Картотека пальчиковые игры
картотека по развитию речи (младшая группа) на тему

Потехина Маргарита Евгеньевна

Картотека пальчиковых игр для детей младшего дошкольного возраста по программе " Детство"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovye_igry.docx78.99 КБ

Предварительный просмотр:

     

                 Картотека пальчиковые игры
                  по темам  МБДОУ Д/С №41

               1 младшая группа « Паровозик»

             Выполнила воспитатель 1 младшей группы Потехина М.Е.

        

                                 Тема « Детский сад»

Наша группа
В нашей группе все друзья. (Ритмично стучат кулачками по столу,
Самый младший — это я.  (Разжимают пальчики,  поочередно, начиная с мизинца).  
Это Маша,
Это Саша,
Это Юра,
Это Даша.
                                                                                                   
                                                                                                                                                           
                                           
Как живёшь? 
- Как живёшь? - Вот так! (показать большой палец)
- А идешь? - Вот так»! («шагать» пальчиками по столу)
-Как ручку даешь? - Вот так! (протягивать открытую ладонь)
- Как ты ждёшь обед? - Вот так! (кулачок подпирает лицо)
- Как помашем вслед? - Вот так! (помахать рукой)
-Как мы утром спим? - Вот так! (2 ладошки под щекой)
- А как  шалим? - Вот так! (щёки надули и руками лопнули)

Игра с пробками.

Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их на указательные и средние пальцы как обувь. И «идём пальцами, как ножками, не отрывая «Обувь» от поверхности стола.

Крышки пальчики обули,

Смело в них вперёд шагнули.

И пошли по переулку

На весёлую прогулку.

Пальцы – словно балеринки,

Но одетые в ботинки.

Каждый пальчик – будто ножка,

Только шаркает немножко.

Тема «Игрушки в нашей группе»

 «Шарик».

Надуваем  быстро шарик
Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел –                                               
Стал он тонкий и худой.
Все пальчики обеих рук –  «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают    
                                               форму шара. Воздух  «выходит»,  и пальчики
                                               принимают исходное положение.              

«Мои игрушки».
Покажу я вам игрушки: Указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками (клюв), остальные пальцы направить вверх и слегка согнуть (гребешок). Это курочки пеструшки,
Это зайка,Средний и указательный пальцы правой руки направить вверх (ушки зайца), остальные прижать к ладони.
Это пёс.
Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса), большой палец направлен вверх (ушко).

Вот машинка без колёс.

Правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой руки.

Это книжки-раскладушки.

Вот и все мои игрушки.

Руки рёбрами поставить на стол, ладони прижать друг к другу, а затем раскрыть.

«Юла»

Я юлу кручу, верчу,

И тебя я научу.

Большим пальцем проводить по кончикам других пальцев, от указательного до мизинца и наоборот. Выполнять как правой, так и левой рукой.

Тема « Осень. Листопад»

Осень.
 Ветер северный подул, -( подуть на пальцы)
 все листочки с липы сдул с-с-с –( смахивать                                                                 руками, будто сдувает листочки)
Полетели, закружились и на землю опустились. – (ладони зигзагами плавно опустить на стол)
Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап –                (постучать пальцами по столу)
Град по ним заколотил, 
Листья все насквозь пробил, -( постучать кулачками по столу)
Снег потом припорошил, - (плавные движения вперед-назад кистями)
Одеялом их накрыл. – (ладони прижать крепко к столу)
                                              Ветер по лесу гулял.
Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные движения ладонями)
Ветер листики считал:
Вот дубовый, 
Вот кленовый ( Загибать по одному пальчику)
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку ( Спокойно уложить ладони на стол)

Ветер яблоню качал.

Ветры яблони качают.

Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы), пальцы разведены в стороны (кроны яблонь). Покачивать руками.

Листья с веток облетают.

Кисти рук расслабленны, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают).

Листья падают в саду,

Их граблями я гребу.

Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола (грабли). Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями.

  Тема» Фрукты и овощи»
                           
Овощи.

                       «Капустка».

           Мы капустку рубим-рубим,

           Мы капустку солим-солим,

           Мы капустку трём-трём,

           Мы капустку жмём-жмём.

Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.

«Репка»

Тянут, тянут бабка с дедкой

( Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги)

Из земли большую репку:

Вот пришла бы наша внучка,

Помогла б собачка Жучка.

Где же кошка, мышка – крошка?

(  Одноимённые пальцы прикасаются друг к другу.)

Хоть держалась крепко,

Вытянута репка.


  Фрукты.

                       «Яблоки».

Большой пальчик яблоки трясёт.

(Кисти сжаты в кулак, разгибаем большой пальчик.)Второй их собирает.

(Разгибаем указательный палец.)
 Третий их домой несёт.

(Разгибаем средний палец)

Четвёртый высыпает.
 (Разгибаем безымянный.)

Самый маленький – шалун.

(Разгибаем мизинец)

Всё, всё, всё съедает.

«Компот».

Будем мы варить компот,

(Левая рука – «ковшик», правая имитирует помешивание.)

Фруктов нужно много вот:

Будем яблоки крошить,

(Загибают пальчики начиная с большого.)

Грушу будем мы рубить,

Отожмём лимонный сок,

Слив положим на песок.

Варим, варим мы компот.

( Опять «варят» и «помешивают».)

Угостим честной народ.

(Развести руки в стороны.)

«Сливы»

Большой пальчик сливы трясёт. ( Кисти сжаты в кулак.)

Второй их собирает. ( Разгибаем большой палец.)

Третий их домой несёт. (Разгибаем указательный палец.)

Четвёртый высыпает. (Разгибаем средний палец)

Самый маленький – «шалун» (Разгибаем безымянный.)

Всё, всё съедает. ( Разгибаем мизинец.)

