Конспект ООД по речевому развитию к проекту "Насекомые"
проект по развитию речи (средняя группа) на тему

Евтихиева Елена Алексеевна

проект в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_ood_proekta_nasekomye.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект итогового ООД по проекту «Насекомые» в  средней группе.

Цели: 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: 

Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций с использованием союза потому что. Продолжать учить составлять небольшой рассказ по серии картин. 

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: 
Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете. 
РАЗВИВАЮЩИЕ: 
Развивать зрительную и слуховую память. 
Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме. 
Развивать связную речь. 
Развивать образность речи. 
Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа. 
Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку. 
Развивать общую моторику, координацию. 
Продолжать учить группировать предметы по основным признакам. 

Оборудование: предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза). Цветок, дидактическая игра «Разложи по группам», дидактическая игра «Четвертый лишний», Д/и «Что сначала, что потом» (сюжетные картинки на которых показано превращение гусеницы в бабочку). Мягкая игрушка – гусеница, стол, покрытый зеленой тканью на котором расположены цветы, письмо, игрушки насекомые – пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха. 

Ход занятия: 
1.Упражнение « Перекрестные шаги» 
Воспитатель: 
- Сегодня мы с вами отправимся в гости к маленьким жителям лесной полянки – насекомым. Подготовимся к путешествию: 
«Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше, 
Через кустики и кочки, через ветви пенечки. 
Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?» 


2.Организационный момент. 
Дети подходят к столу, накрытому зеленой скатертью, на котором одни цветы и письмо. Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полянке никого нет. Там лежит письмо, из которого дети узнают, что злой паук заколдовал насекомых и спасти их можно, если выполним все задания паука. 
Воспитатель: 
- Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только письмо лежит, интересно от кого оно? Читает письмо: «Дорогие ребята, мы попали в беду, злой паук заколдовал нас, помогите, нам, пожалуйста!» 

3.Введение в тему. 
Воспитатель: 
- Ребята, с шестиногими малышами что-то случилось, вы готовы помочь? Воспитатель читает текст: 
Однажды над насекомыми 
Пронёсся злой паук 
На полянке разноцветной 
Он заколдовал всех вдруг. 
Чтоб бабочки порхали, 
Трудился муравей. 
И осы чтоб жужжали, 
Ты помоги скорей. 
Возьми с собой ты знанья, 
И доброту возьми, 
И этим шестиногим 
Малышкам помоги! 
Воспитатель: 
- А чтобы помочь нашим шестиногим малышам, мы с вами тоже превратимся в насекомых. У меня есть волшебный цветок, который поможет нам. Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова вместе с детьми: 
- Закройте все глаза и повторяйте за мной: 
- Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати! Вот мы с вами превратились в насекомых и полетим мы с вами на лесную полянку. Проходите насекомые, садитесь. А вот и первое задание от паука: «Нужно отгадать загадки и найти картинки – отгадки». 
4.Загадки. Беседа по теме. 
Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, находят картинку и выставляют на фланелеграф. 
У нее четыре крыла, 
Тело тонкое, словно стрела. 
И большие, большие глаза, 
Называют ее…(стрекоза). 
Воспитатель: 
- Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку? 
Сок цветов душистых пьет, 
Дарит нам и воск, и мед. 
Людям всем она мила 
А зовут ее... (пчела). 
Воспитатель: 
- Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела? 
Он работник настоящий 
Очень, очень работящий. 
Под сосной в лесу густом 
Из хвоинок строит дом. ( муравей). 
Воспитатель: 
- Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей? 
Она ярка, красива, 
Изящна, легкокрыла. 
Сама похожа на цветок 
И любит пить цветочный сок. (бабочка). 
Воспитатель: 

- Какие слова вам подсказали, что это бабочка? 
Всех жучков она милей, 
Спинка алая на ней. 
А на ней кружочки 
Черненькие точки. ( Божья коровка). 
Воспитатель: 
- А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка? 
- Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках? 
- Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.) 
- А паук – это насекомое? 
- Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка) 
- Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.) 
- Назовите полезных насекомых.( бабочка, пчела, муравей.) 
- Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? ( Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.) 
- Назовите вредных насекомых.( Муха –разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар.) 
- Молодцы все загадки отгадали, и мы спасли стрекозу и пчелу, но еще и другие насекомые ждут нашей помощи, пойдем дальше. 
5.Физминутка «Сороконожка» 

1. Шла сороконожка 
( дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня) 
По сухой дорожке. 
2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап! 
( дети останавливаются и приседают.) 
- Ой, промокнут сорок лап! 
3. Насморк мне не нужен 
( дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи), 
Обойду я лужи! 
4. Грязи в дом не принесу 
( дети останавливаются, трясут одной ногой), 
Каждой лапкой потрясу! 
( трясут другой ногой). 
5. И потопаю потом 
( дети топают ногами) 
- Ой, какой от лапок гром! 
Воспитатель: 
- Пойдем дальше, еще другие насекомые ждут нашей помощи. 
Дети садятся возле фланалеграфа. На фланелеграфе расположены картинки. 
6. Игра «4 лишний». Составление предложений с союзом «потому что». 
Воспитатель: 
- Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете? 
Лишний паук, потому что он не относится к насекомым. 
Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают. 
Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают. 
Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к хищным. 
Воспитатель: 
- Вот мы с вами еще спасли муравья (появляется муравей). Продолжим наше путешествие. 


