Конспект организованной образовательной деятельности по развитию коммуникативной деятельности в подготовительной к школе группе по теме: «В поисках карнавальных костюмов»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

ТАШЛЫКОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА

Тема: «В поисках карнавальных костюмов»

Цель: создание условий для речевого развития детей на основе сотрудничества со взрослым и сверстниками в ходе проигрывания игровой обучающей ситуации.

Задачи:

1. Беседа на основе личного опыта с опорой на фотографии.

2. Проведение опытов с образцами тканей.

3. Беседа о профессиях в ателье.

4. Подбор необходимых деталей и аксессуаров к костюму.

5. Составление описательного рассказа о своём карнавальном костюме.

4. Оценка своей работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Иркутского районного муниципального образования

«Уриковский детский сад комбинированного вида»

664531, Иркутская обл., Иркутский р., с.Урик, ул. Бр.Ченских, д.1 «А»

Телефон: 8 (3952) 495 – 469, 89149510224, e-mail: doyrik@mail.ru

Конкурсное задание первого тура второго (очного) этапа

VII Регионального конкурса профессионального мастерства

«Воспитатель года - 2016»

«Педагогическая находка»

        

Конспект организованной образовательной деятельности

по развитию коммуникативной деятельности в подготовительной к школе группе

по теме: «В поисках карнавальных костюмов»

        

Подготовила

Ташлыкова Елена Владимировна,

учитель – логопед 1КК

с.Урик, 2016 г.

Тема: «В поисках карнавальных костюмов»

Цель: создание условий для речевого развития детей на основе сотрудничества со взрослым и сверстниками в ходе проигрывания игровой обучающей ситуации.

Задачи:

1. Беседа на основе личного опыта с опорой на фотографии.

2. Проведение опытов с образцами тканей.

3. Беседа о профессиях в ателье.

4. Подбор необходимых деталей и аксессуаров к костюму.

5. Составление описательного рассказа о своём карнавальном костюме.

4. Оценка своей работы.

Ожидаемые результаты:

1.Обучающие:

- закреплять представления детей о видах и свойствах разных видов тканей: цвете, фактуре, толщине, назначении; уточнить представления о профессиях в швейном деле;

- упражнять в словообразовании и словоизменении (образовании относительных имен прилагательных от существительных, качественных прилагательных, образовании сложных слов, множественного числа существительных);

- закреплять навыки согласования прилагательных, существительных и глаголов в роде, числе и падеже;

- продолжать составлять описательные рассказы по алгоритму.

2.Развивающие:

- развивать сенсорные способности: восприятие, осязание через познавательно – исследовательскую деятельность;

- развивать мыслительные операции: анализ и синтез через работу с алгоритмами.

3.Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность и детскую инициативу через игровую деятельность;

- воспитывать интерес к событиям, происходящим в г. Иркутске, чувство гордости за него;

- воспитывать в игровой ситуации навыки поведения в общественных местах,добиваться и оценивать результат своей деятельности.

Образовательные области:

Приоритетная: речевое развитие.

В интеграции: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Виды детской деятельности:

Коммуникативная (беседы, ситуативный разговор, речевая ситуация), игровая (дидактическая игра, игровая обучающая ситуация), двигательная (свободное перемещение детей в ходе образовательной деятельности), трудовая (выполнение поручений), познавательно – исследовательская (решение проблемной ситуации), продуктивная деятельность, музыкально - художественная.

Использование методик, технологий: Игровая технология (игровая обучающая ситуация «Игра – путешествие»).

Организация РППС, оборудование: венецианская маска в коробке, фотографии карнавала, карта-маршрут, распылители с водой, карнавальные костюмы, шляпы, аксессуары в контейнере, музыкальный центр, хлопушки с конфетти, дудочки, стойка с вешалками, лэтбук «Ткани», флажки.

Перечень методической литературы:

Ход ООД:

Вводная часть:

I.Организационный момент:

Педагог: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Владимировна! Ваши имена я прочитала на бейджиках.

II. Вводная часть, мотивация:

1.Вводная беседа:

Педагог: Ребята, у меня для вас сюрприз. Вы знаете, что это такое? (Педагог показывает маску детям).

Дети: Маска.

Педагог: Да, это карнавальная маска. А когда надевают маски?

Дети: На Новый год, на карнавал.

Педагог: Ребята, а что такое карнавал?

Дети: Карнавал- праздник, связанный с переодеваниями, маскарадами и красочными шествиями.

Педагог: А в каких странах проходят карнавалы?

Дети: В Бразилии, в Венеции.

Педагог: Ребята, а у нас в Иркутске бывает карнавал? А когда он проходит?

Дети: Ответы детей.

Педагог: (если дети не ответят). В этом году Иркутск отмечает юбилей, ему исполняется 355 лет. Этот праздник называют «День города» и его принято отмечать карнавальным шествием по улицам города.