     Апельсин.
  Мы делили апельсин.
  (дети разламывают воображаемый апельсин на дольки)

    Много нас,
 
(показывают 10 пальцев)
  А он один.
  (
показывают 1 палец)
    Эта долька – для ежа.
   Эта долька – для стрижа.
   Эта долька – для утят.
    Эта долька – для котят.
  Эта долька – для бобра
  (
загибают по одному пальчику на каждую строчку)
 А для волка – кожура.
(
бросательные движения правой рукой)
 Он сердит на нас – беда!!!
   (
сжимают кулаки и прижимают их к груди)
     Разбегайтесь – кто куда!!!
 («
бегут» пальцами по столу)

                     Тема « Кукла Катя»

Катя  варежку надела….
Катя  варежку надела: (Сжать пальцы в кулачок)
«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал, (Все пальцы разжать, кроме большого)
В свой домишко не попал».

Маша варежку сняла: (Разогнуть большой палец).
«Поглядите – ка, нашла!
Ищешь, ищешь и найдёшь, (Сжать пальцы в кулачок,                                                                    
                                                отделить большой палец.)
                                               Здравствуй, пальчик, как живёшь?»


«Пирожки»

Я купила масло,

Сахар и муку,

Полкило изюма,

Пачку творогу. 
(Ребенок загибает по одному пальчику на обеих руках, перечисляя продукты.)

Пирожки пеку, пеку,

(Ребенок имитирует лепку пирожков. )

Всех друзей я в гости жду.

(Ребенок имитирует движения, созывающие гостей.)

«Идем в гости»

К Кате гости прибежали, (Пальчики ребенка «бегут» по столу.)

Все друг дружке руки жали. (Ребенок делает несколько рукопожатий)

Здравствуй, Игнат! Здравствуй, Аня! Рад, Тимуру! Рад, Карине!

Не хотите ль пирожок? (Ребенок соединяет ладошки в виде пирожка)

Может, коржик? Иль рожок? (Большие и указательные пальцы соединяются между собой подушечками, образуя колечко.)

Вот драже вам на дорожку, (Ребенок пощипывает свою ладошку, как бы собирая драже.)

Все берите понемножку!

С ручек все стряхнули крошки (Ребенок энергично трясет кистями рук.)

И захлопали в ладошки (Ребенок хлопает в ладоши.)

«Большая стирка»

Катя с мамой белье стирали,

 ( Ребенок трет один кулачок о другой.)

В речке вместе полоскали.
(
Ребенок водит раскрытыми ладонями вправо-влево, имитируя полоскание белья.)

Выжали бельё,
 (Ребенок сжимает и разжимает кулачки, имитируя развешивание белья.
Повесили на верёвочку.
(
Ребенок выполняет круговые движения кистями рук, ладони вверх, пальцы разведены в стороны)

– То-то стало весело!(Хлопаем в ладоши)

Катюша весёлая кукла.
 Я Катюша  – веселая кукла,
 Я гуляю и пою.
Я Катюша  – веселая кукла,

Очень я играть люблю.
 (
Указательные и средние пальчики обеих рук «шагают» по столу.)
  Разотру ладошки сильно
Растирают ладони.)
 Каждый пальчик покручу,
 Поздороваюсь с ним сильно,
И вытягивать начну. 
Охватывают каждый палец у основания.  И вращательными движениями, поднимаются до ногтевой фаланги.
  Руки я затем помою,
 (
Потирают ладони.)
  Пальчик к пальчику сложу,
На замочек их закрою,
И тепло поберегу
Складывают пальцы в замок.)
                   Тема «Медвежонок Миша»

В гостях у медвежат.

(Перед началом игры ребенок сжимает кулачки на обеих руках.)

Медвежата гостей приглашали.
(
Ребенок отгибает пальцы по очереди.)

Медвежата гостей угощали.
(
ребенок надавливает последовательно на подушечку каждого пальца своим указательным пальцем)
Каждому гостю досталось варенье.
                                              (
Ребенок последовательно проводит указательным пальцем
                                                   по каждому пальчику от основания до самого кончика)
 
                                                         Пальчики склеило то угощение,
                   (
Ребенок должен тесно прижать попарно друг к другу подушечки пальцев)

Плотно прижалась ладошка к ладошке,
                                                    (
Ребенок плотно соединяет ладошки.)
                                                         Гости не могу взять даже ложки!

«У Медвежат большая стирка»

Жили-были в домике

(Ребенок сжимает и разжимает кулачки.)

Маленькие мишки: Микки, Чики, Лики, Пики, Токи. 
Стали Мишутки стирать:
(
Ребенок трет кулачки друг о друга)                          
(Ребенок загибает пальчики, начиная с большого.)

Токи – рубашки,
Пики – платочки,

Лики – штанишки,

Чики – носочки,

Микки умница был,

Всем водичку он носил.

«Мишки растеряши»

Ребенок указательным пальцем левой руки по очереди
дотрагивается до пальчиков правой руки.

Начинать лучше с мизинчика.

Этот маленький  медвежонок потерял свой свитерок.

Этот маленький медвежонок теплый потерял носок.

Этот маленький медвежонок  мерзнет в стужу и мороз.

Этот маленький медвежонок отморозил себе нос.

Этот маленький медвежонок заболел: «Ап-чи! Ап-чи!

Лучше посижу я дома и свяжу себе носки».
     Тема « Домашние Животные»

«Домашние птицы»

Есть у курицы цыплёнок,

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок.

(Большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца.)

У каждой мамы малыши,

Все красивы хороши!

(Показать все пальчики, «играя» ими.)


«Петушок»

Наш красивый петушок

(Обе руки сжаты  в кулачки.)

Кверху поднял гребешок.

(Разжать ладони.)

Крылышками машет.

(Кистями помахать в воздухе.)

