Познавательно-исследовательский проект в старшей группе с детьми ТНР на тему "Комнатные растения"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Жаворонкова Людмила Юрьевна

Все самое прекрасное в жизни сравнивается с цветами.Каждый человек достоин удивления, восхищения и особого ухода и внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект комнатные растения50.28 КБ

Предварительный просмотр:

  Государственное общеобразовательное учреждение детский сад № 40

        комбинированного вида Кировского района г. Санкт-Петербурга

Познавательно-исследовательский проект  в старшей группе с детьми  ТНР

на тему  "Комнатные растения"

                                               Воспитатели:        Жаворонкова Л.Ю.

                                                                                 Любимова С.П.

                                                Учитель-логопед: Лебедева Е.Н.

                           г. Санкт-Петербург   2018 год

Актуальность

Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменения эти вызваны научно- техническим прогрессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек всё активнее влияет на окружающую среду своей жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят экологический характер.

  Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение  к природе, определяет допустимые пределы её преобразования, усвоение природных закономерностей и нормативов поведения, при которых  возможно дальнейшее существование и развитие человека. Поэтому наша основная задача - создать у детей  прежде всего установку на здоровый образ жизни, привить им элементы экологической культуры, сформировать экологическое сознание.

     Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание экологической культуры, т.е. выработка навыков гуманно - действенного и эмоционально - чувственного взаимодействия с природными объектами, понимание детьми элементарных  взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека и общества.

  Настоящей работой мы  хотели обратить внимание на такую проблему, как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности.

  Большую роль в экологическом образовании старших дошкольников играет практическая и исследовательская деятельность. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяет обобщать, анализировать и способствует экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

  Данный проект помогает детям больше узнать окружающий их растительный мир на примере комнатных растений, проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущение эмоционального удовлетворения и самореализации.

  Проблема, решаемая в процессе реализации проекта не нова, но актуальна и значима. В ходе проектной деятельности сформировался коллектив педагогов и родителей, увлечённых экологической темой. Масштабы проекта позволяют решить поставленные задачи, и от озеленения группового уголка перейти к озеленению участка для прогулок, привлечь к этой работе большее количество детей и родителей.

  Не всем известен тот факт, что назначение комнатных растений – не только в создании уюта. В своем большинстве у них преобладает зелёный цвет, который благоприятно воздействует на психику человека, успокаивает и придает уверенности. Влияние того или иного цвета на эмоциональное воздействие людей было замечено ещё в глубокой древности.  В современном мире лечение цветом – цветотерапия стала очень популярна.

Ещё одно полезное качество домашних растений – это биоэнергетика. Биоэнергетика – это естественные процессы в природе, которые воздействуют на окружающий мир. Все растения, находящиеся в доме, отдают свою биоэнергетику и тем самым поднимают психофизические качества людей, которые находятся в непосредственной близости от этих растений.

  Следующая составляющая пользы комнатных растений – это их влияние на микрофлору. Комнатные растения дезинфицируют воздух, делают его чище и здоровее. Растения способны очищать воздух в помещениях от токсических веществ, выделяемых пластиковыми покрытиями и моющими средствами.

  Влажность в помещениях могут поддерживать многие растения, но наиболее распространенные из них: папоротник, цикламен, разные виды фиалок.

Вывод:

Важным приоритетом в дошкольном образовании является экологическое и эстетическое воспитание подрастающего поколения.

Целью  проекта является конкретизация представлений детей об условиях жизни комнатных растений.

Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме ознакомления с комнатными цветами старших дошкольников.
  2. Осуществлять активное сотрудничество с родителями в процессе проекта, включать родителей в процесс экологического воспитания дошкольников.
  3. Познакомить детей с новым способом выращивания растения – черенкованием, учить приемам правильной посадки черенков.
  4. Воспитывать интерес и  любовь к растениям, желание длительно наблюдать и ухаживать за ними, создавать для растений лучшие условия роста и развития.

Объектом исследования  являются  дошкольники старшей  группы, а также их знания о комнатных растениях.

Предметом исследования являются комнатные растения, а также  условия жизни комнатных растений в детском саду.

