настольного театра.

Продолжать учить детей следить за развитием действия и отвечать на вопросы по содержанию сказки.

Побуждать детей принимать участие в рассказывании  сказки, договариванием  отдельных слов, фраз.

Способствовать интонационной выразительности речи.

Развивать внимание, память, умение сопереживать героям  сказки.

Воспитывать интерес к русским народным сказкам, желание их слушать.

 

Тема: «Роль устного народного творчества в развитии речи детей» (консультация)

Выставка иллюстраций по русской народной сказке «Колобок» в группе. Выставка детского творчества (лепка, рисунки)

октябрь

Знакомство и обыгрывание потешек «Водичка, водичка умой моё личико», « Травка-муравка сосна поднялась…»

 Досуг-«Вечер загадок»

Игра-имитация отдельных действий человека, животных, птиц: «дети проснулись – потянулись», «воробышки машут крыльями»; имитация основных эмоций человека («выглянуло солнышко - дети обрадовались, улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте»).

Консультации на тему «Народное творчество в воспитании детей» 

ноябрь

Инсценирование русской народной сказки «Теремок». Задачи: 1. Вызвать у детей эмоциональный отклик при самостоятельном выполнении ролей знакомых персонажей.

2. Продолжать знакомство с окружающим миром (лесные звери).

3. Продолжать, учить внимательно слушать знакомую сказку, принимать посильное участие в инсценировки персонажей.

4. Узнавать и называть животных по голосу, упражнять в звукоподражании.

декабрь

Знакомство и обыгрывание потешек  «Птичий двор», «Заинька походи, серенький походи»

Конкурс на лучшую книжку-малышку

 папка-раскладушка «Потешки, песенки»

Игра - имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя: «Веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать»; «Зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево».

январь

«Приобщение детей к истокам русской культуры». Показ сказки «Репка»

Настольный театр персонажей

февраль

Знакомство и обыгрывание потешек: «Как у нашего кота», «Солнышко - колоколнышко»

Консультация «С какими книгами можно дружить»

Создание библиотеки красочных книг с потешками.

Инсценирование фрагментов сказок о животных «Колобок», «Теремок»: чтение воспитателем сказок, побуждение  детей показывать как  «говорят» животные

Изготовление пальчикового театра «Курочка Ряба», «Теремок», «Три Медведя»

март

Развлечение «Широкая масленица». Драматизация русских народных сказок с использованием различных видов театра: настольного, на фланелеграфе, пальчикового, на магнитной доске.

«Роль устного народного творчества в развитии речи детей» (консультация для родителей)

 «Организация сюжетной игры в детском саду» (консультация)

Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам, хороводы, подвижные игры

Активизация словаря в ходе рассматривания игрушек, предметных и сюжетных картинок.

«Потешка в помощь маме» (консультация)

«Народное творчество в воспитании детей» (консультация)

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками» (игры с пальчиками по потешкам)

апрель

Рассказывание русских народных сказок с показом настольного, кукольного, пальчикового театров

«Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей третьего года жизни» (консультация)

май

Чтение стихов, потешек, работа с загадками, пословицами. Разучивание танцевальных движений и пение детских песенок

Досуг «Солнышко нарядись, красное, покажись»

Деятельность по формированию элементарных  гигиенических навыков у детей   младшего возраста на тему: «Мыло и вода наши лучшие друзья».

Показ презентации по теме самообразования.

   

     III этап – заключительный: (май)

Обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов в виде видео-презентации.

Вывод: Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.

Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников я использую этот богатейший материал словесного творчества народа.

С колыбельными песнями начинают знакомить детей еще в раннем возрасте, что позволяет малышам запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую и грамматическую стороны речи.

     Потешки, считалки, являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению.

Русские народные, хороводные игры привлекли мое внимание не только, как огромный потенциал для физического развития ребенка, но и как жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоционально положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием, желанием и интересом играют в подвижные игры.

В процессе ознакомления детей с подвижными и пальчиковыми играми не только формируется речь, но и развивается мелкая моторика кистей и пальцев, что готовит руку ребенка к письму, дает возможность импровизировать, сочетать слово с действием. А самое главное - уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений кистей и пальцев рук.

На основе фольклорных произведений составила комплекс закаливающей гимнастики после дневного сна для детей младшего дошкольного возраста, который применяется каждый день для укрепления и сохранения здоровья детей, поддержания интереса к занятиям физическими упражнениям.

Подготовила консультации по данной тематике для родителей и педагогов, отражающие актуальные вопросы развития речи ребенка в ДОУ и семье. Изготовила настольные театры: «Теремок»«Колобок» «Репка»«Курочка Ряба». Фольклор эффективно развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.

Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью.

В дальнейшей своей работе я буду эффективно использовать и внедрять все виды и формы детского фольклора, русские народные игры, чтение и рассказывание сказок.

Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.