На лужайке пляшет.

Крошки хлебные клюёт.

( Указательными пальцами постучать по столу.)

Пёстрых курочек зовёт.

(Кистями рук сделать манящие движения.)

Домашние животные.

«Повстречались».

На каждую фразу соединять одноимённые  пальцы , левой и правой                                           рук по одному начиная с мизинца.

Повстречались два котёнка: «Мяу – мяу».

Два щенка: «Гав – гав».
Два жеребёнка: «И-го-го»

Два телёнка, два быка: «Му- у»
Смотри, какие рога!
 
(показать «рога», одновременно выпрямив указательные пальцы и мизинцы.)

«Кот на печку пошёл»

Кот на печку пошёл,

( Пальчики «шагают».)

Горшок каши нашёл.

( «Горшок из ладошек».)

На печи калачи,

(Ладошки «лепят калачи»)

Как огонь горячи.

(Подуть на ладошки.)

Пряники пекутся,

Коту в лапы не даются.

(Погрозить пальчиком.)

«Собака»

У собаки острый носик, 
(Правая ладонь на ребро, на себя.)

Есть и шейка,

(Большой палец вверх, указательный, средний, безымянный вместе.)

Есть и хвостик.

(Мизинец попеременно опускается и поднимается («лает собака»))

Поросята.
 Пальцы рук растопырены; поочередно «идём»
по столику или коленкам каждым из пальчиков.
 
 Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял,
 (
Показать  мизинцы. )
    Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал.
    (Показать Безымянные.) 
    Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю.
  (Показать Фонарики». 
  Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю.
 Сжимаем и разжимаем кулачки. 
 Этот толстый поросёнок носом землю ковырял, 
Показать
 Средние
  Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал.

Показать Указательные. 
   Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
 Сжимаем и разжимаем кулачки
  Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал,
  Показать Большие
 Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал.
 Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь.

    Тема « Дикие Животные»

«Есть у каждого свой дом»
Дети загибают  на обеих руках пальцы: по одному пальцу на каждое двустишье.

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надёжный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами ёж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, травы

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосёт там лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло уютно в нём.

Ударяют ладонями и кулачками поочерёдно.

«Белочка»

Прыгает по веточкам

Невеличка белочка.

Мелькает хвостик средь ветвей.

Кто угонится за ней?

Большим пальцем поочерёдно касаться остальных пальцев, выполняя упражнение сначала одной рукой затем другой рукой.

« Сидит белка на тележке»
 Дети стучат кулачками по коленкам

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
 (Дети при помощи левой руки разгибают по очереди пальцы
правой руки, начиная с большого пальца).

 Лисичке-сестричке,
  Воробью-синичке,
  Мишке толстопятому,
   Заиньке усатому.

   «Дикие животные.»
     На лужок пришли зайчата,
   (
Одновременное сгибание пальцев в кулак .)
     Медвежата, барсучата,
(
При перечислении животных считать пальцы на обеих руках поочерёдно)
     Лягушата и енот.
    На зелёный, на лужок,
 Приходи и ты, дружок.

На водопой
Жарким днем лесной тропой
(«шагают» по столу).
Звери шли на водопой.
За мамой лосихой топал лосенок,
(
На каждое двустишие разгибают по одному пальчику, начиная с мизинца)
 За мамой лисицей крался лисенок,
 За мамой ежихой катился ежонок,
 За мамой медведицей шел медвежонок,
 За мамою белкой скакали бельчата,
 За мамой зайчихой косые зайчата,
(
Делают «ушки» «шагают» по столу).

  Волчиха вела за собою волчат,
                                                  Все мамы и дети напиться хотят.

        

                                                            Тема « Зима»

Зимние забавы.
Раз, два, три, четыре, пять
(загибаем пальчики).
Мы во двор пошли гулять
(
указательным и средними пальчиками "идем" по столу).                                                       
Бабу снежную слепили
(катаем ручками "комок")
  Птичек крошками кормили
 
"кормим птичек "
С горки мы потом катали
 
(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки
).
А ещё в снегу валялись
(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
  Все в снегу домой пришли
 (отряхиваем ладошки)
  Суп поели  ("едим суп"), 
  спать легли (ладошки под щечку).
               
Снегири»

Вот на ветках, посмотри,

Четыре хлопка руками.

В красных майках снегири.

Распушили пёрышки.

Изображают «крылышки»

Греются на солнышке.

Головой вертят,
Повороты головой.

Улетать хотят.

Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью, за метелью!

Вращательные движения кистями рук.

« Снежинки»

Ла-ла-ла, ла-ла-ла,

Туча по небу плыла.

Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить в форме шара (туча).

Вдруг из тучи над землёй

Полетел снежинок рой.

Руки поднять вверх, пальцы развести в стороны.
                                 Поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят).

Ветер дунул, загудел –

Подуть на кисти рук (губы округлить и слегка вытянуть вперёд).

Рой снежинок вверх взлетел.

Встряхнуть кистями рук, поднимая вверх, вращать ими (снежинки летят).

Ветер с ними кружится,

Может быть подружится.

Вращать кистями, попеременно скрещивая руки.

Мороз
Вечер приближается
(
разведите руки в стороны),
Вьюга начинается
(покачайте над головой руками из стороны в сторону).
Крепчает мороз
(
с усилием сожмите кулаки).
— Щиплет щеки, щиплет нос
(
пальцами слегка ущипните щеки и нос)
Руки стали замерзать

(потрите ладони)
Надо их отогревать
(
подышите на ладони).
Вечер приближается

(разведите руки в стороны)
Темнота сгущается.
Нам домой давно пора.
— До свиданья! До утра!
(помашите рукой на прощание).
Зима
Пришла зима,
трем ладошки друг о друга
Принесла мороз.
пальцами массажируем плечи, предплечья

Пришла зима,
трем ладошки друг о друга
Замерзает нос.
ладошкой массажируем кончик носа 
Снег,
плавные движения ладонями
Сугробы,
 кулаки стучат по коленям попеременно
Гололед.
ладони шоркают по коленям разнонаправлено
Все на улицу — вперед!
обе руки протянуть вперед


Новый год.

