Логопедические занятия с малышами (2 - 3 года).
картотека по развитию речи (младшая группа) на тему

Журавлёва Людмила Михайловна

Игры для занятий с детьми 2 - 3 лет, имеющих нарушения речи. Могут быть использованы, как логопедами, так и родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskie_zanyatiya_s_malyshami.docx39.27 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедические занятия с малышами

      Одним из наиболее сложных видов логопедической работы является развитие и коррекция речевых возможностей у детей младшего и среднего дошкольного возраста. Малый опыт игровой деятельности, неполноценные знания об окружающем мире, а главное недостаточно сформированный уровень физических способностей у детей данной категории не позволяют им заниматься каким либо видом деятельности долго и качественно. Особенно большие сложности возникают у специалистов при заботе с детьми, имеющими в медицинской карте такие диагнозы как ЗПР, СДВГ, РДА и др. В подобных случаях логопед вынужден тратить большую часть занятия на коррекцию поведения, а не речевых расстройств, в результате чего ребенок не осваивает и половины намеченной коррекционно - педагогической программы. Обратимся на конкретном примере к описанию стандартной ситуации, происходящей на логопедическом занятии.

Описание ситуации. На приеме мама с 3 - 4 летним плохо говорящим ребенком. Ее основными жалобами является следующее:" «Все специалисты говорят, что надо заниматься с логопедом, но как только мы приходим на занятия, ребенок отказывается от выполнения артикуляционных упражнений, не может сидеть с ровной спиной у зеркала, отвлекается, капризничает, начинает играть, баловаться, а то и вовсе демонстрирует негативизм и т.д. Если ему делают логопедический массаж, то он начинает плакать, сжимать зубы, драться, прятаться. С карточками и картинками он хочет играть только по своему, а не по инструкции специалиста».

Не правда ли с подобной ситуацией родители и педагоги встречаются нередко. Проанализировав, подобные жалобы родителей возникает вопрос: «А можно ли видоизменить логопедические занятия так, чтобы они были не в тягость, а в радость ребенку, доступны и понятны ему? Конечно, же, да! И поэтому развитие артикуляционных умений необходимо начинать с бытовых навыков гигиены и приема пищи. В данной статье мы попытаемся обобщить накопленный опыт и представить его в виде игр и упражнений.

Игры для язычка, губ и щёк.

•«Кусачки». Ребенку дают мягкий кусок хлеба или твердое печенье и просят быстро покусать зубами, а затем губами.

•«Бусинки». Кладем на тарелку крупные крошки печения или маленькие круглые конфетки. Просим малыша губами собрать их, представив себе, что он собирает рассыпанные бусинки. Или, в качестве усложнения игры, губами перенести «бусинки» с одной тарелки на другую.

•«Тьфу». На тарелке лежат крошки. Ребенок губами берет с тарелки крошку, удерживает ее между губ и сплевывает обратно - тьфу.

•«Воздушный поцелуй». Ребенок прикладывает ладошку к губам, пытается ее поцеловать и помахать ею. Для изменения игровой ситуации можно целовать зеркало, игрушку и т. д. Для того чтобы губы лучше складывались и тянулись трубочкой, взрослый надавливает слегка на уголки рта и выдвигает губы вперед.

  • «Хомячок». Ребенок набирает в рот воды так, чтобы обе щеки надулись.
    Затем кулачками бьет по щекам и с силой выпускает струю воды в раковину.
    Можно набрать немного воды в рот и гонять ее из одной щеки в другую.
  • «Толстые щеки». Ребенок открывает рот. Взрослый сладкую палочку засовывает в рот и на внутренней стороне щек рисует ей линии, кружочки и т.д.

  • «Полоскание горла, рта». Ребенок набирает в рот воды, полощет горло,
    рот, затем выплевывает воду.
  • «Зубная фея». Чистим зубной щеткой зубы, язык и щеки.

•«Ах, как вкусно!». Посыпаем липкую тарелку мелкими крошками хлеба, сухарей, печений, леденцов, сахара и, затем, облизываем шершавую поверхность тарелки широким языком, не забывая, при этом, медленно и плавно вокализировать: «Ааа, ааам, ааах как вкусно!».

•«Рыбалка». Посыпаем липкую тарелку более крупными крошками. Широко открываем рот, высовываем узкий язычок «жалом» и дотрагиваемся до крошки, так, чтобы она прилипла к кончику языка. Таким образом, ребенок должен съесть от 3 до 10 крошек. Выполнять это упражнение надо быстро, четко и резко, проговаривая а – а - а. В качестве игровой ситуации ребенку можно предложить поймать рыбку (сказать, что язык - это удочка, а крошки - рыбки).