Гипотеза исследования: Если конкретизировать представления детей об условиях жизни комнатных растений, тогда:

- Дети познакомятся с жизнью и условиями размножения комнатных растений;

- Дети усвоят правила  бережного  отношения к окружающим их комнатным цветам;

- Детям привьётся любовь к комнатным растениям, желание заботиться и ухаживать за ними.

Теоретическая значимость:  

Формирование углублённых знаний детей о жизни  и условиях роста комнатных растений; воспитание бережного отношения к окружающей природе, чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы.

Практическая значимость:

  • Расширение зелёного уголка в группе детского сада;
  • Составление картотеки комнатных растений в детском саду;
  • Составление картотеки дидактических игр по проблеме проекта;
  • Создание альбома «Наши комнатные растения».

Новизна:

Обогащение представлений дошкольников о комнатных растениях с учетом интеграции образовательных областей.

Ожидаемые  результаты:

  • Сформированы глубокие знания детей о комнатных растениях, уходе, размножении;
  • Повысилась активность участия родителей  в педагогическом процессе группы;

План мероприятий по реализации проекта:

Реализация проекта рассчитана на 3 месяца и будет проходить в три этапа:

  1. Предварительный этап с 12.01.2018 г. по 01.02.2018 г.
  2. Практический этап со 02.02.2018 г. по 01.03.2018 г.
  3. Обобщающий этап со 02.03.2018 г. по 20.03.2018 г.

I этап: Предварительный:

Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме экологического воспитания старших дошкольников, в частности о комнатных растениях;
  2. Разработать диагностический материал и выявить уровень знаний старших дошкольников по поставленной проблеме;
  3. Провести анкетирование родителей по теме «Что Вы знаете о комнатных растениях?»
  4. Разработать план работы с детьми по формированию экологических знаний и представлений о комнатных растениях;
  5. Составить картотеку комнатных растений в детском саду.
  6. Составить картотеку дидактических игр по проблеме проекта.

I I этап: Практический:

Задачи:

  1. Осуществить апробацию разработанного плана работы с детьми по формированию экологических знаний и представлений о комнатных растениях;
  2. Использовать интеграцию образовательных областей при ознакомлении воспитанников с комнатными растениями;
  3. Провести практические занятия и трудовых процессов с детьми (посадка ростков комнатных цветов, протирание широких листьев мягкой влажной тряпочкой, опрыскивание растений с мелкими листьями из пульверизатора и т.д.);
  4. Изготовить совместно с родителями воспитанников иллюстрированный детскими рисунками альбом «Наши комнатные растения».

III этап: Обобщающий:

Задачи:

  1. Выявить уровень знаний старших дошкольников по поставленной проблеме;
  2. Обобщить результаты деятельности по теме проекта;
  3. Определить наиболее эффективные пути дальнейшего развития проекта;

Схема реализации проекта

Социализация

  • Сюжетно – ролевая игра «Цветочный магазин».
  • Дидактические игры «Что растениям необходимо для роста?», «Угадай по описанию», «Найди растение по описанию», «Найди и опиши».
  •  Пальчиковые игры «Алые  цветы», «Посадим цветы», «Цветок».
  • Занятие по экологии в старшей группе «Друзья природы».
  • Беседы с детьми «Растения, живущие с нами рядом», «Как влияет окружающая среда на состояние растений».
  •  Практикум для родителей «Комнатные растения- улыбка природы».

Коммуникация

  • Составление рассказов совместно  с родителями о своём комнатном цветке.
  •  Заучивание стихотворения «Бальзамин».
  •  Отгадывание загадок  о комнатных растениях.
  •  Подбор пословиц и поговорок по теме «Комнатные растения».
  •  Дидактические игры «Отгадай по загадке», «Опиши цветок», «Продай то, что назову», «Я садовником родился».

Познание

  • Беседа на тему «Как ухаживать за комнатными растениями», «Как размножаются комнатные растения», «Если бы ты был комнатным цветком».
  • Викторина между детьми группы «Лучший знаток комнатных растений».
  •  Посадка ростков комнатных растений.

Художественное творчество

  • Рисование акварелью на тему «Фиалка».
  •  Рисование пластилином «Я  цветочек посажу, нашу группу наряжу».
  •  Аппликация «Комнатное растение ».
  •  Лепка «Красивый цветочный горшок».
  •  Выставка детских работ «Мой любимый комнатный цветок», оригами «Роза».