     

Приложение 1

Подвижные игры

                                                        «Наседка и цыплята»
   Цель: совершенствовать умение подлезания под веревку, не  задевая ее; развивать ловкость, внимание; действовать по сигналу; воспитывать взаимовыручку, товарищество.

Ход игры: дети изображающие цыплят вместе с наседкой находятся за натянутой веревкой. Наседка выходит из дома и зовет цыплят «ко-ко-ко». По ее зову цыплята подлезая под веревкой бегут к ней. На слова «Большая птица» цыплята быстро убегают. Когда цыплята убегают в дом, можно приподнять веревку повыше, чтобы дети не задевали ее.

                                               «У медведя во бору»
   Цель: закреплять умение двигаться врассыпную, имитировать игровые движения, двигаться в соответствии с текстом.

Ход игры: дети располагаются на одной стороне зала, а водящий на другой. Игроки двигаются к спящему медведю со словами:

У медведя во бору
Грибы-ягоды беру.
А медведь не спит 
И на нас рычит.

Медведь с рычанием пытается поймать детей, те убегают. Поймав кого-либо, отводит к себе. Игра повторяется.

«Лохматый пес»
  Цель: совершенствовать умение двигаться врассыпную, двигаться в соответствии с текстом, развивать ориентировку в пространстве, ловкость.

Ход игры: дети стоят на одной стороне зала. Водящий - пес - на другой стороне. Дети тихо подходят к нему со словами

Вот лежит лохматый пес, в лапы свой уткнувши нос.
Тихо, смирно он лежит, не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим,   и  посмотрим что-то будет!

После этих слов пес вскакивает и громко лает. Дети разбегаются, а пес старается их поймать.  

«Огуречик… огуречик…»

Цель: формировать умение прыгать на двух ногах в прямом направлении; бегать не наталкиваясь друг на друга; совершать игровые действия в соответствии с текстом.

Ход игры: на одном конце зала - воспитатель, на другом дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит:

Огуречик, огуречик не ходи на тот конечик,
Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет.

После окончания речевки, дети убегают в свой дом. воспитатель произносит слова в таком ритме, чтобы дети могли на каждое слово подпрыгнуть два раза.

После того как игра освоена детьми роль мышки можно поручать наиболее активным детям.    

«Зайка серенький сидит»

Дети изображают зайчиков. Взрослый произносит стихи, а зайчики выполняют движения руками в соответствии со словами:

Зайка серенький сидит,

Он ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять.

Надо зайке поскакать.

Скок, скок, скок, скок,

Надо зайке поскакать.

Кто-то зайку испугал,

Зайка прыг... и убежал.

Взрослый хлопает в ладоши. Зайки бегут в свои домики.

«Гуси, гуси»

Дети - гуси стоят возле стены, ребёнок-волк сидит на стуле по середине комнаты (в стороне), у противоположной стены находится взрослый (бабушка у гусей). Бабушка зовёт гусей, после слов «ну летите, как хотите» гуси бегут к бабушке, а волк их ловит.

Бабушка: гуси, гуси

Гуси: га-га-га

Бабушка: есть хотите?

Гуси: да-да-да

Бабушка: ну летите

Гуси: нам нельзя, серый волк под горой не пускает нас домой

Бабушка: ну летите как хотите, только крылья берегите

Потешки:

               Травка-муравка сосна поднялась,

Птица-синица за зерно взялась,

Зайки - за капустку,

Мышки - за корку,

Детки - за молоко.

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Пошел котик на торжок, купил котик пирожок.

Пошел котик на улочку, купил котик булочку.

Самому ли съесть? Или Машеньке (имя ребенка) снесть?

Я и сам укушу, да и Машеньке снесу.

«Солнышко»

Солнышко,
Колоколнышко,
Ты пораньше взойди,
Нас пораньше разбуди:
Нам в поля
Бежать,
Нам весну
Встречать!

Список литературы

          Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" . Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. - 368 с. .

  • Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
  • Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
  • Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.
  • Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. Пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
  • Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
  • Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.
  • Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. М., 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к консультации для воспитателей по теме"Устное народное творчество в развитии речи детей раннего и младшего дошкольного возраста."

В презентации отражены основные моменты, на которые необходимо обратить внимание педагогам при  подготовке по данной теме....

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 л...

план самообразования"Влияние устного народного творчества на развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи"

план самообразования направлен на повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности педагога....

План по самообразованию воспитателя детского сада по развитию речи на тему: "Эффективность использования устного народного творчества для развития речи дошкольников"( в рамках реализации программы " Мозаичный парк")

Актуальность темыВажнейшим источником развития речи ребенка дошкольного возраста являются произведения устного народного творчества. Они имеют небольшой объем, позволяют создавать в воображении малыша...

Выступление на педсовете "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста на примере русской народной сказки"

Выступление на педсовете   "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста на примере русской народной сказки" Речь – инс...

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного нар...