2.Рассматривание фотографий иркутских карнавалов.

Педагог: Посмотрите, ребята, как проходил иркутский карнавал в прошлом году. (Фотографии с карнавала вывешены на стене).

Педагог: Каждое предприятие города Иркутска изготовили костюмы на определенную тематику.

Педагог: В каких костюмах люди? Что особенного в костюмах? Вы были на карнавале? В каком костюме?

3.Объявление темы:

Педагог: А вы хотите в этом году принять участие в праздничном карнавале? У вас есть карнавальные костюмы? Из каких тканей можно сшить костюмы?

Дети: Хотим. Нет костюмов. Не знаем.

Педагог: Вы хотите узнать, из каких тканей шьют карнавальные костюмы? Хотите отправиться на поиски карнавальных костюмов? Поможете мне всё узнать о карнавальных костюмах и вместе устроить маленький карнавал? Кто хочет? (Лично обратиться к каждому).

Дети: Да! Я хочу, я хочу.

III.Основная часть:

1.Ситуативный разговор:

Педагог: Как вы думаете, ребята, что нам поможет не сбиться с пути в поисках костюмов?

Дети: Карта.

Педагог: Правильно, карта. (Педагог показывает детям карту, дети рассматривают ее).

Педагог: Как показаны все остановки?

Дети: В виде картинок.

Педагог: Значит, по этим подсказкам мы и будем двигаться. Где будет наша первая остановка? Вторая? Куда мы отправимся из ателье? А закончится наше путешествие показом мод. Как мы будем передвигаться по остановкам?

Дети: Дружно, вместе, слушаться.

Педагог: Ну, что, отправляемся на поиски костюмов?

Дети: Да.

2.Остановка № 1. «Магазин тканей» (дети подходят к первому столу).

Педагог: И вот на пути первая остановка, интересно, что это? (Педагог и дети рассматривают летбук с образцами ткани).

Дети: Это витрина магазина тканей.

Педагог: А зачем мы пришли в магазин?

Дети: Чтобы узнать из каких тканей шьют карнавальные костюмы.

Педагог: Совершенно верно. Дети, кто умеет читать, пожалуйста, прочитайте нам названия ткани.

Дети: Читают.

Педагог: А вы сможете определить из какой ткани ваша одежда?

Дети: Хлопок, ситец, лен, сатин, шерсть, джинсовая ткань, вуаль, шифон, трикотаж, габардин, плательная ткань, костюмная ткань, атлас, бархат, вельвет, гипюр, драп, флис, искусственный мех, шелк, неопрен, бифлекс, гофре, муар и др.

Педагог: Ребята, опишите какая ткань на витрине магазина?

Дети: Разная, красивая, цветная, блестящая.

Педагог: Потрогайте ткань и определите, какая она на ощупь.

Дети: Гладкая, шершавая, теплая, холодная, приятная, неприятная, мягкая, жесткая.

Педагог: А вы знаете, какими ещё свойствами обладают ткани?

Дети: Мнутся, рвутся, тянуться, промокают, просвечивают, переливаются.

Педагог: А хотите провести опыты с тканью?

3.Развитие лексика – грамматических категорий в ходе познавательно – исследовательской деятельности:

Дети достают из кармана летбука с надписью «Опыты» карточки с фотоизображением опытов, педагог раскладывает на столе образцы тканей.

Опыт № 1. «Ткань просвечивает, не просвечивает».

Педагог показывает схему опыта, дети проводят опыт самостоятельно.

Педагог: Какое свойство ткани можно определить с помощью этого опыта?

Посмотрите на свет и определите, какая ткань, просвечивает, а какая не просвечивает.

Дети: Вуаль, гипюр, шифон, фатин просвечивают.

Педагог: Какая это ткань? А эта?

Дети: Просвечивающая, непросвечивающая, прозрачная, непрозрачная.

Опыт № 2. «Ткань мнется, не мнётся».

Педагог: Какое свойство ткани можно определить с помощью этого опыта?

Дети проводят опыт.

Педагог: Если ткань мнется, не мнется, значит, она какая?

Дети: Мнущаяся, не мнущаяся.

Педагог: Какая ткань не мнется?

Дети: Брезент, бархат, гипюр.

Опыт № 3. «Ткань рвётся, не рвётся».

Педагог: Какое свойство ткани можно определить с помощью этого опыта?

Найди ткань, которая не рвется.

Педагог: Ткань, которая рвется какая? Не рвется?

Дети: Не крепкая, рвущаяся. Прочная, крепкая, не рвущаяся.

Педагог: Какая ткань рвется?

Дети: Хлопок.

Педагог: Какая ткань самая прочная?

Дети: Брезент.