Труд

Хозяйственно-бытовой труд:

  • Дежурство в уголке природы

(полив комнатных растений, протирание гладких листьев влажной мягкой тряпочкой, рыхление почвы  деревянной палочкой, опрыскивание растений с мелкими листьями из пульверизатора).

  • Трудовые поручения – индивидуальные и коллективные.

Ручной труд:

  • Оригами «Лилия».

Физическая культура

  • Утренняя гимнастика «Весенние цветы».
  •  Физкультминутка «Алые цветы».
  • Гимнастика «Посадим цветок».
  •  Физическое упражнение в сочетании с танцевальной импровизацией «Попробуй превратиться в цветок».

Музыка

  • Прослушивание музыки «Вальс цветов» П.И.Чайковского.

Чтение художественной литературы

  • Работа в книжном уголке с энциклопедиями о комнатных растениях.
  • Чтение художественной литературы.

Итоги проекта.

 Проведенное анкетирование родителей  "Что Вы знаете о комнатных растениях?" и мониторинг детей по теме "Комнатные растения в нашей группе" позволили составить план работы по конкретизации знаний детей об условиях жизни комнатных растений.

 Во время бесед дети подробнее узнали о происхождении и жизни комнатных растений, об уходе за ними и необходимыми условиями для их роста, развития, цветения и размножения.

После проведённых практических занятий с группой детей, индивидуальных поручений по дежурству в уголке природы, дети с большим удовольствием заботятся о наших растениях в зеленом уголке, с большей ответственностью относятся к разным поручениям. Во время трудовой деятельности по уходу за цветами,  дети чаще делятся своими впечатлениями с воспитателем, друг с другом, рассказывают о том, как помогают своим родителям в уходе за домашними цветами.

Экологическая культура дошкольника может быть сформирована в постоянном общении с природными объектами. В дошкольном возрасте проявляется живой интерес и развивается эмоционально – ценностное отношение  к окружающему природному миру.

Дальнейшее  развитие  проекта.

* Обмен практическим опытом  по ознакомлению старших дошкольников  с жизнью комнатных растений.

* Участие в педагогических конкурсах.

* Целенаправленная деятельность, обращенная на воспитание  детей в интересах устойчивого развития.

*Познакомить детей с жизнью растений в природных условиях.

ПРИЛОЖЕНИЕ

к проекту

«Комнатные растения

в детском саду»

Содержание:

  1. Анкетирование родителей воспитанников «Что Вы знаете о комнатных растениях?»
  2. Диагностика «Комнатные растения в нашей группе».
  3. Картотека комнатных растений в детском саду.
  4. Картотека дидактических игр.

Анкета

«Что Вы знаете о комнатных растениях?»

Уважаемые родители!

Нам важно знать Ваше мнение по данной теме.  

  1. Как Вы относитесь к природе, любите ли Вы комнатные растения?

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Имеются ли в Вашем доме комнатные цветы? Какие?

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Принимает ли  ваш ребёнок участие в уходе за ними? Знает ли он, как надо ухаживать?__________________________________________________

________________________________________________________________

  1. Любит ли Ваш ребёнок смотреть телепередачи о природе?

________________________________________________________________

  1. Есть ли дома книги о природе? Какие?

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Поддерживаете ли Вы проводимую в детском саду работу по экологическому воспитанию? В чём это проявляется? (беседуете с ребёнком о природе, подкармливаете птиц, проводите с детьми наблюдения)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В чём Вам нужна помощь детского сада по данной проблеме?

_______________________________________________________________

     Спасибо за сотрудничество!

Итоги анкетирования родителей на тему:

«Что Вы знаете о комнатных растениях?»

Перед реализацией проекта «Комнатные растения в детском саду» мы провели анкетирование с родителями своих воспитанников. В опросе приняло участие 14 человек. Анкета состояла из 7 вопросов.

     На первый вопрос 100%  опрошенных ответили, что любят природу и комнатные цветы в частности.

     На второй вопрос 85% родителей ответили утвердительно, 15 % - отрицательно, т.к. не имеют достаточно времени и знаний для ухода за комнатными растениями.

       На третий вопрос 90 % родителей ответили, что ребенок принимает посильное участие в уходе за растениями, элементарные навыки по уходу у детей имеются.

