Cоставление повествовательного рассказа по картине «Заблудился»
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) на тему

Костылева Елена Владимировна

Цель: учить составлять связный повествовательный рассказ по картине.

Задачи:

  1. Учить  рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя),
  2. Развивать умение составлять сложные предложения, с использованием эпитетов, сравнений и т.д.
  3. Воспитывать умение внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его; оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор.

Материал: картина, подзорная труба.

Интеграция образовательных областей. «Речевое развитие», «Познавательное развитие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_kartine.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АЛТАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2» ИМЕНИ

ПОЧЁТНОГО ГРАЖДАНИНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ И.А.ЯРКИНА

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ВИШЕНКА»

659653 Россия,Алтайский край,Алтайский район,с.Алтайское,ул. З. Космодемьянской 46 altvishenka@mail.ru

Тема: составление повествовательного  рассказа по картине «Заблудился»

(старшая группа «Смешарики»)

(Коллективный просмотр занятия)

Воспитатель:

Костылева Е.В.

с.Алтайское, 2017г.

Цель: учить составлять связный повествовательный рассказ по картине.

Задачи:

  1. Учить  рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя),
  2. Развивать умение составлять сложные предложения, с использованием эпитетов, сравнений и т.д.
  3. Воспитывать умение внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его; оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор.

Материал: картина, подзорная труба.

Интеграция образовательных областей. «Речевое развитие», «Познавательное развитие».

Ход НОД:

Вводная часть. Организационный момент. Психологическая речевая настройка. Рады видеть всех сейчас.

Ведь давно мы ждали вас, 

Дружно за руки беремся. 

И гостям мы улыбнемся!

Дидактическая игра "Осень".

Проведём небольшую игру. Каждый из вас, кто даст правильный ответ, может пройти и занять своё место. (Стульчики стоят полукругом напротив мольберта с картиной).

· Сентябрь, октябрь, ноябрь (месяцы)

· Коричневая, сухая, нескошенная (трава);

· Высокое, хвойное, величавое (дерево);

· Сильный, порывистый, холодный (ветер);

· Моросящий, холодный, мокрый (дождь);

· Непроглядный, серый, густой (туман);

· Жидкая, чёрная, липкая (грязь);

· Серое, хмурое, облачное (небо);

· Ненастная, пасмурная, дождливая (погода);

· Сухие, жёлтые, шуршащие (листья).

Основная часть.

- Ребята, скажите, какие дары нам дает лес? (Полным ответом)

- Зачем люди ходят в лес?  (Ответы детей)

- Верно. Обратите внимание на картину, которая находится на мольберте.

Вопросы по содержанию картины:

-Кто изображён? (На картине изображен мальчик, полный ответ детей).

-Какое время года изображено на картине? Почему?

-Какая погода изображена на картине? Почему Вы так решили?  (Теплая летняя погода, зеленые деревья, небо светло-голубое, мальчик одет в шорты, легкую рубашку).

-Давайте, придумаем имя мальчику? (Ваня)

-Что делает Ваня в лесу? (Ваня в лесу собирает грибы)

-Почему мальчик кричит? (Ваня испугался, что может встретить в лесу волка, медведя и начал кричать а-ууу.)

-Интересно, а можно ли узнать о настроении Вани? (испуганный, взволнованный, растерянный).

-Придумайте название картине. Как можно назвать эту картину?

-Скажите, что могло быть раньше изображенного момента на картине?

-А что могло быть после изображенного события?

Игровой прием «Подзорная труба».  

-Ребята, посмотрите, что это прислал нам пират? Мы ж не на корабле, чтобы рассматривать приближающиеся вражеские судна.

-Как Вы думаете, для чего нам нужна подзорная труба? (ответы детей)

-Верно, мы будем рассматривать картинку в подзорную  трубу.

-А сейчас, Вика (Даниил, Катя, Полина и т.д.), что увидел(а) в подзорную трубу? (Несколько детей смотрят).

Физкультминутка «Три бельчонка»

В лесной глуши на елке.

Жили-были три бельчонка

Жили дружно, не тужили

И с зарядкою дружили (потянуться)

Изображали кенгуру (прыжки на двух ногах)

За уши лапками хватались (руки к ушам)

И вправо-влево наклонялись (наклоны в стороны)

Дружно хлопали в ладошки (хлопают)

И тянулись, словно кошки (потянуться)

Ножками топали (притопы)

Глазками хлопали (поморгать)

Головками кружили (повороты головы)

Друг за другом в след ходили (ходьба на месте).

Дети присаживаются на свои места.

Примерный рассказ воспитателя (образец).

Пошёл Ваня в лес по грибы. Погода была солнечная, небо голубое-голубое. Вдалеке  виднелись темно-зеленые деревья. На лесной полянке он нашел много грибов. Набрал полное  лукошко красных и светло-серых сыроежек, коричневых маслят и огненно-рыжих  лисичек.

 Огляделся по сторонам, а по какой тропинке возвращаться, домой не знает. Заблудился. Испугался. Стал звать на помощь. Кричит а-уууу, а-уууу. Вдруг ему послышался голос.

Ваня пошел на голос и увидел Старика, который также как и он собирал грибы. Ваня рассказал, что заблудился. Старик успокоил Ваню и показал тропинку  из леса домой.

-Теперь самостоятельно попробует рассказать Трофим, Полина, Богдан (несколько детей составляют рассказ по картине с помощью вопросов воспитателя).

Заключительная часть.

Рефлексия: Чей рассказ Вам понравился больше? Почему? (Ответы детей)

Рассказ соответствует нарисованной картине? Интересный рассказ по картине составил Богдан?  Описал события, которые не изображены на картине? Да, нет, проявил фантазию. Молодец! Ребята, скажите, что мы делали на занятии?

Мне понравилось, что вы слушали друг друга. Молодцы. За занятия всем поощрение, дети старались. (Раздаю наклейки)

Анализ детских рассказов педагогом по следующим критериям:

-соответствие рассказа содержанию картины;

- полнота и точность передачи увиденного на картине;

- живая, образная речь;

- умение последовательно и логически переходить от одной части к другой;

- внимательность при прослушивании других рассказов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

cоставление повествовательного рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин

1.       Обучение составлению и рассказыванию рассказа по серии сюжетных картинок.2.       Закрепление представлений о ранней весне.3....

CОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СХЕМЕ ПО ТЕМЕ «ЗООПАРК»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ Программное  содержание:             - учить логически посл...

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматического строя речи на тему: Cоставление загадок-описаний о зимующих птицах.

Материал занятия направлен на закрепление представлений детей об особенностях  внешнего вида и повадках зимующих птиц....

Конспект НОД в средней группе по "Коммуникативной деятельности (развитие речи)". Тема «Cоставление рассказа о любимой игрушке»

Реализация содержания программы в образовательных областях: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное ...

Конспект НОД на тему «В магазине игрушек». Cоставление описательных рассказов об игрушках по мнемосхеме. (Образовательная область «Речевое развитие» для детей старшего - дошкольного возраста).

Цель:  Закреплять умение детей работать с мнемосхемой. Учить составлять описательные рассказы об игрушках по образцу воспитателя.Задачи:Образовательные: Уточнение, активизация и актуа...

КОНСПЕКТ НОД НА ТЕМУ «В МАГАЗИНЕ ИГРУШЕК». CОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ ОБ ИГРУШКАХ ПО МНЕМОСХЕМЕ. (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА).

Цель:  Закреплять умение детей работать с мнемосхемой. Учить составлять описательные рассказы об игрушках по образцу воспитателя.Задачи:Образовательные: Уточнение, активизация и актуализация слов...