Занятие по развитию речи в подготовительной к школе логопедической группе на тему "Грибы и ягоды"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Карелина Ирина Владимировна

Обобщение и систематизация представлений об изменениях, происходящих в жизни леса осенью, о лесных ягодах и грибах, местах их произрастания. Активизация и актуализация словаря по теме «Ягоды и грибы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yagody_i_griby_.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема

«Ягоды и грибы»

     Коррекционно-образовательные задачи. Обобщение и систематизация представлений об изменениях, происходящих в жизни леса осенью, о лесных ягодах и грибах, местах их произрастания. Активизация и актуализация словаря по теме «Ягоды и грибы» (гриб, боровик, подосиновик, подберёзовик, груздь, волнушка, лисичка, мухомор, поганка, ножка, шляпка, грибница, куст, ягода, клюква, брусника, черника, малина, ежевика, морошка; белый, съедобный, ядовитый, вкусный, сладкий, кислый, ароматный, душистый; прятаться, наливаться, созревать, искать, собирать, заготавливать, варить, солить, мариновать). Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными). Совершенствование навыков звукобуквенного и слогового анализа слов. Профилактика нарушений письменной речи. Автоматизация произношения и дифференциация сонорных звуков в игре.

     Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной речи, речевого слуха, фонематических представлений, общих речевых навыков, зрительного восприятия и внимания, мышления, координации речи с движением, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

     Воспитательные задачи. Воспитание взаимопонимания, активности, инициативности, самостоятельности, любви и бережного отношения к природе.

     Оборудование. Мольберт, альбом «Живая природа. В мире растений. Выпуск 2», альбом «Знакомим дошкольников с натюрмортами», рабочая тетрадь, контейнеры с карандашами, «светофоры» и картинки «ведёрки», карточки с наложенными контурными изображениями грибов, плоскостные изображения этих же грибов, карточка с ребусами, презентация.

      Предварительная работа. По возможности – поход с родителями в лес за грибами и ягодами. Разучивание упражнения «За грибами». Чтение рассказов В. Зотова «Черника», «Голубика», «Ежевика», «Клюква», «Белый гриб», «Волнушка», «Опёнок осенний» из книги «Лесная мозаика». Чтение сказки В. Сутеева «Под грибом».

     

Ход занятия

  1. Организационный момент. (Объявление темы занятия. Создание эмоционального положительного фона. Развитие мышления и связной речи.)

     Логопед сообщает детям о начале занятия, предлагает им занять свои места.    Логопед загадывает загадку.

     Логопед. Послушайте мою загадку.

Под еловой лапой колкой

Притаились два грибка.

Крепышей под тёмной ёлкой

Вижу я издалека.

Ножки белые, как сахар,

Шляпки тёмные, как шёлк.

Долго мама будет ахать:

«Где ж ты их, дружок, нашёл?»

      Логопед. О каких грибах я загадала вам загадку? Как вы думаете?

     Дети. Эта загадка о белых грибах. Про них можно сказать, что они крепыши. У них тёмные шёлковые шляпки и белые ножки. Они часто растут под ёлками.

     Логопед. Верно. Вы дали очень хорошее объяснение. И сегодня мы с вами начнём разговор о грибах и лесных ягодах, о том, что дарит нам лес осенью.

  1. Рассматривание картины Е. Зуева «Дары лесов», беседа, словарная работа. (Развитие зрительного восприятия и внимания, диалогической речи. Активизация и актуализация словаря по теме «Ягоды и грибы»)

Логопед показывает картину «Дары лесов» из альбома «Знакомим дошкольников с натюрмортом».

     Логопед. Сегодня мы рассмотрим картину русского художника Евгения Зуева «Дары лесов». Почему она так называется? Как вы думаете?

     Дети. На картине нарисованы грибы и ягоды – всё, что дарит нам лес осенью.

     Логопед. Правильно. Слово дары образовано от слова дарить. Какие ягоды изобразил на картине художник? Постарайтесь сразу же подобрать к названиям ягод слова, отвечающие на вопрос «Какой?»

     Дети. Художник изобразил спелую ароматную малину, сочную блестящую чернику, оранжевую золотистую рябину, чёрную ароматную ежевику и тёмно – красную горькую калину.

     Логопед. Где лежат ягоды?

     Логопед. Ягоды лежат в тазу, в кузовке и на столе.

     Логопед. А где лежат грибы?

     Дети. Грибы лежат в большом кузове и на подносе.

    Логопед. Какие же грибы нарисовал Евгений Зуев? Подберите к названиям грибов слова, отвечающие на вопрос «Какой?»

    Дети. Художник нарисовал жёлтые душистые лисички, крепкие белые и чёрные грузди, блестящие шоколадные маслята, толстые аппетитные белые грибы.

    Логопед. Какими красками написана картина? Какое она вызывает настроение?

    Дети. Картина нарисована яркими красками и вызывает праздничное радостное настроение.

  1. Упражнение «У кого больше?» (Совершенствование навыка слогового анализа слов.)

Логопед помещает на доску картинку «Грибы» из альбома «Живая природа. В мире растений».

    Логопед. Теперь я предлагаю вам провести соревнование. Давайте посмотрим, кто из вас лучше всех делит слова на слоги. За каждое правильно разделённое на слоги слово вы будете получать по одной фишке. Победит тот, кто наберёт наибольшее количество фишек.

Дети делят на слоги названия грибов, получают за это фишки, определяют победителя. Логопед убирает фишки в контейнер и предлагает детям поиграть в следующую игру.

  1. Игра с мячом «Вот какие повара!» (Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными. Автоматизация произношения и дифференциация сонорных звуков в игре.)     

Логопед берёт в руки мяч.