  • «Вкусное варенье». Намазываем ребенку губы вареньем и просим облизать их языком по кругу. Либо намазываем только верхнюю или нижнюю губу и просим слизать варенье. Если эти упражнения недоступны ребенку, то просим его просто высунуть язычок наружу, просовывая его между губ и, тем самым, слизать варенье.
  • «Стрелочки». Взрослый намазывает ребенку губы вареньем в четырех направлениях (верх, вниз, правый, левый уголки рта). Ребенок слизывает
    варенье языком по часовой стрелке.
  • «Жевательная резинка». Даем ребенку, если это не противопоказано,
    мягкую жевательную резинку в виде большого кома и просим его пожевать.
    Большой комок жевательной резинки разжевать очень сложно, поэтому ребенок будет разрабатывать челюсти, работать языком,  сглатывать слюни и т. д., т.е. активизировать подвижные органы артикуляции.
  • «Яблочко». Ребенку кладут кусочек яблочка за щеку и просят языком вы
    тащить его оттуда. Тоже производят с другой щекой.
  • «Чашечка». Просим ребенка высунуть широкий язычок. Дотрагиваемся до середины язычка ложечкой или палочкой и делаем небольшое углубление в языке на несколько секунд, как будто чашечку. В качестве игровой ситуации, говорим: «Сейчас я налью тебе чаю (молока, компота...) ш – ш - ш». Можно из пипетки капать в «чашечку» воду, а затем проглатывать ее.
  • «Улитка». Также делаем небольшое  углубление в языке и начинаем палочкой (смазанной в варенье, йогурте...) рисовать  маленькие   кружочки,   как будто закручиваем раковину улитки. Упражнение    желательно    сопровождать стихами про улитку типа:

Улита, улита

Высуни рога

Дам тебе улитка

Пирога...

•        «Трубочка». Просим ребенка высунуть широкий язычок. Кладем сладкую палочку по желобку языка (средняя линия языка) от середины до кончика
делаем ей небольшой нажим так, что бы боковые края языка слегка загибались вверх. Затем плавно проводим сладкой палочкой по средней линии языка и вынимаем ее изо рта.

Игры для формирования воздушной струи

•        «Подними мишку». Ребенок лежит на спине, игрушечный мишка сидит
на животе. Ребенок делает вдох носом так, чтобы надулся животик и поднял
мишку вверх. Затем делается выдох  через открытый рот, животик сдувается, мишка опускается. В идеале малыш должен овладеть этим видом диафрагмального дыхания.

•        «Зеркало». Ребенок сидит у зеркала, делает вдох носом, а выдох через
широко открытый рот, в результате, зеркало запотевает и на нем можно
рисовать пальцем. Возможно, делать выдох через губы, сложенные трубочкой. Если это не получается, то лучше всего взять в рот трубочку для коктейля и делать выдох через нее.

•        «Давай   высмаркаемся».   Ребенок делает вдох носом, а затем выдох носом, а взрослый в момент выдоха, как бы высмаркивает его, т.е. ритмично
зажимает - разжимает ноздри.

  • «Вдох - выдох». Взрослый зажимает правую ноздрю ребенку. Ребенок делает вдох левой ноздрей. Взрослый разжимает правую ноздрю, зажимает левую. Ребенок делает выдох через правую ноздрю, а затем вдох правой ноздрей. Взрослый разжимает левую ноздрю,  зажимает  правую.   Ребенок делает выдох через левую ноздрю, а затем вдох левой ноздрей и т.д.
  • «Пробка». Ребенок делает вдох носом. Взрослый зажимает ноздри. Ребенок пытается сделать выдох. Взрослый пару секунд держит ноздри зажатыми,
    потом резко отпускает. Ребенок производит резкий выдох с шумом, как
    будто пробка вылетела.

«Вкусные запахи». Ребенку предлагается прочувствовать 1 – 2 - 3 запаха.
Для этого в небольшие тарелочки, мисочки кладутся продукты или готовая еда, которые имеют контрастные ароматы. Ребенок берет тарелку двумя руками, подносит к носу и делает короткий шумный вдох носом (т.е. чувствует запах), затем спокойно выдыхает через рот. Взрослый при этом приговаривает: «Ах, какая вкусная кашка! Ах, как пахнет апельсин!». В дальнейшем, необходимо научиться различать запахи без опоры на зрение. В качестве усложнения, делать 2 – 3 и более быстрых, шумных вдохов, а затем спокойный выдох через рот.

