Консультация на тему: "Сила слова" (2 - 3 года).
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему

Журавлёва Людмила Михайловна

Консультация для родителей и педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sila_slova.docx16.62 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему: «Сила слова».

С какого возраста нужно воспитывать у ребенка понимание того, что слово - это не только средство общения, но и орудие в его руках, которым он может воспользоваться сообразно своим намерениям, добрым или недобрым, своим нравственным принципам, ведь «нравственность человека видна в его отношении к слову» (Л.Н. Толстой).

     Как только ребенок начинает говорить, взрослые обращают его внимание на то, «что такое хорошо и что такое плохо». Однако малыш пока поступает должным образом, еще не осознавая этических норм: становление морального сознания личности - процесс длительный.

Глубокое осознание моральных принципов, постепенно превращающееся во внутреннюю потребность, наступает, как правило, в подростковом возрасте, а вот процесс общения ребенка с взрослым начинается рано.

Современные дошкольники, вступившие в новое тысячелетие, испытывают недостаток в доброжелательном и теплом отношении со стороны близких, у которых, к сожалению, не хватает времени на общение с ними. Нельзя не учитывать также и то, что есть немало неблагополучных семей, где дети вовсе обделены лаской родных. Дошкольники воспринимают взрослого как некий образец, эталон и подражают ему во всем. Нередко, наблюдая за игрой детей, мы можем догадаться, как общаются ребенок и его родители в домашней обстановке. Эмоции детей в этот период особенно обострены, они испытывают потребность в уважительном отношении к себе со стороны взрослых.

        Однако, несмотря на то, что взрослый, читая книгу или рассказывая что - либо детям, уделяет внимание этическим оценкам поведения того или иного героя, формируя таким образом представления и первичные понятия о нравственных качествах человека, дошкольники в большинстве своем, к сожалению, не соотносят поступки героев с реальностью: для них это всего лишь частный случай. Именно поэтому ребёнок, рассуждая о том, что «обзываться нехорошо», в реальной жизни все - таки произносит обидные слова. Подобное несоответствие не случайно: с одной стороны, взрослые твердят, как следует поступать и говорить, а, с другой стороны, сами поступают и говорят, нарушая правила общения. Повседневное поведение окружающих, как дома, так и в детском саду оказывает огромное влияние на то, какие нравственные качества будут сформированы у ребенка и какие речевые средства он будет использовать.

Как показывает практика, многие дети затрудняются вербально выразить свои чувства в ситуации одобрения, сочувствия, несогласия, похвалы и др. Поэтому в задачу родителей входит знакомство дошкольников с различными речевыми средствами, которыми дети смогут воспользоваться в определенной ситуации общения.

Приведем лишь некоторые вопросы, которые можно обсуждать вместе с малышом.

1.        О каком слове ты будешь жалеть, если его не удастся вернуть?

2.        Вспомни,  не обидел ли ты кого - нибудь. Не стесняйся принести извинение! Что ты почувствовал   после  того,   как   извинился? Попробуй представить свое настроение до и после извинения в цвете или с помощью линий.

3.        Какие вежливые слова ты будешь  использовать,  обращаясь  к кому - нибудь с просьбой?

4. Подари кому - нибудь улыбку! Расскажи, как реагировали те, кому ты улыбнулся. Что ты чувствовал при этом?

Можно рассматривать и разыгрывать с детьми разные ситуации общения, которые помогают им выбрать оптимальные речевые средства для приветствия, прощания, поздравления, благодарности, извинения, просьбы и пр. Серьезное внимание необходимо уделять невербальным средствам общения. Очень важно, чтобы ребенок мог адекватно воспринимать несловесную информацию, отличать близкие, но не тождественные эмоциональные состояния собеседника. Известно, что 65 процентов информации передается с помощью невербальных средств общения.

Детей необходимо учить «управлять» своим голосом, объясняя, что уровень громкости, темп, тон голоса всегда соотносятся с конкретной коммуникативной ситуацией и видом общения. Еще Цицерон говорил: голос человека является показателем его эмоционального состояния; изменений голоса столько, сколько изменений состояния души.

Целесообразно также проведение специальных речевых разминок, которые включают дыхательные, артикуляционные. Необходимо воспитывать в детях такое важное умение, как умение слушать, помогать осознавать, что слушание - это тоже труд, что слушатель должен быть внимательным и вежливым.

      Работа по формированию привычки, потребности соблюдать норны литературного языка, правила речевого этикета, бережно относиться к каждому произнесенному слову должна вестись постоянно, целенаправленно, методично. На подобных занятиях взрослые лишь определяют ту или иную нравственную проблему, в процессе игры знакомятся с речевыми средствами, разыгрывают и анализируют ситуации общения. Потребность же будет формироваться вне занятий, именно поэтому на взрослых возлагается огромная ответственность за собственное речевое поведение.

Учитель – логопед:

Журавлёва Л.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

физкультурное занятие в подготовительной группе на тему "Сила воды"

конспект интегрированного физкультурного занятия "Сила воды"...

Презентация на тему "Сила цвета"

Как цвет  может  влиять на человека....

Конспект ООДпо теме «Сила волшебного слова»

Цель: продолжать формировать навыки культурного поведения в                       повседне...

Консультация Тема «Сила слова или о чем не стоит говорить детям»

Вы когдани будь задумывались, а том как мы  разговариваем с детьми....

Консультация для родителей на тему «Сила примера родителей»

Консультация для родителейна тему «Сила примера родителей»...

Мастер - класс для педагогов ДОУ на тему: «Сила поверхностного натяжения воды»

Мастер- класс по теме "Сила поверхностного напряжения"....