Опыт № 4. «Ткань тянется, не тянется».

Педагог: Какое свойство ткани можно определить с помощью этого опыта?

Найдите ткань, которая не тянется. Назовите её.

Дети: Брезент не тянется, а гофре и бифлекс тянется.

Опыт № 5. «Ткань намокает, не намокает».

Педагог: Какое свойство ткани можно определить с помощью этого опыта?

Найдите ткань, которая не намокает.

Дети: Оксфорд, плащевая ткань.

Педагог: Ребята, а ещё есть ткань, которая отражает в темноте свет. Где можно увидеть такую ткань? Для чего её крепят к одежде и другим предметам?

4.Ситуативная беседа:

Педагог: Что вы запомнили про ткани?

Дети: Хлопок мнется, а искусственный мех нет. Вуаль легко порвать, а брезент трудно. Бязь быстро намокает, а оксфорд нет. Бифлекс и гофре легко растягиваются, а габардин нет. Вуаль просвечивает, а бархат нет. Голограмма переливается, а трикотаж нет.

Педагог: Какая ткань, по вашему мнению, самая практичная? Самая красивая? Почему?

Педагог: Какие виды тканей подходят для карнавальных костюмов?

Дети: Вуаль, шифон, гипюр, шелк, голограмма и др. Красивые, яркие, переливающиеся.

5.Остановка № 2 «Ателье» (Дети подходят ко второму столу).

Педагог: Посмотрите на план, куда мы сейчас отправляемся?

Дети: В ателье.

Педагог: Что делают в ателье? Кто работает в ателье?

Дети: Модельер, закройщик, портной.

Педагог: Кто придумывает модели одежды? (Что делает модельер?). Что делает закройщик? (Кто делает выкройки?). Что делает портной? (Кто шьет?).

Педагог: А вот эскизы наших карнавальных костюмов. Из каких частей состоит костюм для девочки? (юбка, блузка, шляпа). Для мальчика? (накидка, брюки, шляпа).

Педагог: В ателье можно выбрать аксессуары, которыми можно украсить одежду. Давайте рассмотрим их. Что это? (Педагог достает коробку с аксессуарами).

Дети: Шарфы, платки, перчатки, галстуки, ремни, броши и т.д.

Педагог: Как вы думаете, карнавальные костюмы нуждаются в аксессуарах?

Дети: Да.

Педагог: Шляпы - это тоже аксессуары. (Педагог демонстрирует яркие карнавальные шляпы). Они будут дополнением к вашим карнавальным костюмам?

Педагог: Здесь лежат шляпы для мальчиков, а здесь шляпы для девочек. Выберете себе понравившуюся шляпу (Дети выбирают шляпы).

Педагог: А вот и наши костюмы. Как вы думаете, Ваша шляпа подойдёт к любому костюму?

Дети: Нет.

Педагог: Предлагаю вам подобрать карнавальный костюм под свою шляпу, не забывайте про эскиз модельера.

Дети подбирают костюмы под шляпы.

Педагог: Чего не хватает вашим костюмам? Хотите дополнить их аксессуарами?

Дети: Да.

Педагог: Ребята, помните про эскиз модельера. Чем украшены шляпы у девочек? А у мальчиков?

Педагог: Вы можете стоя украшать свой костюм, а можете присесть на стулья.

Дети украшают костюмы и шляпы.

Педагог: Какие у вас получились красивые костюмы. Вы можете их взять с собой.

Педагог: Все готовы идти дальше? Какая следующая остановка?

6.Остановка № 3 «Выставочный зал».

Педагог: Вот мы и попали в выставочный зал, предлагаю вам повесить ваши костюмы на вешалку. Ребята, рассаживайтесь на стулья.

Педагог: Костюмы вы нашли, украсили, а теперь пора представить свои костюмы в выставочном зале. О своём карнавальном костюме нужно очень подробно рассказать, а поможет вам алгоритм. (Педагог ставит перед детьми мольберт с алгоритмом).

7. Составление описательного рассказа с опорой на алгоритм:

Педагог: Кто хочет первый рассказать о своем костюме? Выходи, а я тебе помогу (Мальчик составляет рассказ с помощью педагога).

Педагог: Кто еще хочет представить свой костюм? Выходи, пожалуйста, ты начнешь, а ребята продолжат. (Девочка рассказывает по алгоритму, остальные дети помогают ей).

Дети рассказывают по алгоритму о костюме.

Пример рассказа: У меня карнавальный костюм для девочки. Он сшит из красивой красной ткани габардин. Костюм состоит из блузки и юбки. Мой костюм украшают пояс, бант, воротник, перчатки. Стирать костюм лучше руками, а не в стиральной машине, хранить в шкафу на вешалке. Мой карнавальный костюм можно надевать на праздник, на карнавал.