Для того, чтобы расширить репертуар такого вида дыхания, необходимо обратиться к детскому варианту дыхательной методики А.Н. Стрельниковой:

•        «Буря». Наливаем в стаканчик немного воды, опускаем в него трубочку для коктейля и просим ребенка подуть, говоря: «Давай сделаем бурю в стакане. А ну-ка сделай сильную – сильную бурю. А теперь сделай так, чтобы буря затихла и стала слабой-слабой». Необходимо приучить ребенка делать вдох через нос, а выдох через рот. В воду можно добавлять мелкую крупу, чтобы усилить зрительный эффект бури в стакане. Вместо воды можно использовать сок, компот разного цвета.

  • «Буря с ритмом». Это упражнение можно усложнить за  счет добавления ритмической структуры. Сначала взрослый  приучает  ребенка  делать ритмичный  выдох через рот, отстукивая ритм рукой по столу. Например, вдох через нос, два - три ритмичных выдоха через рот с микропаузой между ними, при этом, каждый выдох сопровождать ритмичным отстукиванием ладони по столу. Как только это упражнение  получилось у  ребенка, ритмичный выдох выполняют через трубочку и малыш видит постепенное появление пузырей в воде. В дальнейшем ритмический узор упражнения усложняется.
  • «Переливание воды или водоносы».
    Просим ребенка через трубочку набрать в рот воды, крепко сжать губы и
    перенести воду опять через трубочку в другой стаканчик. Важно не пролить
    ни капельки. Воду переливать в стаканчик можно крупной порцией или
    маленькими   постепенными   ритмичными частями. Для игровой ситуации
    в стаканчик желательно положить маленький кораблик или рыбку.
  • «Веер». Подобным образом, ребенок дует через трубочку на свою ладошку,
    веер,  цветную бумажку, султанчики, ватный шарик и многое другое, расширяя игровую ситуацию от занятия к занятию. Контролируя воздушную струю ладошкой, необходимо приучить ребенка  произвольно делать сильную или слабую струю, чувствовать, что она может быть прохладной, холод ной или теплой.
  • «Футбол». Взрослый делает небольшие ворота  на столе из подручного материала (кружки, салфетница и др.), кладет перед ребенком цветной
    ароматизированный ватный шарик и просит его через трубочку подуть так, чтобы шарик закатился в ворота. Если шарик попадает в ворота, то ребенок забил гол и выиграл, если - нет, то про играл (счет до 10, как в футболе).

•        «Дорожка для колобка». Взрослый из подручного материала делает дорожку на столе так, чтобы у нее были бортики (например, из коробочек не большого размера, спичечных коробков и т.д.). Внутрь этого прохода кладется цветной ватный шарик. Ребенку предлагается дуть через трубочку так, чтобы закатить колобка по извилистой дорожке в домик к дедушке и бабушке (внучке). Трубочку ребенок может удерживать рукой и маневрировать ей при поворотах, изгибах дорожки. Для усложнения этого упражнения можно сделать несколько разветвлений у дорожки, например, к волку, медведю и лисе. Ребенок точно должен закатить шарик в нужном направлении.

  • «Снежинки». В стеклянную банку кладутся мелко нарезанные кусочки
    салфеток, шарики пенопласта и др. Ребенку предлагается дуть в банку через трубочку так, чтобы снежинки стали летать, как будто началась метель.

•        «Свистульки». Ребенку предлагают посвистеть в колпачки от ручки, свистульки, сопелки, дудки и др.

Вышеизложенный   материал   предполагает очень простое игровое развитие  артикуляционных  навыков.  В повследствие,  когда  эти  упражнения детьми освоены, важно переходить к планомерному формированию артикуляционного праксиса, благодаря которому легко и быстро ставятся и автоматизируются звуки родного языка.

Артикуляционный праксис и межсистемные взаимодействия

Формирование артикуляционного праксиса рассчитано минимум на три месяца планомерной педагогической         коррекции и включает в себя три этапа.
На первом этапе (первый месяц занятий) дети учатся чувствовать свое тело
и управлять им. При этом все движения (общая, тонкая и артикуляторная
моторика) носят синхронный характер
 (например, губы и руки вытягивается вперед).

На втором этапе данные
движения приобретают реципрокный (разноименный) характер (например, губы в улыбке, руки вытягиваются вперёд).