     Отвечая на четвертый вопрос анкеты,  70 % родителей ответили утвердительно, а 30 % - дети смотрят только  передачи о животных.

     На пятый вопрос 100 % ответили, что у ребенка есть книги, энциклопедии о животном и растительном мире, но 5 % ответили, что ребенка они не заинтересовали.

    На шестой вопрос 75 % родителей ответили, что по мере своих сил они поддерживают интерес ребенка: отвечают на вопросы детей, дают поручения по уходу за комнатными растениями, домашними питомцами (покормить аквариумных  рыбок, насыпать корм попугаю, налить воды хомячку). 50 % заявили, что повесили кормушки во дворе дома и регулярно  подкармливают птиц.

    На седьмой вопрос 80 % родителей ответили, что им не хватает теоретических знаний, 20 % - затруднилось с ответом.

По итогам анкетирования  сделали  вывод, что родители заинтересованы в реализации проекта и готовы помочь в его осуществлении. В помощь родителям была создана картотека комнатных растений в детском саду и картотека дидактических игр по экологическому воспитанию. Также было проведено родительской собрание «Комнатные цветы – улыбка природы» и практикум «Растения для лечения».

Мониторинг детей старшей  группы по теме      «Комнатные растения».

  1. Назови, какие ты знаешь комнатные растения (5-6 растений)
  2. Назови и покажи комнатные растения нашей группы (5-6 растений)
  3. Узнай и назови растения по цветку (5-6 растений)
  4. Какие условия необходимы для жизни комнатных растений?
  5. Назови и покажи части растений.
  6. Покажи, какие растения необходимо часто поливать, а какие редко. Объясни, почему?
  7. Зачем растению стебель, ствол, листья, корни?

                 Критерии оценки по пятибалльной шкале.

1 балл – ребёнок не имеет представлений по указанному критерию.

2 балла – ребёнок имеет отрывочные, бессистемные представления по указанному критерию.

3 балла – ребёнок имеет частично усвоенные, неточные, неполные представления по указанному критерию.

4 балла – ребёнок имеет усвоенные с незначительными неточностями представления по указанному критерию.

5 баллов – ребёнок имеет полностью усвоенные представления по указанному критерию.

Низкий уровень - меньше 2,2

Средний уровень – от 2,3 до 3,7

Высокий уровень – от 3,8 до 5.

 

Итоги

мониторинга детей старшей  группы по теме   «Комнатные растения».

 На первом этапе проекта  была составлена и апробирована  диагностика детей старшей группы группе.  Выяснилось, что запас знаний детей по теме «Комнатные растения» не большой. Затруднения были в ответах на третий вопрос («Узнай и назови растения по цветку»), на  шестой вопрос («Покажи, какие растения необходимо часто поливать, а какие редко. Объясни, почему?»).

По итогам диагностики выявили:

Низкий уровень - 12 % детей,

Средний уровень -  64% детей,

Высокий уровень - 24 % детей.

   По окончании проекта  снова продиагностировали  детей:

Дети знают не только растения нашего зеленого уголка группы, но и другие распространенные комнатные растения. Дети стали более ответственно подходить к  дежурству в уголке природы,  добросовестнее и аккуратнее выполняют заданные поручения. Большинство детей  по внешнему виду цветка могут определить, какая «скорая помощь» нужна растению – полив, опрыскивание, рыхление, протирание  широких листьев от пыли.

Низкий уровень – 0%

Средний уровень -  56 % детей,

Высокий уровень -  44% детей.

 

Сроки

                       уровни

Январь 2018г

Март 2018г

  высокий

          24%

             44%

средний

          64%

              56%

низкий

           12%

                0%

Познавательно-исследовательский проект "Комнатные растения"

  Вид проекта:

* По направленности: познавательно-исследовательский

* По количеству участников: групповой

* По продолжительности: долгосрочный ( три месяца)

   Участники проекта:

* Дети старшей логопедической группы

* Воспитатели, логопед

* Родители

  Сроки реализации:

С 12.01 по 20.03. 2018 года.

  Актуальность проекта:

Всё самое прекрасное в жизни сравнивается с цветами. Каждый человек достоин удивления, восхищения и особого ухода и внимания.