                                                               

Новогодний праздник
Ждали праздника мы долго.
Трём ладошку о ладошку.
Наконец пришла зима.
Сжать кулаки, прижать их друг к другу.
Наконец пришла зима

В гости ёлку привела.
Пальцы показывают Ёлочку, указательные пальцы сцепляются 
К ёлке все мы подошли,
Хороводы завели.
Круговые движения кистями рук.
Покружились, поплясали,

 Кисти рук опустить, расслабить.
 Даже чуточку устали.
 Дед Мороз скорей приди,
 Ладони прижать друг к другу, потом протянуть вперёд.
 Нам подарки принеси.
Подарки
Дед мороз принес подарки:

 «Шагают» пальчиками по столу.
 Книжки, альбомы, конфетки,
 На каждое название загибают пальчики
 Кукол мишек и машины,
Попугая и пингвина.
Шоколадок пол мешка.

И, пушистого щенка! Гав! Гав!
                    На ёлке.
Мы на елке веселились,

 Ритмичные хлопки в ладоши
 И плясали, и резвились.
Удары кулачками.

После добрый Дед Мороз
«шагают» средним и указательным пальчиками по столу.
Нам подарки преподнес.
«рисуют» руками большой круг.
Дал большущие пакеты,
В них же вкусные предметы:
загибают пальчики, начиная с большого
Конфеты в бумажках синих,
Орешки рядом с ними, 
Груша, яблоко,
Один золотистый мандарин.
Елочка
Ждут красавицу колючую
«Рисуют» руками елочку.

В каждом доме в декабре.
Делают ладошками «дом».

На ветвях зажгут фонарики,
Показывают «фонарики».

Искры брызнут в серебре.
Руки над головой, пальцы оттопырены.

Сразу станет в доме празднично,
Берутся за руки и становятся в хоровод.

Закружится хоровод.
Дед Мороз спешит с подарками,
Наступает Новый год.

 Наряжаем ёлку
Раз, два, три, четыре, пять.
Поочерёдно соединяют подушечки пальцев обеих рук, начиная с большого.

Будем ёлку наряжать.
Соединяют ладони «домиком» над головой и разводят руки в стороны

Мы повесим шарики,
Соединяют подушечки пальцев обеих рук, образуя шарики

Яркие фонарики,
Прижимают ладони друг к другу, пальцы раздвинуты, выполняют вращательные движения ладонями вперёд – назад

Весёлого Петрушку,
Показывают длинный нос

И разные игрушки:
Вытягивают ладони вперёд

И мишку - шалунишку
Показывают и покачиваются из стороны в сторону

И заиньку – трусишку.
Прикладывают раскрытые ладони к голове

Новый год
Наступает Новый год!
(Хлопаем в ладоши)

Дети водят хоровод.
(Кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти вращаем внутрь-наружу)

Висят на елке шарики,
(Поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар)

Светятся фонарики.
(Фонарики)

Вот сверкают льдинки,
(Сжимать и резко разжимать кулаки поочередно)

Кружатся снежинки.
(Легко и плавно двигать кистями)

В гости Дед Мороз идет,
(Пальцы шагают по коленям или по полу)

Всем подарки он несет.
(Трем друг об друга ладони)

                                                   

                          Тема «Мир сказок»

                                                             

                       Любимые сказки.
  Будем пальчики считать,
 Хлопают в ладоши                                

                                                                 
Будем сказки называть
                                                                                 

 Рукавичка, Теремок,
Поочередно                                                
загибают пальчики на левой руке

Колобок – румяный бок.
  Есть Снегурочка – краса,

                                                     
Три медведя, Волк – Лиса.

 Поочередно загибают пальчики на правой руке
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят. Сжимают кулачки
Этим сказкам каждый рад.
Хлопают в ладоши

Репка 
Тянут, тянут бабка с дедкой,
Дети вытягивают большие пальцы.

Из земли большую репку. Указательные.
К ним пришла тут внучка, Средние.
Подбежала Жучка, Безымянные.
Кошка тоже потянула. Мизинцы.
Хоть держалась крепко, Берут репку.
Вытянута репка! Поднимают руки вместе с репкой.
Сказки
Мышка быстренько бежала (бег пальцами по столу)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (сжатьт ручки в кулачки «яичко»)
Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим ("держим ложку" имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)
Мы славна семья козлят
Мы любим, прыгать и скакать (хлопаем в ладоши)
Мы любим, бегать и играться
Любим рожками бодаться ( пальчиками обоих рук показывают «рожки»).
Теремок
Стоит в поле теремок, теремок. (Дети соединяют кончики пальцев рук над головой.)
Он не низок не высок, не высок. (Приседают, опуская руки вниз, встают, поднимая руки вверх)
На двери висит замок, да замок (Руки сомкнуты ладонями и пальцами.)
Кто его открыть бы смог? (Поднимают плечи вверх, опус кают.)
Слева зайка, справа мышка, (Дети занимают свои места около теремка.)
Отодвиньте-ка задвижку. (Тянут руки в разные стороны, но пальцы в «замке»).
А лягушка, и медведь (Занимают свои места около теремка.)
Тоже терем хотят отпереть . (Сильно сжимают пальцы. ) 
А лисичка и волчок открывают теремок! (Открывают «замок» — рассоединяют пальцы по одному и раз водят руки в стороны

       Тема « Строим дом, наши машины»

                    «Стенка, стенка, потолок» 

Стенка.Стенка. Указательным пальцем ребенок дотрагивается до правой щеки.