На третьем этапе сформированные таким образом автоматизмы интегрируются во взаимодействие с движениями глаз: работа ведется вначале над согласованными, а затем - реципрокными координациями (например, язык вниз, руки и глаза вверх). Упражнения данного цикла выполняются стоя, по 4 -6 раз. Параллельно с
ними мы рекомендуем использовать и
другие артикуляционные упражнения. Когда они начинают сочетаться с глазодвигательными этюдами, их следует
делать не более 2 - 3 раз.

Упражнения для стабилизации дыхания.

     Предлагаемый нами цикл упражнений для стабилизации дыхания начинается с формирования у ребенка правильного дыхания в положении «лежа на спине», многократно описанного и канонизированного в разнообразных литературных   источниках   как   диафрагмальное дыхание. Только после этого мы переходим к использованию следующих упражнений:

1). «Цветок». Руки легким движением поднимаются через стороны вверх, ребенок слегка приподнимается на носочках («цветок вырос»). Далее следует глубокий вдох через нос, при этом живот слегка надувается как шарик. Руки медленно и нежно опускаются вниз через стороны, ребенок встает («цветок распустился») и одновременно делает медленный выдох через рот (как будто бы через трубочку).

2). «Ветер». Руки на поясе. Сценарий: «Наступила зима (лето, осень, весна)».

  1. «Стало холодно (тепло)».
  2. «Подул северный (южный, теплый, холодный) ветер».

Расшифровка сценария:

  1. Ребенок делает сильный вдох через нос.
  2. Далее следует медленный выдох через рот (как будто бы через трубочку). В ая струя

прерывается пальцем, для того чтобы получился звук штормового ветра. В том случае, если у ребенка не получается данное движение, щеки придерживаются другой рукой.

3. «Винт». Руки медленно поднимаются через стороны вверх и делается глубокий вдох через нос на счет: 1, 2, 3. Далее они резко опускаются через стороны вниз, кисти при этом совершают круговые (винтообразные) движения в запястном суставе. Одновременно с этим делается несколько ритмичных выдохов через рот по команде: 1, 2, 3. Время вдоха и количества выдохов увеличиваются от этапа к этапу до 6 – 8 секунд.

      На втором и третьем этапах коррекционной работы данное упражнение выполняется в обратном порядке: три резких вдоха через нос сопровождаются винтовыми движениями кистей рук вверх, после чего следует плавный выдох через рот (руки при этом медленно опускаются вниз через стороны).

4). «Поющие птицы». Руки, скрещенные на уровне кистей, медленно, волнообразно поднимаются вверх (имитируем движение взмаха крыльев птиц во время полета) и одновременно с этим делается несколько вдохов через нос на счет: 1, 2, 3. Затем руки медленно и волнообразно опускаются через стороны вниз, при этом на выдохе произносятся звуки по команде экспериментатора:1, 2, 3.

На первом этапе коррекционного воздействия выполнение данного упражнения сопровождается изолированным произнесением вокальной цепочки, состоящей из одного гласного (а – а - а, о – о - о). На втором этапе гласные произносятся серийно (а - о, а – о - у и т.д.) с постепенным увеличением их количества до 6 (причем, как на мягкой, так и твердой атаке). На третьем этапе к произнесению гласных присоединяются согласные звуки, образуя вместе с ними целостные звуковые комбинации (са – са - са).

5). «Индейцы». По окончании медленного глубокого вдоха через нос, на выдохе произносятся гласные, а затем согласные звуки с одновременным постукиванием рукой по груди (животу, рту) или ритмичным закрыванием ладонями ушных раковин, пальцами рук крыльев носа. Звуки, произносимые детьми получаются ритмичными и вибрирующими.

6). «Лесенка - Дорожка». По окончании медленного глубокого вдоха через нос следуют два резких выдоха через рот, а затем один медленный. Этот ритм повторяется 1 – 2 - 3 раза в зависимости от длины выдыхаемой воздушной струи. Выдох производится одновременно с движениями рук (например, два резких выдоха сопровождаются зигзагообразным, ступенчатым движением кисти руки («идем по лесенке»), медленный выдох сопровождается прямым движением кисти руки вверх («идем по дорожке»).

     На первом этапе коррекционного воздействия выдох поочередно сочетается с движениями то ведущей, то не ведущей руки (при этом не работающая рука лежит на поясе). На втором этапе осуществляются синхронные ритмичные движения обеими руками. На третьем этапе к ним подключаются разнонаправленные движения рук (одна рука совершает ритмичные зигзагообразные движения вверх «по лесенке», а другая - прямые движения вверх «по дорожке»).