IV.Заключительная часть:

1.Итог занятия, рефлексия, поощрение.

Педагог: Ребята, как вы думаете, у нас получится красивая карнавальная колонна? А чем она будет отличаться от других? Что общего во всех наших костюмах?

Дети: Шляпы.

Педагог: Чем вы украшали наши костюмы? Как это всё называется, одним словом? А какие виды тканей больше всего подходят для карнавальных костюмов? Как они называются? За что вы можете себя похвалить?

Педагог: Ребята, а мы ничего не забыли? Мы на всех остановках побывали? Сколько остановок на плане?

Дети: Четыре.

Педагог: А какая четвертая?

Дети: Показ мод.

Педагог: Показ мод или маленькая репетиция будущего карнавала.

Педагог: Сейчас, я предлагаю вам вернуться в группу, немного отдохнуть, затем пригласить всех ребят из своей группы в зал и устроить маленький карнавал в детском саду. Вы согласны? Вы хотите? А в руках вы будете держать вот такие флажки, которые изготовили дизайнеры г. Иркутска специально ко Дню города. Я дарю вам эти флажки.

Открытый временной конец образовательной деятельности:

Показ карнавальных костюмов под музыкальное сопровождение:

Дети возвращаются в музыкальный зал, выбирают себе роли фотографа, корреспондента, зрителей, моделей, звукооператора и проигрывают игровую обучающую ситуацию «Карнавал».



Предварительный просмотр:

Уважаемые члены жюри, благодарю Вас за внимание! Разрешите представить Вам самоанализ, проведенного педагогического мероприятия с детьми.

В работе по развитию коммуникативной деятельности я широко использую такой вид  игровой обучающей ситуации, как игра-путешествие. Сегодня с детьми мы отправились в путешествие за карнавальными костюмами. Занятие состояло из вводной, основной и заключительных частей. В начале занятия использовала мотивацию общения в условиях помощи взрослому. Перед детьми была поставлена игровая задача: найти карнавальные костюмы. После работы с картой маршрутом мы отправились на поиски. В зале были созданы игровые условия для развития воображения детей: макет витрины магазина, в ателье наличие большого количества аксессуаров для костюмов, в выставочном зале карнавальные костюмы по количеству детей. Всё игровое оборудование было доступно.

Использовала следующие приёмы стимулирования игрового интереса: опора на личный опыт детей, связанный с Днем города Иркутска,  яркие красочные аксессуары и костюмы, маски, опыты с тканью.

В заключительной части провела рефлексию с акцентом на позитивные внутренние личностные изменения и самооценку личностных достижений.

В ходе занятия ожидаемые результаты были в большей степени достигнуты: актуализировался словарный запас по лексической теме «Ателье. Ткани», дети упражнялись в словоизменении и словообразовании, узнали новое  обобщающее слово «Аксессуары». Занятие способствовало развитию сенсорных способностей и мыслительных процессов. Для достижения воспитательных задач обращала внимание детей на правила взаимодействия в группе, так же поддерживала  интерес к жизни родного города.

В связи с тем, что игры-путешествия чаще всего имеют открытый временной конец ОД, как в нашем случае мы продолжим игру в группе. Дети переоденутся, оформят подиум и проведут показ карнавальных костюмов для ребят из группы.

Таким образом, мне удалось показать как через ИОС: игру-путешествие можно решать задачи по развитию коммуникативной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе по теме: «Они сражались за Родину».

Занятие посвящено подвигу молодых курсантов Урюпинског училища, которые обороняли город Кропоткин и мосты через реку Кубань в годы Великой отечественной войны....

Конспект организованной образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей подготовительной к школе группе на тему: «Традиции наших бабушек»

Цель: приобщать детей к основам русской национальной культуры традициям и обычаям народа.Задачи: развивать у детей устойчивый и углубленный  интерес к народным традициям русского народа. Познаком...

Конспект непрерывной образовательной деятельности детей по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему: «В поисках сокровища»

Цель:формировать умения работать в коллективе, развивать самостоятельность, и находить решения на поставленные задания и развивать речь....

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию математических представлений в подготовительной к школе группы "Каникулы в Простоквашино".

ООД с использованием развивающих игр блоков Дьенеша и палочек Кюизенера, закрепление представлений о цифре  и числе 7....

Конспект открытой организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы на тему «Государыня соль»

Во время занятия дети  расширяют знания о свойствах и видах соли,  о том, как добывают соль, о значении соли в жизни человека и животных.Развивают  наблюдательность, интерес к познанию ...

Конспект Организованной образовательной деятельности (Познавательное развитие. Окружающий мир) В подготовительной к школе группе Тема: «Две вазы»

КонспектОрганизованной образовательной деятельности(Познавательное развитие. Окружающий мир)В подготовительной к школе группеТема: «Две вазы»...