Указательным пальцем ребенок дотрагивается до левой щеки

Потолок. Ребенок указательным пальцем дотрагивается до лба

Два окошка. Ребенок указательным пальцем указывает сначала на правый, а потом на левый глаз.

Дверь. Ребенок указательным пальцем указывает на рот.

Звонок: «Дзи-и-инь!» Ребенок указательным пальцем дотрагивается до кончика носа

Дом.
Я хочу построить дом, Руки над головой «домиком».
Чтоб окошко было в нём, Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в «окошко».
Чтоб у дома дверь была, Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями. 
Рядом чтоб сосна росла. Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.
Чтоб вокруг забор стоял Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.
Пёс ворота охранял. Одна рука «пёс», мизинец отсоединить от других пальцев.
Солнце было, Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.
Дождик шёл, «Стряхивающие» движения.
И тюльпан в саду расцвёл. Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх.
Домик для зайчат.
Стук, стук, постук,
раздается где-то стук.
Молоточки стучат, 
Строят домик для зайчат. (кулачками друг о друга стучим).
Вот с такою крышей (ладошки над головой).
Вот с такими стенами (ладошки около щечек).
Вот с такими окнами (ладошки перед лицом).
Вот с такою дверью (одна ладошка перед лицом.)
И вот с таким замком (сцепили ручки).
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Повертели,
Покрутили,
Постучали,
И – открыли! (расцепили ручки)
Новый дом
Тук-тук-тук, тук-тук-тук! Ударяют, чередуя, кулачком о кулачок.
Молоток бери, мой друг! 
Мы построим новый дом, Ставят рядом ладошки «стены»
Есть окошко в доме том. Складывают указательные пальцы «палочкой», остальные соединяют «крышей».
Есть ещё одно повыше, 
Есть труба вверху на крыше. Мизинец отставляют в сторону – труба.
Дом готов, зовём гостей: Показывают оба указательных пальца
«Проходите поскорей!» Делают приглашающий жест рукой.


                                                     Тема «Мой папа»


Солдаты
Для солдата строго норма:
Показать два пальца в "рогатке"
Всегда выглаженная форма.
Сжать руки в кулак оттопырив большой палец "класс"
В руки взял Арсений пультик,
"Прошагать" пальцами по коленям
Посмотреть хотел он мультик
Хлопнуть в ладоши
У пограничников есть пост,
Плотно сжатые пальцы рук приложить к вискам
Под охраной у них мост.
Ладони плотно прижаты друг к другу, "развести" в мост.
Сегодня праздник всех отцов
Сегодня праздник всех отцов,
Сжимают и разжимают пальцы
Всех сыновей, всех кто готов,
Хлопают в ладоши
Свой дом и маму защитить,
Из ладошек делают «домик», руки прикладывают к сердцу
Всех нас от бед отгородить!
Сжимают и разжимают пальцы
Наша армия.
Аты - баты, аты - баты!

Поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки. 
На парад идут солдаты! 
Вот идут танкисты, 
Потом артиллеристы,
А потом пехота –
Рота за ротой. 
Пограничник. 
Пограничником я буду,
Сжимать и разжимать пальцы в кулаки одновременно на обеих руках.

Чтоб границы защищать,
Соединять одноименные пальцы обеих рук, начиная с больших.
И страна могла спокойно
Разъединять одноименные пальцы, начиная с мизинцев.
Крепким сном ночами спать.
Соединять все пальцы обеих рук по очереди с большим.
                                       

                                           Тема «Доктор Айболит»

Весёлый человечек.
Я – веселый человечек,
Я гуляю и пою.
Я – веселый человечек,
Очень я играть люблю. 
Указательные и средние пальчики обеих рук «шагают» по столу.
Разотру ладошки сильно,
 
Растирают ладони.
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну. 
Охватывают каждый палец у основания и вращательными движениями поднимаются до ногтевой фаланги.
Руки я затем помою,
 
Потирают ладони.
Пальчик к пальчику сложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу. 
Складывают пальцы в замок.

  «Это я».
Это глазки. Вот, вот.

Это ушки. Вот, вот.

Это нос, это рот.

Там спинка. Тут живот.

Это ручки. Хлоп-хлоп.

Это ножки. Топ- топ.

Ох устали вытрем лоб!

Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом.

        Указочка        

Ротик мой умеет кушать
показываем пальцем ребенка на губы
Нос- дышать, а ушки слушать
показываем пальцем ребенка на нос и ушки
Могут глазоньки моргать
поморгать
Ручки – всё хватать
Хватательные движения пальцами.

                                                             Тема «Мама»

  «Цветочек для мамочки»

Ой, в нашем цветнике

Большой цветок на стебельке.

Раскрывать и закрывать кулачок,
пальчики, будто лепестки.

От ветерка качается,

Движения руками вправо-влево. 

И мне улыбается!

Я мамочку поцелую

И цветочек подарю ей!

Мимика, жесты.

Наши мамы.
Много мам на белом свете,
Разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи.
Всех их очень любят дети! 
Журналист и инженер,
 Поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке.
Повар, милиционер, 
Швея, кондуктор и учитель.
Врач, парикмахер и строитель – 
Мамы разные нужны,
Сжимают обе ладошки в «замочек»
Мамы разные важны!
Разводят руки, поднимают ладошками вверх.

Тема «Вода и рыбки» 

Лодочка

Две ладошки прижму (Ладони лодочкой, волнообразные движения рук.)

И по морю поплыву. 

Две ладошки – друзья –

Это лодочка моя.
Паруса подниму,
(
Поднять выпрямленные ладони вверх).
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам
(Имитация движений волн и рыбок)..