7). «Косичка». Руки согнуты в локтевых суставах, кисти направлены вверх. Кисти рук сходятся, а затем расходятся в разные стороны (как бы «плетут косичку» вверх). На вдохе делается первое скрещивание кистей рук, на выдохе - второе и т.д. попеременно, не более 4 раз. Аналогичным образом «косичка» плетется вниз.

Упражнения для челюсти.

  1. «Трусливый птенчик». Руки согнуты в локтевых суставах, слегка прижаты к
    туловищу. Кисти рук на уровне плеч собраны в кулак и повернуты вверх. Рот широко открывается и закрывается, в результате чего растягиваются уголки
    рта. Язычок - «птенчик» сидит в гнездышке и не высовывается. Кулачки рук
    разжимаются и сжимаются одновременно с открыванием и закрыванием
    рта.

а) Руки согнуты в локтевых суставах, ладони рук на уровне плеч обращены вверх. Нижняя челюсть движется вперед - назад с одновременным вытягиванием рук и последующим возвращением их в исходное положение.

б) Одна рука, согнутая в локтевом суставе  находится на уровне груди параллельно полу, другая - вытянута в том же направлении. Дети осуществляют

движение  челюстью вправо - влево, перемещая при этом в ту же сторону руки.

в) Руки лежат на поясе. Выполняются
круговые движения челюстью. Ко всем перечисленным выше упражнениям на 2 -ом этапе коррекционного воздействия присоединяются разнонаправленные движения челюсти и
рук. На 3 - ем этапе сенсомоторной коррекции движения челюсти и рук синхронизируются вначале с однонаправленными, а затем с разнонаправленными движениями глаз.

Упражнения для губ.

  1. Покусывание и почесывание губ зубами.
  2. Улыбка - трубочка». Руки согнуты в локтевых суставах, ладони на уровне плеч обращены вверх. Руки и губы «трубочкой» одновременно вытягиваются вперед. После чего губы растягиваются в улыбке, а прямые руки (синхронно) разводятся в стороны.
  3. «Пятачок». Руки лежат на поясе, вытянутые «трубочкой» губы перемещаются вправо - влево,  вращаясь  по кругу. Руки движутся в ту же сторону, что и губы.

     На 2 - ом этапе сенсомоторной коррекции к  этому движению присоединяются разнонаправленные движения губ и рук. На 3-ем этапе они синхронизируются с однонаправленными, а затем и с разнонаправленными движениями  глаз.

  1. «Рыбки разговаривают».
  1. Ребенок хлопает губами друг о друга, сопровождая данное движение произнесением   глухого   согласного, руки при этом лежат на поясе.
  2. Большим и указательным пальцами одной руки сжимается верхняя губа, а двумя пальцами другой руки – нижняя губа, после чего губы растягиваются в разные стороны: вверх – вниз, вправо – влево.

3. Щеки сильно втянуты внутрь, после чего происходит резкое открывание рта и возникает характерный звук «поцелуя».

5) «Уточка». Вытянутые вперед губы плотно сжимаются. Большие пальцы обеих рук лежат под нижней губой, а все остальные - на верхней губе. Губы активно массируются и вытягиваются вперед как можно сильнее, в результате чего возникает поза, напоминающая клюв уточки.

Упражнения для щек.

  1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.
  2. «Хомяк».

Сценарий: «Хомяк идет по лесу».

  1. «Вот такой он сытый, а вот такой - голодный» (имитация движений).
  2. «Нашел хомяк зерно. Идет и гоняет его из одной щеки в другую»: («Вот
    так!»).
  3. «Пришел хомяк в норку и выплюнул зерно»: («Вот так!»).

Расшифровка сценария:

  1. Дети шагают с закрытым ртом, надувая при этом обе щеки и разводя руки в стороны. Затем втягивают щеки и прижимают руки к животу.
  2. Поочередно надувают то одну, то другую щеку, перемещая руки в сторону надутой щеки.

    На 2 - ом этапе коррекционного воздействия щеки и руки синхронно движутся в противоположные стороны. На 3 - ем этапе к ним присоединяется однонаправленное, а затем разнонаправленное движение глаз.

3.        Рот закрывается и дети бьют кулачками по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Упражнения для языка.

1) «Язык - путешественник».

Сценарий:

1. Вышел язычок на улицу: « Ай! Холодно!». И спрятался в домик.