7. Игра « Разложи бабочек на группы» (на ковре). 
Воспитатель: 
- Посмотрите, какие к нам красивые прилетели бабочки. Предлагаю разложить их по группам. Катя, разложи бабочек. Воспитатель: 
- Катя, по какому признаку ты разложила бабочек? Ребенок объясняет: 
-Я разложила бабочек по форме. Воспитатель: 
- А сейчас Полина разложит бабочек на группы, но по – другому. Полина, а ты по какому признаку разложила бабочек? Ребенок: 
- Я разложила бабочек по цвету. Воспитатель: 
- А по какому еще признаку можно разложить бабочек? ответы детей: 
- По размеру. Воспитатель: 
-Анюта, разложи бабочек по размеру.
Воспитатель: 

- Вот и кузнечика и жука мы с вами освободили. Какие вы молодцы! (Появляются кузнечик и жук). Воспитатель: 
- Продолжим путешествие. (Дети садятся на стульчики) 



8. Дидактическая игра «Что сначала, что потом». 
Появляется гусеница, ворчит, очень недовольна: 
- Всё про бабочек, да про бабочек, а про меня забыли. воспитатель: 
-Нет, гусеница не забыли. Мы тебе поможем превратиться в бабочку. Ребята, давайте поможем гусенице превратиться в бабочку. Воспитатель проводит беседу: 
- Что сначала откладывает бабочка? Ответы детей: 
- Бабочка откладывает яйца. Воспитатель: 
- Кто появляется из яйца? Ответы детей: 
- Из яйца появляется гусеница. Воспитатель: 
- Что делает гусеница? Ответы детей: 
- Она питается листьями и растет. Воспитатель: 
- В кого она превращается? Ответы детей: 
- Гусеница превращается в куколку. Воспитатель: 
- Кто выходит из куколки? Ответы детей: 
- Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать. Воспитатель: 
- Предлагаю вам рассказать, как гусеница превращается в бабочку сначала в стихотворении с движением, а потом по картинкам. 

9.Физкультминутка – координация речи с движением «Гусеница». 
Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя) 

У людей зовётся «кокон». 
Свив на ветке этот дом, (вращают руками) 
Дремлет гусеница в нём. (ладошки под правой щекой) 
Спит без просыпа всю зиму. (ладошки под левой щекой) 
Но зима проходит мимо - (взмахи руками вверх) 
Март, апрель, капель, весна… (хлопки руками на каждое слово) 
Просыпайся, соня – сонюшка! (потягиваются) 
Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко) 
Гусенице не до сна. (грозят пальцем) 
Стала бабочкой она! (бегут по кругу, машут руками, как крыльями) 

10. Рассказы детей по цепочке: 

Бабочка отложила яички на цветке. 
Потом появилась гусеница. 
Гусеница питалась листьями и росла. 
Потом гусеница превратилась в куколку. 
Вот из куколки появляется бабочка. У неё мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке. Как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать. 

11. Итог занятия. 

Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым. Насекомые вас всех благодарят. Возьмите насекомых и поселите их на нашей лесной полянке. 

(Дети берут насекомых-игрушки и размещают их на полянке возле цветов.) 

Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей. Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова: Закройте глаза и повторяйте за мной: 
- Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати! 
- Вам понравилось быть насекомыми? 
- А если бы у вас была такая возможность еще раз превратиться в насекомых в кого вы бы хотели превратиться и почему? 
- Какая игра вам больше всего понравилась? 
- Вы все сегодня были молодцы! 

12. Релаксация. «Порхание бабочки» 
Ребята, мы сегодня с вами много путешествовали, устали. Давайте отдохнем. 
Ложитесь на коврик, закройте глаза и вспомните как вы были насекомыми. 
Представьте себе прекрасный летний день. Вы лежите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вообразите себе, что вы — легкие бабочки с большими и красивыми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие — это крылья бабочки. И тело ваше стало тоже легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Легкий ветерок нежно гладит ваши крылышки... (пауза — поглаживание детей). Гладит, нежно прикасается к... (имя). Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время возвращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по речевому развитию

Конспект занятия по развитию речи (группа ЗПР)...

Конспект познавательно-речевого развития для детей с ОНР старшего возраста "Транспорт. Приключения в лесу"

Конспект для НОД в старшей группе детского сада для детей с ОНР по развитию речи....

Конспект ООДпо физическому развитию во второй младшей группе

Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни путём использования здоровьесберегающих технологий. Задачи:Образовательные:-учить детей ходить в колоне по одному-бегать врассыпную-учить прыж...

Конспект занятия Речевое развитие (развитие речи) Тема: «Заповеди казаков».

Задачи:- развивать интерес  к  изучению  культуры  своих  предков,  любовь  кродному  краю,  гордость  за  культуру  кубанского  казаче...

Конспект НОД Речевое развитие Развитие речи с детьми подготовительной группы "Защитники Отечества"

Расширять знания детей о Российской армии, формировать у них первые представления об особенностях военной службы, о родах войск. Развивать сообразительность, смекалку, логическое мышление, память...

Конспект по речевому развитию с элементами художественно-эстетического развития «Два мышонка»

- Познакомить детей со сказкой «Два мышонка»; - Развивать знание о северных народах и их образе жизни. - Воспитывать желание помогать младшим. - Учить детей понимать основные виды эмоций (...

Конспект по речевому развитию (развитие речи) в подготовительной группе по теме «Веселое путешествие в страну Речи».

Ведущая образовательная область: речевое развитие.Цель: Продолжать развивать речь детей и применять их на занятии.Задачи: Образовательные:1. Формировать представление о семье, как о людях, которы...