«Рассказывание по картине «Ежи»»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Глимбоцкая Татьяна Анатольевна

Рассказывание по картине

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи - приоритетная область «Речевое развитие» (рассказывание по картинке)

Тема: «Рассказывание по картине «Ежи»»

Место проведения: группа детского сада

Возрастная группа: старшая

Форма ОД: совместная с педагогом

Форма организации: групповая, индивидуальная

Технология:

Методы:

Средства: сюжетная картина Ушаковой О.С. «Ежи», тарелочки с разрезными деталями ежа на каждого ребёнка, игрушка(макет) инопланетянина.

Цель: создание условий для формирования у детей умения составлять рассказ по картине с опорой на имеющиеся у них знания о жизни животных; правильно строить предложения; четко проговаривать слова.

Задачи: 

  • Формировать умение связно, последовательно описывать изображение на картине;
  • Развивать связную речь;
  • Воспитывать бережное отношение к природе, прививать любовь к животным.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о животных, повторение скороговорок.

Этапы

(последовательность деятельности)

Содержание деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Сюрпризный момент

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Давайте вспомним, мы с вами читали рассказ о космосе, который называется первый полет на Землю. Помните? О чем в нем говорится? (ответы детей)  

Воспитатель: Правильно. А как зовут самого маленького ялмезянина, прилетевшего к нам на планету? (ответы детей)

Воспитатель достает игрушку(макет) инопланетянина.

Воспитатель: Верно, так вот к нам сегодня в гости прилетел Крам. Он не знает о нашей планете ничего. И хочет узнать о животных.

Воспитатель эмоционально реагирует, заинтересовывает ребят

Обращение внимания на инопланетянина, взаимодействие с воспитателем

Сосредоточение внимания

Опора на имеющийся опыт

Воспитатель: Какие животных живут на Земле? (дикие и домашние)

Воспитатель: Почему животных называют дикими и почему домашними?

Кто относится к диким, а кто к домашним животным?

Ребята попробуйте отгадать загадку, и вы узнаете, о ком пойдёт речь сегодня на занятии.

Он со всех сторон колючий,
На нём иголки просто кучей.
Он похож на маленькую горку.
Ищет он грибы и тащит в норку.
Носик у него курносый, чёрный,
А характер тихий, но упорный.
По траве он бродит без дорожек.
Ты его не бойся, это… 
ёжик

Воспитатель: Как вы догадались, что это ёж? (ответы детей)

Проверяет знания детей, анализирует их познавательные способности

Отвечают на вопросы, отгадывают загадку, напрягают память, логику

Пополнить словарь детей

Получение новых знаний

Воспитатель: Ребята, сегодня один знакомый художник принес к нам в сад эту картину, давайте ее рассмотрим. Возьмем в руки «подзорные трубы» и рассмотрим объекты, изображенные на картине.

Рассматривание картины «Ежи»

- Вам нравится картина?

- Как бы  вы назвали эту картину?

- Какое время года изображено на картине?

- Почему вы так решили?

- Кто изображен на картине?

- Какая мама ежиха?     - Что она делает?

- Какие ежата?

- Что они делают?

- Как вы думаете, какое настроение у ежей?

- Где они живут?

- Какая шубка у ежей?

- Для чего им нужна такая шубка?

                           

Воспитатель показывает картину, задает наводящие вопросы для полного осмысления нарисованного на картине для дальнейшего составления рассказа

Ведут с воспитателем диалог, отвечают на вопросы

Выделение основных деталей, особенностей картины(природы, состояния ежей, внешнего вида, характера); осмысление сюжета картины

Проживание темы

Динамическая пауза с элементами зрительной гимнастики(физкультминутка)  «Ёжик»

Ходит ёжик по полянке, ищёт он грибы - опятки.

(ходьба на месте, повороты головы вправо и влево)

Глазки щурил, открывал, но грибов не увидал.

(прищуриться и открыть глаза, развести руки в стороны)

Вверх смотрел он, вниз глядел,

(посмотреть вверх- вниз)

Сам тихонечко пыхтел.

(произнести «пых», «пых», «пых»)

Смотрел влево, смотрел вправо,

(голова неподвижна, посмотреть влево – вправо)

Вдруг увидел гриб на славу!

(закрыть и широко открыть глаза)

Оглянулся он ещё через левое плечо,

(руки спрятать за спину, повернуть голову влево, посмотреть назад)

Через правое ещё.

 (повернуть голову вправо, посмотреть назад)

Ёж затопал по тропинке и грибок унёс на спинке.

(ходьба на месте, высоко поднимая ноги)

Игра «Собери ежа»

А сейчас я предлагаю вам собрать ёжика из частей. У вас на столах лежат тарелочки с деталями ежа. Правильно располагайте все детали на листе. Проверка результатов работы.

Проведение физкультминутки, показывает детям движения; объясняет задание

Повторяют движения за воспитателем; выполняют задание (индивидуальная работа)

Эмоциональная разрядка, поддержание интереса к занятию

Самоконтроль

Составление рассказа по картине

Мы будем составлять рассказ по картине: Чтобы было легче рассказывать, используйте план: Какое время года? Где происходит действие? Кто изображён на картине? Опишите ежиху и ежат, какие они, что каждый из них делает. Как можно закончить рассказ?

Заслушиваются 3 - 4 детских рассказа. Предложить детям дополнить рассказ товарища. Воспитатель дает свою оценку детскому рассказу.

Развивает у детей умение правильно строить свой рассказ.

Составляют рассказ

Научить детей высказываться

Анализ

Игра «Закончи предложение»

  • медведь большой, а ёж… (маленький)
  • Заяц пушистый, а еж … (колючий)
  • Ёж спит днем, а охотится … (ночью)
  • Белка живет в дупле, а еж … (в норе)
  •  У лисы лисята, а у ежихи … (ежата)

Воспитатель: Ребята, наше занятие подошло к концу. Вы все молодцы! Хорошо потрудились.

- Ребята, вам понравилось наше занятие?

Давайте с вами вспомним, о чём мы сегодня говорили, что интересное и новое узнали.

Чей рассказ вам больше всего понравился? Почему?

Подведение итогов занятия, рефлексия с детьми

Анализируют свою деятельность и деятельность других

Научить детей подводить итоги, выражать свое мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».

Цели:- учить составление описательные рассказы по пейзажной картине; - учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать;- развивать эмоцио...

«Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Шишкина «На севере диком»

Цель: развивать связную речь.Задачи:Развивать творческое воображение; учить при описании картины использовать точные по смыслу подобранные слова; обогащать словарный запас определениями; развивать диа...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста. «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Шишкина «На севере диком».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи         с детьми старшего дошкольного возраста.«Рассказывание по картине. Составлен...

Обучение рассказыванию по картине или серии сюжетных картин

Сформированная связная речь – важнейшее условие успешности обучения ребенка  в школе.  В настоящее время ведётся активная работа по подготовке государственных стандартов дошкольного об...

Консультации для родителей" Обучение рассказыванию по картинам и сериям картин".

  Связная речь играет важную роль в процессе общения детей друг с другом и со взрослыми, в их обучении и воспитании....

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...

Рассказывание по картине. Виды рассказывания по картине (требования к подбору картин).

Рассказывание по картине.Виды рассказывания по картине (требования к подбору картин)....