  1.  Оделся теплее, вышел во двор и облизнулся (демонстрация движения).
  2. Вспомнил, что на завтрак блинчики с малиновым вареньем ел и слизал остатки варенья с верхней губы: «Вот так!».
  3. Побежал язычок кататься на качелях: «кач - кач».
  4. Посмотрел на часики: «Тик - так». Не пора ли ему идти домой?
  5. Решил поиграть в стрелочки: «Вот так!» (демонстрация движения).
  6. Замерз язычок и, чтобы согреться, начал прыгать и цокать как лошадка:
    «цок - цок».
  7. А потом стал играть в змейку: «Вот так!» (язычок выбрасывается со всей
    силой вперед и прячется обратно).

9.        Покусал, почесал себя, чтобы не замерзнуть: «Вот так!» (демонстрация
движения).

10.        Потом опять поиграл немножко в лошадок и побежал домой, обедать и
спать.

Расшифровка сценария:

  1. Высовываем язык вперед, удерживая его по средней линии. Руки на
    поясе.
  2. Рот приоткрыт. Облизываем  языком губы по кругу.
  3. Рот открыт. Облизываем кончиком языка верхнюю губу.
  4. Поднимаем язык к верхней губе, а затем опускаем к нижней с одновременным подниманием и опусканием руки в ту же сторону. В ходе выполнения данного упражнения дети могут раскачиваться всем телом вперед - назад.

    На 2 - ом этапе коррекционного воздействия движения рук и языка становятся разнонаправленными, на 3 - ем этапе к ним присоединяется синхронное (одно- и разнонаправленное) движение глаз.

  1. Перемещаем язык к уголкам рта вправо - влево и раскачиваемся синхронно движениям языка.

На 2 и 3 этапах коррекционного воздействия движения рук и языка становятся разнонаправленными, на 3 – ем этапе к ним присоединяется синхронное (одно – и разнонаправленное) движение глаз.

6.        Следуем языком за движениями ведущей  руки:  вверх,  вниз,  вправо,

влево (другая рука при этом лежит на поясе). Далее руки меняются, после

чего упражнение проводится с подключением обеих рук.

      На 2 - ом этапе коррекционной работы движения языка и руки носят реципрокный характер: язык - вверх, рука - вниз; язык - влево, рука - вправо и т.д. На 3 - ем этапе отработанные выше глазодвигательные этюды выполняются сначала однонаправленно с движениями рук, а затем - реципрокно.

7.        Открываем рот, цокаем языком и одновременно прыгаем. Руки лежат на поясе.

8.        С силой высовываем язык вперед (8 - 10  раз),  изображая «жало змеи».

Одновременно с этим сжатые в локтях руки выбрасываем вперед, выпрямляя их.

9.        Сначала покусываем, а затем почесываем язык зубами (от самого кончика до середины). Руки лежат на поясе.

10.        Цокаем языком, стоя на месте. Руки находятся на поясе.

       И в заключение хотим сказать, что начинать упражнения по формированию артикуляционного праксиса надо с наиболее легких и хорошо получающихся у ребенка. Вначале используйте 2 - 3 упражнения, а затем расширяйте репертуар до 7 - 10 игр, то есть по времени это должно занимать не более 3 - 5 или 7 - 10 минут за выполнение всего артикуляционного комплекса. Помните, что задания, связанные с дыханием, языком и глазами являются для организма самыми энергоемкими и могут привести к истощаемости и утомляемости организма маленьких детей.

Учитель – логопед:

Журавлёва Л.М.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия на тему "Времена года"

Конспект занятия для старшей логопедической группы....

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий на тему: «Автоматизация звука Ш» (В гостях у «Спокойной ночи, малыши»)

Цели: создавать условия для познавательно-исследовательской деятельности детей.Задачи:         ·        коррекционные:ü закре...

План – конспект подгруппового логопедического занятия с детьми третьего года жизни с задержкой речевого развития. Лексическая тема: «Птицы»

Программное содержание:Развитие эмоционального общения ребенка со взрослым.Обучение родителей различным формам общения со своим ребёнком; умению наблюдать за ребёнком, создать ситуацию  речевого ...

Занятие для малышей логопедической группы

Занятие для малышей логопедической группы....

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш] в слогах, словах и предложениях. Малыш и Карлсон».

    Цель: закрепление правильного произношения звуков [с], [ш] в слогах, словах и предложениях;       Задачи:        - учить детей давать разли...