Плывут рыбки тут и там

Рыбка плавает в водице

Рыбка плавает в водице. (.Волна правой рукой)

Рыбке весело играть. (Волна левой рукой)

Рыбка, рыбка озорница (Волна двумя руками)

Я хочу тебя поймать. (Хлопок в ладоши)

Рыбка спинку изогнула, (Руки вверх в замочке)

Крошку хлебную взяла, (Хлопок в ладоши)

Рыбка хвостиком вильнула, (Соединить две ладони, волна вперед)

Рыбка быстро уплыла. (Соединить две ладони, волна в сторону)

Рыбки плавали, играли

Рыбки плавали, играли

В чистой, свеженькой воде, (Вращение кистями рук)

То сожмутся, (Сжать пальцы рук в кулачки)

Разожмутся, (Разжать пальцы)

То зароются в песке. (Вращение кистями рук)

                             Тема «Транспорт + ОБЖ»

Транспорт
Автобус, троллейбус, машина, трамвай – 
О них ты на улице не забывай. 
В морях – корабли, ледоколы, суда,
Они очень редко заходят сюда.
(Соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с указательного)
Машины
По шоссе идут машины
(Крутим воображаемый руль.)

По асфальту едут шины.
(Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.)

По дороге не беги,
(Погрозили пальцем.)

Я скажу тебе: «Би-би».
(Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».)

Транспорт-2.
Будем пальчики сгибать –
(Загибаем пальцы начиная с мизинца)

Будем транспорт называть:
Автомобиль и вертолёт,
Трамвай, метро и самолёт.
Все пальцы мы в кулак зажали,
Все виды транспорта назвали.
(«Встряхиваем» ладонями)

Машины- помошники.
Все машины по порядку
Подъезжают на заправку:
(Обеими руками «крутят руль» перед собой).

Бензовоз, мусоровоз,
С молоком молоковоз,
С хлебом свежим  хлебовоз.
И тяжелый лесовоз.
(Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки)..
Постовой
Постовой стоит упрямый
(пальчики «шагают» по ладошке)

Людям машет: Не ходи!
(«грозят» пальчиками)

Здесь машины едут прямо
(руки перед собой, изображают руль)

Пешеход, ты погоди!
(«грозят» пальчиками)

Посмотрите: улыбнулся
(хлопают в ладоши)

Приглашает нас идти
(пальчики «шагают» по ладошке)

Вы, машины, не спешите
(хлопки руками)

Пешеходов пропустите!
(прыжки на месте)

Дорожных правил очень много.
Дорожных правил очень много. («грозят» пальчиками)
Раз - Внимание дорога! (загибают поочередно пальцы)
Два - сигналы светофора,
Три – смотри дорожный знак,
А четыре – «переход».
Правила все надо знать (хлопки руками)
И всегда их выполнять. (показывают «класс!» большим пальцем)
Велосипед
Две педали крутят ноги, (раскрытыми ладонями выполняем круговые движения)
Мчат колеса по дороге (вращаем согнутыми в локтях руками)
Я рулю, куда хочу -
Влево, (имитируем, что держим руль и поворачиваем в лево )
Вправо покачу. (вправо)
То вперед, (кулачками обеих рук совершаем круговые движения)
А то назад (назад)
Нажимаю тормоза (обеими ладонями жмем на стол)

                                                  Тема «Весна. Птицы» 

  «Жаворонок» 

Птичка, птичка, прилетай!

Весну- красну зазывай!

Птичка крылышками машет,

Веселит детишек наших!

Дети показывают движениями кистей рук как летит                                                                                

                                                       птичка.            

                                                          Кормушка
Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, 
Воробей, (На каждое название птицы загибают по одному пальчику.) 
Шесть щеглов и голубей, 
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек. (Опять сжимают и разжимают кулачки.)

Дятел
Дятел-дятел
(помашите кистями рук, как крыльями)
Сел на сук. 
Тук-тук-тук
(одновременно стучите большими пальцами обеих рук по столу)
Тук-тук-тук
(повторите те же движения указательными)
Тук-тук-тук
(затем средними)
Тук-тук-тук
(после этого безымянными)
Тук-тук-тук
(и наконец мизинцами)
Долбит сук.

Кукушка
Ку-ку, ку-ку, кукушечка,
(ладони прижмите к щекам и покачайте головой из стороны в сторону четыре раза)
Лети скорей в лесок,
(слегка разведите руки в стороны и три раза взмахните ладонями, как крыльями)
Ку-ку, ку-ку, кукушечка,
(ладони прижмите к щекам и покачайте головой из стороны в сторону четыре раза)
Подай свой голосок.
(слегка разведите руки в стороны и три раза махните ладонями, как крыльями)

Ласточка
Ласточка, ласточка,
Милая касаточка,
Ты где была,
Ты с чем пришла?
— За морем бывала,
Весну добывала,
Несу, несу
Весну-красну.
(на каждую строчку большой пальчик «здоровается» дважды со всеми пальцами, начиная с указательного, сначала на правой, потом на левой руке)

Птички
В гости к нашей сестричке
Весной прилетали птички:
(поднять обе руки и помахать кистями, изображая крылья птиц)
Эта птичка — совушка,
Ну а эта — скворушка.
Эта птичка — воробей,
Ну а эта — соловей.
Эта — дятел, эта — стриж,
Эта же — поющий чиж,
Эта птичка — коростель,
Эта птичка — свиристель,
Ну а это издалека
Прилетела к нам сорока.
(называя птиц, поглаживать, разминать или растирать поочередно каждый палец)

Тема «Предметы быта» (мебель, посуда, одежда, обувь)

Чайник
Привет, я – чайник (показываем руками толщину)
Большой и толстый
Вот моя ручка, (руку вбок)

)А вот мой носик (другую руку вверх и в сторону)
Если буду кипеть,
(хлопаем рукой на макушке)
Я буду свистеть (изображаем свист)
С печки меня возьмешь, (наклоняемся в сторону, где рука-ручка)

Чаю себе нальёшь. (наклон в строну, где рука-носик)


Пылесос.
Пылесос, пылесос, Ритмичное сгибание пальцев обеих рук (ладони смотрят вперёд)
Ты куда суёшь свой нос? то же, но ладони обращены друг к другу.
Я жужжу, я жужжу, Соприкосновение кончиков пальцев
Я порядок навожу. 