Практическая деятельность по созданию зелёного уголка группы позволит детям и родителям изучать природу не только по книгам, но и по собственным наблюдениям. Данный проект поможет детям проявить свою творческую активность, сами построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытывать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации.

Родители были заинтересованы в реализации нашего проекта и готовы были помочь в его осуществлении. В помощь родителям нами была создана картотека комнатных растений в детском саду и картотека дидактических игр по экологическому воспитанию.

Также по результатам наблюдений, бесед о комнатных растениях мы выяснили, что запас знаний детей по теме "Комнатные растения" небольшой. Затруднения были в ответах на такие вопросы: "Назови, как называется комнатное растение", "Какие комнатные растения надо поливать часто и почему?", "Как нужно организовать уход за комнатными растениями с разными листьями?"

Учитывая то, что детям необходимо "Живое" общение с природой, наблюдения и практическая деятельность в природе, нами был разработан и запущен информационно-исследовательский проект "Комнатные растения" для детей старшего дошкольного возраста.

Цель проекта:

1. Уточнить и систематизировать знания детей о растениях.

2. Развивать познавательную активность дошкольников и воспитывать бережное отношение к комнатным растениям через исследовательскую деятельность.

Задачи проекта:

1. Способствовать расширению знаний детей о комнатных растениях и их значимости в жизни человека.

2. Продолжать знакомство детей со строением растения, особенностью и назначением его частей.

3. Развивать практические навыки ухода за комнатными растениями.

4. Развивать познавательный интерес и исследовательские навыки ( умение сравнивать, анализировать, делать выводы).

5. Развивать связную речь, активизировать словарный запас дошкольников.

6. Расширять экологическую среду группы, объединить усилия воспитателей, логопеда, детей и родителей, направленных на благоустройство и озеленение группы.

7. Развивать психические процессы дошкольников (внимание, память, мышление, воображение).

8. Воспитывать бережное отношение и любовь к растениям, желание за ними ухаживать.

Ожидаемые результаты:

* У детей проявится ярко выраженный интерес к живой природе. Они научатся различать и называть комнатные растения.

* Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для  человека.

* Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту.

* Владение детьми информацией: что растению необходимо для роста, части растения,  чем растения отличаются друг от друга, как состояние растения зависит от ухода человеком.

* Обогащение словарного запаса детей по данной теме.

* Приобретение практических навыков.

* Расширение экологической среды группы.

* Обогащена развивающая среда в группе.

* Активизируются познавательная и творческая активность детей и  родителей.

Практическая значимость:

* Расширение зелёного уголка в группе детского сада.

* Составление паспорта комнатных растений в группе.

* Составление картотеки дидактических игр по теме "Комнатные растения".

* Посадка комнатного растения вместе с родителями в домашних условиях ( наблюдение, уход за растением).

Обеспечение проекта:

Ноутбук, мультимедийный экран, иллюстрации и картинки по теме "Комнатные растения", пальчиковый бассейн с чечевицей и кинетическим песком, резиновый мячик среднего размера, фланелеграф, игрушечный микрофон.

Выводы: Мы считаем, что необходимо и дальше продолжать работу по ознакомлению дошкольников с комнатными растениями. Работа в данном направлении не только обогащает знания детей, но и воспитывает доброту, сопричастность  и сопереживание ко всему живому и прекрасному что нас окружает.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить детей с комнатными растениями.

2. Расширить знания детей о растениях, их строении.

3. Расширять и активизировать словарь детей, лексико-грамматический строй речи.

4. Закрепление понятий "много и один", формы, цвета.

5. Систематизировать знания детей о комнатных растениях. Научить видеть удивительное в обычном.

Развивающие:

1. Развивать мышление, речь, тактильные ощущения.

2. Учить  определять комнатные растения по виду листьев  и по размеру.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение работать сообща, отвечать на поставленные вопросы.

2. Формировать атмосферу доброжелательности, желание участия в ходе занятия.

Ход занятия:

Звучит песня "Волшебный Цветок".

Дети заходят в группу и здороваются с гостями.

В: Придумано кем-то

     Просто и мудро,

     При встречи здороваться:

     - Доброе утро!

Д:  -Доброе утро!