Логопед. Начинается игра

«Вот какие повара!»

Есть черника, земляника,

Ежевика и брусника.

Стоит лишь поговорить,

Что из ягод нам сварить.

Я буду бросать вам мяч и начинать предложение. Вы будете ловить мяч и заканчивать предложение. Надеюсь, что вы будете следить за произношением звуков [р], [р’], [л], [л’]. Из черники можно приготовить…

1-й ребёнок….черничное варенье.

Логопед. Из малины можно приготовить…

2-й ребёнок. …малиновую пастилу.

Логопед. Из земляники можно сварить… 

3-й ребёнок. …земляничный джем.

Логопед. Из ежевики можно сварить…

4-й ребёнок. …ежевичное повидло. (И т.п.)

Логопед оценивает работу детей и убирает мяч.

  1. Подвижное упражнение «За грибами» (Развитие общей моторики, координации речи с движением.)

Все зверушки на опушке                      Идут на месте.

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали,                                  Скачут вприсядку, срывают воображаемые  грибы.

Рыжики срывали.                                              

Лисичка бежала,                                   Бегут на месте, собирают воображаемые грибы.

Лисички собирала.                                            

Скакали зайчатки,                                Скачут стоя, срывая воображаемые грибы.

Искали опятки.

Медведь проходил,                              Идут вразвалку, затем топают правой ногой.

Мухомор раздавил.            

  1. Упражнение «За ягодами». (Развитие фонематических представлений (определение места звука в слове.)  

Логопед показывает картину «Лесные ягоды» из альбома «Живая природа. В мире растений».

Логопед. Раз вы так хорошо знаете, что можно приготовить из ягод, я предлагаю вам отправиться за ними в лес. Посмотрите на картинку и назовите те ягоды, в названиях которых есть звук [м].

Дети. Земляника, морошка, малина.

   Логопед. Определите место звука [м] в слове земляника. Поставьте фишку на красный квадрат «светофора», если звук в начале слова. Если звук в середине слова, поставьте фишку на жёлтый квадрат. И если слово заканчивается этим звуком, поставьте фишку на зелёный квадрат.

Дети выполняют задание. Логопед контролирует его выполнение. Аналогично проводится работа по определению места звука  [м] в двух других словах. Затем логопед собирает у детей «светофорчики» и фишки.

  1. Пальчиковая гимнастика «Грибы» (Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.)

Логопед предлагает детям  сделать пальчиковую гимнастику.

Топ – топ – пять шагов,                                 Шагают пальцами по столу.

В туесочке пять грибов.                                Переплели пальцы – сделали туесок, большие

                                                                         пальцы – ручка.

Мухомор красный – гриб опасный.            Загибают по одному пальцу на обеих руках на

А второй – лисичка,                                      каждое название гриба, начиная с мизинцев.

Рыжая косичка.

Третий гриб – волнушка,

Розовое ушко.

А четвёртый гриб – сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб – белый,

Ешь его смело!

  1. Разгадывание ребуса. (Развитие навыков звукобуквенного анализа.)

Логопед показывает детям картинку – ребус.

 Логопед. Название какого гриба спрятано в этом ребусе?

 Дети. Рыжик.

 Логопед. Как вы узнали это?

    Дети. Первой нарисована рыба. Из этого слова нужно убрать две последние буквы. Остаётся слог ры. На второй картинке нарисованы ежи. Из этого слова нужно убрать первую букву. Остаётся слог жи. На третьей картинке нарисован кот. От этого слова остаётся только буква к. получается слово рыжик.

    Логопед. Молодцы! Это было непросто. Я горжусь вами.

  1. Упражнение «Наш приятель Ёжик». (Развитие мышления, связной речи, тонкой моторики.)

Логопед ставит на столы контейнеры с карандашами.

Логопед. Про него народ лесной

Говорит, что он портной.

Почему же, словно ёлка,

Он с рожденья весь в иголках?

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель…

Дети. Ёжик.

Логопед. Как вам удалось так быстро отгадать загадку?

Дети. Ёжик колючий, словно ёлка, у него шустрые ножки, он громко топает.

Логопед. Правильно. Молодцы!

Логопед раздаёт детям тетради.

Логопед. Кого вы видите на картинке?

Дети. Это ёж.

Логопед. Что он несёт на спине?

Дети. Он наколол на иголки три белых гриба.

Логопед. Обведите по контуру изображения ежа и грибов.

Дети выполняют задание.

Логопед. А теперь выполните штриховку так, как показано на рисунке. Нарисуйте ежу иголки.

Дети выполняют штриховку.

Логопед. И наконец, раскрасьте картинку. Подумайте, как это сделать правильно, и приступайте к выполнению задания.

Дети раскрашивают картинку, а потом по предложению логопеда выбирают лучшую работу. Логопед убирает рабочие тетради и контейнеры с карандашами.

  1.  Окончание занятия. (Оценка работы детей.)

Логопед предлагает детям рассказать, чем они занимались, что им было интересно делать.

 

                                 

           

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Гербова В.В." Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада. Планы занятий"(книга)

Пособие «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада», написанное в рамках «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васи...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну Красивой речи"

Занятие включает в себя работу с мультимедийной доской. Занятие может быть полезно воспитателям детских садов, родителям дошкольников....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ №9 ТЕМА ЗАНЯТИЯ "ЗИМА"

Развитие речи. Тема: «Зима».Цель: Систематизировать и закрепить знания детей о зиме....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Красивой речи»...

План-конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: «Волшебная страна сказок» (развитие речи с элементами сказкотерапии)

Разработка будет полезна воспитателям , работающим в старших группах. Целью данной разработки является: развитие связной речи детей через соприкосновение со сказками при взаимодействии со сверстниками...