Пальчиковая гимнастика «Посуда»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Из тарелок, как один,            (Ладони вместе перед собой «тарелка».)

Суп мы ложками едим.         (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)

Вилкой кушаем котлеты,      (Указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец

                                                         придерживает безымянный и мизинец – «держим вилку».)

Ножик режет нам омлеты.    («Режем» прямой ладонью взад-вперёд.)

Пальчиковая гимнастика «Продукты питания»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Муку в тесто замесили,      (Сжимают и разжимают пальцы.)

А из теста мы слепили       (Прихлопывают ладонями, «лепят».)

Пирожки и плюшки,          (Поочерёдно разгибают пальцы, начиная с мизинца.)

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –            (Обе ладони разворачивают вверх.)

Всё мы испечем в печи.

Очень вкусно!                    (Гладят животы.)

«Мебель»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

На кроватке мы поспали,          (Руки под щёку.)

Вещи в шкаф уже убрали.        (Свободно двигаем руками – «убираем вещи».)

Мы на стуле посидели              (Ладонью одной руки накрываем кулак другой.)

И за столиком поели.                (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)

«Обувь»

Обуваем ножки бегать по дорожке. (Двумя пальцами «шагают» по столу.)

Повторяй за мной слова: (Сжимают и разжимают пальцы.)

Ножка – раз, ножка – два! (Ставят два пальца на стол и поднимают по одному.)

В магазине покупают (Сжимают и разжимают пальцы.)

И на ножки надевают

Папа, мама, брат и я – (Загибают пальцы на руках.)

Любит обувь вся семья. («Шагают» пальцами по столу.)

Маша варежку надела….
Маша варежку надела: (Сжать пальцы в кулачок)
«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал, (Все пальцы разжать, кроме большого)
В свой домишко не попал».
Маша варежку сняла: (Разогнуть большой палец).
«Поглядите – ка, нашла!
Ищешь, ищешь и найдёшь, (Сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец.)
Здравствуй, пальчик, как живёшь?»
Маша варежку надела….
Маша варежку надела: (Сжать пальцы в кулачок)
«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал, (Все пальцы разжать, кроме большого)
В свой домишко не попал».
Маша варежку сняла: (Разогнуть большой палец).
«Поглядите – ка, нашла!
Ищешь, ищешь и найдёшь, (Сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец.)
Здравствуй, пальчик, как живёшь?»

                  Тема « Бабушка и дедушка»

Семья
Этот пальчик — дедушка.(можно заменить именами родственников в ласкательной форме)
Этот пальчик — бабушка.
Этот пальчик — мамочка.
Этот пальчик — папочка.
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья!
(растопырить ручки малыша или свои)
 МОЯ СЕМЬЯ
Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой. 
Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это - мама, 
Это - я,
Это - бабушка моя,
Это - папа, 
Это - дед.
И у нас разлада нет. 

  «Радуются взрослые и дети»

Кто ещё радуется солнышку?

Радуется дедушка,

Радуется бабушка,

Радуется мамочка,

Радуется папочка,

Очень радуюсь я.

Рада солнцу вся семья!

Выполнение по образцу за педагогом движений: на каждую строку дети загибают пальчик, 6 строка – сжимать и разжимать кулачок.

«Оладушки»

Ладушки, ладушки,

Пекла бабушка оладушки, Ребенок хлопает в ладоши меняя постоянно их положение: сначала сверху правая ладонь, потом – левая.

Маслом поливала, Ребенок держит правую ладонь горизонтально и стучит по ней собранными щепотью пальцами правой руки.
Детишкам раздавала.
.Ребенок загибает пальчки по очереди.

Маше – два,

И Саше – два,

Ванне – два,

И Тане – два. сем детишкам раздала. Ребенок вытягивает перед собой обе руки

Тема « Лето Насекомые» 

Бабочка
Бабочка-коробочка, улетай на облачко.
Там твои детки на березовой ветке.
(ладони прижаты друг ко другу тыльными сторонами, пальцы прямые, имитируем полет бабочки)

Божья коровка
По цветку ползет букашка,
(выставить из левого кулака указательный палец и мизинец — это «усы» божьей коровки)
На ней красная рубашка.
(накрыть спинку божьей коровки правой ладонью)
Маленькая крошка,
(правой рукой погладить божью коровку)
На спине горошки.
(указательным пальцем правой руки «ставить» точки на «спинке» божьей коровки)

Гусеница
Гусеница, гусеница,
(ладонь одной руки «ползет», как гусеница, складываясь и разгибаясь, по внутренней стороне другой руки от плечевого сустава до кончика пальцев)
Бабочкина дочка,
(«ползет» обратно к плечу по внешней стороне руки)
По травинкам ползает,
(то же проделываем, меняя руки: «от корня к верхушке»)
Кушает листочки:
(и по другой стороне обратно)
Ам! Ам! Ам! Ам!
(ладони складываем вместе перед собой. При каждом слове «Ам!» одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» всеми пальцами, кроме большого, прямые пальцы другой ладони; затем ладони меняются ролями)
Поела —
(останавливаемся, сложенные вместе ладони расслабляются)
Спать захотела.
(одна сжимается в кулачок, другая ее накрывает — держит кулачок, как яблоко)
Проснулась —
(постепенно расправляем ладони)
Бабочкой обернулась!
(руки перекрещиваем в районе запястий, ладони теперь — крылья бабочки)
Полетела, полетела, полетела!
(машем «крыльями»: запястья или предплечья перекрещены, левая ладонь машет возле правого плеча и наоборот)