Вхождение в игровую ситуацию: приветствие "Солнечные лучики" ( сплочение группы).

В: Первый лучик, нежный лучик,

     Заглянул он к нам в оконце,

     И принёс в своих ладошках

     Теплоту, частицу солнца.

Воспитатель и дети протягивают вперёд руки и соединяют их вместе, как лучи солнца. Воспитатель предлагает детям почувствовать себя тёплым солнечным лучом, поделиться теплом с друзьями.

Раздаётся стук в дверь. Входит Незнайка с увядшим растением.

Н: Здравствуйте, ребята. Ой, сколько у вас комнатных растений. какие они разные. Вот мне подарили много разных растений, но я не знаю как за ними ухаживать. Смотрите, что произошло с одним из них. А у других растений опали все листочки.

В: А ты можешь, Незнайка, назвать эти растения, которые тебе подарили?

Н: Нет, не могу. Может быть ребята мне подскажут? И смогут по листочкам, которые опали в бассейн определить как они называются.

В пальчиковом бассейне среди чечевицы и кинетического песка спрятались листья комнатных растений. Дети опускают по очереди руки в бассейн и находят по одному листочку.

В: Вы узнали, с каких растений эти листочки? Скажите, с какого растения ваш листок, какой он по цвету, по форме, на ощупь. 

1-й ребёнок: У меня лист герани( или пеларгония). Он круглый, волнистый, мягкий, зелёный.

2-й ребёнок:  У меня лист фиалки. Он круглый, мясистый, опушенный, зелёный.

3-й ребёнок: Я нашла лист фикуса( или резиновое дерево).. Он овальный, заострённый, гладкий, блестящий.

4-й : А я нашёл лист хлорофитума. Он длинный, узкий, зелёный.

5-й: А у меня декабрист( или зигокактус). Он небольшой, мясистый, тёмно-зелёного цвета с рефлёными краями.

6-й: А я нашёл лист толстянки( или денежного дерева). Он зелёного цвета, мясистый, овальной формы.

7-й: У меня лист алоэ ( или столетника). У него  мясистый  лист зелёного цвета, края листочка усажены острыми шипами.

8-й: А я нашла лист бальзамина ( или" Ванька мокрый", или огонёк). Лист заострённый, овальный, очень нежный, по краю зубчатый и есть капельки сахаристой жидкости.

В: Молодцы, ребята. Вы правильно узнали листья комнатных растений.

Н: Ребята, а у вас в группе есть такие растения?

В: Давайте, ребята, по этим листочкам найдем у нас в группе такие же растения и ещё раз назовём их.

Интерактивная технология "Броуновское движение".

Дети расходятся и свободно двигаются  по группе под музыку,  ищут растение, лист которого находится у них в руках. Найдя это растение, они останавливаются около него и ещё раз проговаривают как это растение  называется.

В: Молодцы.

Н: Ребята, я ещё нёс вам красивые картинки с растениями, но споткнулся, упал и все картинки рассыпались на части. Помогите мне их собрать.

Интерактивная технология "Работа в парах", игра "Собери картинку".

Упражнять детей в составлении целого предмета из его частей, развивать зрительное восприятие.

Нужно собрать картинку на середине стола вместе, дружно, самостоятельно. Договориться, кто в паре будет рассказывать, что изображено на картинке.

Н: Спасибо, ребята, что помогли мне собрать картинки. Но что-то я устал. Давайте отдохнём.

 Физкультминутка:

ЦельКоординация слова с движением, работа над темпом и ритмом речи, развитие творческого воображения.

На окне в горшочках                Дети сидят на корточках лицом в круг.

Поднялись цветочки .             Медленно встают.

К солнцу потянулись               Тянутся на носочках, подняв руки вверх

Солнцу улыбнулись .                 Разводят руки в стороны ладонями вверх

К солнышку листочки             Поворачиваются вправо-влево, руки на                                                    

                                                            поясе

Повернут цветочки,

Развернут бутоны,                Соединяют ладошки над головой

В солнышке утонут.              Раскрывают ладошки-бутоны.  

В: Ребята, а давайте вспомним с вами, какие растения любят свет и называются светолюбивые, а какие - не любят много света. Незнайка, вставай с нами в круг.

Интерактивная технология "Хоровод" , игра "Светолюбивые растения и растения, которые не любят много света".