Жук
Я веселый майский жук.
(сжать кулачок)
Знаю все сады вокруг.
(указательный палец и мизинец)
Над лужайками кружу,
(развести в стороны — «усы»)
А зовут меня Жу-Жу.
(шевелить пальцами-усами)

Комар
Летит муха вокруг уха: жжж
(водим пальчиком вокруг уха)
Летят осы вокруг носа, сссс
(водим пальчиком вокруг носа)
Летит комар, на лоб — оп!
(пальчиком дотрагиваемся до лба)
А мы его — хлоп!
(ладошкой дотрагиваемся до лба)
И к уху: зззз
(зажимаем кулачок, подносим его к уху)
Отпустим комара? Отпустим!
(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)

Муха
Вот летела муха,
(правая рука машет четырьмя пальцами)
На варенье села,
(правая ладонь шлепается на левую)
Вымазала брюхо,
(ладони вращаются относительно друг друга)
Дальше полетела.
(правая рука продолжает махать, а левая остается на месте)

Паучок
Паучок ходил по ветке,
(руки скрещены)
А за ним ходили детки.
(пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки)
Дождик с неба вдруг полил,
(кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение — дождик)
Паучков на землю смыл.
(хлопок ладонями по столу/коленям)
Солнце стало пригревать,
(ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качают руками — солнышко светит)
Паучок ползет опять,
(действия аналогичны первоначальным)
А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке.
(«паучки» ползают на голове)
Тема «Лето. Растения» 

 «КОЛОКОЛЬЧИКИ» (пальчиковая гимнастика)

В прятки пальчики играют

Сжимать и разжимать пальцы рук.

И головки убирают,

Открывать и закрывать глаза.

Словно синие цветки,

Распускают лепестки

Сводить и разводить пальцы «веером».

Наверху качаются,

Низко наклоняются.

Качание и наклоны кистей вправо-влево.

Колокольчик голубой

Поклонился, повернулся

К нам с тобой.

Круговые движения кистями.

Колокольчики-цветы

Очень вежливы, а ты?

Повороты кистями вправо-влево, ладони сверху опустить на стол.

Наши алые цветы
Наши алые цветы
Распускают лепестки, Плавно разжимают кулаки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. Машут перед собой руками.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки, Плавно сжимают руки в кулаки.
Тихо засыпают, Кладут руки под щеку
Головой качают. Качают головой.
Цветок.
Вырос высокий цветок на поляне,
(Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить).
Утром весенним раскрыл лепестки.
(Развести пальцы рук).
Всем лепесткам красоту и питанье
(Ритмично двигать пальцами вместе-врозь).
Дружно дают под землей корешки.
(Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести).
Подсолнух.
Посадили зернышко,
(щепотка)
Вырастили солнышко.
(растопырить ладони)
Это солнышко сорвем,
(ладоши раскрыть)
Много зерен соберем.
(собирать с другой ладони зерна)

Тема «Спорт +ОБЖ» 

Спортсмены
Чтоб болезней не бояться Поднимают руки к плечам, плечам, в стороны. 
Надо спортом занимать Сжимаем и разжимаем кулаки.
Играет в теннис теннисист Сгибаем пальцы в кулачок, начиная с мизинца.
Он спортсмен, а не артист
В футбол играет футболист
В хоккей играет хоккеист,
В волейбол — волейболист,
В баскетбол — баскетболист.

Солнышко.
- Ножки вверх! Ножки вниз! 
- Солнце, солнышко, качнись! 
- Солнце с тучкою качнулось 
- И Трезорке улыбнулось. 
Пальчиками изображаем ножки Трезорки.
Самокат

(попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь)

Оставляет на асфальте самокат следы колес.

(делают шаркающие движения ладоней друг об друга)

Самокат я сам катаю, встану сам, сам разгоню,

Ну а если сам сломаю, сам его и починю!

(поочередно загибают пальцы

на обеих руках одновременно)


Используемая литература:

1Н.В. Нищеева «Пальчиковае игры», СПб, издательство «Детство – Пресс», 2010.

2.О.И. Крупенчук «Тренируем пальчики – развиваем речь!», СПб, издательство «Литера», 2011.
3.В. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь», Издательство: Лань, 2005

4. https://infourok.ru/kartoteka-palchikovih-gimnastik-i-fizminutok-na-temu-sport-

5. http://kladraz.ru/blogs/elena-anatolevna-deinekina/palchikovaja-gimnastika.html

6. http://kladraz.ru/blogs/elena-anatolevna-deinekina/palchikovaja-gimnastika.html


           

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека "Пальчиковые игры"

Развитие мелкой моторики у маленьких детей очень важно и необходимо. Чем раньше малыши начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками, показывая то или иное действие, тем раньше они разв...

Картотека пальчиковых игра для детей раннего возраста

Картотека пальчиковых игра для детей раннего возраста...

Картотека : "пальчиковые игры" для дошкольников с нарушением функций ОДА.

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук....

картотека Пальчиковые игры

Материал рекомендуется для родителей и воспитателей по развитию у детей мелкой моторики и речи....

Картотека «Пальчиковые игры для самых маленьких»

Пальчиковые игры помогут развить речь ребёнка. Познакомят малыша с прекрасными детскими стихами. Укрепят его память и пространственное мышление, активизируют мелкую моторику. Дадут малышу возможность ...

Картотека " Пальчиковые игры"

Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику....

картотека" Пальчиковые игры для детей с ОВЗ (по лексическим темам)"

папальчиковые гимнастики по лексическим тема для проведения во время занятий и дома...