Взрослый является ведущим, т.к. дети самостоятельно выполнить задание не могут. Воспитатель с помощью предмета учит детей выполнять задание по очереди, тем самым воспитывая умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга.

В: Молодцы. А теперь отгадайте загадку:

     Круглый шарик

     Словно ёжик,

     Но без мордочки и ножек.

     На моём растёт окне,

     Очень нравится он мне.

Д: Кактус.

В: Правильно, кактус. Поспела новая игра, нелёгкое задание. Приготовьтесь, детвора, выполнять задание.

Интерактивная технология "Цепочка", игра "Украсим кактус"( Развитие фонематических представлений. Дифференциация звуков (п)-(б) в предложении ).

Воспитатель приглашает детей к столам, на которых лежат маленькие картинки ( пингвин, петух, павлин, парашют, повар, подкова, подарок, барабан, бутылка, бабочка, батон, белка, бобр и т.д. ). На большом фланелеграфе находятся две картинки с изображением большого кактуса. Одна команда должна украсить кактус картинками со звуком (п) в названии, другая - со звуком (б).Дети выполняют задание и комментируют свои действия "Я повешу на кактус..."

Воспитатель и одна из команд  оценивают их работу.

Н: Какие вы молодцы, справились с трудным заданием. А это что за растения стоят на столе?

В: Эти растения ребята вырастили дома вместе с родителями, и сейчас они расскажут тебе о них.

Интерактивная технология "Интервью".( Развитие диалогической речи детей, рассказ ребёнка о своём растении, которое они вырастили вместе с родителями дома).

Ребёнок рассказывает о комнатном растении по плану:

1. Как называется комнатное растение.

2. Как выращивали: семечком или черенком.

3. Светолюбивое или нет.

4. Как ухаживали за растением.

В: Ребята, в нашей стране много разных растений, есть такие, которых осталось очень мало. Эти растения охраняются законом. Учёные решили издать Красную книгу. Почему именно красную, спросите вы? Потому, что красный цвет - цвет опасности! Внимание! Может случится беда! Вот так выглядит Красная книга России. ( Показ на экране).

Красная книга информирует, какие виды растений в опасности.

Посмотри, Незнайка, мы с ребятами тоже сделали свою Красную Книгу, которая будет находиться у нас в группе. Мы уже пополнили её картинкой комнатного растения -  традесканцией. Сейчас это комнатное растение встречается редко. Посмотри как мы его выращивали и ухаживали за ним. ( Показ на экране ).

Н: Спасибо, вам, ребята. Много я сегодня узнал. До свидания.

В: Наше занятие закончилось. Попрощайтесь ребята с Незнайкой и нашими гостями. До свидания.

Используемая литература:

1. Н.В.Нищева "Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР" - СПб: ООО Издательство "Детство-Пресс, 2014.

2. О.С.Гомзяк "Говорим правильно в 5-6 лет", М.- Издательство ГНОМ, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно – исследовательский краткосрочный проект в старшей группе «Хлеб – всему голова»

В мире существуют понятия, которые для нас, людей, не потеряют своей ценности никогда. Тем более, когда речь заходит о таких важных вещах, как воздух, вода, солнце, земля. Сюда же можно отнести и хлеб...

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» Познавательная исследовательская деятельность для детей старшей группы (5-6 лет) на тему: «Земля на глобусе»

Конспект НОДпо ОО «Познавательное развитие»Познавательная исследовательская деятельность  для детей старшей группы (5-6 лет)на тему: «Земля на глобусе»...

Педагогический проект по познавательно-исследовательской деятельности "Чудо магниты" (старшая группа)

Познавательско-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста -один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает  окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и...

Проект по познавательно - исследовательской деятельности для детей старшей группы «Каменная сказка»

Дети очень любят экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют  возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «ка...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Окрытое занятие по Познанию (ознакомление с миром природы):проведение познавательно-исследовательской деятельности во II младшей группе с детьми 3-4 лет (свойства льда). Тема: «Принцесса льдинка в гостях у малышей».

Цель: Формирование знаний о свойствах льда и навыков исследовательской деятельности. Задачи: Расширять знания детей о времени года – зима, зимних явлениях природы. Знакомить детей со с...